НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ПОДАРОК               
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: повышение эмоционального состояния группы, командообразование

Необходимый инвентарь: -

Время проведения: 30 - 60 мин

Количество участников: 3 – 15 человек

Ход проведения:

Специалист: «Друзья, сейчас у нас есть прекрасная возможность порадовать друг друга и подарить подарки. Они у нас будут особенные – не реальные, а виртуальные – вы сможете придумать то, что хотите, даже если этого не существует на самом деле. Но подарок должен быть личным – связан именно с этим человеком».

Участники сидят в кругу и по очереди дарят друг другу подарки, при этом рассказывая о нем и показывая, какой он. Принимающий подарок благодарит дарящего и сам дарит подарок следующему.

Специалист организовывает процесс так, чтобы каждому участнику достался как минимум один подарок.

Рефлексия:

-  Как ваши впечатления от этого упражнения?

-  Удивили ли вас подарки, которые вам подарили?

-  Хотели бы вы такой подарок получить в настоящей жизни?

-  Что вам больше понравилось: дарить подарки или их получать?

НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ                                                             

Цель: развитие командной работы, развитие умения договариваться, воспитание лидерских качеств, поиск своей роли в коллективе (команде, социуме), осознание своих слабых и сильных сторон как основы развития саморегуляции, снятие эмоционального напряжения путем переключения между умственной и физической деятельностью
Необходимый инвентарь: ватман, маркеры, листы бумаги А4, ручки, коврики

Время проведения: 60 мин

Количество участников: 7 - 10 человек

Ход проведения:

Разминка:

Специалист сообщает группе, что они оказались на необитаемом острове. Неожиданно на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание.

Задача: участники строятся в две шеренги лицом к друг другу. Одна из шеренг становится «кораблём», вторая – людьми, потерпевшими бедствие. По сигналу ведущего участники первой шеренги начинают активно привлекать к себе внимание «корабля» - они могут прыгать, шуметь, махать руками и т.д. (15 сек.) По истечению времени ведущий спрашивает по очереди у «корабля», кто привлек к себе больше внимания: тот, кого назвали, загибает палец. Далее шеренги меняются заданиями. После того, как все выполнили задание, ведущий подводит итог, считая, у кого больше загнутых пальцев.

Разминка окончена.


Условия упражнения:

Специалисту необходимо ввести единые правила для всей команды:

- «хочешь сказать – подними руку»;

- «один говорит – все молчат»;

- время высказывания – не более 15-20 секунд.

Важную роль в тренинге выполняют «шляпы» 6 цветов, которые нужно менять в определенной последовательности при работе:

1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточиться на, возможно, недостающей дополнительной информации и подумать о том, где ее раздобыть.

2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

3. Желтая шляпа – позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ничего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

4. Черная шляпа - полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления, в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных – это определение того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

На ватмане, прилепленном к полу или стене, на котором фиксируются высказывания участников команды, отражается результат группового решения.

Этапы упражнения:

Специалист: «У меня в руках карточки с изображением разноцветных шляп, каждый цвет включает определенное условие выполнения нашей с вами задачи».
Участникам объявляется название игры – «Необитаемый остров» и зачитывается общая инструкция: «Представьте, что все мы «чудом» попали на заброшенный остров, где-то в южных широтах. Когда нас спасут, неизвестно. Перед нами стоят 2 задачи: 1 - выжить, 2 - остаться при этом цивилизованными людьми. За 30 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи. Я, как старший из вас, буду руководителем, я сразу хочу установить в нашем сообществе демократию. У меня будет синяя шляпа».

Далее специалист по очереди выдает команде шляпы разных цветов. Специалист может сам решать очередность выдачи шляп разных цветов в зависимости от задач. Специалисту необходимо контролировать, чтобы условия каждой шляпы соблюдались.

Когда выдается красная шляпа, то на этом этапе участники делятся своими эмоциями относительно ситуации, в которой они оказались (страх, негодование, восхищение, радость и т. д.).

Следующая шляпа - белая - это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Когда она выдается, то участники обсуждают, какая информация у них есть, а если ее недостаточно, продумывают, где ее можно добыть. Специалисту стоит обратить внимание ребят на следующие факты: где территориально находится группа («южные широты», какой там может быть климат и природные особенности; какими предметами может обладать группа после кораблекрушения (например, оставшиеся щепки от разбившегося корабля, запас еды, ткань и др.), что у участников есть в карманах, как это все можно использовать. Всю информацию о предметах и условиях острова необходимо выписывать на ватман.

Следующая шляпа - желтая - ребята определяют идеи, высказывают все позитивные стороны решения данной задачи. Специалисту необходимо стимулировать высказывания всех участников относительно того, как можно выбраться с данного острова, как там выжить, как использовать все имеющиеся предметы и условия. Идеи могут быть абсолютно разными. Важно, чтобы участники не стеснялись говорить о своих мыслях, даже самых неудачных на их взгляд.

Черная шляпа - шляпа критики, предложений, придуманных ранее (во время работы с желтой шляпой). Участники анализируют отрицательные стороны каждой предложенной идеи.

Следующая шляпа - зеленая шляпа символизирует этап поиска творческих идей, предложение альтернативы раскритикованных ранее предложений. Участники анализируют положительные стороны каждой предложенной идеи.

В завершении выдается синяя шляпа - принятие решения (на основе выделенных «+» и «-»), обсуждение результата и принятие решения.

После принятия совместного решения проводится обсуждение упражнения. Начинается обсуждение с вопроса: «Удалось ли нам выжить?» и «Остались ли мы цивилизованными людьми?». Отвечая, участники должны кратко обосновать свое мнение. Ведущий может также и сам ответить на эти вопросы.

Типичные трудности: данное упражнение достаточно богато по своим возможностям, поэтому есть риск увлечься каким-либо аспектом игры (например, обсуждение конкретных работ, увлечение географическими деталями острова, борьба с «тунеядцами» и т.д.) и потерять главную линию игры - обеспечение конкретных потребностей для выживания.

Рефлексия:

- Какие впечатления у вас после данного упражнения?

- Какая из 6 шляп вызвала у вас наибольшее затруднение? Почему?

- Насколько сложно вам было разделять свои мысли (когда участнику необходимо принимать конструктивное решение при работе, например, с белой шляпой, то необходимо отключить свои эмоции)?

- Как команда пришла к единому решению? Благодаря чему? Сложно ли было? В чем состояли данные сложности?

- Как может пригодиться вам данный опыт?

 


НИНДЗЯ                                                      

Цель: повышение уровня концентрации и внимательности участников; развитие самоконтроля; повышение эмоционального фона группы

Необходимый инвентарь: -

Время проведения: 30 мин

Количество участников: 3 – 15 человек

Ход проведения:

Специалист: «Друзья, сейчас мы поучаствуем в упражнении, которое поможет нам почувствовать себя настоящими ниндзя. Давайте встанем в тесный круг. Вперед вытягиваем правую ногу, по моей команде отпрыгиваем и замираем в воинственных позах. Теперь по очереди будем ходить. За один ход я могу совершить один выпад в сторону любого участника. Задача – попасть по кисти человека. Если я попадаю, он убирает руку за спину, она считается нерабочей. Тот, на кого я нападаю, во время нападения может увернуться или отскочить. Движения всех участников должны быть чёткие, точные. Нападать можно на любого человека в кругу, а ходим мы по очереди».

Специалист демонстрирует, что значит нападение, как можно защищаться.

Специалист: «Друзья, все правила понятны? Тогда давайте начнём!

Во время упражнения специалист отслеживает соблюдение правил и помогает сориентироваться участникам, которые не до конца поняли правила. Упражнение заканчивается, когда остается один участник.

Рефлексия:

- Друзья, как ваши впечатления от этого упражнения?

- Какие моменты особенно запомнились?

- Чему нас учит это упражнение?

 

ОБЩИЙ РИТМ                                                      

Цель: формирование командного духа и единства группы, внимательности к каждому участнику, чувства группы

Необходимый инвентарь: -

Время проведения: 15 - 40 мин

Количество участников: 4 – 20 человек

Ход проведения:

Уровень 1: задача, удерживая общий ритм (два хлопка по коленям, два в ладоши), пройти круг, назвав всех участников. Имена называются следующим образом: во время хлопков по коленям произносится два раза имя участника, потом совершаются хлопки в ладоши, затем опять хлопки по коленям + имя участника и имя его соседа слева и опять хлопки в ладоши). Например, хлопки по коленям + Вася-Вася, хлопки в ладоши, затем опять хлопки по коленям + Вася-Петя, хлопки в ладоши. Имена участников произносят все хором.

Уровень 2: аналогично предыдущему, но имена произносят не все хором, а каждый участник по очереди (то есть Вася говорит: «Вася-Вася, Вася-Петя», а дальше Петя говорит «Петя-Петя, Петя-Маша»)

Уровень 3: аналогично предыдущему, но участники называют не имя соседа слева, а имя любого другого участника. При этом нужно назвать всех в кругу, не повторяясь, но называть имена каждый раз в одной и той же последовательности нельзя.

Уровень 4: аналогично предыдущему, но глаза у участников закрыты. По-прежнему, важно никого не забыть и называть имена каждый раз в одной и той же последовательности нельзя.

Вариант проведения упражнения с легендой:

Первая мировая война застала немецкий крейсер Эмден в Тихом океане. Крейсер был легкий, стремительный, но совсем без броневого покрытия. Команда крейсера отлично понимала всю безвыходность ситуации – домой в Германию крейсер вернуться не сможет, он отрезан от всего мира. Тогда командир корабля собрал команду на палубе и обратился к ней с такими словами: «Мы самый слабый корабль в этом квадрате боевых действий. Назад на родину нам не пробиться. При встрече с врагом нас ждет славная, но неминуемая гибель. Так что давайте считать, что мы уже умерли». Команда ответила дружным: «Ура!» И крейсер отправился в свой боевой поход. После этого крейсер «Эмден» еще в течение трех месяцев топил вражеские корабли. За это время крейсер потопил столько кораблей, что ему могли бы позавидовать любые пираты Карибского моря. За ним гонялись вражеские корабли, гораздо более сильные и мощные. Но за эти три месяца крейсер так и не смогли поймать.

Что помогло команде корабля в течение целых трех месяцев сражаться? – боевой дух, единое понимание того, а ради чего они воюют, единая цель.

Таких людей называют единомышленниками.

Именно благодаря тому, что эти люди помогали друг другу не забыть, ради чего они идут на смерть, они смогли не терять боевой дух.

У нас с вами тоже есть общая цель, и очень хочется, чтобы мы с вами могли помогать друг другу не забывать ее. Именно это может помочь нам даже в сложных ситуациях не терять боевой дух, желание действовать, несмотря ни на что.

Но, чтобы научиться этому, мы с вами начнем с простого – научимся более простой форме поднятия боевого духа, форме, которая используется с давних времен в песнях. Она называется боевой ритм.

Проведение: Сейчас я покажу ритм, который вам необходимо будет удерживать. (Показываю: два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям). А теперь к ритму присоединим наши имена - во время первых хлопков по коленям называем два раза имя человека, затем два хлопка в ладоши и снова хлопки по коленям с именем человека, а потом его соседа слева. Таким образом, мы удерживаем ритм и произносим имена все вместе, проходя полный круг. Это первый уровень. Затем задание аналогично, но имена произносят не все вместе, а каждый по очереди. Ритм при этом удерживают все.

Рефлексия:

- Какие эмоции вы испытали от этого упражнения?

- Что было самым сложным?

- Помогали ли вы участникам, у которых сразу не получилось удерживать ритм и называть имена? Как?

- Что вы для себя открыли благодаря этому упражнению?

 

ОБЩИЙ СЧЁТ                                     

Цель: развитие навыков невербального общения, появление чувства команды.

Необходимый инвентарь: -

Время проведения: 15 - 40 мин

Количество участников: 4 – 20 человек

Ход проведения:

Участники встают в круг и закрывают глаза. Их задача досчитать от одного до N*количество участников команды (например, если участников 7, они могут считать до 21, 28...). участники не могут одновременно произносить число или выстраивать какие-либо последовательности. Если кто-то ошибся, то ведущий останавливает процесс и участники начинают счёт заново. Когда ребята досчитают до нужного числа, все открывают глаза.

Рефлексия:

- Что вы чувствовали, когда у вас получилось?

- Что вы чувствовали, когда произносили одновременно с кем-то одно число? Когда это делал кто-то другой?

- Почему получилось?

- В какие моменты было трудно? Почему?

 

ОСТРОВ                  
 

Цель: настройка участников на командное взаимодействие

Необходимый инвентарь: ватман, фломастеры разных цветов по одному на каждого участника.

Время проведения: 15 - 45 мин.

Количество участников: 4 - 10 человек.

Ход проведения:

Специалист: «Возьмите каждый по фломастеру. Давайте представим, что все вы попали на необитаемый остров. Подумайте, чем будете вы заниматься на этом острове, как будете выглядеть, как будет выглядеть сам остров. Не забывайте, что ваша задача – выжить всей командой. Сейчас у вас будет семь минут, чтобы изобразить это на ватмане. Передавать фломастеры друг другу нельзя. Понятна задача? Приступаем!»

После окончания рисования специалист собирает фломастеры.

Специалист: «Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось».

Рефлексия:

- Друзья, какие у вас впечатления от этого упражнения?

- Узнали ли вы что-то новое о себе или о ком-то из команды? О команде в целом?


ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ                                                 

Цель: развитие коммуникативных навыков, раскрытие творческого потенциала, создание условий для формирования нравственных качеств личности у подростков

Необходимый инвентарь: флажки – 10 наборов (красный, жёлтый, зеленый); карточки с ценностями – 10 шт., ручки – 10 шт.

Время проведения: 15 - 45 мин

Количество участников: 10 человек

Ход проведения:

Специалист: «Друзья, сейчас мы с вами попробуем себя в актерских ролях. Мы с вами представим небольшие жизненные ситуации, которые случаются с нами достаточно часто. Вам необходимо будет их разыграть и оценить, правильно ли поступают герои или нет!»

Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации, которую нужно разыграть. Остальные ребята оценивают реплики и поведение ребят (обратите внимание подростков, что оцениваем не человека, а именно сыгранную ситуацию и представленное поведение!).

Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок — человек поступает опасно; зеленый флажок — человек поступает верно; желтый флажок — человек поступает справедливо.

Специалист делит команду на три подгруппы (по 3 человека) Каждой мини-группе он дает карточку с ситуацией. Эту ситуацию группе необходимо разыграть.

Ситуация 1. Купе поезда. В нем едут три человека. На очередной станции заходит новый попутчик. Показать, как будут общаться люди в купе.

Ситуация 2. В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже, что вы отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место, люди начали возмущаться.

Ситуация 3. Ваш лучший друг несправедливо отозвался об однокласснике. Вы сделали ему замечание. Покажите, как отреагировал на это ваш друг.

 После каждой ситуации группа высказывает мнение по разыгрываемой ситуации, оценивает поведение участников флажками, далее в обсуждении выдвигает версии правильного поведения.

Кроме того, специалист на ватмане или флипчарте записывает качества, которые, по мнению участников, проявили те, кто разыгрывали сценки. Затем специалист раздает участникам листы А4 с перечисленными качествами и возможностью отметить, насколько это качество развито у участника. Ребята должны отметить степень выраженности этих качеств у самих себя, а дальше соединить линией полученные точки. Полученные графики дети оставляют себе.

(Образец результата работы ниже)

Рефлексия:

- Поделитесь, насколько легко или сложно было разыгрывать ситуацию?

- Насколько часто мнение/оценка на одну и ту же ситуацию расходилось у участников группы? Как вы думаете, почему? Какие результаты у вас получились по карточкам ценностей?

- Над какими качествами вам необходимо поработать в дальнейшем?

Пример результата работы участника

Подсказка: в случае, если специалист работает со старшими подростками, либо на программе по профилактике девиантного поведения, то лучше всего не использовать в работе флажки, а ситуации разбирать с помощью обсуждения.

 

ПАЛОЧКА                                                              

Цель: формирование командного взаимодействия, умение слышать и слушать друг друга, внимательное отношение друг к другу

Необходимый инвентарь: прутик (ветка) d=0,7 – 1 см, либо дуга от палатки

Время проведения: 40 - 60 мин

Количество участников: 6 - 10 человек

Ход проведения:

Группе дается тонкий легкий прутик длиной 2 метра. Всем участникам необходимо встать в ряд, вытянуть вперед по два пальца каждой руки и присесть на корточки. Ведущий дает прутик группе и кладет его на ряд вытянутых пальцев. Задание – группе необходимо поднять этот прутик на пальцах с расстояния 30 см от земли на высоту человеческого роста (измеряется по вытянутым рукам самого низкого человека в группе). При этом два главных условия:

- Если хоть один палец отрывается от прутика, то группа начинает задание выполнять сначала.

- Запрещено разговаривать.

Группа имеет возможность обсуждать тактику и способ выполнения до начала действия.

Рефлексия:

- Друзья, какие у вас впечатления после выполнения упражнения?

- Какие эмоции вы испытывали на всем протяжении данного упражнения?

- Насколько вы довольны своим результатом?

- Какую тактику при выполнении вы выбрали?

- Были ли какие-то еще версии по выполнения упражнения? Все ли услышали их? Кто их предлагал?

- В чем состояла основная сложность?

- Чему новому вы научились в итоге выполнения упражнения?

 

ПАУТИНКА                                                           

Цель: развитие лидерских качеств; формирование доверительного и ответственного отношения участников друг к другу, к общему делу; создание положительной атмосферы внутри команды; формирование умения совместно решать поставленные перед командой задачи; развитие коммуникативных навыков участников и команды в целом

Необходимый инвентарь: сети из веревок, натянутых между двумя деревьями, с 15-ю ячейками

Время проведения: 20 - 40 мин

Количество участников: 6 – 10 человек

Ход проведения:

Группе предлагается преодолеть препятствие в виде паутины. Через них, помогая друг другу, все члены команды должны переправиться с одной стороны паутины на другую. При выполнении задания нельзя пройти одну ячейку дважды. Также нельзя касаться веревок и деревьев и переходить на другую сторону под веревками. Обязательное условие - выполнение задания в полной тишине. Если одно из правил нарушается, то вся группа возвращается в исходную точку и начинает задание снова. Специалист обращает внимание на безопасность, бережное отношение к каждому члену группы. Специалист вправе прекратить испытание, если он видит, что техника безопасности нарушается.

Рефлексия:

- Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение?

- Что показалось самым сложным?

- Трудно ли было договариваться, как и кого передавать через паутинку? Как вы выбирали следующего участника?

- Как вам кажется, чему учит нас это упражнение?

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 323.