Цель: развитие коммуникативных навыков: контроль речи, обогащение словарного запаса, развитие быстроты реакции
Необходимый инвентарь: карточки с названиями эмоций
Время проведения: 15 - 30 мин
Количество участников: 6 – 10 человек
Ход проведения:
Специалист: "Всем нам иногда непросто бывает правильно выразить свои мысли, эмоции, чувства. Не всегда удается с первого раза правильно описать ситуацию так, чтобы она была понятна всем. Для того, чтобы научиться лучше понимать друг друга, мы сейчас попробуем сделать следующее: мы договоримся о том, какие слова будут запрещёнными (как правило, это «да» и «нет», «чёрный» и «белый», но можно и другие). Затем водящий будет задавать каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещённым словом. Игроки в свою очередь, отвечая на вопрос, постараются избежать запрещённого слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу. Например:
- Ты любишь мороженое?
- Обожаю! (Вместо: «Да!»)
Тот игрок, который всё же ответил запрещённым словом, считается проигравшим, либо становится сам водящим.
Рефлексия:
- Сложно ли было заменять, подбирать нужные слова?
- Как можно расширить свой словарный запас?
- Пригодится ли это умение вам дальше в жизни? Каким образом?
ДАНЕТКИ
Цели: развитие коммуникативных навыков и логического мышления
Необходимый инвентарь: -
Время проведения: 45 мин
Количество участников: 2 – 15 человек
Ход проведения:
ДАНЕТКА 1
Задание: Музыка смолкла, и она умерла.
Ответ: Она - артистка цирка, канатоходка. Ее коронный номер - ходьба по канату с завязанными глазами. Окончание музыки должно было служить ей сигналом, что путь завершен и можно сделать шаг в сторону. К сожалению, дирижер циркового оркестра (вариант: солист, скрипач) неожиданно заболел, а его сменщика забыли предупредить, поэтому он закончил мелодию раньше, чем артистка дошла до конца каната. В результате она упала с высоты и разбилась.
ДАНЕТКА 2
Задание: Ковбой заходит в бар и просит у бармена стакан воды. Ни слова не говоря, бармен выхватывает из-за пояса пистолет и стреляет вверх. Ковбой говорит: «Спасибо» и уходит.
Ответ: Ковбой икал, а от испуга перестал.
ДАНЕТКА 3
Задание: Человек выпрыгнул из самолета без парашюта. Он приземлился на твердый грунт, но остался невредимым. Почему?
Ответ: Самолет стоял на взлетной полосе.
ДАНЕТКА 4
Задание: Гренландия - огромный остров, покрытый снегом и льдом. Почему человек, открывший этот остров, назвал его Гренландией, т. е. Зеленой страной?
Ответ: Гренландию открыл примерно в 982 г. скандинавский ярл Эрик Рыжий. Он стремился побудить людей селиться там и поэтому назвал страну Гренландией, так как это название могло привлечь их (на англ. языке greenland — «зеленая земля»). Это один из ранних примеров сознательной дезинформации.
ДАНЕТКА 5
Задание: За ужином, на котором собрались люди из высшего общества, была пущена по кругу очень дорогая монета, чтобы люди могли посмотреть на нее. Вдруг погас свет. Когда он зажегся вновь, монеты не оказалось. Было решено обыскать всех гостей. Один человек отказался подвергнуться обыску. Тогда вызвали полицию, но еще до ее прибытия монету обнаружили под блюдцем. Почему гость не позволил себя обыскивать?
Ответ: Человек, который отказался подвергнуться обыску, был аристократом, но впавшим в крайнюю бедность. Он старался сохранять достойный вид, но у него часто не бывало денег на еду. Поэтому за ужином он тайком набил карманы едой со стола, которая позволила бы ему просуществовать несколько дней. Разумеется, при обыске ее бы нашли, и он был бы унижен.
ДАНЕТКА 6
Задание: Чтобы люди могли попасть в канализационные коллекторы или добраться до других подземных коммуникаций, используются люки. Недавно совет нашего города решил, что все
квадратные люки в городе следует заменить круглыми. Мы привыкли, что городской совет принимает глупые решения, но на этот раз решение было совершенно правильным. Почему?
Ответ: Крышка квадратного или прямоугольного люка может провалиться в люк, так как длина диагонали люка больше длины стороны крышки (если только ширина закраины, на которой лежит крышка, не слишком велика). Крышка же круглого люка провалиться не может, как ее ни поверни. Поэтому круглые люки удобнее и безопаснее квадратных.
ДАНЕТКА 7
Задание: В газете помещена заметка «Смерть в горах» фотографией супружеской пары и соболезнованием мужу по поводу гибели жены. Некто пришел в полицию, после чего муж был арестован по подозрению в убийстве.
Ответ: Туристский агент засвидетельствовал, что муж заранее заказал два билета в горы и только один обратный.
ДАНЕТКА 8
Задание: Они пытались сделать это, но у них ничего не получилось, а когда она сделала, это они расстроились.
Ответ: Курочка Ряба.
ДАНЕТКА 9
Задание: Двое братьев выпивали в баре. Внезапно один из них начал спорить с барменом, а потом достал нож и, не обращая внимания на попытки брата остановить его, ударил бармена. На суде он был признан виновным в убийстве. В конце судебного заседания судья сказал: «Вы признаны виновным в совершении убийства. Но у меня нет другого выбора, кроме того, чтобы отпустить». Почему судья вынужден был так поступить?
Ответ: Виновный человек был сиамским близнецом, присоединенным в талии к брату. Судья не мог отправить виновного в тюрьму, не посадив туда же невинного брата.
ДАНЕТКА 10
Задание: Человек был найден застреленным в своем кабинете. Он был распростерт на столе с ружьем в руке. На столе стоял магнитофон. Когда полицейские включили его, они услышали: «Я больше не могу. Мне не для чего жить». Затем послышался звук выстрела. Однако полицейские сразу поняли, что человек был убит. Как они это узнали?
Ответ: Кассета стояла на начале записи слов погибшего. Кто же перемотал ее?
ДАНЕТКА 11
Задание: Два человека были хорошими друзьями, но не виделись несколько лет. Однажды они вдруг встретились, но при встрече не обменялись ни единым словом. Они не были ни немыми, ни глухими, и запрета на разговоры в месте их встречи не было. Почему же они не поговорили?
Ответ: Эти люди были аквалангистами и встретились под водой.
ДАНЕТКА 12
Задание: В 18-ом веке от оспы умирали миллионы людей во всем мире. Избавлением от нее мы обязаны английскому сельскому врачу Эдварду Дженнеру, который жил с 1749 по 1823 года. Он заметил, что доярки никогда не болеют оспой. Это наблюдение позволило ему разработать профилактическую процедуру, которая сделала его одним из самых знаменитых врачей всех времен и народов. Почему же доярки не болеют оспой?
Ответ: Доярки заражались от коров неопасной для человека коровьей оспой, и это давало им иммунитет против родственной ей, но гораздо более настоящей оспы. Дженнер исследовал это явление и разработал прививку от оспы с использованием вакцины из коровьей оспы. Со временем эти прививки получили широкое распространение во всем мире и избавили человечество от оспы.
ДАНЕТКА 13
Задание: Человек всю жизнь стремился к некоей цели, но он застраховался на случай, если достигнет ее. Что это была за цель?
Ответ: Это реальная история, произошедшая в Японии. Застраховавшийся был страстным гольфистом и всю жизнь мечтал загнать мяч в лунку с одного удара. Но это обошлось бы ему очень дорого, так как по обычаям его клуба, тот, кому удавалось это, должен был устроить банкет всем остальным членам клуба.
ДАНЕТКА 14
Задание: Человек шел по незнакомой местности. Он дошел до перекрестка дорог, где оказалось, что столб с указателями направлений дорог упал. Как человек сумел выбрать нужную дорогу?
Ответ: Путник знал название города, из которого он вышел утром. Это и позволило ему поставить столб так, чтобы указатель с названием этого города указывал на дорогу, по которой этот человек пришел. При этом и все остальные указатели оказались в правильных положениях.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Цели: развитие лидерских качеств; активизация поисковой активности участников, что приводит к пополнению багажа знаний, всестороннему развитию личности, а также выработке собственного мнения, отношения и взглядов на различные вещи; формирование познавательных мотивов и интересов; пробуждение в участниках творческого потенциала; обучение и развитие навыков коллективной мыслительной и практической работы (т.е. эффективной совместной деятельности); формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений, сотрудничества, развитие коммуникабельности; воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом
Необходимый инвентарь: карточки с ролями
Время проведения: 60 мин
Количество участников: 8 – 12 человек
Ход проведения:
Ведущий раздает каждому участнику карточку с ролью, которую будет необходимо отыгрывать на протяжении одной ситуации. Затем ведущий объявляет критическую ситуацию, в которую попали все участники. Задача участников принять наиболее правильное с точки зрения техники безопасности решение, не забывая при этом об уважении других членов команды.
Ситуации:
- Ваша группа заблудилась в лесу. Ориентиров нет, вокруг вас лес. Сотовая связь отсутствует. Никаких инструментов с собой нет, спички есть.
- На место стоянки пришел медведь.
- Участник группы поскользнулся на стоянке и сломал ногу. Перелом открытый, у участника сильное кровотечение.
- Ночной ураган, ветер ломает ветки деревьев. Палатки сносит ветром, тент вот-вот сорвется.
- Инструктор ушел на разведку, обещал вернуться через десять минут и не возвращается в течение двух часов.
- Во время перехода через озеро один из участников проваливается под лед.
Роли для участников:
- Паникер – убеждает всех, что ситуация безвыходная, все предлагаемые решения ему кажутся недостаточно убедительными. Боится крови, при виде ран падает в обморок.
- Торопыжка – как только озвучено какое-либо решение, сразу начинает его делать. Не любит размышлять. Слушать всех – не его стиль.
- Командир – готов ответственно взять руководство на себя и разрешить ситуацию. Умеет выслушивать всех, но в случаях, где требуется немедленное решение, может дать четкую инструкцию без обсуждения.
- Поддерживающий – поддерживает тех, кому сложно, помогает всем не разругаться. Душа компании, его все любят.
- Организатор – организует при необходимости обсуждение ситуации, готов терпеливо выслушивать всех. Руководит процессом выполнения инструкций командира, помогает всем получить задачи.
- Творческий – предлагает совершенно новые, необычные, иногда даже пугающие способы решения проблем.
- Критик – находит слабые места предлагаемых идей. Сам идеи не предлагает. Он осторожен, старается продумать все риски.
- Генератор идей – предлагает различные способы разрешения проблем, идеи других не критикует.
- Противник лидера – ему все равно, хорошие или плохие идеи предлагает лидер, он считает, что лидер здесь он. А поэтому стремится всячески привлечь внимание и считает, что последнее слово должно быть за ним.
- Потеряшка – не понимает, что происходит. Даже тогда, когда все уже приняли решение, он еще пытается разобраться, что же происходит.
- Помощник – помогает командиру донести мысли, следит, чтобы все его услышали.
После каждого раунда упражнения специалист собирает карточки и проводит рефлексию.
Рефлексия:
- Друзья, какие у вас ощущения, впечатления после упражнения? После проигранных ситуаций?
- Удалось ли вам найти выход из ситуации? Принято ли общее решение? Почему?
- Подумайте, кто, по-вашему, какую роль играл в этом раунде?
- Насколько сложно было отыгрывать полученную роль? Почему?
- Что нужно, чтобы в следующей ситуации удалось принять общее решение? Как должен вести себя командир?
- Как вы думаете, насколько данные роли присутствуют в любой команде? А в нашей команде?
- Насколько важно наличие людей с разным поведением (разными ролями) в группе?
ДЖЕФФА
Цель: развитие ценностной сферы, развитие коммуникативных навыков; развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
Необходимый инвентарь: -
Продолжительность: 40 - 90 мин.
Количество участников: 6 – 30 человек.
Необходимый инвентарь: таблички «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ»
Ход проведения:
Готовятся три плаката с надписями: "ДА", "МОЖЕТ БЫТЬ", "НЕТ". Крайние плакаты вывешиваются по двум концам зала, а средний - в центре (в походных условиях обозначаются три зоны, соответствующие ответам; надписи можно начертить на земле). Ведущий располагается в середине зала на возвышении, чтобы было лучше слышно задаваемые вопросы. После заданного утверждения или вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат. Желающий поднимает руку. Ведущий спрашивает его.
Запрет: участники упражнения не имеют права на кого-либо «нападать», критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение. Ведущему необходимо данное правило обозначить участникам и настроить их на возможность услышать различные точки зрения. Во время данного упражнения необходимо создать доверительную атмосферу, где каждый может безопасно высказывать свое мнение.
В данном упражнении будут использоваться утверждения или вопросы из определенных тем, которые наиболее важны, актуальны и, главное, возможны для обсуждения с подростками.
Количество и порядок вопросов может регулироваться ведущим в процессе выполнения детьми упражнения.
Возможно, стоит обращать особое внимание за конкретными реакциями детей (на конкретные темы) и тогда углубляться в них больше, равно как и в анализе делать упор на данных вопросах.
Из общего количества вопросов следует выбрать около 5-10. После упражнения проводится рефлексия:
- Было ли вам интересно, если да, то почему?
- Как вы думаете, какую цель преследовали заданные вопросы?
- Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
- Были ли вопросы, над которыми вам хотелось бы подумать или поговорить подольше?
- Что вы чувствовали по отношению к тем, кто давал ответ, противоположный вашему?
- Менялось ли при этом ваше мнение?
- Помогли ли эти вопросы узнать друг друга больше?
- Открыли ли вы что-нибудь новое для себя и в себе? Что?
Темы: «Я», дружба, отношения, профессия, нравственные / моральные качества человека, волевые качества, целеполагание.
Вопросы:
- Хотел бы ты изменить свой возраст?
- Считаете ли вы, что мужской пол - сильный пол?
- Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
- Я верю в судьбу.
- Хотел бы ты поменять свой пол?
- Считаете ли вы себя умным?
- Смог бы ты дружить и любить человека другой национальности и расы?
- Смогли бы вы прожить в одиночестве?
- Все ли можно купить за деньги?
- Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
- Как вы считаете, есть ли у вас комплексы?
- Согласны ли вы с пословицей: "Один в поле не воин"?
- Я лидер?
- Во всех своих неприятностях я, прежде всего, виню себя.
- Никогда не скучаю, даже если пребываю в одиночестве.
- Лучше быть умным, чем богатым.
- Знаете ли вы себя полностью?
- Я знаю, для чего я живу.
- Считаете ли вы, что в большинстве случаев вы правы?
- Могли бы вы любить или дружить с человеком, который употребляет наркотики?
- Считаете ли вы, что фильмы, в которых показывают насилие, наркотики, негативно влияют на молодежь?
- Курение - это нормальное явление?
- Курящая девушка - это естественно?
- Благотворительность – это только материальная помощь?
- Смогли бы вы ухаживать за тяжело больным человеком?
- Будете ли вы продолжать делать добрые дела, не получив за свои поступки слов благодарности?
- Смогли бы вы дружить с человеком с ограниченными возможностями здоровья?
- Считаете ли вы, что всё в жизни надо попробовать?
- Существует ли человек, на которого ты хочешь быть похожим?
- Есть ли у тебя три заветных желания?
- Достаточно ли в вашем районе возможностей для проведения досуга?
- Каждый в нашем классе - уникальная и неповторимая личность.
- Каждый вправе выбирать, с кем и как ему общаться.
ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ
Цели: определение дистанции для комфортного общения
Необходимый инвентарь: -
Время проведения: 15 - 20 мин
Количество участников: 2 - 12 человек
Ход проведения:
Два участника становятся друг напротив друга и начинают медленно сближаться, смотря себе под ноги. Когда они начинают чувствовать, что на более близкой дистанции им будет некомфортно, они останавливаются. Проводится рефлексия. Затем те же два участника таким же образом сближаются, удерживая зрительный контакт, и останавливаются, когда дальнейшее сближение будет некомфортным. Проводится повторная рефлексия. Затем можно повторить упражнение с другой парой участников.
Рефлексия:
- Что вы чувствовали во время упражнения?
- Почему вы остановились именно на такой дистанции?
- Могли бы вы сделать еще шаг? (вопрос задается по очереди обоим участникам)
- Что изменилось, когда вы добавили к сближению зрительный контакт?
ЖИВОЕ ЗЕРКАЛО
Цели: развитие эмпатии
Необходимый инвентарь: -
Время проведения: 30 мин
Количество участников: 4 – 12 человек
Ход проведения:
Специалист: «Друзья, сегодня мы с вами будем развивать эмпатию. Кто знает, что такое эмпатия? (Это сопереживание эмоциям и чувствам другого человека). Сейчас я разделю нашу команду на пары. В паре один человек в течение трех минут будет говорить, как-то действовать, что-то показывать, а второй будет его отражением. Потом мы поменяемся».
После первого круга специалист проводит рефлексию.
- Как ощущения у тех, кто действовал?
- У тех, кто был отражением?
После этого в паре участники меняются ролями.
Затем специалист повторяет рефлексию.
- Друзья, как вы думаете, чему нас учит это упражнение?
- Что нового вы открыли для себя?
- Где мы сможем использовать полученный опыт?
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ
Цель: мотивация детей к постановке личных целей на программу и на ближайшее будущее; актуализация темы выбора профессии
Необходимый инвентарь: фотографии семей из цикла «Культ семьи» Владимира Мишукова, ручки, листы А4 и конверты – по числу участников
Время проведения: 1 час 30 мин
Количество участников: 10 человек
Ход проведения:
Специалист: «Друзья, сегодня мы с вами уже говорили о том, как важна цель в жизни человека. Сейчас мы с вами посмотрим, как меняется человек, в зависимости от того, какую глобальную цель он для себя выбрал. Цель эта чаще всего воплощается в области, которой человек посвящает большую часть своей жизни – работе. Но для начала давайте разбудим наши творческие способности».
Творческие разминки:
1. Друзья, я сейчас буду называть цвет, а вы по очереди назовите что-то, что может быть такого цвета. Постарайтесь найти неординарную ассоциацию. Я начну. Например, красный: яблоко, …
2. Теперь давайте назовем все предметы вокруг нас на букву «К». (Проводится несколько кругов до появления нестандартных ассоциаций).
3. Давайте назовем все слова на букву «П», связанные с целью. (Каждый называет и поясняет).
4. Сейчас я буду называть ситуацию, а вам нужно придумать ответ, почему это хорошо или плохо. Не нужно выражать свою личную позицию, главное – логически обосновать.
- создана таблетка от всех болезней.
- все знания передаются ребенку при рождении вживлением чипа в мозг.
- в Третьяковской галерее открыли третий этаж, где вывешивают работы всех желающих.
- вышел закон, по которому каждый должен за жизнь сменить три профессии.
- что-то изменилось в законах мироздания, и теперь никто не стареет, все остаются до смерти подростками.
Специалист: «Отлично, теперь перейдем к самой интересной части занятия. Сейчас мы с вами посмотрим работы фотографа Владимира Мишукова. Он создал серию портретов семей. Давайте посмотрим на некоторые из них. На каждой изображена семья, возглавляемая профессионалом. Мы с вами попробуем предположить, в какой области работает этот человек».
1. Семья художника
2. Семья управляющего совхозом
3. Семья финансового менеджера
4. Семья психолога
5. Семья крестьянина
6. Семья морского биолога
7. Семья вдовы оперуполномоченного
Вопросы к фотографиям:
- Что можно сказать по изображенным людям об их характере, их особенностях?
- Что окружает людей?
- Как эти люди общаются с собой?
- Какие правила, традиции могут существовать в их доме?
- Какую профессию может представлять глава семьи?
- К чему этот человек стремится, что ценит?
- Друзья, думали ли вы о том, какое направление, какую профессию выберете для себя?
Специалист: «Давайте сейчас мы напишем себе самим письма в будущее. Мы сейчас наметим цели на год (можно на два-три года), наметим, к какой профессиональной сфере вы больше сейчас склоняетесь, напишем об этом, уберем письма в конверты, а по истечении этого срока вы конверты откроете и посмотрите, удалось ли эти цели реализовать.
Написание писем. (Письма можно отдать сопровождающему или детям лично)
Рефлексия:
- Как впечатления у вас от занятия?
- Что показалось вам интересным?
- Что нового вы узнали о профессиях?
ЗАЯЦ-ВОЛК
Цели: развитие концентрации, внимания, собранности, командной работы
Необходимый инвентарь: два предмета разного цвета, желательно два небольших мяча
Время проведения: 15 - 45 мин
Количество участников: 8 – 20 человек
Ход проведения: Все участники встают в круг и рассчитываются на "заяц"-"волк". Двум участникам, один из которых "заяц", а другой - "волк", стоящим напротив друг друга, вручаются предметы, один из которых олицетворяет зайца, а другой волка. Далее обозначается время раунда, например, 1 минута. За это время "волк" должен догнать "зайца". Предмет-"заяц" передаётся в руки только "зайцам", а "волк" - только "волкам". Кидать предметы нельзя, но в любой момент времени можно изменить направление движения предмета по кругу. Если за время раунда "волк" догнал "зайца", то выигрывает "волк", если нет, то заяц. Рекомендуется провести не менее 3-4 раундов, после этого можно предложить участникам поменяться ролями - чтобы те, кто были "зайцами", стали "волками" и наоборот.
ЗНАКИ
Цели: развитие лидерских качеств, развитие образного мышления, навыков выделения сути информации и точной ее передачи
Необходимый инвентарь: спички - два коробка, записки с сообщениями
Время проведения: 30 - 90 мин
Количество участников: 4 – 12 человек
Ход проведения:
Специалист: «Когда люди говорят на разных языках, общаться очень трудно. Но и без языкового барьера люди часто не могут понять друг друга. Часто создается ощущение, что вроде люди поговорили, а о чем – непонятно. Как чётко и понятно передать мысль другому человеку? Чтобы о чем-то сказать, необходимо выделить главное в том, что ты хочешь сказать. Что в нашем мире служит для выделения и обозначения главного? – знаки. Мы с вами сейчас попробуем создавать свои знаки. Мы будем их делать из знакомого вам материала – спичек. Сейчас мы поделимся на две группы. Каждая группа попробует создать три знака».
Проведение:
Каждой группе дается одна задача. На выполнение дается четыре минуты. По истечении этого времени группы меняются и пытаются прочитать знак, созданный другой группой. После этого ведущий и участники подводят итоги, какие вещи при создании знака делают информацию, в нем заключенную, легко считываемой.
По истечении двух минут команды зачитывают задания.
Ведущий подводит итог.
Далее выдается следующая задача.
Задачи:
- Разрушенный мост.
- Еда отравлена.
- Река пересохла.
- Река с сильным течением.
- Лес непроходимый.
- Туман
- Лавина
- Болото
Рефлексия:
- Что нужно, чтобы создать хороший знак?
- Что вы для себя открыли благодаря этому упражнению?
ЗУМ
Цели: развитие лидерских качеств; развитие коммуникативных навыков подростков и логического мышления; определение уровня взаимодействия участников группы между собой; диагностика социальных ролей в группе; формирование навыков выработки и принятия группового решения
Необходимый инвентарь: картинки в кол-ве 30 штук, бумага и ручки (по необходимости)
Время проведения: 1 час
Количество участников: 5 – 20 человек
Ход проведения:
Ведущий проводит данное коммуникативное занятие в тренинговой форме.
Подросткам рассказывается легенда: «Жила-была девочка, очень любознательная. Ее папа-художник нарисовал ей красочную книгу об устройстве мире и дал ей загадочное название «Зум». Но книжка рассыпалась, и девочка случайно перепутала все странички книги. Вам нужно помочь девочке, понять, где начало, а где конец у книги».
Другой вариант легенды:
«Со спутника получена секретная информация. Мы получили ряд фотоснимков, но не можем найти взаимосвязи между ними. Только после построения логически обоснованной цепочки из всех фотоснимков вы сможете выполнить задание!».
Далее ведущий раздает всем участникам карточки с изображениями. Если группа детей малочисленная, то у каждого ребенка может оказаться 2-4 карточки (фотоснимки). Карточки показывать другим участникам во время упражнения не разрешается. Для того, чтобы группа могла выявить логическую цепочку, им необходимо описывать словесно свои картинки. После того, как группа придет к единому мнению о последовательности картинок, они должны передать их ведущему в порядке: от первой до последней. Ведущий выкладывает картинку в заданном группой порядке в закрытую. Дает время, чтобы группа еще раз вспомнила логическую цепочку и удостоверилась в правильности принятого решения. Итак, задача команды: выстроить логическую цепочку из всех фотоснимков.
Время на выполнение задания можно ограничить: 30-40 минут.
После воспроизведения логической цепочки фотоснимков, ведущий совместно с подростками проверяет правильность выполненного задания. Цепочка может содержать ошибки, однако при обсуждении важно уделять основное внимание процессу обсуждения и выработки верного решения.
Рефлексия:
- Какие впечатления от данного упражнения?
- Каким образом группа пришла к единому решению?
- В чем была сложность в решении данной логической цепочки?
- Был ли человек, кто руководил и помогал выстраивать цепочку? Кто?
- В какой момент пришло понимание верности решения? Что повлияло на это?
- Каким образом вы описывали свои картинки?
- Какие моменты, возможно, вы изначально упустили при описании вашей фотокарточки?
- Как вы думаете, что важно в данной игре для принятия быстрого и верного решения?
Советы-подсказки:
- Важна роль ведущего в данном упражнении – он выполняет роль модератора процесса, при этом наблюдая за происходящим.
- Если группа затрудняется в понимании логики взаимосвязи данных картинок, попробуйте сакцентировать внимание детей на названии упражнения - «Зум» (Что это? Как переводится? Что означает?)
- Опять же, если дети не видят логики в картинках, обратите внимание на отдельные группы картинок (космос, самолет, аборигены, автобус, палуба, дети, петух). Например: «Так, вспомните, у кого из вас на картинках изображен космос? Так, отлично. Вспомните по описанию, все картинки одинаковые или чем-то отличаются? Чем? Какая крупнее, какая мельче картинка?»
- В зависимости от динамики группы ведущий может направлять детей, подсказывать, если необходимо.
- Если есть возможность, записывайте смешные фразы за детьми. Они часто в данной игре возникают. Оптом на обратной связи ими можно поделиться!
- Игру не стоит проводить, если дети очень уставшие.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 226.