Основы техники легкой атлетики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Легкая атлетика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Легкая атлетика как наиболее доступный и массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, за­нимает основное место в программах по физической культуре в учеб­ных заведениях разного уровня. Различные виды бега, прыжков и ме­таний входят составной частью в каждое учебно-тренировочное за­нятие по физической культуре в образовательных учреждениях всех ступеней. Легкоатлетические упражнения составляют большую часть нормативов комплекса ГТО.

Легко дозируемые упражнения могут использоваться как для раз­вития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для раз­вития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, в период реабилитации после травм. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закали­ванию, являются одним из действенных факторов профилактики раз­личных заболеваний.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум за­трат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики не только на стадионах и в спортивных залах, но и в сельской местности, городских парках и скверах. Кроме этого, разнообразие видов легкой атлетики позволяет использовать ее как средство тренировки для по­вышения уровня достижений в большинстве других видов спорта. Си­стематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость, ловкость и другие качества, необходи­мые человеку в обычной жизни.

Основными задачами проведения учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике с учащимися являются следующие:

-формирование двигательных умений и навыков в процессе изуче­ния техники легкоатлетических упражнений;

-формирование способности к аналитической деятельности, коррек­ции ошибок и неточностей в процессе выполнения технических эле­ментов.

Основу легкой атлетики составляют пять основных видов: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Виды классифицируются по по­ловому и возрастному признакам: мужские и женские виды; для юно­шей и девушек различных возрастов. В последней спортивной класси­фикации по легкой атлетике у женщин насчитывается 50 видов, про­водимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин — 56 и 15 видов соот­ветственно.

На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входят 24 вида легкой атлетики, у женщин — 23 вида легкой атлетики, среди которых разыгрывают самое большое количество олимпийских медалей.

Ходьба — циклический вид, требующий проявления специальной выносливости. У мужчин проводятся заходы: на стадионе — на 3, 5, 10, 20 км; на шоссе — на 50 км; у женщин: на стадионе — на 3, 5, 10 км, на шоссе — на 20 км.

Спринт, или бег на короткие дистанции, — циклический вид, тре­бующий проявления скорости и скоростной выносливости. Соревно­вания в беге на стадионе и в манеже на дистанции 60, 100, 200, 300, 400, 600 м проводятся одинаково для мужчин и женщин.

Бег на длинные дистанции — циклический вид, требующий прояв­ления специальной выносливости. Разновидностями такого бега явля­ются одинаковые для мужчин и женщин дистанции:

средние дистанции: 800, 1000, 1500 м и 1 миля (на стадионе и в ма­неже);

длинные дистанции: 3000, 5000, 10 000 м (на стадионе) и 3000 м (в манеже);

сверхдлинные дистанции — 15, 21.097, 42.195, 100 км (на шоссе);

ультрадлинные дистанции — суточный бег (на стадионе или шоссе). Бег с барьерами — по структуре смешанный вид, требующий про­явления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Со­ревнования проводятся у мужчин на дистанции 110 и 400 м на стадионе и 60 и 110 м в манеже; у женщин на дистанции 100 и 400 м на стадионе и на 60 и 100 м в манеже.

Бег с препятствиями — по структуре смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Прово­дится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у жен­щин и мужчин — 3000 м.

Эстафетный бег — по структуре смешанный вид, очень близ­кий к циклическим, командный вид, требующий проявления скоро­сти, скоростной выносливости, ловкости. Классические разновидно­сти 4 х 100 м и 4 х 400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4 х 200 м и 4 х 400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводить­ся соревнования на стадионе с различной длиной этапов и эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту.

Кросс — бег по пересеченной местности, смешанный вид, требую­щий проявления специальной выносливости и ловкости. Проводится по пересеченной местности у мужчин на дистанции 1, 2, 3, 5, 8, 12 км, у женщин на 1, 2, 3, 4, 6 км.

Прыжок в длину с разбега — по структуре относится к смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоростно-силовых, ско­ростных качеств, гибкости, ловкости. Проводится у мужчин и женщин на стадионе и в манеже.

Тройной прыжок с разбега — ациклический вид, требующий от спорт­смена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Прыжок в высоту с разбега — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, лов­кости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин на стадионе и в ма­неже.

Прыжок с шестом с разбега — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гиб­кости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой ат­летики. Проводится у мужчин и женщин на стадионе и в манеже.

Метание копья — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибко­сти, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега мужчинами и женщинами только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска — ациклический вид, требующий от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга мужчинами и женщинами только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Метание молота — ациклический вид, требующий от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга мужчинами и женщинами только на стадионе. Является одним из наиболее опасных видов легкой атлетики.

Толкание ядра — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкости. Выпол­няется толкание из круга мужчинами и женщинами на стадионе и в манеже.

Многоборья требуют от спортсменов разностороннего развития всех физических качеств. Классическими видами многоборья являют­ся: у мужчин — десятиборье, у женщин — семиборье. В состав деся­тиборья входят: бег на 100 м, прыжки в длину, толкание ядра, прыжки в высоту, бег на 400 м, бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжки с шестом, метание копья, бег на 1500 м. У женщин в семиборье вхо­дят следующие виды: бег на 100 м с барьерами, толкание ядра, прыжки в высоту, бег на 200 м, прыжки в длину, метание копья, бег на 800 м. К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юно­шей (бег на 100 м, прыжки в длину, прыжки в высоту, бег на 400 м, бег на 110 м с барьерами, прыжки с шестом, метание диска, бег на 1500 м); пятиборье для девушек (бег на 100 м с барьерами, толкание ядра, прыж­ки в высоту, прыжки в длину, бег на 800 м).

На занятиях по физической культуре в школах и колледжах основ­ными (зачетными) видами легкой атлетики являются: бег на короткие дистанции (30 и 60 м в начальной школе, 100 м в старших классах), бег на дистанции от 300 м до 3 км на развитие выносливости, прыжок в длину с места и с разбега, прыжок в высоту, метание мяча и грана­ты. Кроме того, как средство тренировки в занятия могут включаться ходьба, барьерный бег, тройной прыжок, толкание ядра. Ежегодно про­водятся городские и районные соревнования по легкоатлетическому кроссу и эстафеты.

 

ОБУЧЕНИЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Легкая атлетика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Легкая атлетика как наиболее доступный и массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, за­нимает основное место в программах по физической культуре в учеб­ных заведениях разного уровня. Различные виды бега, прыжков и ме­таний входят составной частью в каждое учебно-тренировочное за­нятие по физической культуре в образовательных учреждениях всех ступеней. Легкоатлетические упражнения составляют большую часть нормативов комплекса ГТО.

Легко дозируемые упражнения могут использоваться как для раз­вития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для раз­вития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, в период реабилитации после травм. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закали­ванию, являются одним из действенных факторов профилактики раз­личных заболеваний.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум за­трат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики не только на стадионах и в спортивных залах, но и в сельской местности, городских парках и скверах. Кроме этого, разнообразие видов легкой атлетики позволяет использовать ее как средство тренировки для по­вышения уровня достижений в большинстве других видов спорта. Си­стематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость, ловкость и другие качества, необходи­мые человеку в обычной жизни.

Основными задачами проведения учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике с учащимися являются следующие:

-формирование двигательных умений и навыков в процессе изуче­ния техники легкоатлетических упражнений;

-формирование способности к аналитической деятельности, коррек­ции ошибок и неточностей в процессе выполнения технических эле­ментов.

Основу легкой атлетики составляют пять основных видов: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Виды классифицируются по по­ловому и возрастному признакам: мужские и женские виды; для юно­шей и девушек различных возрастов. В последней спортивной класси­фикации по легкой атлетике у женщин насчитывается 50 видов, про­водимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин — 56 и 15 видов соот­ветственно.

На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входят 24 вида легкой атлетики, у женщин — 23 вида легкой атлетики, среди которых разыгрывают самое большое количество олимпийских медалей.

Ходьба — циклический вид, требующий проявления специальной выносливости. У мужчин проводятся заходы: на стадионе — на 3, 5, 10, 20 км; на шоссе — на 50 км; у женщин: на стадионе — на 3, 5, 10 км, на шоссе — на 20 км.

Спринт, или бег на короткие дистанции, — циклический вид, тре­бующий проявления скорости и скоростной выносливости. Соревно­вания в беге на стадионе и в манеже на дистанции 60, 100, 200, 300, 400, 600 м проводятся одинаково для мужчин и женщин.

Бег на длинные дистанции — циклический вид, требующий прояв­ления специальной выносливости. Разновидностями такого бега явля­ются одинаковые для мужчин и женщин дистанции:

средние дистанции: 800, 1000, 1500 м и 1 миля (на стадионе и в ма­неже);

длинные дистанции: 3000, 5000, 10 000 м (на стадионе) и 3000 м (в манеже);

сверхдлинные дистанции — 15, 21.097, 42.195, 100 км (на шоссе);

ультрадлинные дистанции — суточный бег (на стадионе или шоссе). Бег с барьерами — по структуре смешанный вид, требующий про­явления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Со­ревнования проводятся у мужчин на дистанции 110 и 400 м на стадионе и 60 и 110 м в манеже; у женщин на дистанции 100 и 400 м на стадионе и на 60 и 100 м в манеже.

Бег с препятствиями — по структуре смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Прово­дится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у жен­щин и мужчин — 3000 м.

Эстафетный бег — по структуре смешанный вид, очень близ­кий к циклическим, командный вид, требующий проявления скоро­сти, скоростной выносливости, ловкости. Классические разновидно­сти 4 х 100 м и 4 х 400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4 х 200 м и 4 х 400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводить­ся соревнования на стадионе с различной длиной этапов и эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту.

Кросс — бег по пересеченной местности, смешанный вид, требую­щий проявления специальной выносливости и ловкости. Проводится по пересеченной местности у мужчин на дистанции 1, 2, 3, 5, 8, 12 км, у женщин на 1, 2, 3, 4, 6 км.

Прыжок в длину с разбега — по структуре относится к смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоростно-силовых, ско­ростных качеств, гибкости, ловкости. Проводится у мужчин и женщин на стадионе и в манеже.

Тройной прыжок с разбега — ациклический вид, требующий от спорт­смена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Прыжок в высоту с разбега — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, лов­кости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин на стадионе и в ма­неже.

Прыжок с шестом с разбега — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гиб­кости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой ат­летики. Проводится у мужчин и женщин на стадионе и в манеже.

Метание копья — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибко­сти, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега мужчинами и женщинами только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска — ациклический вид, требующий от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга мужчинами и женщинами только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Метание молота — ациклический вид, требующий от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга мужчинами и женщинами только на стадионе. Является одним из наиболее опасных видов легкой атлетики.

Толкание ядра — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкости. Выпол­няется толкание из круга мужчинами и женщинами на стадионе и в манеже.

Многоборья требуют от спортсменов разностороннего развития всех физических качеств. Классическими видами многоборья являют­ся: у мужчин — десятиборье, у женщин — семиборье. В состав деся­тиборья входят: бег на 100 м, прыжки в длину, толкание ядра, прыжки в высоту, бег на 400 м, бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжки с шестом, метание копья, бег на 1500 м. У женщин в семиборье вхо­дят следующие виды: бег на 100 м с барьерами, толкание ядра, прыжки в высоту, бег на 200 м, прыжки в длину, метание копья, бег на 800 м. К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юно­шей (бег на 100 м, прыжки в длину, прыжки в высоту, бег на 400 м, бег на 110 м с барьерами, прыжки с шестом, метание диска, бег на 1500 м); пятиборье для девушек (бег на 100 м с барьерами, толкание ядра, прыж­ки в высоту, прыжки в длину, бег на 800 м).

На занятиях по физической культуре в школах и колледжах основ­ными (зачетными) видами легкой атлетики являются: бег на короткие дистанции (30 и 60 м в начальной школе, 100 м в старших классах), бег на дистанции от 300 м до 3 км на развитие выносливости, прыжок в длину с места и с разбега, прыжок в высоту, метание мяча и грана­ты. Кроме того, как средство тренировки в занятия могут включаться ходьба, барьерный бег, тройной прыжок, толкание ядра. Ежегодно про­водятся городские и районные соревнования по легкоатлетическому кроссу и эстафеты.

 

ОБУЧЕНИЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Основы техники легкой атлетики

Перед выполнением того или иного легкоатлетического упражнения необходимо четко понимать технику его выполнения. Под техникой спортивного упражнения понимается способ его выполнения, заклю­чающийся в конкретных, целенаправленных движениях спортсмена. Сущность спортивной техники состоит в наиболее разумном и эффек­тивном использовании легкоатлетом своих двигательных способно­стей для лучшего решения задачи, стоящей перед ним при выполнении того или иного упражнения (как можно быстрее преодолеть дистан­цию, прыгнуть максимально далеко, послать снаряд как можно даль­ше и т. д.). Спортивный результат зависит главным образом от уровня общей и специальной физической подготовленности, с которой тесным образом связаны показатели техники.

В таких видах легкой атлетики, как ходьба и бег, спортсмен в опре­деленной последовательности повторяет свои движения, и его дей­ствия складываются из отдельных циклов, поэтому такие упражнения называют циклическими. При этом, анализируя его технику, не нуж­но прослеживать действия легкоатлета от старта до финиша, а важ­но рассмотреть закономерности одного цикла. В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляю­щийся автоматически. Общими признаками циклических упражне­ний являются:

Многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз.

Все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле.

Последняя фаза одного цикла является началом первой фазы дви­жения последующего цикла.

В метаниях повторений не происходит, действия по форме и по структуре меняются, поэтому данные упражнения называют ацикли­ческими. В прыжковых видах и метании копья сочетаются действия циклического (разбег) и ациклического (отталкивание, приземление) типа. Такие упражнения называются смешанными.

Техника выполнения каждого упражнения в целом одинакова. Ин­дивидуальные особенности спортсмена и его подготовленность влия­ют лишь на выполнение отдельных компонентов движения: исходное положение, последовательность и направление движений, амплитуда, величина усилий, ритм, темп.

Любое двигательное действие можно условно разделить на фазы, в каждом действии должна быть одна главная фаза, а остальные — вспомогательные.

Главная фаза — это ведущий элемент, где происходит реализация целевого назначения всего двигательного действия. Например, в прыж­ках в длину главной фазой является отталкивание от планки, остальные фазы (разбег) создают оптимальные условия для выполнения главной фазы или помогают наиболее эффективно достичь цели (полет, призем­ление) после ее выполнения. Фазы разделяются определенными граница­ми (моментами), в которых происходит изменение движения по форме, направлению скорости, мышечным усилиям. Цель разбега — набрать оптимальную скорость, цель отталкивания — перевести часть горизон­тальной скорости разбега в вертикальную. Эти две цели разделяются мо­ментом постановки толчковой ноги на место отталкивания.

Фазы определяют состав действия, а их взаимосвязь друг с другом определяет структуру действия. Чем стабильнее взаимосвязь, тем эф­фективнее техника действия. Правильное представление о технике по­зволяет точнее оценивать и лучше использовать в процессе тренировки каждое вспомогательное упражнение. Совершенствовать технику не­обходимо постоянно и непрерывно по мере повышения уровня подго­товленности.

Различают кинематическую, динамическую и ритмическую (взаи­мосвязь динамической и кинематической) структуры движений.

Кинематическая структура движений включает в себя простран­ственные, временные и пространственно-временные характеристики движений.

Пространственные характеристики. Пространственные характери­стики физических упражнений определяют рациональное распо­ложение звеньев двигательного аппарата друг относительно друга, которое обеспечивается целесообразным исходным положением перед началом движения, оперативной позой в процессе его выпол­нения и соблюдением оптимальной траектории движений. Целесообразное исходное положение служит важной предпосылкой эффективного выполнения последующих действий, что особенно важ­но в стартовых положениях (низкий старт).

Рациональная оперативная поза в процессе выполнения упраж­нения помогает поддерживать статическое и динамическое равнове­сие тела, координировать движения, эффективно проявлять силовые и другие физические качества. Так, достаточный прогиб в поясничном отделе во время перехода через планку позволяет улучшить результат прыжков в высоту.

Траектория движений имеет существенное значение для эффек­тивности выполнения физических упражнений. По форме траектория движений может быть прямолинейной и криволинейной. В тех случаях, когда необходимо обеспечить наибольшую скорость какому-либо зве­ну на коротком отрезке пути, предпочтительна прямолинейная форма траектории.

Направление движений влияет на точность двигательных действий и на их конечный результат. В практике легкой атлетики нужные на­правления движениям задают с помощью внешних пространственных ориентиров — разметки беговых дорожек и секторов.

Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эла­стичности связок и мышц. Для увеличения подвижности в суставах, совершенствования эластичности мышц и связок применяются упраж­нения на гибкость.

Временные характеристики — длительность движений, темп и ритм.

Длительность движения — это его временная мера, которая изме­ряется разностью моментов окончания и начала движения. Длитель­ность движения определяет величину его воздействия (объем нагруз­ки).

Темп движений характеризует частоту циклов или движений в еди­ницу времени и зависит от массы движущегося тела (звена). Темп мо­жет изменить структуру движения. Если беспредельно увеличивать темп шагов в спортивной ходьбе, то вместо ходьбы получится бег.

Ритм движений — это комплексная характеристика техники физи­ческих упражнений, отражающая порядок распределения усилий во времени и пространстве, динамику их нарастания и уменьшения. На­пример, ритм движений характеризует соотношение фаз времени опо­ры и полета в беге.

Пространственно-временные характеристики — это скорость и ускорение.

Скорость — это путь, пройденный за единицу времени.

Ускорение — это изменение скорости во времени (ее увеличение или уменьшение).

Динамическая структура отображает все внешние и внутренние силы, без которых движение будет невозможно. К внешним силам от­носят: силу тяжести, силу реакции опоры, силу сопротивления, силу трения, силу отягощения, силу инерции.

Сила тяжести — постоянная величина, действие которой направ­лено вертикально вниз. Она не может влиять на изменение скорости при горизонтальном движении, но при спуске действует положитель­но, увеличивая скорость движения, а при подъеме — отрицательно, уменьшая скорость движения. Величина силы тяжести рассчитывает­ся по формуле:

P = mg,

где m — масса тела легкоатлета,

g — ускорение свободного падения (g = 9,81 м/с2).

Сила реакции опоры возникает при воздействии другой силы на опо­ру и диаметрально противоположна по направлению, т. е. силе давления на опору противодействует сила реакции опоры. Эта сила зависит от ка­чества опоры: чем жестче опора, тем сила реакции больше. Когда человек стоит, сила реакции опоры равна весу тела, а при ходьбе к этой силе при­бавляются сила инерции и сила, создаваемая мышцами при отталкива­нии от опоры. При движении спортсмена сила реакции опоры делится на вертикальную, продольную и поперечную составляющие.

Сила сопротивления воздушной среды возникает при движении и оказывает тормозящее воздействие. В некоторых случаях эта сила может оказать положительное воздействие на технику движения. На­пример, если воздушный поток обтекает снаряд под некоторым углом атаки, то силу сопротивления воздуха можно разложить на две состав­ляющие: одна из них направлена по потоку — это лобовое сопротивле­ние, другая перпендикулярна к потоку — это подъемная сила. Направ­ление подъемной силы зависит от положения снаряда и направления относительно него воздушного потока. В тех случаях, когда подъемная сила направлена вверх и уравновешивает вес снаряда, он может начать планировать, что может существенно повысить результаты в метании копья и диска. Сила лобового сопротивления воздуха приложена к цен­тру поверхности тела и увеличивается пропорционально квадрату ско­рости.

Без силы трения, или силы сцепления с поверхностью, невозможно движение. Сила трения зависит от массы тела и площади поверхности соприкосновения. В зависимости от двигательных действий легкоатле­та она может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Сила трения действует в направлении, противоположном направлению движения.

Сила отягощения возникает в момент противодействия какому- либо предмету (ядро) или движению (движение по кривой, когда дей­ствует центробежная сила, которая и определяет силу отягощения). Ее действие зависит от самого отягощения (при растягивании резинового эспандера вверх движение в конце упражнения увеличивает силу отя­гощения, а при поднятии гантелей вверх движение в конце упражнения уменьшает силу отягощения).

Сила инерции возникает в процессе движения, когда на тело уже не воздействует сила, придавшая ему скорость, т. е. тело движется по инерции (граната, выпущенная метателем, в фазе полета движется по инерции). Силы инерции зависят от массы тела и скорости, с какой дви­жется тело.

К внутренним силам относят силу активного действия (сила тяги мышц) и силу пассивного взаимодействия.

Сила тяги мышц служит источником энергии движения, сохраняет или изменяет позы спортсмена, управляет движением, изменяет взаи­модействие тела человека с опорой, снарядами и т. п. Величина прояв­ления силы тяги мышц зависит от следующих условий: механических (создание определенной нагрузки на мышцу, без которой невозможно заставить мышцу выполнять сокращение), анатомических (строение мышц, их расположение в разные моменты движения), физиологиче­ских (психофизиологическое состояние в момент движения, которое сводится к параметрам возбуждения и утомления).

К силе пассивного взаимодействия относится сила упругой дефор­мации (связки и сухожилия, которые при растягивании в определен­ных условиях могут передать упругую силу).

Основные правила техничного выполнения двигательных действий опираются на законы механики с учетом биологических закономерно­стей человеческого организма.

Направление действия мышечных сил должно стремиться к на­правлению намеченного движения. Например, действия мышечных групп и звеньев тела в момент отталкивания при прыжках в длину должны приближаться к оптимальному углу вылета тела прыгуна.

Оптимальное увеличение скорости движения. В движении, осо­бенно в скоростно-силовых видах, необходимо ускорить движение звена или снаряда, чтобы придать ему максимальную скорость. Для этого надо увеличить либо силу, придающую движение, либо путь действия этой силы, либо и то и другое вместе для увеличения вре­мени действия данной силы.

Непрерывность и последовательность применения развиваемых сил. Это правило основывается на законах Ньютона об инерции и ускорении. Чтобы начать движение, надо преодолеть инерцию покоя, применив большую силу, когда же надо продолжить дви­жение, применяется меньшая сила. Для сохранения или ускорения движения необходимо, чтобы усилия выполнялись непрерывно и в определенное время. Если в метании копья после выполнения разбега будет небольшая пауза, то эффект от данного разбега будет утрачен.

Передача количества движений от одного звена к другому. Количе­ство движений в спортивных действиях передается от одного звена к другому с сохранением энергии движения путем последователь­ного вовлечения звеньев. При толкании ядра в финальном усилии это передача энергии снаряду, которая создается в нижних звеньях (ногах) и заканчивается в верхних звеньях (руках).

Создание противодействия действующим силам. Это правило опи­рается на третий закон Ньютона, согласно которому действия двух тел друг на друга равны по величине и противоположны по направ­лению. Толкатель ядра воздействует на ядро с определенной силой, а ядро с такой же силой воздействует на руку толкателя. Ноги толка­теля воздействуют на опору, а опора воздействует на ноги, придавая таким образом определенную жесткость, т. е. ядро через толкателя воздействует на землю. При жесткой передаче энергии ядру ядро полетит дальше. Только при непосредственном контакте с опорой можно передать энергию снаряду или телу.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.