РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ-ВЗРОСЛЫЙ                                                          
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: демонстрация участникам характерные отличия "позиции ребенка", "позиции взрослого" и "позиции родителя"

Необходимый инвентарь: -

Время проведения: 20 - 40 мин

Количество участников: 4 - 15 человек

Ход проведения:

Ведущий готовит отдельно стоящие три стула. Вызывает трех добровольцев. Между ними распределяет роли: один - "ребенок", второй - "взрослый", третий - "родитель".

Он объясняет правила:

- оставшиеся участники по очереди вспоминают какое-то событие, которое произошло с ними недавно (значимое или нет - не принципиально) и оглашают это воспоминание,

- ведущий тем временем стоит сзади добровольцев, после каждого воспоминания он кладет свою руку на плечо одного из троицы "ребенок - взрослый - родитель", соответственно этот участник должен как-то прореагировать на услышанное воспоминание, но прореагировать согласно своей роли, "ребенок" реагирует бурно, эмоционально, может захныкать или захлопать в ладоши, может вслух высказать свои желания или чувства ("я тоже так хочу", "я бы обиделся", "эта история меня совсем расстроила" и т.п.), "взрослый" реагирует холодно, рационально, пытается опираться на факты и совершать логичные выводы ("очевидно, тут было задействовано еще какое-то лицо", "история поучительная, хотя лично мне не представляет большого интереса", "факт заключается в том, что в следующий раз она будет осторожней"), "родитель" реагирует ироничным смехом или осуждающим покачиванием головы, дает поучительные нотации, использует поговорки ("не надо быть таким дураком", "семь раз отмерь - один отрежь").

После пятнадцати-двадцати историй происходит "смена состава", выбираются новые добровольцы. Если ведущий не очень удовлетворен игрой предыдущих "актеров", он дает советы новым добровольцам.

Рефлексии:

- Какие еще характерные жесты и слова существуют у каждой из позиций?

- Есть ли у кого-то примеры из жизни?

РЕКЛАМА                                                                          

Цель: командообразование, эмпатия, улучшение атмосферы в команде

Необходимый инвентарь: ручки и листочки на каждого участника

Время проведения: 30 - 45 мин

Количество участников: 4 - 15 человек

Ход проведения:

Каждый участник на заранее заготовленных листочках пишет свое имя и предмет, с которым он себя ассоциирует. Можно заранее задать тему – например, бытовые предметы. Или это могут быть животные. Категория – любая! Так, например, на листочке может быть написано: Маша – Розовый фен. Далее все листочки сворачиваются, перемешиваются, кладутся в шапку. Далее каждый участник по кругу вытягивает листочек. Главное, чтобы человек не вытянул свой листочек. В этом случае необходимо его положить обратно в шапку и вытянуть другой листочек. Специалист должен заранее сказать, что не стоит сразу озвучивать имя и предмет, написанный в листочке. После этого каждый человек в течение 5 минут должен подготовить рекламу этого предмета. Но предмет должен быть наделен качествами того человека, который его с собой ассоциирует! Например, «Этот розовый фен такой воздушный, нежный, всегда делает прекрасные прически! Он такой обаятельный, дружелюбный, никогда не обжигает, а дарит только тепло!» и так далее. Рекламу необходимо подготовить примерно на 1 минуту. Сразу скажите детям, чтобы дослушивали рекламу до конца, только после этого старались угадать, кто же это был.

Рефлексия:

- Приятно ли вам было получить такую рекламу на себя?

- Легко ли было делать рекламу другого человека?

РИНГ                                                                                    

Цель: контроль выплеска эмоций

Необходимый инвентарь: верёвка или маркировочная лента для ринга, банданы

Время проведения: 5 - 10 мин

Количество участников: 4 – 15 человек

Ход проведения:

Между 4 столбами/деревьями натянут ринг. Все участники находятся внутри него. Один из участников - “охранник”. Задача всех участников - продержаться в ринге на протяжении 90 сек и не попасть к охраннику. Он перемещается с закрытыми глазами и ловит всех. Кого задел, тот выходит.

Рефлексия:

- Какие эмоции вызвало у вас это упражнение?

- Что вы делали, чтобы охранник вас не поймал?

 

РЭМБО                                                                                                        

Цель: рефлексия, анализ причин собственного и чужого агрессивного поведения.

Необходимый инвентарь: листы бумаги и ручки/карандаши по количеству участников

Время проведения: 30 - 40 мин

Количество участников: 2 - 15 человек

Ход проведения:

Специалист: «Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д.»

Специалист просит нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают. 

Специалист: «А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения вы встречаете здесь, в этой группе. Что вам кажется агрессивным? Когда вы проявляете агрессивность? Каким образом вы можете вызвать агрессию по отношению к себе?
Возьмите еще один лист бумаги, разделите его вертикальной линией посередине. Слева запишите, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к каждому из вас. Справа запишите, как вы сами проявляете агрессию по отношению к другим детям в школе».

На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите участников зачитать свои записи.

Рефлексия:

- Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким "Рэмбо"?

- Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

- Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

- Как ведет себя жертва агрессии?

- Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?

- В чем проявляется равноправие между детьми?

- Как бы ты описал свое собственное поведение?

    


СЕКРЕТ ДЖОВАННИ                                         

Цель: развитие лидерских качеств, выявление лидерских качеств; формирование коммуникативных навыков (умения обрабатывать информацию, вырабатывать общую стратегию, договариваться); командное взаимодействие

Необходимый инвентарь: карточки с заданиями, ручка, блокнот

Время проведения: 15 - 60 мин

Количество участников: 4 - 15 человек

Ход проведения:

Для каждого участника вам понадобится карточка с подсказкой (приложение), на которую команда может ориентироваться при обсуждении данной задачи. Кроме того, ведущему необходимо на маленьких карточках написать следующие фразы, которые впоследствии необходимо будет раздать участникам:

- Джованни слушает только музыку в стиле кантри.

- У Джованни аллергия на кошек.

- Джованни лысый.

- У Джованни нет машины.

- Джованни не умеет готовить.

- Единственное украшение Джованни — перстень с печаткой.

- Эгон Айгенсинн — тренер Джованни.

- Эгон Айгенсинн лежит в постели с гриппом.

-  Лизы Лангбайн сейчас нет в городе. Она снимает свой первый фильм «Охотник».

- Гарри Питтбул совершенно невиновен.

- Джованни очень тщеславный.

- Тетя Роза в Африке на сафари.

- Джованни никогда не ест суп.

- Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев.

- Белло любит играть под кроватью Джованни.

- Белло не в воде.

- Джованни любит животных.

- У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет.

- Эгон Айгенсинн часто ходит в оперу.

- У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы.

- Лиза Лангбайн любит брильянты.

- Гарри Питтбул часто ходит на рыбалку.

- Джованни приобрел государственные ценные бумаги.

Группа садится в круг. Задача участников - раскрыть секрет Джован­ни. Они получат различную информацию, частью устно, частью пись­менно. Секрет будет разгадан только тогда, когда вся группа сконцентрируется на работе, начнет внимательно слушать каждого участника и серьезно воспринимать то, что тот говорит.

Ведущий: «Джованни Великий - знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать сегодня вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питтбул. Джованни сказал: «Я не могу пойти туда, пока я это не нашел».

Задание для группы состоит в том, чтобы вместе раскрыть секрет Джованни. Каждый получает по одной карточке. Чтобы решение задачи было успешным, группа должна свести вместе всю имеющуюся на карточках информацию. Каждый участник должен прочитать вслух, что написано на его карточке. При этом действуют три правила:

- нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картину событий;

- нельзя заставлять другого читать, что написано у него на карточке, если тот не хочет;

- никто не должен выпускать свою карточку из рук.

Ведущий: «Вам необходимо ответить на три вопроса: Что потерял Джованни? Кто это похитил? Где это находится?»

       Вопросы для обсуждения упражнения/тренинга:

- Как группа организовала свою работу?

- Как использовалась содержащаяся в карточках информация?

- Все ли участники предоставили свою информацию в распоряжение остальных?

- Какой была атмосфера во время работы?

- Все ли предложения были серьезно рассмотрены?

- Вел ли в какое-то время разговор (а значит, и расследование) кто-то один?

- Что могло бы пройти лучше, чем прошло?

- Какие выводы лично вы сделали из этого эксперимента?

Ответ: Белло, пес Джованни, утащил его парик; парик лежит под кроватью Джованни.

Приложение к упражнению «Секрет Джованни»

Что было потеряно?

- маленький котенок;

- билет в оперу;

- парик;

- красный кабриолет;

- рецепт кекса;

- брильянтовое кольцо.

Кто это похитил?

- Белло, собака;

- Эгон Айгенсинн, тренер Джованни;

- Лиза Лангбайн, его подруга;

- Гарри Питтбул, его соперник;

- его любимая тетя Роза.

Где это находится?

- в городском парке;

- под кроватью;

- в стиральной машине;

- на дереве;

- в его купальном халате.

 

СКАЛА                                                        

Цель: командообразование, снятие тактильных барьеров

Необходимый инвентарь: маркировочная лента, малярный скотч, веревка или мел для обозначения границы

Время проведения: 20 - 45 мин

Количество участников: 6 - 12 человек

Ход проведения:

Группе необходимо встать в одну линию возле стены и замереть в любой позе. Она играет роль скалы. Перед ногами участников нужно обозначить линию. За ней – обрыв. По очереди каждый участник становится альпинистом, оказывается между скалой и обрывом. Его задача – пройти, не упав в обрыв. Участник может цепляться за скалу. Пройдя скалу, участник присоединяется к скале.

Рефлексия:

- Друзья, какие у вас впечатления от этого упражнения?

- Что было для вас сложным?

- Что больше понравилось – проходить или быть скалой? Почему?

- Что нового вы для себя открыли?

- Как вы думаете, где может нам пригодиться то, что мы открыли на этом упражнении?

СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ (ВАРИАНТ 1)                                                     

Цель: развитие доверительного доброжелательного общения между участниками, снятие тактильного барьера, развитие чувства ответственности

Необходимый инвентарь: банданы или повязки на глаза – 5 шт., цветные листочки цветные – пяти цветов по 15 шт., лента «опасная зона»/веревка – 15 м (при проведении на улице можно заменить мелком)

Время проведения: 1 час

Количество участников: 4 - 12 человек

Ход проведения:

Специалист: «Друзья, когда людей спрашивают, какое слово ассоциируется у них с командой, они часто называют доверие. Сегодня мы будем учиться доверять друг другу».

Специалист показывает участником подготовленное поле: прямоугольное пространство, огороженное веревкой или лентой «опасная зона». На поле разложены в хаотичном порядке листочки трёх цветов.

Специалист: «В этом упражнении вы будете участвовать по двойкам. Сейчас я разделю вас на пары. Встаньте, пожалуйста, в эти двойки. Для упражнения нам необходимо проверить, как вы себя чувствуете с закрытыми глазами».

(Необходимая мера, так как участники с нарушениями слуха нередко испытывают с закрытыми глазами головокружение и потерю равновесия).

Специалист завязывает глаза участникам, просит постоять минуту, сделать шаг вперед-назад-в сторону. После этого повязки снимаются, специалист задает вопрос о самочувствии. В дальнейшем глаза завязываются тем, кто сказал, что чувствует себя с завязанными глазами хорошо.

Специалист: «Перейдем к упражнению. В паре встаньте, пожалуйста, друг за другом. Первому человеку я завяжу глаза. У каждой пары будет свой цвет. Задачей каждой пары собрать все листочки своего цвета как можно быстрее. Зрячий человек будет направляющим, а тот, у кого завязаны глаза, собирает листочки».

Направляющие кладут руки на плечи направляющим. При этом направляющий полностью отвечает за своего напарника, заботится, чтобы их пара не столкнулась с другой.

Специалист: «Друзья, понятны ли правила? Сейчас я завязываю глаза первым участникам. Попробуйте перемещаться в своих парах. Получается? Отлично! Тогда, направляющие, подведите, пожалуйста, вашу пару к линии. После того, как ваша пара соберет все листочки, вам нужно выйти за линию.  Итак, начинаем».

Специалист засекает время, далее контролирует безопасность происходящего и внимательно наблюдает за взаимодействием участников в парах. Если у каждой пары есть выработанная система сигналов, то достаточно одной попытки, если нет, то лучше провести рефлексию и повторить упражнение. Если есть желание поменяться ролями в паре, тоже рекомендуется провести вторую попытку.

После того, как последняя пара соберет все листочки, специалист заканчивает упражнение.

Специалист: «Отлично, ребята, снимите все повязки».

Рефлексия:

-  Друзья, как ваши впечатления от этого упражнения?

-  Что чувствовали направляющие?

-  Что чувствовали те, у кого были повязки?

-  Почему удалось собрать листочки быстро? (вопрос к тем, кто первым собрал все листочки своего цвета)

При необходимости – повторная попытка, при этом направляющие и слепые меняются местами. Затем – повтор рефлексии.

Итоговая рефлексия:

-  Друзья, как ваши впечатления от этого упражнения?

-  Что показалось самым сложным?

-  Что показалось самым легким?

-  Что было самым лёгким?

-  Как вы думаете, зачем нужно такое упражнение? Чему оно учит?

 

СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ (ВАРИАНТ 2)                             

Цель: формирование доверия и ответственного отношения участников друг к другу, снятие тактильного барьера, развитие чувства ответственности

Необходимый инвентарь: банданы или повязки на глаза – 5 шт.

Время проведения: 30 мин

Количество участников: 4 - 12 человек

Ход проведения:

Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "поводырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Интересно проводить данное упражнение на природе, тогда знакомство может быть с природными объектами.

Через десять минут участники меняются ролями. После работы пар необходимо сразу же провести промежуточную рефлексию про эмоции, которые возникали в ходе «путешествия». Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.

Упражнение рождает много ассоциаций. Оно позволяет на собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым, кому-то из участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой компании. Упражнение помогает подростку более отчетливо осознать свои жизненные роли и свою позицию.

Рефлексия:

- Какие ощущения у вас были, когда вы оказались в роли «слепого»?

- Насколько сложно / страшно было доверять своему партнёру, своему «поводырю»?

- Какие ощущения были у «поводырей», когда вели по препятствиям своих «слепых» напарников?

- Насколько часто вы оказываетесь в подобных ситуациях, когда необходимо довериться своему партнёру? Где в жизни этот опыт может пригодиться?

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.