Раздел 1: Музыкальное воспитание: история и современность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Музыка как вид искусства

Еще Аристотель обозначил вопрос: что, по сути, есть искусство, музыка, и как они воздействуют на человека? Огромную ценность для его решения представляют размышления философов А.Ф. Лосева, Вл. С. Соловьева, Ф. Шиллера и др. о смысле искусства, о претворении в нем идеи единства красоты человека и мира, их взаимоотношений.

Основная роль искусства в жизни общества заключается в анализе, формулировании, закреплении в образной форме и передаче следующим поколениям опыта эмоционально-ценностного отношения к тем или иным явлениям, связям людей между собой и с природой.

Музыка среди других видов искусства, которые обладают средствами объективного изображения действительности (живопись, скульптура, архитектура, литература, театр и др.), искусство наиболее эмоциональное. Она воплощает и передает, в первую очередь, чувства, эмоции, отношения человека. То есть, ее содержанием, прежде всего, выступает эмоциональная сторона переживаний человека.

Характерной, специфической и очень значимой чертой музыкального искусства является ее интонационная природа. По мнению В.В. Медушевского, музыкальная интонация несет несколько типов информации: о себе, о собственной индивидуальности, о нации, о поле, о возрасте, о темпераменте, о ситуативной реакции персонажа, о психических и физических состояниях человека и др.

Интонационная сущность музыки позволяет рассматривать и осуществлять взаимодействие субъектов художественно-творческой деятельности как своего рода общение. Для полноценного общения необходимо владеть соответствующими средствами общения (техникой), а диалог как основа «искания истины между людьми» (М.М. Бахтин), позволяет участникам музыкального общения осознать свою сопричастность к музыкально-творческому процессу. В идеале музыкальный образ – это результат диалогического взаимодействия композитора, исполнителя и слушателя.

При раскрытии сущности общения с искусством ученые во многом опираются на приведенные и подобные им представления. Вместе с тем выделяются и его специфические особенности. В частности, М.А. Олейник доказывает, что, в отличие от реального общения между людьми, музыкальное предстает как художественно-творческое общение на уровне ценностей и смыслов, в сфере духовных открытий, где ведущее значение приобретают потенциал личности, ее потребность и способность к самосовершенствованию. Существенным моментом в связи с этим является овладение реципиентом опытом понимания авторского замысла, личности художника, соотнесение собственной позиции с иными.

Музыкальная деятельность есть разновидность деятельности художественно-творческой. Предметом познания художественной деятельности является не сама реальная жизнь, а эмоционально-ценностная связь между объектом и субъектом, отношение субъекта к объекту. Музыкальная деятельность рассматривается в музыкознании в единстве нескольких основных ее видов: деятельностей композитора, исполнителя и слушателя.

Воспитывающие и развивающие возможности музыки. Музыка – искусство глубоко эмоциональное, поэтому и воздействует в первую очередь, на чувства слушателя, развивая его духовную культуру, нравственность. Известно, что человек с тонкой, эмоционально развитой натурой никогда не останется равнодушным к страданиям, несчастью другого, всегда придет ему на помощь. Такому человеку свойственна способность к эмпатии, стремление к добру, справедливости.

Все эти качества важно развивать у человека с детских лет. В. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу». Поэтому музыкальное воспитание должно быть систематичным, качественным и начинаться как можно раньше.

Педагогикой давно доказано, что то, что упущено в детские годы очень сложно, а порой и невозможно наверстать в более зрелом возрасте.

Перед музыкальным воспитанием стоит масса сложных задач: формирование музыкальных понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Но в конечном итоге основное предназначение музыки в развитии у детей духовных качеств. Не случайно Д.Б. Кабалевский избрал эпиграфом к своей программе слова В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека.

Музыка является и средством самовоспитания. Привлекая к добру, красоте, человечности тем самым она помогает человеку познать себя, осознать собственное предназначение в мире, почувствовать и преодолеть свой недостаток.

Музыкальное воспитание способствует и умственному развитию ребенка, развитию его мышления, воображения, речи, творческих способностей.

Музыка в новом свете представляет ребенку знакомые предметы и явления, и его мысль рисует яркую картину, которая «просится» в слово. Возникает желание высказать то, что он прочувствовал, представил, поделиться появившимися мыслями.

Чем больше ребенок общается с музыкой, чем лучше понимает ее, тем развитее и точнее становится его речь, успешнее расширяется словарный запас, возникает и закрепляется его потребность в получении новых представлений и размышлениях.

«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы» (В. Сухомлинский). Музыка рождает у детей яркие представления, причем у каждого они свои. Каждый дополняет, додумывает музыкальный образ по-своему, у каждого возникают различные ассоциации. Музыка побуждает энергию творчества даже у самых инертных детей.

 

 

Лекция 2

Октябрьской революции.

В новой системе образования музыкальному воспитанию в школах и детских садах отводилось значительное место. В «Положении об единой трудовой школе» (1918г.) подчеркивается мысль о необходимости всеобщего детского музыкально-эстетического воспитания и развития, вера в широкие возможности развития всех детей. Это Положение, подготовленное Н.К. Крупской и А.В. Луначарским сыграло значительную роль и в становлении системы дошкольного музыкального воспитания.

Претворение в жизнь новых идей встречало существенные трудности. К их реализации наряду с новой пролетарской интеллигенцией привлекались и старые, наиболее авторитетные деятели дошкольного воспитания.

В 1919г. был издан «Справочник по дошкольному воспитанию», ставивший своей целью дать общие сведения о положении дошкольного воспитания и оказать методическую помощь воспитателям. В одной из его статей «Детский сад и очаг» говорится о значении музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, установлено его содержание, определены требования к подготовке воспитателя. В целом, в сборнике большое внимание уделялось выявлению детского творчества в различных областях искусства, в том числе и музыкального. Предполагается, что для правильной постановки музыкальной работы необходимо пронизать всю жизнь детского сада музыкой и пением.

Однако вопросы обучения в детском саду рассматриваются противоречиво, так как авторы в основном предостерегают от опыта музыкального воспитания, накопленного до революции. Вместе с тем, они считают, что поставленные перед дошкольным воспитанием задачи должны решаться под руководством педагога, при активном его воздействии на ребенка; музыкальное воспитание обеспечивается правильным и последовательным привитием певческих умений, заботой о подборе музыкальных игрушек, развитием музыкального слуха, для чего рекомендуются высокохудожественные произведения.

Противоречивый характер носит и другой документ – «План музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста». Прежде всего, здесь при постановке целей музыка определяется как «мир звуковой красоты». Но в то же время серьезное внимание обращается и на раскрытие содержания музыки посредством других видов искусства и сопоставления музыки с действительностью.

Об эклектичности в методах обучения, их неправильном понимании говорит и постановка задач музыкального воспитания: внушить детям ощущение содержательности музыкального искусства, приобщить их к психологическим ценностям его, не впадая одновременно ни в педантический формализм, ни в строгую систему определенных урочных занятий, ни в деморализующее подлаживание к детским вкусам и привычкам.

К концу 20-х годов были конкретизированы задачи (приблизить учебный процесс к жизни, придать ему социальную направленность, установить и осмыслить связи с окружающей действительностью) и взят курс на их выполнение. Однако достичь их мешал уровень развития педагогики и музыкального воспитания этого времени. В педагогике тогда господствовал комплексно-проектный метод, который распространялся и на дошкольное образовании: были введены так называемые организующие моменты. Идея их заключалась в том, что на определенный отрезок времени все содержание педагогической работы подчинялось определенной теме. Такой «тематический подход» был вызван стремлением педагогов пробудить у детей интерес к действительности, вызвать любовь к природе, воспитать правильное отношение к окружающему их миру. При этом забывалось, что далеко не все явления жизни могут быть выражены музыкальными средствами.

Неправильно понятые задачи (приблизить учебный процесс к жизни) привели некоторых ученых и педагогов на позиции вульгарного социологизма. Его тенденции отразились и на содержании дошкольного воспитания.

Комплексно-проектный метод с его организующими моментами нашел отражение в ряде книг, в том числе в книге Т.А. Вилькорейской и Е.М. Кершнер «Музыка у дошкольников».

Дальнейшее развитие методики было связано с изучением особенностей музыкального развития дошкольников, определением роли и места музыкального воспитания в общем нравственно-эстетическом воспитании ребенка. Изучаются интересы детей, их склонности, творческие возможности в зависимости от возраста.

Первой специальной работой по дошкольному музыкальному воспитанию была книга В.Н. Шацкой «Музыка в детском саду», выдержавшая не одно издание. В книге дается большой конкретный материал с ценными методическими рекомендациями.

Значимы для дальнейшего развития музыкального воспитания детей работы Б.В. Асафьева.

Среди психологических работ 20-х годов следует отметить работы С.Н. Беляевой-Экземплярской, посвященные исследованиям особенностей восприятия музыки ребенком дошкольного возраста. В это время уже проводились исследования музыкального слуха и голоса. Поэтому введение слушания музыки в содержание музыкального воспитания требовало психологического обоснования. Вопросы восприятия освещаются автором в статье «Музыкальное переживание в дошкольном возрасте» со стороны его смыслового, интеллектуального значения. Анализ, сопоставление, различение, запоминание, словесные реакции на музыку – вот что в поле зрения исследователя. С.Н. Беляева-Экземплярская показала, что дети больше всего обращают внимание на темп, мелодию и ритм, причем контрастные различия легче схватываются, чем сходные. Гармоническое сопровождение для детей безразлично: подавляющее большинство не отметили разницы между мажором, минором, какофонией.

В дальнейшем программы и методические пособия строились с учетом выводов данного ученого.

В методических работах специалистов в области дошкольного музыкального воспитания вновь и вновь поднимался вопрос о том, какими путями решать задачи общего и музыкального развития ребенка. Разнообразным проблемам музыкального воспитания была посвящена книга «Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях» (Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, Н.А. Метлова, М.А. Румер). Результатом книги стал вывод – лишь гармоническая взаимосвязь музыкального воспитания с различными сторонами жизни детского сада и установление последовательности музыкально-ритмических навыков являются правильным путем решения музыкальных задач. В целом книга отличается большой убежденностью в необходимости планомерного обучения с учетом возрастных ступеней музыкального развития ребенка ( в частности, при определении объема певческих навыков указывается на то, что нужно знать особенности музыкального воспитания ребенка, его голосового аппарата).

Таким образом, в 20-е – 30-е годы еще не были найдены правильные пути музыкального развития ребенка. Причиной были неверное понимание роли педагога, неверное отношение к системе музыкальных знаний и навыков и вульгаризаторское толкование воспитательного значения музыки.

Развитие методики музыкального воспитания в 30-е годы характеризуется стремлением систематизировать круг сведений и навыков, усваиваемых детьми в процессе музыкальной деятельности. Принципиальные установки этого обучения строились на основе реализации упомянутых выше постановлений партии и правительства. Однако анализ программно-методических материалов детских садов показывает, что преодоление недочетов, указанных в этих постановлениях, было достигнуто не сразу.

В «Руководстве для воспитателя детского сада» (1938г.) впервые подчеркивается роль воспитателя, показана необходимость развития органов чувств ребенка, его мышления, памяти, воображения, определен характер взаимосвязи между общим и музыкальным воспитанием, обращено внимание на взаимодействие развития детского творчества и художественного воспитания.

Значительными вехами в истории развития методики дошкольного музыкального воспитания явились всероссийские совещания по вопросам музыкального (12-14 декабря 1938 г.) и художественного (3-8 февраля 1941 г.) воспитания. Несмотря на множество высказанных сомнений, противоречий, явно наметилась тенденция к соотнесению музыкального развития с творческим развитием ребенка.

Насколько серьезное внимание уделялось этому вопросу, можно судить хотя бы по такому факту, как организация Центрального Дома художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР и проведение Первого Всероссийского методического совещания по вопросам детского музыкального творчества.

Следует отметить появление в эти голы специального исследования К.В. Головской на тему «Детское музыкальное творчество (как метод музыкального воспитания)», в которой автор рассматривает вопросы музыкального творчества применительно к старшим дошкольникам и младшим школьникам.

Особый интерес для музыкального воспитания дошкольников представляет научная работа Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей».

Вопросы обучения, разработанные известным педагогом, ученым А.П. Усовой, явились ценным вкладом в разработку теории дошкольной педагогики.

В 40-е – 50-е годы ХХ века теория и методика музыкального воспитания дошкольников бурно развивалась. Но к концу 50-х годов была еще масса недостатков в методике преподавания музыки. Вместе с тем, эти недостатки успешно преодолевались благодаря значительным преобразованиям во всех областях культуры, искусства и педагогики.

Литература:

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Рыбакова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008 - 123 с.

 

Раздел 1: Музыкальное воспитание: история и современность

Лекция 1 (тема 1.1.1):

Введение в курс теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста

1. Характеристика учебного предмета

Теория музыкального воспитания ребенка рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания нравственно-эстетических чувств в процессе приобщения его к музыке.

Как система научных знаний теория музыкального воспитания входит в общую, более сложную систему педагогических наук и занимает в ней свое относительно самостоятельное место.

Содержание теории музыкального воспитания строится на основе эстетики, раскрывающей особенности художественно-образного освоения мира, реалистическую сущность музыкального искусства; музыковедения – науки о характерных признаках музыкального языка, музыкальной речи; этики – науки о путях обогащения нравственных чувств в процессе освоения музыкального опыта. Психологические основы позволяют определить возрастные особенности детей и соответственно их возможности приобщения к музыке, индивидуальное своеобразие их музыкальных переживаний и способностей. Общепедагогические основы являются источником для формирования содержания музыкального воспитания и его организации.

Теория музыкального воспитания непосредственно входит в дошкольную педагогику, так как она посвящена музыкальному воспитанию ребенка до 7 лет.

Сила воздействия музыки на человека во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с искусством. Поэтому задача педагога – обращаясь к чувству и разуму учащихся, подготовить их к восприятию, а значит – к пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, развивать их музыкальные творческие способности. В связи с этим важное значение имеет владение педагогом методикой музыкального воспитания, знание истории ее становления и развития.

Методика музыкального воспитания входит в систему педагогических наук и занимает в ней свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов. Значение методики обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения.

История музыкального воспитания показывает, что развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы.

Методика как научная дисциплина изучает общие закономерности педагогического процесса на материале одного какого-либо предмета. Методика музыкального воспитания принадлежит к частным методикам. В ее основе - теория эстетического воспитания, изучающая процесс формирования эстетического отношения к окружающему миру, специфику отражения и познания его средствами музыки, своеобразие эстетического переживания детей. Методика музыкального воспитания непосредственно связана с областью возрастной педагогики, так как посвящена музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Предметом методики музыкального воспитания является теория и практика музыкального воспитания детей, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих интегративный процесс музыкального обучения, развития и воспитания.

Цель методики музыкального воспитания детей - обеспечение формирования основ музыкальной культуры ребенка как неотъемлемой части его общей духовной культуры.

Как педагогическая наука методика музыкального воспитания младших школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерностями дидактическими принципами:

- обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;

- соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

- связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

- комплексностью решения задач обучения, воспитания и развития;

- взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;

сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;

- постоянство требований и систематическое повторение действий;

- обусловленность общего развития личности младшего школьника характером и способами обучения и воспитания.

Наряду с вышеуказанными принципам методика музыкального воспитания подразумевает следующие закономерности:

- социологические – зависимость эффективности обучения и воспитания от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;

- коммуникативные – зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и ученика;

- физиологические – зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;

- организационные – зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;

- психологические – зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей: степени стойкости внимания, уровня развития памяти.

При характеристике методики музыкального воспитания как учебного предмета важно уточнить, что ее основными понятиями являются воспитание, обучение и развитие в из взаимосвязи.

Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим языком, своей речью. Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь или двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею деятельность должны вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с музыкальным искусством, «рассуждать» и высказываться о ней. Только в этом случае может осуществляться целостное и всестороннее развитие личности.

Музыка как вид искусства

Еще Аристотель обозначил вопрос: что, по сути, есть искусство, музыка, и как они воздействуют на человека? Огромную ценность для его решения представляют размышления философов А.Ф. Лосева, Вл. С. Соловьева, Ф. Шиллера и др. о смысле искусства, о претворении в нем идеи единства красоты человека и мира, их взаимоотношений.

Основная роль искусства в жизни общества заключается в анализе, формулировании, закреплении в образной форме и передаче следующим поколениям опыта эмоционально-ценностного отношения к тем или иным явлениям, связям людей между собой и с природой.

Музыка среди других видов искусства, которые обладают средствами объективного изображения действительности (живопись, скульптура, архитектура, литература, театр и др.), искусство наиболее эмоциональное. Она воплощает и передает, в первую очередь, чувства, эмоции, отношения человека. То есть, ее содержанием, прежде всего, выступает эмоциональная сторона переживаний человека.

Характерной, специфической и очень значимой чертой музыкального искусства является ее интонационная природа. По мнению В.В. Медушевского, музыкальная интонация несет несколько типов информации: о себе, о собственной индивидуальности, о нации, о поле, о возрасте, о темпераменте, о ситуативной реакции персонажа, о психических и физических состояниях человека и др.

Интонационная сущность музыки позволяет рассматривать и осуществлять взаимодействие субъектов художественно-творческой деятельности как своего рода общение. Для полноценного общения необходимо владеть соответствующими средствами общения (техникой), а диалог как основа «искания истины между людьми» (М.М. Бахтин), позволяет участникам музыкального общения осознать свою сопричастность к музыкально-творческому процессу. В идеале музыкальный образ – это результат диалогического взаимодействия композитора, исполнителя и слушателя.

При раскрытии сущности общения с искусством ученые во многом опираются на приведенные и подобные им представления. Вместе с тем выделяются и его специфические особенности. В частности, М.А. Олейник доказывает, что, в отличие от реального общения между людьми, музыкальное предстает как художественно-творческое общение на уровне ценностей и смыслов, в сфере духовных открытий, где ведущее значение приобретают потенциал личности, ее потребность и способность к самосовершенствованию. Существенным моментом в связи с этим является овладение реципиентом опытом понимания авторского замысла, личности художника, соотнесение собственной позиции с иными.

Музыкальная деятельность есть разновидность деятельности художественно-творческой. Предметом познания художественной деятельности является не сама реальная жизнь, а эмоционально-ценностная связь между объектом и субъектом, отношение субъекта к объекту. Музыкальная деятельность рассматривается в музыкознании в единстве нескольких основных ее видов: деятельностей композитора, исполнителя и слушателя.

Воспитывающие и развивающие возможности музыки. Музыка – искусство глубоко эмоциональное, поэтому и воздействует в первую очередь, на чувства слушателя, развивая его духовную культуру, нравственность. Известно, что человек с тонкой, эмоционально развитой натурой никогда не останется равнодушным к страданиям, несчастью другого, всегда придет ему на помощь. Такому человеку свойственна способность к эмпатии, стремление к добру, справедливости.

Все эти качества важно развивать у человека с детских лет. В. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу». Поэтому музыкальное воспитание должно быть систематичным, качественным и начинаться как можно раньше.

Педагогикой давно доказано, что то, что упущено в детские годы очень сложно, а порой и невозможно наверстать в более зрелом возрасте.

Перед музыкальным воспитанием стоит масса сложных задач: формирование музыкальных понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Но в конечном итоге основное предназначение музыки в развитии у детей духовных качеств. Не случайно Д.Б. Кабалевский избрал эпиграфом к своей программе слова В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека.

Музыка является и средством самовоспитания. Привлекая к добру, красоте, человечности тем самым она помогает человеку познать себя, осознать собственное предназначение в мире, почувствовать и преодолеть свой недостаток.

Музыкальное воспитание способствует и умственному развитию ребенка, развитию его мышления, воображения, речи, творческих способностей.

Музыка в новом свете представляет ребенку знакомые предметы и явления, и его мысль рисует яркую картину, которая «просится» в слово. Возникает желание высказать то, что он прочувствовал, представил, поделиться появившимися мыслями.

Чем больше ребенок общается с музыкой, чем лучше понимает ее, тем развитее и точнее становится его речь, успешнее расширяется словарный запас, возникает и закрепляется его потребность в получении новых представлений и размышлениях.

«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы» (В. Сухомлинский). Музыка рождает у детей яркие представления, причем у каждого они свои. Каждый дополняет, додумывает музыкальный образ по-своему, у каждого возникают различные ассоциации. Музыка побуждает энергию творчества даже у самых инертных детей.

 

 

Лекция 2

Дата: 2019-04-23, просмотров: 461.