Работа с участниками с ограниченными возможностями здоровья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В рамках работы на социально значимых проектах и физкультурно-оздоровительных мероприятиях ГБУ “Лаборатория путешествий” происходит сотрудничество с коррекционными образовательными учреждениями, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Среди коррекционных школ существует разделение на виды:

 

Вид коррекционной школы Особенности здоровья
1 неслышащие дети
2 слабослышащие и позднооглохшие
3-4 дети с нарушениями зрения
5 дети с тяжелой речевой патологией
6 дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
7 дети с задержкой психического развития
8 дети с умственной отсталостью

 

Проведение упражнений и тренингов для данных групп участников имеет отличия от работы с подростками с девиантным поведением. В первую очередь, специалисту необходимо учитывать способ восприятия у детей определенной категории. Так, при выборе тренингов и упражнений для детей из коррекционных школ 1-2-го вида рекомендуется отказаться от заданий, требующих длительного устного объяснения. При этом всю информацию, которую дети должны усвоить, лучше всего перенести на небольшие таблички. При объяснениях ведущий упражнения должен всегда находиться лицом к участникам, говорить не спеша, хорошо артикулируя. Речь при этом стоит упростить, поскольку, чаще всего, у подростков данной категории словарный запас меньше, чем у сверстников без нарушения слуха. При проведении упражнений, требующих закрытия глаз, необходимо провести подготовительную работу – попросить подростков постоять с закрытыми глазами, сделать несколько шагов в сторону. Если это вызывает головокружение, то упражнение проводить не стоит. Данная предосторожность связана с проблемами с вестибулярным аппаратом у подростков с нарушением слуха.

При работе с детьми из коррекционных школ 3-4-го вида стоит отказаться от тренингов, использующий зрительный способ восприятия - содержащих мелкие детали, требующих прочтения большого объёма текста. По возможности, всю информацию стоит преподносить устно, а печатную набирать увеличенным кеглем шрифта.

Для детей с тяжёлой речевой патологией восприятие большого объёма информации, усложненной причастными и деепричастными оборотами, представляет большую трудность. Поэтому при работе с данной категорией детей рекомендуется упрощать речь, обращенную к участникам упражнения, делать её доступной для восприятия.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата испытывают затруднения при двигательной активности, поэтому рекомендуется отказаться от упражнений, требующих большой подвижности. Также проблемы вызывают упражнения, задействующие мелкую моторику. Здесь специалисту стоит планировать больше времени на тренинг или упражнение, чем при работе с группой подростков из общеобразовательной школы.

Для детей из коррекционных школ 7-8-го вида необходимо чередовать занятия, требующие интеллектуального напряжения, с подвижными заданиями, играми и упражнениями. Так же, как при работе с детьми из школ 5-го вида, стоит упростить свою речь, сделать доступной её для понимания. Желательно обеспечить занятия наглядными пособиями, поскольку зрительное восприятия у данной группы детей хорошо развито.

При подготовке к работе с группой из коррекционного образовательного учреждения следует идти не по пути упрощения упражнений и тренингов, а адаптации под особенности конкретной команды. Тренинги и упражнения, подходящие для учащихся коррекционных школ каждого вида, приведены в Приложении 1.

 

 

 

 


 


Упражнения и тренинги

АССОЦИАЦИИ                                                    

Цели: развитие творческой и коммуникативной сфер личности участников   

Необходимый инвентарь: -

Время проведения: 30 - 45 мин        

Количество участников: 6 - 15 человек

Ход проведения:

Ведущий уходит, остальные выбирают одного из участников. Ведущий возвращается и дальше задает вопросы-ассоциации.

Примеры вопросов:

- На какой цветок похож этот человек?

- На какую еду похож этот человек?

- С каким видом спорта он у вас ассоциируется?

Неправильно задавать вопросы:

- Каким спортом этот человек занимается?

- Какую еду он любит?

Чем более творческие и неожиданные вопросы будут, тем интереснее будет участвовать в упражнении. У ведущего есть три попытки, чтобы угадать, кого загадывают. Можно повторно выбирать загадываемых участников.

Когда динамика упражнения спадает, ведущий переходит к рефлексии.

- Друзья, какие ваши впечатления от этого упражнения?

- Услышали ли что-то новое о себе? Что?

- Насколько интересно было сравнивать человека с растениями, животными, музыкой?

 

АРИФМОМЕТР                                                                         

Цели: развитие внимания, концентрации, собранности  

Необходимый инвентарь: -

Время проведения: 5 - 20 мин        

Количество участников: 3 – 5 человек        

Ход проведения:

Участники сидят в кругу, кто-то называет число, следующий по кругу участник называет арифметический знак («+» или «-»), следующий – снова число и т.д. Любой участник может сказать «равно», тогда следующий называет результат. Ведущий должен строго следить за правильностью вычислений.

Рефлексия:

- Друзья, какие ваши впечатления от упражнения?

- Какие были ощущения, когда не получалось выполнить уравнение?

- Насколько сложно было концентрировать все внимание на вычислении?

- В результате чего все же удалось добиться успеха и выполнить вычисления?

- Как вы думаете, насколько важна роль каждого участника? Насколько вы почувствовали это в процессе выполнения задания?

 

БЕСШУМНЫЕ ТЕНИ                                                                       

Цели: развитие лидерских качеств; развитие стратегического мышления; командообразование; развитие коммуникативных навыков.             

Необходимый инвентарь: 20 кубиков одного цвета, 30 кубиков другого цвета, маркировочная лента или мел для обозначения границ территории, бандана для завязывания глаз. В походных условиях кубики можно заменить на стикеры или листочки двух цветов.

Время проведения: 30 - 60 мин         

Количество участников: 6 - 20 человек       

Ход проведения:

Ведущий выбирает себе помощника. При наличии второго взрослого помощником становится он. Ведущий завязывает глаза помощнику, помощник становится в центр ограниченной территории. По территории разбросаны 20 кубиков одного цвета. Задача участников поменять эти кубики на кубики другого цвета, которые находятся за территорией. Когда помощник слышит шум, он показывает на место, откуда, как ему кажется, доносится звук и говорит: "здесь шум". Если ведущий, стоящий рядом, подтверждает, что там действительно находится человек, то данный участник отправляется за территорию. Если в этот момент в его руках были кубики, то эти кубики больше не участвуют в упражнении. Участник может зайти на территорию повторно. Заходить на территорию без кубиков можно, однако напрямую об этом детям сообщать не нужно. В зависимости от уровня командного взаимодействия ведущий изначально подбирает задачу, обозначая количество кубиков, которое нужно заменить, чтобы задача считалась выполненной.

Рефлексия:

- Друзья, какие ваши впечатления от упражнения?

- Насколько вы довольны своим результатом? Что можно было бы сделать лучше?

- Расскажите, какая у вас была стратегия?

- Насколько команде удалось договориться между собой о единой тактике?

- Меняли ли вы стратегию в процессе выполнения задачи? Почему? Было ли это обоснованно и к какому результату привело?

- Был ли в вашей команде лидер, который координировал процесс? Кто? Насколько это помогало выполнению задачи?

- Вопрос для ведущего: насколько сложно было находиться с закрытыми глазами и контролировать процесс?

БОЛОТО                                                            

Цели: развитие лидерских качеств; формирование доверительного и ответственного отношения участников друг к другу, к общему делу; создание положительной атмосферы внутри команды; формирование умения совместно решать поставленные перед командой задачи; развитие коммуникативных навыков участников и команды в целом

Необходимый инвентарь: 3 деревянные доски, маркировочная лента, верёвка или палки для обозначения границы

Необходимый инвентарь: -

Время проведения: 15 - 40 мин         

Количество участников: 5 - 10 человек

Ход проведения:

Группе предлагается преодолеть препятствие – воображаемое болото длиной примерно 5 м при помощи 3-х досок (границы болота необходимо обозначить палками или веревками). Задача членов группы – всем вместе перебраться с одного берега "болота" на другой, поддерживая друг друга. Обязательным условием является то, что каждая доска не должна оставаться без прикосновения к ней всех членов команды. Если участник не касается одной из досок, то упражнение начинается сначала.

Рефлексия:

- Друзья, какие ваши впечатления от упражнения?

- Насколько вы довольны своим результатом? Что можно было бы сделать лучше?

- Насколько каждый из вас был включен в процесс выполнения испытания?

- Удалось ли вашей команде выработать единую стратегию для выполнения испытания? Какая она была?

- Вспомните, кто из участников предлагал еще какие-то версии по выполнению испытания? Все ли они были услышаны? если нет, то почему (специалисту необходимо отслеживать все версии, которые участники предлагают во время осуждения, далее, если не все они были замечены, но при этом конструктивны, обратить внимание участников на это)?

- Почему вашей команде не удалось с первого раза пройти данное испытание (в случае, если команда выполнила его не с первого раза)?

- Благодаря чему вам удалось выполнить испытание?

- Был ли в вашей команде лидер? Кто этот человек? В чем состояла его роль?

- Какие выводы можно сделать после выполнения данного испытания?

 

БОЧКА                                                                

 

Цели: снятие тактильного напряжения, готовность терпеть дискомфорт         

Необходимый инвентарь: веревка 8-10 мм 3-5 м, ножницы, скотч

Время проведения: 30-60 мин        

Количество участников: 6-15 человек         

Ход проведения:

Специалист просит участников встать в тесный круг, заполненный внутри. Он замеряет верёвкой место, которое занимает вся команда в целом, затем просит несколько участников выйти за пределы круга. Количество участников определяет специалист по силам группы. Когда они вышли, специалист стягивает верёвку и закрепляет её скотчем. Перед участниками ставится задача в течение одной минуты молча встать в круг, образуемый верёвкой и простоять там одну минуту. Желательно при этом разделять пространства для проведения зачётной попытки и пробных, причем для проведения пробных попыток рекомендуется не давать верёвку вообще. Для выполнения задачи участникам даётся три зачётные попытки, а время на тренировку ограничивает специалист. Стоять на верёвке ногами, поднимать верёвку от земли не разрешается. Для данного упражнения хорошо ввести легенду, например, о бочке, в которой необходимо было боевому отряду спрятаться от врагов.

Рефлексия:

- Удалось ли решить задачу? За счёт чего?

- Что показалось самым трудным?

- Что вы чувствовали, когда вам наступали на ноги в начале упражнения? В конце?

- Чему учит это упражнение?

БРЕВНО                                                                             

 

Цели: развитие лидерских качеств; формирование доверительного и ответственного отношения участников друг к другу, к общему делу; создание положительной атмосферы внутри команды; формирование умения совместно решать поставленные перед командой задачи; развитие коммуникативных навыков участников и команды в целом

Необходимый инвентарь: бревно диаметром 30-40 см  

Необходимый инвентарь: -  

Время проведения: 15 - 40 мин        

Количество участников: 6 - 10 человек       

Ход проведения:

Участникам предлагается встать на бревно и рассчитаться по порядку. Все члены команды оказываются зафиксированы на своих местах. Например, их 12. Участники должны поменяться местами в зеркальном порядке, то есть, чтобы первый человек стал 12-м, а 12-й – первым, второй – 11-м, 11-й - вторым и т.д. Участники не должны наступать на землю, касаться земли, во время выполнения упражнения они не имеют права разговаривать.

 Рефлексия:

- Друзья, какие ваши впечатления и ощущения от упражнения?

- В чем состояла основная сложность при выполнении данного упражнения?

- Почему вашей команде не удалось с первого раза пройти данное испытание?

- Благодаря чему вам удалось выполнить его?

- Какую тактику для выполнения испытания выбрала ваша команда? Насколько успешной она оказалась?

- Все ли версии, которые предлагали участники, были услышаны? Все ли удалось попробовать в действии (специалисту необходимо отслеживать все версии, которые участники предлагают во время осуждения, далее, если не все они были замечены, но при этом конструктивны, обратить внимание участников на это во время рефлексии)?

- Был ли в вашей команде лидер? Кто этот человек? В чем состояла его роль?

- Какие выводы можно сделать после выполнения данного испытания?

БУКВА «П»                                                                             

Цели: снятие напряжения при общении в стрессовых условиях; развитие языковой гибкости

Необходимый инвентарь: -          

Время проведения: 45 мин           

Количество участников: 2 – 12 человек      

Ход проведения:

Один участник загадывает водящему любое слово. Задача водящего объяснить это слово другим, используя только слова на букву «П». Тот участник, который угадал слово, становится ведущим. Специалист стимулирует к активности всех участников упражнения. Подводя итоги, специалист проводит рефлексию. Можно подчеркнуть, что упражнение показывает, насколько богат русский язык, что даже выбирая слова на одну букву, ты можешь составить достаточно понятный рассказ.

Рефлексия:

- Друзья, какие ваши впечатления?

- Что было сложнее, загадывать слово, либо отгадывать?

- Почему так сложно подбирать слова для объяснения и составлять связный рассказ?

- Для чего нужно это упражнение?

Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.