Блок – Основы педагогики и психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вожатская этика

Этика – совокупность правил поведения в обществе.

Этика вожатого – вещь специфическая. Данное явления, как правило, делят на две части: этика вожатого в течение года (то есть не на сезоне) и этика вожатого в лагере.

Вожатская этика в течение года:

       Внутри ИО СПО:

Иркутское объединение студенческих педагогических отрядов состоит из 14 отрядов. Все они равны по статусу, все в рамках ИО СПО являются членами ИГК РСМ. Все подчиняются решениям штаба ИО СПО.

Отношения между отрядами внутри ИО СПО должны быть дружескими, по крайней мере, не враждебными и не холодными, и политически корректными. Личная неприязнь к отдельным членам других отрядов не должна выливаться в личную неприязнь одного отряда к другому отряду в целом, не перерастать в конфронтацию между отрядами. Решать возникающие проблемы с бойцами другого отряда надо лично.

На дружинных мероприятиях (Слет, Инструктивный семинар, конкурс вожатской песни, марш готовности и т.д.), прежде всего, необходимо подчиняться правилу «0:0»: приходить без опозданий, а лучше – заранее. На дружинных мероприятиях ИО СПО действует сухой закон, т.е. запрещается употреблять спиртные напитки во время мероприятия и приходить на мероприятие в нетрезвом виде. Это же касается и речи – грамотная, ясная, без употребления нецензурных выражений.

Внутри своей рабочей/образовательной организации.

Студенческие отряды на сегодняшний день активно сотрудничают с учебными заведениями, в которых обучаются, это ценные связи, которые тоже легко разрушить, если не придерживаться этических и моральных норм: поддержание имиджа, качественная и посильная помощь в организации мероприятий Вузов и города в целом – одна из главных задач бойца ИО СПО.

Педотрядовское и стройотрядовское движение связывает поколения, поэтому не стоит забывать о своем вожатском прошлом в настоящем: если вы проговорились коллегам на работе, что когда-то воспитывали детей в лагере, были ведущим, писали сценарии, мастерили уголки или вели выпуск пресс-службы, имеете опыт общения с администрацией мэра – знайте, ваше лицо – лицо всего Объединения. Тот список качеств, который присущ представителю ИО СПО (пунктуальность, отзывчивость, ответственность и т.д.) будет сопровождать вас на протяжении всего жизненного пути. Это чаще сыграет Вам на руку, потому что почетно и откроет перед вами много дверей, и ваша задаче не упустить возможность соответствовать.

Вожатская этика в лагере:

       Данный раздел изучаемого явления является наиболее важным и наиболее сложным. Условно его можно разделить на несколько составных частей: взаимоотношения с другими вожатыми, взаимоотношения с администрацией лагеря, взаимоотношения с персоналом лагеря, взаимоотношения со сторонними воспитателями, взаимоотношения с детьми (!), взаимоотношения с родителями детей, внешний облик вожатого и его поведение. Рассмотрим их.

Взаимоотношения с другими вожатыми:

       Старший вожатый на сезоне для любых вожатых человек авторитетный, его решения не обсуждаются, он главный, ему виднее, что делать, он опытнее – поэтому он старший вожатый. Все указания старшего вожатого должны выполняться неукоснительно и в кротчайшие сроки. Как старший вожатый сказал, так и должно быть! Не допускаются пререкания, хотя обсуждения и внесение предложений возможно. У всех вожатых одна общая цель, поэтому лишние споры и недовольства только мешают работе всего коллектива.

       Отношения между вожатыми должны быть дружеским, но исключающими всяческую фривольность поведения. Нельзя называть друг друга по прозвищам, употреблять какие-то граничащие с похабщиной выражения. Друг друга лучше называть по имени-отчеству или в крайнем случае по имени. Это способствует усвоению детьми того, что Вас нужно называть именно так – по имени-отчеству (или по имени, в зависимости от того, как принято в лагере или в отряде), а не так как им хочется.

При работе с напарником, вожатому, который работает впервые, необходимо прислушиваться к мнению старшего товарища. Свои разногласия не выносить в присутствие детей, не оскорблять друг друга. То же касается и других вожатых в лагере, не только напарников. Не поправлять коллегу при детях, мол «да ты не так все делаешь, вот как надо». То же самое лучше сказать ему отдельно, без посторонних глаз. Никогда не вмешиваться в воспитательный процесс другого отряда, только разве что – погаркать на детей, чтоб быстро засыпали, плюс: возможен вариант, если вожатый другого отряда в силу объективных обстоятельств делегировал ряд властных полномочий Вам, а сам временно покинул лагерь или отряд – тогда пожалуйста, делайте тоже, что и со своим отрядом. Плюс – не наказывайте чужих детей, спрашивайте их координаты: отряд, имя, фамилию, отправляйте ребенка к собственному вожатому с указанием сообщить о собственном проступке лично, и с обещанием, что проверите – сознался он своему вожатому или нет, и, действительно, чуть погодя проверяйте.  

Необходимо всегда перед детьми поддерживать авторитет своего напарника, остальных вожатых в ДОЛ, ну и конечно старшего вожатого, и директора лагеря.

           

Взаимоотношения с персоналом ДОЛ:

       Персонал лагеря это – его администрация (но об этом мы поговорим отдельно), медперсонал, повара, кухонные работники, сторожа, сантехники, кладовщики, бухгалтеры, столяры, кастелянши и т.д. Ваши отношения с персоналом лагеря должны быть исключительно деловыми, т.е. Вам не следует с ними много общаться по личным вопросам, курить на заднем дворе, тем более употреблять горячительные напитки. Более теплые отношения необходимо поддерживать с медперсоналом, завхозом, с поварами. Это полезные отношения. Разумеется, если к Вам кто-то обращается за помощью, не стоит затыкать уши и убегать за старшим вожатым. По ходу работы Вам часто придется общаться с персоналом, главное, чтоб не было крайностей. Конфликты с ними следует разрешать при помощи старшего вожатого.

Умейте нравиться людям – вам это поможет в лагере. Помните, что сказанное Вами в присутствии работников лагеря всегда может дойти до ушей ваших детей или администрации лагеря.

Взаимоотношения с администрацией ДОЛ.

       Администрация лагеря – директор лагеря, заместитель директора по воспитательной работе или старший педагог. Общение с ними должно строиться в основном через старшего вожатого. Тем не менее, их указания для Вас обязательны, т.к. они Ваше начальство. Если Вас что-то смущает в их распоряжениях – обратитесь к старшему вожатому, вместе выработайте единый подход. Вам следует приходить на планерки, устраиваемые администрацией. Исполнять все требующееся от Вас в соответствии с должностными инструкциями в лагере.

Не стоит ругаться с администрацией, качать права! Помните, начальство не выбирают! Попробуйте найти к начальству подход, понравиться ему! Либо не общайтесь с начальством вообще и сводите общение с ними через старшего вожатого.

Если представитель администрации непосредственно лезет к Вам в воспитательный процесс, то мягко и дипломатично отведите его в сторону, объясните, что к чему, что своими указаниями он подрывает Ваш авторитет. Если не проймет, то пошлите его… к старшему вожатому.

 

Взаимоотношения с воспитателями извне.

       Иногда случается, что вожатому или напарникам вожатым приходится работать с воспитателями, которые не имеют к нашему отряду никакого отношения. То есть, либо это педагоги, которые постоянно работают в лагере на каждом отряде, либо это что-то вроде нянечек, задачей которых является помощь во всяких хозяйственных мероприятиях (в столовой накрыть, полдник или паужин принести и т.д.), либо это воспитатели, которые приезжают вместе с детскими домами и приютами. Начнем с последнего случая.

Воспитатели дет.домов и приютов люди специфические, с ними надо найти общий язык. Эти воспитатели, скорее всего, с радостью займутся хозяйственными делами: накрывание, дежурство, смена постелей, возня с дет.домовской малышней и т.д. Заниматься непосредственно воспитанием им неохота. Распределите обязанности с ними, и все у Вас будет хорошо. Не вмешивайтесь в процедуры поощрения и наказания дет.домовцев воспитателями, это отдельная сфера. Воспитатели детских домов и приютов окажут Вам большую помощь силой своего авторитета при воздействии на детей. Хотя бывали случаи, когда гадкие «сопиты» ничего не хотели делать. Но, как гласит давняя лагерная мудрость, – появились проблемы, дуй к старшему вожатому. Не обостряйте отношения сами. Работа с дет.домовцами – очень специфична, о ней стоит говорить отдельно.

Воспитатели-няньки – очень и очень полезны. С ними Вам будет проще работать на отряде. Поддерживайте с ними хорошие и, если это возможно, дружеские отношения.

Воспитатели-педагоги, как правило, - учителя в отпуске. Разумеется, с ними необходимо также найти общий язык и распределить обязанности. Помните, что учитель ребенку внушает большее чувство нормально «страха», то есть учитель в вопросах наказаний – гораздо более воспринимаем детьми, нежели молодой студент. Но важно помнить, что необходимо поддерживать свой авторитет. Решайте свои проблемы с детьми сами, стараясь не обращаться за прямой помощью к воспитателю. Вы должны быть «любимым и мудрым вожатым», а воспитатель должен остаться воспитателем. Дети должны любить и уважать и Вас и воспитателя. В случае возникновения противоречий с воспитателями – обращайтесь все к тому же старшему вожатому.

Взаимоотношения с детьми:

Это самое сложное и самое приятное занятие в лагере (с точки зрения педотрядовца). Это ваша работа. Следуйте следующим правилам:

1) вожатый сказал – вожатый сделал, то есть, если Вы что-то пообещали ребенку, то будьте любезны, исполнить это, будь то поощрение или наказание. Сказали, что не пустите ребенка за провинность на дискотеку – не пускайте его. Сказали, что завтра будете играть с детьми в футбол – играйте и т.д.

2) поддерживать уважение к старшим, то есть одной из Ваших задач будет являться поддержание нормального отношения детей ко всему персоналу лагеря, включая вожатых. Никогда не обсуждайте с детьми кого-то из персонала. Не одобряйте любые плохие высказывания детей о работниках лагеря (хотя дети могут говорить чистую правду). Дайте им понять, что нужно слушаться любого вожатого лагеря.

3) неукоснительно придерживаться распорядка дня в своей работе (в разумных приделах и с некоторыми незначительными вариациями). Никогда никуда не опаздывать.

4) не выделять отдельных детей, не делать ярко выраженных любимчиков.

5) не врать детям: часто вожатые ловятся на том, что на вопрос детей курит ли вожатый они отвечают отрицательно, а потому их застают врасплох с сигаретой где-нибудь на заднем дворе. Все это подорвет Ваш авторитет.

6) научить детей следовать нашим правилам;

7) относитесь к детям уважительно, не перенимайте у детей привычки называть отщепенцев по кличкам и т.д.

8) ни в коем случае нельзя курить и материться при детях. Для детей вы должны быть идеальным вожатым, а ваши мелкие недостатки пусть остаются за кадром вожатской работы.

9) в общении с детьми не используйте жаргон или сленг. Ваш уровень общения и развития должен быть выше, чем у детей.

10) ни в коем случае не выплескивайте на детей свое плохое настроение.

11) не люби другой отряд больше своего.

В лагере помимо Ваших детей, то есть детей Вашего отряда, есть куча чужих детей. Не бойтесь гонять их за курение, утихомиривать их после отбоя, если рядом нет их вожатого, вылавливать их за пределами лагеря, одергивать их при употреблении ими нецензурных слов. Все это нормально. Но не наказывайте чужих детей, передавайте их для этой цели в руки их непосредственных вожатых (см. выше).

Взаимоотношения с родителями:

Коротко говоря, этих отношений практически не должно быть после погрузки детей в автобус, который отправляется в лагерь. Вам необходимо запомнить провожающих родителей – кто чей? Родители в лагере – крайность. Если правила лагеря допускают такое, то Вам лучше будет делать так, чтобы родителям в лагере нравилось. Если родителям на Вас жалуются дети, то Вам придется объяснять ситуацию, но не оправдываться: оправдываются только виновные. Объясняйте родителям правила, объясняйте, что их ребенок не так уж покладист, как они думают. Не ругайтесь с ними. В критических ситуациях прибегайте к помощи старшего вожатого.

Личный и моральный облик вожатого:

Помните, вы пример для детей. Вы безупречны в своем внешнем виде.

Вы постоянно в одежде вожатого (майке, бойцовке или галстуке или и то и другое).

На вашей футболке/бойцовке всегда должен быть бейдж с вашим Именем или Именем Отчеством.

Вас должны уважать и любить дети.

Ваш внешний вид не должен дать повод детям для насмешек. То есть: чистые волосы, бритые лица и ноги (нужное подчеркнуть), опрятная одежда – без выпендрежа (туфель на шпильках, вечерних платьев, широких «рэперских» штанов и т.д.), без дырок, важно иметь чистые ноги (в шлепанцах весь день по лагерю побегаете – сами увидите, что будет с ногами) и т.д. Да, и одежда должна быть чистой. Если у Вас что-то порвалось, будьте добры – аккуратно зашейте. Особенно для девочек важно не одеваться вызывающе, подумайте, как подействует на неокрепшую психику подростка излишне короткая юбка, излишне глубокое декольте, излишне откровенный купальник на пляже. (Вожатый – не проститутка!!!) То есть у Вас должен быть вид нормального, опрятного человека.

Появляйтесь перед детьми всегда с улыбкой и в хорошем настроении.

До отбоя вы не имеете права взять хоть каплю алкоголя в рот, курить лучше так – чтоб дети Вас не видели. Пусть лучше знают, что Вы курите, но не видят этого. Никаких наркотиков. Не заигрывайте с мальчиками и девочками старших отрядов (нужное подчеркнуть). Всегда помните о поддержание личного авторитета и авторитета других вожатых. Для детей – вы образец для подражания.

Взаимодействие напарников

Напарник – тот, кто работает, делает что-либо в паре, вдвоём с кем-либо.

Главным аспектом для эффективного взаимодействия является готовность обоих участников (в данном случае вожатых) к взаимодействию. Это действительно важно, иначе в ситуации, когда один из вас не готов к сотрудничеству, – хорошего ожидать не приходится. При неблагоприятном развитии событий, у вас меняются внутренние установки: «Мой напарник ничего не умеет, это еще один ребенок в отряде» и т.д. В данной ситуации всю ответственность вы внутренне берете на себя, начинаете работать с такой установкой. Итог – профессиональное выгорание на смене.

Знакомство. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов.

Главное правило — проговаривать все до мелочей. То, что для вас ясно как дважды два, может означать вовсе не то же самое для вашего коллеги.

Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Разумно распределяйте работу. Сотрудничайте!

Как достичь взаимопонимания между напарниками в детском лагере:

1. «Узнай меня». Этот этап похож на игру на знакомство, которую проводят в первые дни смены. Не стесняйтесь задавать, как можно больше вопросов. Данный этап может превратиться в интервью, но следите, чтобы он не превратился в допрос – это может насторожить Вашего напарника.

2. «Я привык…» Данный этап предназначен для того, чтобы Вы узнали о привычках вашего напарника и рассказали ему о своих. Привычки – это то, от чего Вы не сможете отказаться (зарядка по утрам, ранний подъем или наоборот). Нужно быть откровенным, чтобы Вы нашли разумный компромисс между вашими привычками.

3. «Правила общежития…» Если Ваш напарник живёт вместе с вами, то Вы должны установить общие правила проживания на одной территории. Ведь кто-то любит оформлять комнату цветочками и рисунками людей, поддерживать творческий беспорядок, а кто-то любит чистоту в комнате и безупречный порядок.

4. «Рабочий стиль…» Чтобы Ваша работа была по максимуму продуктивной, нужно рассказать напарнику, как Вы привыкли работать и каких приоритетов придерживаетесь при работе с детьми. Расскажите, какие внутриотрядные традиции Вы используете. Поделитесь опытом, если таковой имеется, при работе на определенном возрасте детей.

5. «Хотите ли Вы рассказать мне что-нибудь еще, что может быть важным при совместной работе…» Примерно такой фразой Вам желательно заканчивать знакомство с Вашим напарником. Дайте ему возможность поделиться с Вами той информацией, которой он считает важным для Вас. Таким образом, Вы проявите к нему уважение, и Ваше сотрудничество начнется с хорошей ноты.

Главное правило, которое желательно использовать – УВАЖЕНИЕ. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны, говорите напарнику

 

Более подробно это может выглядеть так:

1. Разговаривайте с напарником и задавайте вопросы! Узнайте не только то, что касается работы (сколько смен была в лагере, который раз именно в этом, с каким возрастом работала раньше, что умеет делать – петь, танцевать, рисовать и т.д.), но и то, что касается личности вашей напарницы (ее привычки, любимые и нелюбимые блюда и хобби). Отдельной и очень важной темой для разговора может и должно стать здоровье. Расскажите друг другу о хронических заболеваниях и аллергиях (если они у вас есть) – мало ли что может случиться на смене!

2. Определитесь с обязанностями. Вы умеете танцевать и можете поставить танец с детьми, а ваша напарница закончила художественную школу, поэтому с легкостью поможет детям оформить отрядный уголок и т.д. Кто занимается в вашей паре финансами, кто творчеством, кто дисциплиной, кто общением с родителями?.. Все это желательно решить в первый же день.

3. Выработайте свои правила общения. Основные: не ругаться и не выяснять отношения при детях; не отменять и не обесценивать решения и команды друг друга, не обсуждать личность напарницы или ее поступки с детьми и не давать детям говорить о ней плохо; прикрывать друг друга, предупреждать напарницу об отлучках или проблемах. К этим правилам вы можете добавить свои, которые помогут избежать ссор и конфликтов.

4. Если есть время и возможность, поиграйте. Подойдут те игры, где вы должны понимать друг друга (крокодил или «пойми меня»), угадывать мысли («погружение»), делать что-то вместе: например, прыгать через скакалку вдвоем. Или вот еще задание: возьмитесь за руки, а свободными (ваша левая, ее правая) порежьте бумагу, завяжите шнурки и т.д.

 

Очень важно соблюдать:

Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее!

Ø Распределить обязанности.

Ø Авторитет напарника. Не нужно делать из себя «доброго» вожатого, а из напарника «злого». Ни в коем случае не подрывать авторитет друг друга перед детьми!

Ø Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах)

Ø Договориться о таких мелочах, как возраст (если напарник не говорит детям сколько ему лет на самом деле) и о таких важных вещах, как кто проводит зарядку, кто ведет огоньки (конечно идеальный вариант – всё по очереди, но бывает, что удобно по-другому)

Ø Отношения с напарником - это ваш брат и сестра, и защитник, и опора. И если уж ваши мнения не совпадают, то никак не стоит перед детьми выяснять кто прав.

 

"ЗАПРЕЩЕННЫЕ" ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ

  1. выяснение отношений между вожатыми;
  2. обсуждение детей;
  3. обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
  4. решение вопросов личного характера.

Идеальные напарники – лидер и исполнитель. Но сработаться могут и два лидера, которые просто разделят сферы влияния, и даже два исполнителя, которые будут четко следовать инструкциям. Конечно, в отряде, который возглавляют два лидера, будет куда интересней, чем под руководством двух исполнителей, но хорошо и комфортно детям может быть и в том, и в другом случае.

Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш напарник, учитесь у него. Не стоит пытаться доказать ему, что вы тоже на что-то способны. Общение вожатых – это не состязание. Если вы и в самом деле хороший вожатый, это будет видно по вашей работе.

Не старайтесь отбить лидерство, проявляйте инициативу тогда, когда твердо знаете, что поступаете правильно. Если не уверены – посоветуйтесь с напарником.

Главное правило опытных вожатых, которым в напарники достался новичок – не дави авторитетом! Не стоит выпячивать свой профессионализм, следить за каждым шагом и постоянно, даже по мелочам, объяснять, что и как делать. Грамотно налаженные рабочие отношения с напарником облегчают работу, вы же, контролируя каждый его шаг, взваливаете себе на плечи еще одну обязанность.

Если у вашего менее опытного напарника не получается что-то делать, не стоит ругаться и настаивать, проще взять эту обязанность на себя, особенно если вы можете с ней справиться лучше, взамен отдав ему что-то из того, что делали ранее вы.

Внимание! Запомните: как только в пределах видимости появится хотя бы один ребенок из вашего отряда, вы с напарником становитесь одной командой, понимающей друг друга с полуслова.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 213.