1.в.: Методические основы организации слушания музыки | ||
2 в: Методика организации музыкально-ритмической деятельности и пластического интонирования. | ||
3 в.: Основы вокально-хоровой работы с дошкольниками
1 в. Методические основы организации слушания музыки.
В настоящее время слушание музыки стало доступной формой общения для широких слоев населения благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (интернет - сеть, кино, телевидение). Однако научить детей активно и вдумчиво слушать музыку с каждым годом становится сложнее. Ребенок растет и развивается в окружающей его среде, которая в настоящее время крайне противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное псевдоискусство, которое обрушивается как на детей, так и на взрослых. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. В современной социокультурной обстановке, когда популярная музыка заполонила все музыкальное пространство, стала проникать и в дошкольные учреждения, весьма актуален поиск путей противостояния этим негативным реалиям. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.
В связи с этим слушание музыки должно стать одним из главных видов деятельности при музыкальном воспитании в ДОУ, поскольку оно дает возможность духовного становления и творческого самовыражения ребенка, позволяет сформировать творческую, эмоционально отзывчивую личность, что определено в ФГОС ДО.
ФГОС ДО раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. Поэтому формирование основ музыкальной культуры через восприятие музыки – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
Однако, слушанию музыки как виду музыкальной деятельности, в детских садах в настоящее время не уделено должного внимания. Практика показывает, что работа с детьми по этому разделу программы проводится по «остаточному» принципу. В стремлении обеспечить проведение очередного праздника, музыкальные руководители зачастую «выпускают» слушание музыки, стараясь выкроить дополнительное время для повторения песен, танцев и т.д. В результате слушание проводится от случая к случаю – у детей не происходит накопление музыкальных впечатлений и знаний, не формируется культура слушания, необходимая для формирования музыкального эстетического вкуса.
Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по восприятию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно: знакомство детей с доступными для их восприятия классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам; формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
Слушание музыки преследует следующие задачи:
- сформировать способности воспринимать музыкальную интонацию,
эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- развить умения характеризовать свое внутреннее состояние после его
прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
Процесс слушания музыки можно разделить на 4 этапа действий педагогов:
1) привлечение внимания к слушанию музыки, настрой на ее восприятие;
2) повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;
3) закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;
4) создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в двигательной деятельности.
Наиболее эффективными формами обучения детей слушанию музыки являются организованные занятия, тематические вечера, музыкальные гостиные с приглашением учащихся музыкальных школ в ДОУ. (показ фрагмента музыкального занятия по слушанию музыки с использование концерта учащихся БМШ № 1).
Каждое занятие предусматривает: специальный подбор музыкального репертуара; Особо следует отметь, что произведения классической музыки на занятиях должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических произведений в выхолощенном звучании синтезатора и убогой оркестровке. Не следует также предлагать детям для прослушивания и «псевдофольклор» в современном эстрадном исполнении.
Целесообразно применение соответствующих возрасту ребенка методов работы с ним; использование различных видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения); использование разных видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.). Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение опирается на доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является наиболее продуктивным. Наглядность, живое слово (поэзия, проза) помогают ребёнку в раскрытии музыкального художественного образа.
Восприимчивость и чувствительность ребенка всегда выражается внешне (обратите внимание на позу, мимику, движения дошкольника, особенно восклицания и комментарии по ходу восприятия музыки и после); в процессе слушания ребенок может вскакивать, делиться своими впечатлениями о том, что он услышал, представил. Ребенок может оценить музыку эстетически: околдовывает, ласкает, успокаивает...»; «музыка прекрасная, хочется быть добрым, веселым, радостным», «музыка рассказала о том, что нельзя быть злым, нельзя огорчать других, особенно маму...».
В процессе восприятия или после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимике, пантомимической импровизации и др.; сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услышанное музыкальное содержание в игру;
Обзор парциальных программ по восприятию музыки
ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» О. П. Радынова
Программа рекомендована Министерством образования РФ. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Ведущий вид деятельности программы – музыкальное восприятие. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Содержание выписано в 6 темах
1. музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
2. песня, танец, марш;
3. музыка рассказывает о животных и птицах;
4. природа и музыка;
5. сказка в музыке;
6. музыкальные инструменты и игрушки
В программе анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический. Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей – в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей».
Следующая программа: «МИР МУЗЫКИ И РЕБЁНОК В НЁМ» А.В. Шумакова
Цель программы: развивать музыкально-эстетическое сопереживание как основу музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Смысл программы в том, что ведущей ценностью музыки выступает эмоциональный мир человека.
Содержание программы ориентировано на развитие основ музыкально-эмоциональной сферы и культуры чувств ребёнка. Оно реализуется в разделе слушания музыки. Содержательный аспект программы выстраивается по спиралевидной структуре: от осмысления своего эмоционального состояния, рождённого музыкой, к пониманию эмоционального состояния другого человека.
ПРОГРАММА «СИНТЕЗ» К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан
Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства – опера и балет.
Таким образом, указанные программы могут быть реализованы как молодыми, так и педагогами со стажем в рамках работы по самообразованию.
2 в. Методика организации музыкально-ритмической деятельности и пластического интонирования.
Тема обучения детей музыкально-ритмическим движениям и основам хореографии, являясь одной из самых востребованных практикой музыкального образования, привлекала внимание многих педагогов-практиков, хореографов. Музыкально-ритмические движения (ритмика) – это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения развития музыкальности дошкольников и формирования их творческих качеств личности.
Музыкально-ритмическая деятельность помогает ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать и с движениями других детей, учат пространственной ориентировке.
Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики (Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина др.):
· музыкально-ритмические упражнения;
· танцы, пляски, хороводы;
· музыкальные игры.
Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Музыкально-ритмические упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения. Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
В музыкальном воспитании детей используются следующие упражнения:
ü на освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и их разновидности);
ü на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (общеразвивающие упражнения);
ü для повышения качества выполнения движений, которые помогают придавать им пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа;
ü на развитие ориентировки в пространстве;
ü в танцевальных и плясовых движениях;
ü на развитие мышечного чувства, мышечного тонуса (без музыкального сопровождения).
В некоторых упражнениях используются предметы (мячи, флажки, ленты, погремушки и т.д.)
Музыкально-ритмические упражнения
Вспомогательные Основные
(без музыки) (с музыкой)
Танцы, пляски, хороводы делят на
зафиксированные свободные К зафиксированным относят обычно танцевальные произведения, имеющие авторскую композицию движений, которой необходимо точно следовать при обучении. К ним относят: · современный детский танец и детский бальный танец; · народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца (гопак, лезгинка и т. д.); К свободным относятся танцевальные композиции, которые придумывают по заданию педагога сами дети на основе знакомых и любимых ими элементов различных танцевальных движений, пытаясь отразить в них характер музыки. ü При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей: справиться ли большинство из них с движениями? Целесообразнее начинать с более легких танцев, которые дети исполнят качественно, что принесет им удовольствие. Чтобы не тормозить развитие более «продвинутых» в двигательном отношении детей, можно предложить им дополнительно сюжетный или характерный танец. ü При разучивание парного танца некоторым детям может потребоваться индивидуальная помощь. Например, в танце используются поскоки, с которыми справляются все дети, кроме одного. С этим ребенком целесообразно позаниматься индивидуально и на самом музыкальном занятии и не один раз. Во время разучивания танца в пару с ним может встать воспитатель. ü Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения; а также могут использоваться не только на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню или разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект. Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением. Следующий вид музыкально-ритмических движений – это игра. Игра является основным видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи. Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические игры. Наиболее простая форма сюжетных игр - это хороводные игры и игры под пение, где сюжетом являются поэтические тексты, а движения их комментируют. Более сложными являются игры - инсценировки, где педагог поет, а дети изображают в движении все, о чем поется. Н-р: «Воробушки и автомобиль», «Курочка и петушок», «Кот и мыши», «Поездка за город», «Звери и звероловы», «Ворон», «Как на тоненький ледок», «Летчики следят за погодой», «Лошадка» и т.д. Несюжетные игры – разновидность подвижных. Они не имеют определенной тематики. В них присутствуют игровые задания, элементы пляски, соревнования, построения и перестроения. Их цель – научить детей двигаться в соответствии с характером музыки и выразительными средствами, сформировать ловкость, координацию движений, четкую реакцию на музыку. Н-р «Жмурки», «Будь ловким», «Узнай по голосу». Многие педагоги – современники работают над созданием наиболее адаптированных к работе с дошкольниками методик, технологий в области музыкально-ритмического воспитания, и в частности, развития детского творчества в танцах, ритмических этюдах и упражнениях. Из существующих программ выделены следующие – это комплексная программа под ред. М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», которая включает раздел музыкального воспитания, а также парциальные программы непрерывного образования «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Топ-хлоп, малыши!» Т. Сауко и А. Бурениной, оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике«Са-Фи-дансе» Ж. Е. Фирилёвой и Е. Г. Сайкиной, методика Е. В. Горшковой по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце «От жеста к танцу», С.Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика», Хореография в детском саду, М. И. Чистяковой. Каковы же особенности этих программ? А.Н. Зимина, под руководством Н.А. Ветлугиной, автора системы эстетического воспитания в детском саду, в конце 60-хгодов прошлого столетия разработала систему музыкально-ритмических движений, где в помощь музыкальным руководителям и воспитателям детских садов был подобран материал для развития самостоятельности, активности, творческой инициативы детей старшего дошкольного возраста. Маргарита Ивановна Чистякова, создатель уникальной методики «Психогимнастика», разработала цикл упражнений для детей старшего дошкольного возраста на развитие выразительных движений и основных эмоций. Она отмечала, что «ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес ребенка к деятельности. Музыка, в свою очередь, усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей». Программа «Топ-хлоп, малыши!» Т. Сауко представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года. Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар, лежащий в основе, – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Программа состоит из трех частей: содержание работы в течение года; подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами; сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала. Перечень муз. материала: «Ходим, бегаем», «Кулачки», «Санки», «Ой, летали птички», «Ладушки, ладошки», «Веселая пляска» и т.д. Парциальная программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Основная идея музыкально-ритмического воспитания Анны Иосифовны Бурениной, – развитие способности «видеть» музыку, передавать в движении еѐ характер, образ, тончайшие нюансы, а также свободное и осознанное владение своим телом. В программе раскрывается технология, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и взрослого. Цель программы— развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. «Ритмическая мозаика» оказывает положительное влияние на развитие детей с речевой, зрительной, интеллектуальной патологиями, что является актуальным в связи с принятием ФГОС, выделяющим коррекционно-развивающее направление. Первая особенность программы – широкий выбор танцевальных и ритмических композиций. Более 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций, апробированных в опыте работы педагогов Ленинградской области, С—Петербурга, Москвы и других регионов России. Другая особенность этой программы и, может быть, наиболее важная - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из художественных фильмов. Большое место уделяется в ней и развитию творческих способностей: умению сочинять несложные танцевальные композиции, импровизировать в драматизации, воображению, фантазии, умению находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки. Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании. Программа Анны Иосифовны Бурениной дает ориентацию не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений. Оздоровительно - развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике детей от трёх до семи лет «Са-Фи-дансе» Ж. Е. Фирилёвой и Е.Г, Сайкиной направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. средствами танцевально-игровой гимнастики. Содержание программы взаимосвязано с «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой по разделам физического и музыкального воспитания. В программу включены нетрадиционные виды упражнений: игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры – путешествия. Раздел креативной гимнастики представлен музыкально-творческими играми и специальными заданиями. В основе работы по программе «Са-Фи-дансе» игровой метод, который способствует повышению эмоциональности и результативности. Следующая программа С.Л. Слуцкой. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. 2006 г. Данное методическое пособие предназначено для специалистов, работающих с детьми 5-7 лет. Пособие предполагает изучение с детьми истории танца, рассмотрены вопросы влияния музыки на совершенствование двигательных навыков детей, методические рекомендации по ведению занятий (указан примерный план занятий). Представленные в пособии музыкально-ритмические движения начинаются с простейших, требующих элементарных умений, а затем постепенно усложняются, становятся все более интересными. Таким образом, перечень представленных программ может быть реализован музыкальными руководителями в рамках кружковой работы, работы по самообразованию.
|
Дата: 2019-04-23, просмотров: 360.