Тема 2.2.1: Музыкальное занятие как основная форма организации музыкального обучения, воспитания и развития дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье. Занятия – основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) – наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д. Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. Выделяют традиционно сложившуюся в практике работы структуру: музыкально-ритмические упражнения, слушание, распевание, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, танец, игра. Каждый из перечисленных разделов типового музыкального занятия также может варьироваться.

В разделе «Слушание музыки» может звучать не одно, а 2-3 муз произведения.  Дети слушают уже знакомые им произведения и знакомятся с новыми.

Раздел «Пение» обычно включает в себя распевание (с элементами творческих заданий), пение 1-2-х или 3-х песен (фрагментов), из которых некоторые знакомы детям, другие только разучиваются. Этот раздел также может содержать творческие задания.

Раздел «Музыкально-ритмические движения» состоит из муз-ритмических упражнений, игр, хороводов, повторения знакомых и разучивания новых танцев, творческих заданий.

В доминантном занятии какой-либо вид деятельности преобладает. Если доминирующим (преобладающим) видом муз деятельности является «Слушание музыки», это не значит, что нельзя использовать другие виды музыкальной деятельности, но они в случае доминантного занятия должны быть подчинены основному ее виду. Например, дети могут передать характер прослушанного музыкального произведения разными способами: движениями, танцем, изобразительной деятельностью.

На тематическом занятии выбирается одна тема и согласно ей выстраивается все содержание занятия и виды музыкальной деятельности. Тема занятия может быть связана с праздничной датой: «День рождения детского сада», «День защитников отечества», «День матери».

Интегрированные занятия. Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Цель таких занятий – дать детям представление о специфике видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств.   Интегрированные занятия требуют немалый объем серьезной предварительной работы, определенной подготовки детей по восприятию того или иного материала, они сложны и насыщены по объему информации, поэтому проводить их следует не чаще одного раза в квартал, продолжительность не более 30 -40 мин. в зависимости от темы занятия, его задач, и возраста детей.

Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие 3 элементов:

1. Восприятие музыки происходит как диалог с композитором, переживание определенных эмоций и эстетического состояния.

2. 2. Осознание своих эмоций, связанных с музыкой означает развитие музыкального вкуса и эстетического сознания.

3.  Воплощение эстетических чувств, переживаний в творческой деятельности.

При организации музыкальных интегрированных занятий берется интегративно-тематический подход. Детям дается познать как одно и тоже явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт.

Для проведения интегрированных занятий необходимо, чтобы была осуществлена межпредметная связь, заданная тема изучалась в одни и те же дни на музыкальном и других художественно-эстетических занятиях. Это позволит объединить мастерство двух педагогов 0 музыкального руководителя и воспитателя.

Методика проведения интегрированного занятия:

Занятие целесообразно начать с литературного произведения, которое легло, например, в основу балета или оперы, а затем перейти к знакомству с музыкальным произведением и историей его создания.

Затем необходимо дать детям возможность воплотить свое эмоциональное состояние в изобразительной и музыкальной творческой деятельности. Это может быть разыгрывание музыкального спектакля.

Выделяют индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия с отстающими детьми помогают найти причину отставания в музыкальном развитии. Иногда индивидуальные качества ребенка могут быть причиной неудач совместной деятельности, например, низкий диапазон голоса не позволяет петь чисто в более высоком регистре. Причиной нечистого интонирования может быть неразвитость звуковысотного слуха. В этом случае педагог подбирает специальные музыкально-дидактические игры и упражнения. Помогает правильно различать и воспроизводить высоту звуков игра на мелодических музыкальных инструментах (металлофоне, например).

Выяснив в ходе занятий склонности детей к различным видам музыкальной деятельности, педагог может рекомендовать родителям дополнительные занятия в кружке, студии, музыкальной школе.

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне от музыкально-педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности. Когда воспитатель считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае пение, музыкальная игра не входят в быт ребенка. Воспитатель не проявляет интерес к музыкальному воспитанию и не умеет вызвать интерес у детей.

Существует и другое противоположное явление, когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимая участие в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, танцы, движения. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в его исполнении.

Музыкальный руководитель ведет работу в двух направления – с детьми и с воспитателями. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. Педагог-музыкант должен вовлекать воспитателя в непосредственную работу с детьми, а также осуществлять контроль за его работой вне занятия.

Среди форм работы с воспитателями наиболее эффективными выделяют:

- консультации

- групповые занятия

 мастер-класс

 

Тема: Методика организации музыкальных развлечений и самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

1 в: Музыкальные развлечения: методика подготовки и проведения.  2 в.: Методика организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников. 3 в.: Музыкально-дидактические игры. 1 в. Музыкальные развлечения: методика подготовки и проведения. Музыкальные развлечения – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения.  Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно – образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Одно только слово «праздник» заставляет биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенные вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник, развлечение доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья. Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский в частности, принято определять как явление эстетико – социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем. Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социально – педагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. Педагогическая задача коллектива заключается в объединении творческих сил для создания новых детских традиций. Эффективному проведению праздника способствуют: · Объединение всех составных частей вокруг главной цели; · Отбор художественного материала; · Выбор эмоционально – выразительных средств; · Подбор исполнителей; · Коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы. Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно – досуговой деятельности. Во – вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в темной взаимосвязи и взаимодействии. В – третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория). Требования к сценарию · Строгая логичность построения и развития темы; · Законченность каждого эпизода; · Органическая связь эпизодов; · Нарастание действия в его движении к кульминации.   Сценарий детского праздника – это подробная литературно – текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включается в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов. 1–й этап – определение идейно – тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем – либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес у творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом. 2-й этап – построение композиции - реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя; · Экспозиция (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии); · Завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад); · Развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт; · Кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника); · Развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).   Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия. Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности. Песня и танец на детском празднике – это средство общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально – ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально – игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах. Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до сознания детей красоту, емкость художественного слова, закрепив в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях. Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Развлечения как один из видов культурно – досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность детей.   Виды развлечений по степени активности детей · Дети являются только слушателями или зрителями; · Дети – непосредственные участники; · Участники – взрослые и дети. При организации развлечений первого вида с целью активизации детей их привлекают к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно – досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия. Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет педагогу найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности. Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно – досуговой деятельности педагога – хорошая форма работы детского сада с семьей. Такие мероприятия, как правило, проводят во второй половине дня. При этом педагог должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить более длительное по времени (30 – 35 мин.) развлекательное мероприятие с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни предлагать короткие (5 – 1- мин.) веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизационных сценок из жизни детского сада или по литературным произведениям. Классификация развлечений по содержательной направленности · Театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др. · Познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические; · Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты; · Музыкально – литературные концерты.   Творческая деятельность детей. Творчество – еще один важный вид культурно – досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Детство, прежде всего дошкольное, единственный период в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия. Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны, желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески – проектировочную среду. Для того чтобы в период посещения дошкольного учреждения у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития дошкольника. Такими условиями являются: · Личностно – ориентированное взаимодействие детей и взрослых; · Эмоционально – положительное отношение между сверстниками; · Индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, развитие творческих способностей; · Создание предметно – развивающей и творчески – проектировочной среды; · Добровольное участие всех членов образовательного сообщества (детей, родителей, педагогов).   Кроме этого педагогу нужно уметь: · Не мешать ребенку творить; · Быть рядом с ним в этом процессе; · Принять и понять его позицию; · Довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно; · Самому быть творцом; · Бережно относиться к результатам детского творческого труда. Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, педагог направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую этическую и т. д., она воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.     Тема 3.2.2. Методика организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников. Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности, т.к. возникает она не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремления выразить свои художественные переживания от встречи с нею, но и то наличия устойчивых певческих, музыкально-ритмических, двигательных навыков, навыков восприятия, игры на детских музыкальных инструментах. В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами). Для характеристики детской деятельности важно отметить следующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечатления; интересы детей, отдающих предпочтение тем или иным песням, хороводам, какому-либо виду деятельности; формы организации самостоятельной деятельности. Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.  Интересные мультфильмы с занимательными персонажами и музыкальным сопровождением также могут вызвать у ребенка желание повторять полюбившиеся ему песни. Виды самостоятельной музыкальной деятельности. Среди видов самостоятельной музыкальной деятельности Н.А. Ветлугина выделяет игру в «музыкальное занятие» и «концерты». Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню. В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. В сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, расположенные в музыкальном уголке группы. Игрыгру рые в музыкальном уголке гшолке гшруппы.льности Н.А. Ветлугина выделяет  развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет» «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм. В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, триолах,  дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр». В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений. Дети по собственной инициативе музицируют самостоятельно – поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах. При организации самостоятельной музыкальной деятельности детей меняется характер руководства. Это не значит, что ребенок предоставлен сам себе. Участие педагога здесь носит косвенный характер. Воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе. Он  помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач. Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее отдаленном месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр и различных самоделок — нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото и т. д. В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицировании, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д. Музыкальный руководитель также принимает участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Он заходит в группы и наблюдает за детьми. Ведь много в своих занятиях можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они научились и, главное, воспиталась ли у них потребность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей. Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть. Игра - следующая форма организации самостоятельной музыкальной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.   Что же обеспечивает и предопределяет самостоятельную музыкальную деятельность? 1. Наличие устойчивых умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях, в области восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. Особое внимание педагог должен уделять воспитанию инициативы, самостоятельности, творческой активности детей 2. Запас музыкальных впечатлений, полученных не только на музыкальных занятиях, но и на праздниках, развлечениях, в результате прослушанных или увиденных музыкальных спектаклей. В связи с этим нужно тщательно продумывать сценарии праздничных утренников, развлечений, предполагая активные самостоятельные действия всех детей в различных эпизодах. 3. Создание условий в семье. Родители не всегда заботятся о создании условий для художественного развития своего ребенка вообще и музыкального воспитания в частности, не знают возможности своих детей. В связи, с чем дошкольным учреждениям необходимо активизировать свою работу по пропаганде среди родителей вопросов музыкально-эстетического воспитания. Ежегодно в годовой план должны включаться тематические консультации для родителей, такие как «Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей в семье», «Какие детские музывкальные инструменты нужны вашему ребенку», «Праздники и развлечения в семье» и т.д. Литература: Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с. Мерзлякова С.И. Самостоятельная музыкальная деятельность. [Текст]  /Музыкальный руководитель. -  2012.  - № 2. С. 8-1     Музыкально-дидактические игры. Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Основное достоинство музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике. Как и любая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. Оно должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ним. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае дети захотят играть, петь, слушать, танцевать и т.д. Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя игрушку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах. Музыкально-дидактические игры должны быть красочно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида: 1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д. 2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д. 3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д. 4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д. Музыкально-дидактические игры используются как во время занятий, так и в свободное время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством воспитателя. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. При организации игры следует учитывать особенности каждого ребенка. Например, Ира малоактивная и застенчивая девочка отказалась включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откликается на предложение Светы организовать игру только для двоих. Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках необходимо периодически менять. Организуя игры, нужно предоставлять детям больше самостоятельности.  Для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, зоны самостоятельной музыкальной деятельности, где дети бы могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально-дидактические игры – музыкальные уголки. Музыкальные уголки создаются в детском саду с учетом возрастных особенностей детей. В уголках старших групп помещается картина или фото, изображающее самостоятельную деятельность детей. Например, дети играют на музыкальном инструменте, танцуют, поют. Здесь же находятся музыкальные игрушки: погремушки, бубны, детское пианино, металлофон, музыкально-дидактические игры, которые обыгрывает воспитатель во вторую половину дня с детьми. В уголках старших групп периодически необходимо помещать портреты композиторов: П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Д. Кабалевского и др. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной деятельности необходимо периодически обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новые пособия.  

 


[1] Тарасова К.В. К постановке детского голоса.//Музыкальный руководитель. 2005. №5.

[2] Тютюнникова Т.Э. Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки. //Музыкальный руководитель. 2006.№1, 2009.№5.

Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Спб., 2003.

 Она же. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Песенки-бусинки. – Москва, 2004.

Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры. – М., 2009.

 Она же. Доноткино. Ч.1.(Потешное сольфеджио для малышей и детей постарше, а также для всех, кто хочет весело общаться с музыкой). – М., 2005.

 

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 427.