1. Значение диагностики в проектировании процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
Осуществление педагогического процесса всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий для развития личности. Средством же получения необходимой информации является диагностика. Именно она позволит педагогу грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его максимально результативным.
Диагностика позволяет определить степень развитости определенных элементов общей музыкальности – музыкальных способностей. К числу которых (по классификации Б.М. Теплова) относятся следующие:
- музыкальный слух
Чувство ритма
- тембровый слух
- ладовое чувство - способность чувствовать эмоционально-художественную выразительность звуковысотного музыкального движения
- гармонический слух как дальнейшая ступень развития звуковысотного слуха.
В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики:
1. Педагогическая диагностика учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса.
2. Педагогическая диагностика всегда персональна.
Все диагностические задания в дошкольном возрасте проводятся в игровой форме. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму. В изучении музыкальных способностей необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.
Традиционная проверка музыкальных способностей проста: все сводится к проверке у ребенка слуха. Ритма и музыкальной памяти. Т.е. ребенок должен спеть знакомую песню. простучать или прохлопать вслед за взрослым ритмический рисунок
Что же касается гармонического слуха, то он в условиях детского сада еще не имеет возможности полноценно развиваться, т.к. пение двухголосием в детском учреждении дошкольников не проводится.
Существует несколько методик диагностики музыкальности дошкольника: Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Ю.Б. Алиева, К.В. Тарасовой, А.Н. Зиминой.
Что же такое музыкальные способности дошкольника? Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.
К.В. Тарасова (доктор психологических наук) выделяет диагностику следующих музыкальных способностей дошкольников:
- эмоциональная отзывчивость на музыку
- звуковысотный слух
- чувство ритма
- музыкальное мышление (репродуктивный и продуктивный компонент)
- музыкальное творчество
Так, например, для выявления уровня развития чистоты интонирования мелодии детьми выполнялось следующее задание: необходимо было спеть знакомую мелодию с аккомпанементом и без него.
Критерии оценки:
Уровни:
низкий – интонирование ребенком общего направления мелодии.
средний – чистое интонирование мелодии, кроме трудных мест.
высокий – чистое интонирование всей мелодии (с аккомпанементом).
На определение диапазона певческого голоса ребенка давалось следующее задание: спой небольшую песенку (например, поступенный ход вниз от III к I ступени на слове «мама»). (По ходу воспроизведения ребенком всех звуков отмечались границы примарного диапазона). По результатам проведенной диагностики группа детей поделена на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами.
Диагностические результаты позволяют педагогу наметить систему мероприятий, которая способствовала бы эффективному развитию музыкальных способностей детей.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 324.