Цель: развитие навыков невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления, способности к обобщению и систематизации информации
Необходимый инвентарь: -
Время проведения: 20 - 40 мин
Количество участников: 8 - 20 человек
Ход проведения:
Группа делится на 2 равные части - земляне и инопланетяне. Земляне выходят за пределы аудитории. Ведущий предлагает оставшимся инопланетянам инструкцию: "На вашу планету прилетел корабль землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты. Эти правила таковы:
- Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да».
- Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет».
- Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).
Для землян инструкция звучит следующим образом: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с инопланетянами. Ваша задача - понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 25 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».
Рефлексия:
- Как ваши впечатления?
- Что помогло группе прийти к решению?
- Вы удовлетворены работой команды?
- Что понравилось в работе?
- Что бы вы сделали по-другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?
- Какие выводы можно сделать из этой работы?
УЗЕЛ
Цель: развитие лидерских качеств, умение понимать друг друга без слов, концентрация, собранность, командообразование
Необходимый инвентарь: веревка 3-5 м
Время проведения: 15 - 40 мин
Количество участников: 4 - 15 человек
Ход проведения:
Все участники берутся руками за веревку, отпускать веревку нельзя, руки передвигать по ней можно. Задача участников в тишине завязать любой узел.
Рефлексия:
- Какие эмоции вызвало это упражнение?
- Было ли сложно решить задачу? Почему?
- Какая стратегия была реализована? Кто её предложил?
- Что показалось самым трудным в упражнении?
ХАНОЙСКАЯ БАШНЯ
Цель: развитие командного взаимодействия:
- формирование умения понимать и чувствовать друг друга без слов;
- формирование ответственного отношения участников к общему делу;
- осознание участниками важности личного вклада в общее дело;
развитие лидерских качеств, умение понимать друг друга без слов, концентрация, собранность
Необходимый инвентарь: три начерченных на земле квадрата; около 6 предметов разных по отношению друг к другу размеров (из предметов должна получиться пирамида).
Время проведения: 40 – 60 мин
Количество участников: 4 - 15 человек
Ход упражнения:
Специалист на земле чертит 3 квадрата. В один из крайних квадратов необходимо положить пирамиду из 3 предметов. Участники выстраиваются в круг вокруг 3 нарисованных квадратов. Задача команды передвинуть пирамиду из одного крайнего квадрата в другой крайний квадрат. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
- каждый человек может передвинуть только один предмет (нельзя за один ход передвигать 2 и более предметов);
- участники делают ходы по очереди друг за другом;
- только меньшие по размеру предметы можно ставить на другие предметы;
- участники перед налом выполнения задания не должны договариваться;
- участники выполняют испытание в полной тишине;
В случае нарушения правил пирамида возвращается на исходную позицию, и команда начинает выполнять задание снова. Изначально для тренировки вы можете дать только 3 предмета. Далее можно усложнять задание и пробовать передвинуть башню из 4-5-6 предметов.
Возможная легенда про «Ханойскую башню»: «В одном из буддийских монастырей монахи уже тысячу лет занимаются перекладыванием колец. Они располагают тремя пирамидами, на которых надеты кольца разных размеров. В начальном состоянии 64 кольца были надеты на первую пирамиду и упорядочены по размеру. Монахи должны переложить все кольца с первой пирамиды на вторую, выполняя единственное условие — кольцо нельзя положить на кольцо меньшего размера. При перекладывании можно использовать все три пирамиды. Монахи перекладывают одно кольцо за одну секунду. Как только они закончат свою работу, наступит конец света».
ШЛАГБАУМ
Цель: развитие лидерских качеств, формирование доверительного и ответственного отношения участников друг к другу, к общему делу, создание положительной атмосферы внутри команды; формирование умения совместно решать поставленные перед командой задачи; развитие коммуникативных навыков участников и команды в целом
Необходимый инвентарь: над бревном диаметром 30-40 см (по центру) расположена перекладина на высоте 1 м
Время проведения: 15 - 20 мин
Количество участников: 6 - 10 человек
Ход проведения:
Над бревном (по центру) расположена перекладина на высоте 1 м. Группа встает на бревно с одной стороны от перекладины. Участники держатся за руки. Задача – пролезть всей команде над (под) перекладиной, не разрывая рук и не касаясь земли. Можно усложнять задание – пройти одному участнику с закрытыми глазами. Варианты: встать всем участникам в круг, взяться за руки, затем, не расцепляя рук, пройти шлагбаум сверху.
Рефлексия:
- Какие эмоции вызвало это упражнение?
- Что показалось самым трудным?
- Были ли участники, которым требовалась помощь? Как вы им помогли?
ШЛЯПА МЫСЛЕЙ
Цель:
- развитие коммуникативных навыков.
- создание условий для осознания ценностей личности, принятия ценностей.
- создание условий, для осознания участником личных возможностей, сильных сторон, создание условий для повышения самооценки участников.
- создание условий для доверительных взаимоотношений в группе, повышения уровня интереса к личности друг друга, к суждениям и мнениям друг друга.
- повышение эмоционального фона группы, создание условий для творческого союза в группе.
Необходимый инвентарь: карточки с фразами – 40 шт.
Время проведения: 60 мин
Количество участников: 10 человек
Ход проведения:
Специалист: «Друзья, за время, проведенное друг с другом, мы постоянно узнаем что-то новое друг о друге, но каждый из нас – это целый большой неизведанный мир! У каждого их нас есть свои мнения, взгляды на разные вещи, у каждого в жизни случались разные ситуации, которые стали для него жизненным опытом. Я предлагаю каждому из вас поделиться своим жизненным опытом. Думаю, кому-то он может оказаться важен. И у нас с вами как у настоящей команды появится возможность еще лучше узнать друг друга! Сейчас у меня в руках находятся карточки, на каждой из них написано разные фразы. Но! На них вы найдете только начало фразы. Я предлагаю каждому из вас продолжить ту фразу, которую он вытянет на карточке. Карточек много, фразы на них все разные. Итак, давайте приступим».
Специалист достает (можно положить в «шляпу») карточки, на которых написаны различные фразы. По очереди участники достают по одной карточке, читают ее и далее продолжают эту фразу. Фразы касаются человеческих ценностей, ситуаций выбора, взаимоотношений и т.д.
Создайте необходимую доверительную и безопасную атмосферу в группе во время данного тренинга. Попросите участников не перебивать друг друга, не дополнять. У каждого участника может быть время, чтобы подумать, прежде чем озвучить свои мысли.
Фразы для карточек:
- Больше всего я сожалею…
- Моя самая большая опора …
- Больше всего я люблю …
- Сейчас я бы очень хотел(а) …
- Мое настроение зависит от …
- Настоящий друг – это человек …
- Я чувствую ответственность за …
- Я могу довериться человеку, который …
- Команда для меня – это…
- Мой самый выдающийся поступок – это…
- В детстве я хотел быть…
- Моя цель в жизни – это …
- Сильный человек - это …
- Мое любимое животное …
- Когда-нибудь я хотел попасть в …
- Больше всего я боюсь …
- Я никогда не …
- Больше всего я мечтаю …
- Мое самое большое достижение …
- Я не люблю, когда делают …
- Мое самое лучшее качество …
- Одно из моих самых заветных желаний – это …
- От нашего похода я жду …
- Жизнь для меня – это …
- Самый счастливый день в моей жизни был …
- Самым дорогим подарком для меня был …
- Если бы у меня был 1 млн. долларов, то я …
- В будущем я себя вижу …
- Семья для меня – это …
- Больше всего мне нравится в человеке …
- Хороший руководитель – это …
- Я могу сдаться, только если …
- Самый сложный выбор для меня – это …
- Моя слабая сторона – это …
- Мой жизненный принцип ….
- Я не готов простить …
- Мой успех в жизни зависит от …
- Я часто себя сильно критикую за …
- Я всегда хвалю себя за …
- Я чувствую, что я не хуже других могу …
- Самая большая в жизни поддержка для меня – это …
- Если бы я был(а) героем книги, я бы был(а)… потому что…
- Герой нашего времени для меня – это …
- Самые важные качества в Человеке – это …
Рефлексия:
- Друзья, какие ваши впечатления после нашей беседы (обязательно выслушать каждого участника)?
- Какие моменты особенно запомнились?
- Легко ли было продолжать фразы? Или тяжело? Почему?
- Насколько легко было довериться группе и поделиться своими мыслями?
- Что нового вы сегодня узнали друг о друге (обязательно выслушать каждого участника)?
ЭМОЦИИ
Цель: развитие эмоциональной сферы участников.
Необходимый инвентарь: карточки с названиями эмоций
Время проведения: 30 - 50 мин
Количество участников: 4 - 15 человек
Ход проведения:
Специалист: «Друзья, сегодня мы будем учиться выражать эмоции и узнавать их. Давайте вспомним, какие эмоции вы знаете? В каких ситуациях человек их испытывает? (…) Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой написано название эмоции. У вас будет пять минут на подготовку, а потом вам нужно будет показать всем эту эмоцию, не называя ее и ничего не говоря вслух. Это может быть просто мимика или маленькая сценка».
Эмоции: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, волнение, вина, смущение, нежность.
После каждого выступления происходит анализ показанного.
Специалист задает вопросы:
- Было ли сложно показать эмоцию?
- Было ли сложно угадать эмоцию?
- За счет чего удалось угадать эмоцию?
Дети отвечают.
Специалист: «Друзья, теперь перейдем к более сложным эмоциям».
Дети вытаскивают карточки.
Эмоции: страдание, безразличие, беспокойство, бодрость, вдохновение, восторг, гордость, любопытство, обида, усталость, скука, сочувствие.
После каждого выступления происходит анализ показанного.
Специалист задает вопросы:
- Было ли сложно показать эмоцию?
- Было ли сложно угадать эмоцию?
- За счет чего удалось угадать эмоцию?
- Почему эти эмоции было сложнее угадать, чем эмоции в первом круге?
Дети отвечают.
Итоговая рефлексия:
- Друзья, как ваши впечатления от занятия?
- Какие новые эмоции вы узнали?
- Как вы думаете, в чем этот тренинг может вам помочь? (лучше понимать других людей, распознавать их эмоции)
ЭМОЦИЯ ПО КРУГУ
Цель: развитие эмоциональной сферы и эмпатии
Необходимый инвентарь: -
Время проведения: 10 - 20 мин
Количество участников: 5 – 15 человек
Ход проведения:
Один из участников показывает соседу какую-то гримасу. Тот как можно точнее ее копирует и передает дальше. Гримаса должна передаваться по кругу и вернуться к «автору». Он должен сказать, какую эмоцию хотел передать, и какую получил.
Рефлексия:
- Удалось ли передать изначальную эмоцию?
- В какой момент передаваемая эмоция изменилась?
- Давайте подумаем, почему нас часто неправильно понимают?
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ
Цель:
- эффективно тренировать взаимодействие с партнером при максимальной концентрации и быстроте реакций;
- дать возможность участникам тренинга проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера;
- развить умение эффективно работать в нескольких направлениях деятельности;
- научиться действовать в условиях стресса, не теряя способностей концентрировать внимание на проблеме;
Необходимый инвентарь: 2 стула, планшет, бумага, ручки
Время проведения: в зависимости от количества участников - каждая четверка игроков находится в процессе выполнения упражнения 10 мин
Количество участников: 6 - 12 человек
Ход проведения:
Это упражнение возвращает нас к рассказам об императоре Юлии Цезаре, который обладал поразительной способностью одновременно и качественно выполнять несколько различных действий. Порой лидеру приходится применять на практике замечательные качества знатного римлянина.
В каждом раунде «игры» будет участвовать четверо игроков в поле и две группы судей. (Количество судей значения не имеет, так что порой можно всех зрителей разделить на две судейские группы, каждая из которых получает конкретное задание.)
Первая игровая четверка выходит на площадку и выносит с собой два стула. Первый и второй игроки садятся друг против друга на расстоянии 2-2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале располагаются за стулом второго участника. Это их стартовая позиция, потом по ходу «игры» они могут свободно передвигаться по комнате.
В течение двух минут первый участник обязан повторять все движения второго участника, выполняемые им произвольно: любые движения сидя, стоя, в движении по комнате... Кроме того, первому человеку предстоит отвечать на непрерывные вопросы третьего и четвертого. Вопросы могут быть любыми. Когда иссякнет фантазия одного из спрашивающих, в дело немедленно включается второй.
Обратите внимание, что в игре участвуют и судьи. Они – самые справедливые и внимательные арбитры в мире. Одна группа судей будет следить за тем, чтобы первый игрок не пропускал движений партнера и повторял каждое из них. За каждый пропуск начисляется штрафное очко! Вторая группа следит за ответами на вопросы. Ответы могут быть абсолютно свободными, отличаться нелогичностью, отсутствием связи с вопросом и т.д. Важно, чтобы прозвучала осмысленная реакция первого игрока на вопросы двух ассистентов, и чтобы в своих ответах он не пользовался запрещенными «Да!», «Нет!», «Не знаю!» Использование каждого запрещенного ответа приносит штрафное очко.
Игра продолжается в течение двух минут. Затем судьи первой и второй групп сообщают о количестве заработанных игроком штрафных очков. Результат записывается. После этого игроки меняются ролями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь второй игрок.
Вновь подведение итогов, запись и смена ролей: теперь игровые стулья занимают третий и четвертый участники, а первый и второй будут задавать вопросы.
Это задание можно проводить по очереди со всей группой, чтобы определить абсолютного чемпиона - того, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.
Рефлексия:
- Какие действия было сложнее выполнять – повторять движения партнера или отвечать на вопрос?
- Случались ли во время игры мгновения кризиса, когда вы понимали, что теряете контроль над ситуацией? Что помогло вам преодолеть такие моменты и вернуться к выполнению задания?
- Что вы вынесли для себя из данного упражнения? Что вы думаете сейчас о сильных и слабых сторонах своего поведения в кризисной ситуации?
Приложение
Цели
Упражнения
Целевая аудитория
Страница
Подростки
С девиантным поведением
Вид коррекционного образовательного учреждения
Дата: 2019-05-28, просмотров: 246.