Цели: рефлексия, развитие доброжелательных отношений в группе.
Необходимый инвентарь: моток плотных ниток.
Время проведения: 40 - 60 мин.
Количество участников: 6 - 10 человек.
Ход проведения:
Специалист: «Дорогие друзья! Припомните, пожалуйста, все наикрасивейшие, наипрекраснейшие, сотканные вручную ковры... От них веет особым теплом и очарованием. В чем секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров считалось чуть ли не магией. Мастерица как будто держала в руках нить судьбы, соединяла ее с другими судьбами в причудливые орнаменты. Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Таким образом, мы можем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток другому. Но, чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно – и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущен по кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернется обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковер сотканным».
Специалист: «Позвольте, я начну», – продолжает ведущий, наматывая на палец конец нити. – «Я восхищаюсь вашей открытостью и готовностью сотрудничать друг с другом. Я прошу пустить моток по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на палец». Когда моток вновь вернется к ведущему, можно продолжать и говорить добрые слова в том порядке, в котором вам хочется. Когда ковер стал прочным, или у вас закончились нити, можно остановить упражнение.
Специалист: «Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальцами! Чувствуете, какой резонанс это вызывает?»
Специалист: «Мы уже с вами говорили о том, что между нами протянуты невидимые нити, теперь мы видим, что они образуют интересные рисунки. Видите, достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышанными. Мудрецы называют это чуткостью. Давайте сохраним это ощущение».
Специалист: «Итак, наш ковер соткан, он символизирует добрые отношения между нами».
Далее специалист в середине пережигает свечой ковер, после чего у каждого на руке остается нить. Эту нить они завязывают у себя на запястье.
Рефлексия:
- Какие чувства вы испытали, когда вам говорили приятные слова?
- Что вы чувствуете сейчас?
- Что вам было интереснее, говорить благодарности или слушать?
КОДОВАЯ ФРАЗА
Цель: развитие умения говорить бегло и гибко, разворачивать беседу в желательном для себя направлении, распознавать встроенные в контекст речи заранее запланированные сообщения, тем самым отличая общение от манипулирования
Необходимый инвентарь: задания с «кодовыми фразами»
Время проведения: 45 мин
Количество участников: 10 человек
Ход проведения:
Специалист: «Друзья, сейчас мы будем учиться распознавать в общении манипуляции. Что такое манипуляция?» (Когда человек пытается тебя заставить сделать то, что ему выгодно, скрывая свои цели от собеседника). «Сейчас мы разделимся на пары. Я раздаю каждому «кодовую фразу». Это сообщение вам нужно будет встроить в разговор с партнером так, чтобы он не заметил этой фразы».
- Сборную по хоккею дисквалифицировали за выход на лед без коньков.
- По новым футбольным правилам, вратарю нельзя будет играть руками.
- Пингвины теперь будут жить в Африке.
- Ученые выяснили, что попугаи-неразлучники – самые дружные животные на земле
- Мягкие игрушки теперь будут содержать вакцину от птичьего гриппа.
- Простуду можно вылечить, направив на горло и в нос лунный свет.
Не говорите, пожалуйста, друг другу, какие фразы вам достались. Вам отводится три минуты на то, чтобы свободно беседовать, о чем угодно. Задача каждого из вас – использовать в разговоре свою «кодовую фразу» раньше, чем это сделает партнер, и таким образом, чтобы собеседник не понял, что именно эта фраза является кодовой. Ее нужно так встроить в беседу, чтобы она прозвучала вполне логично и естественно, не вызвала у собеседника подозрений. Если вам кажется, что собеседник употребил «кодовую фразу», он сразу после этого вы можете спросить: «Это та фраза?». Если вы угадываете, то вы объявляется победителем. Если вы задаете этот вопрос дважды, но оба раза ошибаетесь – победителем объявляется ваш соперник. Если фраза была использована, а собеседник этого не заметил – побеждает тот, кто использовал ее. Если в течение трех минут ни вы, ни ваш партнер так и не употребили свою фразу – это считается поражением обоих игроков. Вы будете выступать по очереди перед всеми. Задача тех, кто смотрит, - не подавать виду, если вы поняли, что произнесена кодовая фраза, но внимательно наблюдать.
Рефлексия:
- Какие эмоции вызвало у вас это упражнение?
- Что вам больше хотелось – чтобы вы угадали «кодовую фразу» или чтобы ваша «кодовая фраза» осталась незамеченной?
- Какие способы вы использовали, чтобы встроить фразу в разговор?
- Как распознать в речи «кодовую фразу» или манипуляцию?
КОМПЛИМЕНТЫ
Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах «Я» участников
Необходимый инвентарь: бумага, ручка для ведущего
Время проведения: 30 - 60 мин
Количество участников: 6 – 12 человек
Ход проведения:
Вызывается первый желающий, он выходит за дверь «комнаты». Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают ребята в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу специалист предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности, которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату, и ведущий зачитывает весь список. Затем специалист останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача подростка - угадать, кто из группы сказал комплимент. Участник может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Упражнение проводится как конкурс на самого проницательного.
Рефлексия:
- Насколько приятно было получить такое количество комплиментов в свой адрес?
- Что нового вы узнали о себе за это время?
- Скажите, были ли неожиданные комплименты от ваших друзей?
КОНТАКТ
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Необходимый инвентарь: -
Время проведения: 10 - 40 мин.
Количество участников: 3 – 15 человек.
Ход проведения:
Выбирается водящий. Он загадывает слово (существительное, имя нарицательное), которое должны угадать остальные игроки. После этого он сообщает игрокам первую букву этого слова. Теперь все игроки берут эту букву за основу и начинают придумывать свои слова, начинающееся на эту букву. Они пытаются объяснить эти слова друг другу так, чтобы водящий не понял их. Если водящий догадывается, то он называет это слово. Если водящий не успел ответить или не угадал задуманное слово, остальные игроки также пытаются угадать его. Тот из игроков, кто решил, что угадал (назовём его угадавшим) по описанию слово, загаданное придумавшим игроком, говорит: «КОНТАКТ!» и считает: «раз-два-три!» после чего придумавший и угадавший должны вместе произнести это слово. В случае, если слова совпали («контакт» состоялся), водящий должен сообщить им вторую букву своего задуманного слова. В этом случае попытки игроков продолжаются, но игроки загадывают слова уже на первые две (три и т.д. буквы). Естественно, что по мере угадывания букв, круг возможных вариантов слов сужается и в конце концов слово всё равно разгадывается. Упражнение продолжается до тех пор, пока игроки не угадают слово, задуманное водящим, или пока они не разгадают его по буквам. Тогда игрок, назвавший слово, становится водящим и начинается следующий раунд упражнения.
Рефлексия:
- Какие у вас впечатления от этого упражнения?
- Легко ли вас понимали другие игроки? Часто ли придуманное вами слово угадывал ведущий?
- Что нужно сделать, чтобы участникам понимать друг друга быстрее, чем ведущий бы догадался до того, какое слово было загадано?
КОПИЛКА ДОСТИЖЕНИЙ
Цель: повышение самооценки посредством фиксации внимания подростков на своих достижениях каждый день
Необходимый инвентарь: коробка (необходимо заготовить и оформить заранее), листы бумаги, ручки – 10 шт.
Время проведения: 30 мин (возможно ежедневное проведение в течение программы)
Количество участников: 6 – 15 человек
Ход проведения:
Специалисту необходимо заранее до выезда на мероприятие подготовить какую-либо красиво оформленную коробку с надписью: «Копилка достижений» (название может варьироваться, главное – сохранять суть данной коробки). Впоследствии каждый день каждый участник команды будет вкладывать записки со своими личными достижениями. Это продолжительное во времени упражнение позволит постоянно акцентировать внимание участников и команды в целом на успехах, что будет способствовать повышению самооценки и уверенности в себе. Возможен формат, когда каждый день все участники пишут о личных достижениях и обсуждают их на свечке, а потом вкладывают в коробку. Для подведения итогов можно с разрешения участников зачитать все достижения. Еще возможен вариант, при котором каждый участник пишет на листочке своего цвета, тогда в конце можно раздать эти листочки тем участникам, которым они принадлежат.
Рефлексия: (возможна в конце смены)
- Почему это достижение для вас важно?
- Какое достижение можно назвать самым значимым?
- Какое достижение других участников вызвало у вас уважение?
ЛАБИРИНТ
Цель: развитие лидерских качеств; командообразование; развитие внимания и умения понимать друг друга без слов; быстрое совместное решение задач
Необходимый инвентарь: верёвка, скотч или маркировочная лента для обозначения границ поля, бандана для завязывания глаз
Время проведения: 15-60 мин
Количество участников: 4 – 12 человек
Ход проведения:
На земле чертится «лабиринт» в виде буквы «П», по ширине он должен вмещать примерно две ступни человека и содержать 3 - 6 поворотов. Одному участнику завязывают глаза, он становится в начало «лабиринта». Задача остальных участников – провести его по «лабиринту», говоря по одному слову строго по очереди по кругу. Ошибка - два или более слова, сказанное не вовремя слово и т.д. - приводит к тому, что участник начинает проходить «лабиринт» заново. Также все начинается заново, если тот, кто идет по «лабиринту», заступает за него. Всей команде необходимо с максимальной бережностью относиться к тому человеку, который преодолевает «лабиринт», при необходимости поддерживать его физически (под руку, например).
Рефлексия:
- Каково было в роли того, кто проходил «лабиринт»? Сложно? Легко? В чем это проявлялось?
- Насколько сложно было руководить участниками в «лабиринте»?
- Что получалось при прохождении испытания? Что не получалось?
- Какие выводы о взаимодействии можно сделать после этого упражнения?
ЛЕСНАЯ ДОРОГА
Цель: развитие коммуникативных навыков
Необходимый инвентарь: для младших групп или групп с отставанием в интеллектуальном развитии лучше приготовить карточки с названиями профессий
Время проведения: 30 - 60 мин
Количество участников: 8 - 30 человек
Ход проведения:
Специалист: «Друзья, представьте, что вы живете в Средневековье. И вот поздним вечером вы оказываетесь со своими друзьями на дороге, ведущей от одного города к другому. Навстречу вам идет группа путников. Вам страшно – вы не знаете, мирные ли это ремесленники или разбойники, слуги короля или монастырские летописцы. Вам нужно узнать, кто эти люди. Делать мы это будем так - я сейчас вас поделю на две группы».
Специалист делит участников на две группы.
Специалист: «Теперь разойдитесь на небольшое расстояние (около 10 -15 м). Сейчас каждая группа – путники, оказавшиеся вместе на дороги. Каждая группа будет представлять свою профессию. У вас сейчас будет время, чтобы выбрать эту ее. Потом группы по очереди будут задавать вопросы другой группе. Условия такие: для вопроса группа выстраивается в шеренгу, вопрос должен задаваться хором и отвечать на него надо хором и на вопрос можно ответить «да», «нет», «не имеет значения». Если группа отвечает или задает вопрос не хором, то их противники получают возможность задать дополнительный вопрос. У каждой команды есть только одна попытка, чтобы угадать профессию других путников».
Рефлексия:
- Друзья, как ваши впечатления от этого упражнения?
- Легко ли было угадать профессию?
- Легко ли было договориться в вашей группе?
- Как вы придумывали вопросы?
ЛОШАДИ И КОВБОИ
Цель: развитие лидерских качеств; повышение коммуникативной компетенции (умение грамотно формулировать мысль за короткий период времени, ясно и интересно доносить мысль и сам текст до собеседника, умение заинтересовать, умение использовать правила публичного выступления)
Необходимый инвентарь: для младших групп или групп с отставанием в интеллектуальном развитии лучше приготовить карточки с названиями профессий
Время проведения: 15 - 30 мин
Количество участников: 3 – 12 человек
Ход проведения:
Все участники делятся на тройки. В упражнении проходит несколько кругов – три. В каждом круге каждый человек имеет роль. Всего три роли: «ковбой» и две «лошади». При каждом круге «ковбои» должны меняться в своих тройках. За 1 минуту «ковбои» должны рассказывать «лошадям» что угодно, можно выбрать любую тему, «лошади» же при этом внимательно слушают. Если им не интересно – они делают шаг назад, если интересно – шаг вперед до начальной позиции. «Ковбои» должны замечать это и регулировать. «Ковбоям» необходимо стараться насыщать свой рассказ таким образом, чтобы «лошадям» было интересно, и они возвращались на исходную позицию.
Следует заранее предупредить «лошадей», что шаг назад стоит делать лишь в том случае, если ковбой действительно рассказывает неинтересно, скучно, без выражения и т.д. Если «ковбой» рассказывает захватывающе, то шаг назад делать не нужно, даже если тема, которую он выбрал, не знакома или не близка лошадям.
Рефлексия:
- Что вы чувствовали в роли «ковбоя»? «Лошади»?
- Довольны ли вы своим результатом в роли «ковбоя»? Было ли интересно «лошадям» слушать вас?
- На что вы в роли «лошади» обращали внимание? Что заставляло вас сделать шаг вперёд или назад?
- Как вы в роли «ковбоя» реагировали, если «лошади» делали шаг назад? Меняли ли вы что-то в своей речи в этом случае?
ЛУЧШЕЕ О СЕБЕ
Цель: повышение самооценки посредством фиксации внимания подростков на своих достоинствах
Необходимый инвентарь: листы бумаги и ручки – 10 шт.
Время проведения: 30 - 90 мин
Количество участников: 6 – 15 человек
Ход проведения:
Специалист просит участников записать на листочке
- Три своих сильных качества, достоинства.
- Три хороших поступка, совершенных на протяжении последней недели.
Далее специалист предлагает участникам поочередно озвучить перед всей группой свои сильные качества и хорошие поступки. Это делается громко, гордо, уверенно. Каждый участник после выступления награждается аплодисментами. Смысл упражнения - возможность для позитивного самораскрытия, фиксация внимания участников на сильных сторонах, достоинствах самих себя и окружающих людей, что способствует повышению самооценки, уважительного отношения к себе. Специалисту необходимо сохранять и повышать позитивный настрой в группе и мотивировать участников на представление своих достоинств.
Рефлексия:
- Какие переживания возникали при необходимости публично рассказывать о своих достоинствах, было ли это некоторым участникам сложно, если да, то с чем это связано?
- Почему хвастаться обычно не принято?
- Когда действительно лучше избегать рассказов о своих достоинствах, а когда оказывается верна присказка «сам себя не похвалишь — никто не похвалит»?
ЛЫЖИ
Цели: развитие лидерских качеств; формирование доверительного и ответственного отношения участников друг к другу, к общему делу; создание положительной атмосферы внутри команды; формирование умения совместно решать поставленные перед командой задачи; развитие коммуникативных навыков участников и команды в целом
Необходимый инвентарь: лыжи - два бревна, на каждом из которых друг за другом закреплены 10 веревок
Время проведения: 15 - 40 мин
Количество участников: 4 - 10 человек
Ход проведения: группа должна пройти на 2-х "лыжах" расстояние не менее 10 м. Расстояние между соседними веревками равно длине стопы человека. Каждый член группы становится так, чтобы одна его нога стояла на одной лыже между двумя веревками, а другая соответственно на второй. Все выстраиваются друг за другом. Каждый берет веревки в руки для того, чтобы передвигать лыжи вперед. Если кто-то из участников падает, то лыжи возвращаются на исходное место, и упражнение начинается сначала.
Рефлексия:
- Как ваши впечатления от данного упражнения?
- Удалось ли вам выполнить задание? За счет чего?
- Сложно ли было научиться двигаться в одном ритме? Почему?
- Как вы думаете, чему учит команду такое упражнение?
МИННОЕ ПОЛЕ
Цель: развитие лидерских качеств; внимание друг к другу и задаче; концентрация; развитие памяти
Необходимый инвентарь: если упражнение проводится на улице, то мел и асфальт, если в помещении, то малярный скотч и пол
Время проведения: 20 - 50 мин
Количество участников: 6 – 12 человек
Ход проведения:
На земле расчерчен квадрат 8 на 8 клеток. Вся команда выстраивается в шеренгу перед полем, на поле может находиться только один человек. Задача команды - перебраться с одного края поля на другой. Для этого существует единственный маршрут, о котором знает ведущий (у него есть схема лабиринта с отмеченным маршрутом). Первый участник делает шаг на поле и проверяет одну из клеток. Если клетка - часть маршрута, то участник продолжает движение, в противном случае он возвращается и встаёт в конец шеренги, и следующий участник выходит на поле. Упражнение проводится в тишине. Хорошим дополнением к упражнению является легенда про льдинки и переправу по ним.
Рефлексия:
- Как ваши впечатления от данного упражнения?
- Удалось ли решить поставленную задачу? За счет чего?
- Что показалось самым трудным в данном упражнении?
- Помогали ли вы друг другу? Как?
- Как вы думаете, чему учит это упражнение?
Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.