Цель: умение распознавать эмоции и интонации в процессе коммуникации
Необходимый инвентарь: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций
Время проведения: 30 - 40 мин
Количество участников: 10 человек
Ход проведения:
Специалист: «Друзья, вспомните разговоры по телефону, или, например, переписку с друзьями в социальных сетях. Насколько часто вам удается уловить те эмоции, которые передает ваш партнер по общению? Были ли ситуации, когда это сделать не получилось и вы не верно поняли своего собеседника? Сейчас мы попробуем окунуться в мир эмоций и с разными интонациями, разной мимикой передать друг другу одно и то же сообщение. Сейчас я раздам каждому из вас карточки с названиями эмоции. Подумайте, как ее можно выразить с помощью мимики, жестов, интонации. Вспомните, когда и где вы ее встречали в жизни. Никому не показывайте свои карточки».
Специалист каждому раздает карточки с эмоциями.
Специалист: «А теперь по очереди по кругу каждому из вас необходимо прочитать четверостишье с той эмоцией, которая у вас написана. Задача остальных участников – угадать, что же это за эмоция».
Четверостишье:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Эмоции:
1. Радость
2. Удивление
3. Печаль
4. Гнев
5. Отвращение
6. Презрение
7. Горе
8. Стыд
9. Волнение
10. Вина
11. Смущение
12. Нежность
Специалист помогает участникам отгадывать, мотивирует их на повторение стихотворение, если не удается разгадать. После этого он собирает карточки и раздает новые.
Специалист: «А теперь вам необходимо с написанной у вас эмоцией сказать всего лишь одно слово «Привет». Итак, давайте приступим».
Эмоции:
1. Страдание
2. Безразличие
3. Беспокойство
4. Бодрость
5. Вдохновение
6. Восторг
7. Гордость
8. Любопытство
9. Обида
10. Усталость
11. Скука
12. Сочувствие
Рефлексия:
- Насколько сложно было отгадывать эмоции других?
- Насколько сложно было передавать свою эмоцию?
- Что больше всего понравилось: угадывать или показывать?
- Как часто в жизни мы с вами сталкиваемся с подобными ситуациями непонимания человека? Какие это ситуации?
- Что помогает нам максимально точно понять то, что пытается нам донести собеседник? С помощью каких каналов связи?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Всегда ли вы передаете информацию с нужной эмоцией или добавляете те, которые не свойственны?
ПЕРЕКРЁСТОК
Цель: развитие лидерских качеств.
Необходимый инвентарь: два скрещенных бревна диаметром 30 - 40 см
Время проведения: 15 - 20 мин
Количество участников: 8 – 10 человек
Ход проведения:
Две платформы соединены скрещенными бревнами. Команда делится на две группы по 4 - 5 человек (по одной на бревно). В каждой группе участники берутся за руки и встают на свое бревно так, чтобы они начинали упражнение с разных платформ. Задача – дойти до противоположной платформы по своему бревну, при этом участникам запрещается: а) разрывать руки, б) двигаться назад, в) проходить более, чем по одному из команды, г) касаться земли. Специалист может давать разные задачи. Например, дойти до противоположной платформы по любой перекладине.
Рефлексия:
- Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение?
- Что показалось самым сложным?
- Как вы выбирали стратегию прохождения упражнения?
- Как вам кажется, чему учит нас это упражнение?
ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА
Цель: развитие лидерских качеств, учит терпению к недостаткам других, взаимопомощи, умению сосредотачивать внимание
Необходимый инвентарь: табличка с напечатанной фразой
Время проведения: 30 - 60 мин
Количество участников: 5 – 20 человек
Ход проведения: необходимо произнести фразу по буквам следующим образом: каждый из участников, сидящих в кругу, произносит по одной букве по очереди. Знаки препинания обозначаются: пробел – хлопок в ладоши, запятая – хлопок по коленям, точка – хлопок по полу. Если при произнесении фразы допускается ошибка (ошибкой считается неправильно названная буква или знак препинания, а также подсказка), то фраза произносится заново.
Примеры фраз:
- «Нет несчастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не обличила его».
- «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков».
- «Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня».
- «Никто не становится хорошим человеком случайно».
- «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».
- «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения».
- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
- «Между добрыми людьми - все доброе».
- «Человек - как кирпич: обжигаясь, он твердеет».
- «Исключительнo через тo, чтo мы делaем, узнaем мы, чтo мы тaкoе».
Рефлексия:
- Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение?
- Что показалось самым сложным?
- Что вы чувствовали, когда наступала ваша очередь произносить букву?
- Что вы чувствовали, когда кто-то ошибался?
- Как вы помогали участникам, часто допускающим ошибки?
- Как вам кажется, чему учит нас это упражнение?
ПЕЩЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Цель: учит терпению к недостаткам других, взаимопомощи, умению сосредотачивать внимание
Необходимый инвентарь: -
Время проведения: 30 - 60 мин
Количество участников: 10 человек
Ход проведения:
Специалист: «Друзья, сейчас мы попробуем разыграть с вами ситуацию. Часть участников команды будут учеными-психологами, которые встретятся с пещерными людьми. В этот момент вам необходимо будет найти общий язык и понять друг друга. Задание непростое, но реальное! Давайте попробуем!»
Специалист делит команду. Из команды ему необходимо выделить 2 пещерных людей, остальных разделить на две команды ученых-антропологов.
Легенда: «Ученые-антропологи нашли в ледниках пещерного человека. Они с помощью новейших технологий смогли его оживить и даже обучить базовым навыкам и речи. Правда, речь развита очень примитивно. Поэтому ученые встроили в мозг пещерного человека огромное количество информации, но он не умеет ею пользоваться. Есть некоторые абстрактные понятия, которые надо будет объяснить пещерному человеку, чтобы он понял, о чем это, и смог употреблять эти слова в своей речи».
Ученые-антропологи (3-4 человека) должны объяснять пещерному человеку абстрактное понятие (любовь, дружба, справедливость, жадность и т.д.).
Команде ученых-антропологов дается бумажка с правилами общения с пещерным человеком:
- Предложение должно быть простым и не превышать 5 слов.
- Вы всегда должны быть в поле зрения пещерного человека.
- Трогать пещерного человека не рекомендуется. Участнику, играющему роль пещерного человека, также даются правила:
- Если предложение сложное и в нем больше пяти слов, нужно хвататься за голову, рычать и кричать.
- Если хотя бы один человек выходит из поля зрения, нужно отворачиваться и полностью игнорировать.
- Если к вам прикоснутся - реагировать агрессивно, рычать и размахивать руками.
За одну игру может быть несколько команд учёных и несколько пещерных людей, в таком случае идет как бы 2 независимых упражнения. Следует помнить, что время проведения упражнения практически полностью зависит от пещерных людей, чем раньше они поймут, что им объясняют и чем раньше об этом объявят, тем быстрее закончится упражнение, и наоборот.
Рефлексия:
- Насколько сложно было играть пещерного человека, осознавать, что тебя не понимают?
- Насколько сложно было понять пещерного человека и его потребности?
- Каким образом вы объясняли слова пещерному человеку? Как удалось добиться результата?
ПОКРЫВАЛО
Цель: формирование командного взаимодействия, формирование доверия и ответственного отношения друг к другу, снятие тактильных барьеров в группе
Необходимый инвентарь: покрывало, либо пенка, либо тент размером 1,5 м * 1,5 м
Время проведения: 30 - 40 мин
Количество участников: 7 - 10 человек
Ход проведения:
Специалист предлагает всем участникам группы встать на покрывало. Задача стоящих на покрывале – перевернуть покрывало на другую сторону, не сходя с него, не наступая на землю (пол). При этом задание выполняется в полной тишине. В случае, если участники нарушают оба этих правила, касающихся заступов и соблюдения тишины, то команда начинает выполнять задание сначала.
Возможно одного из участников группы изначально оставить вне покрывала, тогда его ролью становится помощь всем остальным в выполнении задачи. Он может подсказывать, что делать, но дотрагиваться до покрывала не может.
Рефлексия:
- Какие у вас впечатления после выполнения данного упражнения?
- Как вы оцениваете работу вашей команды? Удалось ли добиться результата?
- Какая тактика вами была выбрана для выполнения данного испытания?
- Были ли еще какие-то версии у участников по поводу решения данной «задачи»?
- Как проходило ваше взаимодействие?
- Благодаря чему удалось перевернуть одеяло?
- В чем состояла основная сложность?
- Чему новому вы научились во время упражнения?
ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР
Цель: развитие лидерских качеств; развитие навыков невербального общения; настройка участников группы друг на друга; формирование пространства группы; развитие чувства успешности у группы
Необходимый инвентарь: -
Время проведения: 15 - 30 мин
Количество участников: 6 - 15 человек
Ход проведения:
Участники стоят в кругу. Ведущий сообщает каждому число (по числу участников). Задача участников молча с закрытыми глазами выстроиться в шеренгу по порядку. Важно потом подвести итоги, обсудив стратегию и взаимодействие участников.
Рефлексия:
- Какие эмоции вызвало у вас это упражнение?
- Решена ли задача?
- Какая стратегия была реализована? Кто её предложил?
- Были ли более оптимальные варианты стратегии?
- Как вы считаете, быстро ли удалось вам справиться с поставленной задачей?
ПОСТРОЕНИЯ
Вариант 1
Цель: командообразование, развитие навыков невербального общения.
Необходимый инвентарь: -
Время проведения: 15 - 40 мин
Количество участников: 6 – 20 человек
Ход проведения:
Участники выстраиваются в свободном порядке. Ведущий перемещается по небольшой территории, затем останавливается, называет цифру или букву. Задача участников молча выстроиться за определенное количество счётов (ведущий выбирает оптимальное количество времени, необходимое для того, чтобы ребята смогли выстроить букву или цифру). Буква или цифра строится относительно ведущего, чтобы ведущий мог прочитать со своего места этот знак. После окончания счёта все участники замирают, и ведущий проверяет правильность выстраивания. Далее он подводит итог, говорит о том, что получилось и не получилось у группы, а группа говорит о том, за счет чего у неё это получилось. Для развития уровня командного взаимодействия необходимо повторить построения 5-15 раз.
Рефлексия:
- Какие эмоции вызвало у вас это упражнение?
- Решена ли задача?
- Что получилось при этом построении?
- Что нужно улучшить?
- Как это сделать?
Вариант 2
Цель: командообразование, развитие навыков невербального общения
Необходимый инвентарь: верёвка 5 - 10 м
Время проведения: 15 - 40 мин
Количество участников: 6 – 20 человек
Ход проведения:
Участники выстраиваются в свободном порядке, при этом они держат в руках верёвку. Руки по верёвке участники передвигать могут, отпускать верёвку - нет. Ведущий перемещается по небольшой территории, затем останавливается, называет цифру или букву. Задача участников молча выстроиться за определенное количество счётов (ведущий выбирает оптимальное количество времени, необходимое для того, чтобы ребята смогли выстроить букву или цифру). Буква или цифра строится относительно ведущего, чтобы ведущий мог прочитать со своего места этот знак. После окончания счёта все участники замирают, и ведущий проверяет правильность выстраивания. Для развития уровня командного взаимодействия необходимо повторить построения 5-15 раз.
Рефлексия:
- Какие эмоции вызвало у вас это упражнение?
- Решена ли задача?
- Что получилось при этом построении?
- Что нужно улучшить?
- Как это сделать?
Вариант 3
Цель: командообразование, развитие навыков невербального общения, развитие лидерских качеств
Необходимый инвентарь: -
Время проведения: 15 - 40 мин
Количество участников: 6 - 20 человек
Ход проведения:
Участники выстраиваются в свободном порядке. Ведущий перемещается по небольшой территории, затем останавливается, называет цифру или букву и участника, который руководит построением. Задача участников молча выстроиться за определенное количество счётов (ведущий выбирает оптимальное количество времени, необходимое для того, чтобы ребята смогли выстроить букву или цифру). Буква или цифра строится относительно ведущего, чтобы ведущий мог прочитать со своего места этот знак. После окончания счёта все участники замирают, и ведущий проверяет правильность выстраивания. Для развития уровня командного взаимодействия необходимо повторить построения 5-15 раз.
Рефлексия:
- Какие эмоции вызвало у вас это упражнение?
- Решена ли задача?
- Что получилось при этом построении?
- Что нужно улучшить?
- Как это сделать?
- Как действовал тот, кто руководил построением? Что можно посоветовать следующему руководителю?
ПРОГНОЗ ПОГОДЫ
Цель: рефлексия
Необходимый инвентарь: листы А4, цветные карандаши для каждого участника
Время проведения: 15 - 30 мин
Количество участников: 2 - 15 человек
Ход проведения:
Специалист: «Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.
Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое. Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.
Пожалуйста, поощряйте использование "прогнозов погоды" детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в группе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если вы сами время от времени будете представлять детям свой личный "прогноз погоды", что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.
Рефлексия:
- Что вы изобразили на своём рисунке?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на свой рисунок?
- Есть ли похожие на ваш рисунки?
ПУТЬ ВО ТЬМЕ
Цель: развитие лидерских качеств; развитие умения руководить и слушать руководителя, умения договариваться, доверять и брать ответственность.
Необходимый инвентарь: кубики 30 штук, веревка для границы поля – 10 м (если упражнение проводится на улице, то границу можно просто обозначить мелом), веревка для обозначения препятствий – 3 шт. по 20-30 см, банданы для завязывания глаз – по количеству участников
Время проведения: 20 - 60 мин
Количество участников: 4 - 15 человек
Ход проведения:
Команда делится на две половины, одной половине завязываются глаза. Если участников нечетное количество, то «слепыми» становится большая половина группы. Есть размеченное поле, на нем находятся препятствия, условно обозначенные кубиками и веревками (кубики можно заменить сложенными из бумаги треугольниками). Кубики имитируют различные обрывы, ловушки, через кубики можно перешагивать. Веревки – это стены, их нельзя перешагнуть, можно только обойти. Количество кубиков – примерно 30 штук для поля 2*3 метра, веревок 3-4 штуки длинной по 20-30 см. Той половине группы, у которой открыты глаза, необходимо перевести слепых на другую сторону поля. При этом те, кто руководят, и слепые, находятся на противоположных сторонах поля.
Для выполнения задачи дается 3 попытки по 3 минуты, после каждой попытки участникам предлагается улучшить выработанную стратегию и для этого дается время на обсуждение.
Если во время попытки участник задевает препятствие, то он остается на поле до конца попытки.
Рефлексия:
- Какие эмоции вызвало у вас это упражнение?
- Что показалось сложным?
- Как вы считаете, какими качествами должен обладать настоящий руководитель? Исполнитель?
Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.