Из истории становления теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Русская дореволюционная педагогика о музыкальном воспитании и развитии ребенка

В дореволюционной России существовало ограниченное количество детских садов, и вопросами дошкольного воспитания, и особенно музыкального, занимались лишь немногие теоретики и педагоги.

На развитие дошкольного воспитания оказали влияние идеи социал-демократов, для которых были характерны вера в возможности ребенка, внимание к формированию его личности, его способностей.

Н.Г. Чернышевский: решающая роль в формировании ребенка принадлежит общественным условиям. В.Г. Белинский: душа ребенка отнюдь не чистая доска, на которой можно все написать; значение имеют и «свойства самой доски», и «воспитание, внешние обстоятельства, опыт жизни; чувства и фантазию ребенка необходимо воспитывать в раннем возрасте, привлекая для этого произведения искусства. Д.И. Писарев: протестовал против механических приемов, посредством которых детей знакомят с искусством, критиковал постановку музыкального воспитания в семье.

Немецкий педагог Н.К. Фребель разработал систему дошкольного воспитания, которую пропагандировали русские общественные организации, названные его именем. Эта система была по тем временам прогрессивной.

К концу 70-х годов 19-го века в России начали появляться детские сады, учреждаться фребелевские общества, курсы для подготовки руководителей, стал выпускаться первый журнал «Детский сад» (1866-1877).

Однако очень скоро стали очевидны крупные недочеты системы Фребеля, особенно в области музыкального воспитания. Жесткая регламентация в методике разучивания так называемых игр с песнями совершенно исключала возможность проявления инициативы детей, подавляла их самостоятельность, не создавала условий для музыкального развития.

Это направление в постановке общественного дошкольного воспитания вызвало противодействие у виднейших деятелей русской педагогики К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозовой и др. Они резко критиковали эту систему музыкального воспитания детей, тормозящую как общее, так и музыкальное развитие ребенка. Об этом Е.Н. Водовозова писала в книге «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста» (1871 г.).

Разработкой вопросов музыкального воспитания и развития ребенка занимались специалисты школьного обучения, изучающие возрастные возможности музыкального развития ребенка в целях установления начальных сроков обучения.

В работах наиболее известных педагогов-музыкантов конца 19-го начала 20-го веков (А.И. Пузыревский, А.Л. Маслов, А.Н. Карасев, С.И. Миропольский) отразились идеалистические теории, с позиций которых давалось объяснение процессам музыкального развития.

А.И. Пузыревский считал, что музыка способна воздействовать на ребенка скорее физиологически, чем психологически: повышать или понижать деятельность сердца, кровообращение, усиливать жизнедеятельность организма так же, как это сделали бы наркотические средства, но без их вредных последствий.

Во многих работах того времени признается возможность музыкального развития каждого ребенка независимо от его способностей. Особенно убедительно писал об этом А.Н. Карасев, автор книги «Методика пения». По его мнению, музыкальное развитие детей сводится к простому подражанию. Он считал, что дети не способны к творчеству и нецелесообразно применять его в работе по музыкальному воспитанию.

Иной точки зрения придерживался А.Л. Маслов. В своей книге «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» (1913гю) он пишет, что важнейшей задачей музыкального воспитания является воспитание интереса к красоте музыки и творческого воображения. Важно не столько приобретение знаний и навыков, сколько развитие творческой активности, лежащей в основе духовного и музыкального развития. Поэтому нужна организация специальной творческой деятельности, которая может проявиться, с одной стороны, в исполнительской интерпретации песен, а с другой – собственно в творчестве. Детское творчество может быть выражено в сочинении мелодии на заданный текст (в индивидуальном и коллективном исполнении), на самостоятельно придуманный текст, на заданный ритм, в сочинении окончания к данному небольшому музыкальному предложению. Но при этом обстоятельное изучение нотной грамоты с детьми нецелесообразно, так как оно может ослабить и творческое воображение, и интерес к музыке.

Несколько позднее проблема взаимодействия музыкального воспитания и развития весьма широко освещалась в работах представителей так называемой теории свободного воспитания, в частности К.Н. Вентцеля, который резко критиковал постановку музыкального в детском саду, считая, что там господствует шаблон и рутина. Вся методическая концепция К.Н. Вентцеля строится на полном игнорировании роли педагога, отрицании необходимости программ и планов. Особое внимание он уделяет «свободным душевным переживаниям» ребенка. Это положение К.Н. Вентцель развивает, высказывая свое отношение к роли искусства в детском саду в целом, к роли музыки в частности. Большое значение он придает занятиям искусством, которые должны быть тесно связаны с жизнью ребенка. Ребенок, по его мнению, должен развиваться естественно и самопроизвольно. На него надо смотреть как на маленького художника, которому следует лишь помогать совершенствоваться. Творчество детей может подвергаться совместному критическому обсуждению, но все недостатки должны быть исправлены самими детьми.

Вентцель ставит вопрос о музыкальном развитии дошкольника во главу угла. Он считает, что пение, именно коллективное, имеет в себе нечто гипнотизирующее, порабощающее волю, песня насильственно вводит в круг тех или иных переживаний. Он намечает «новые пути», по которым должно идти музыкальное развитие детей. Вот краткий, обобщающий перечень его педагогических регламентаций: дети должны сами творить и мелодию, и текст песен; «чужие» песни (т.е. народные или созданные композиторами) могут использоваться при условии, если дети сами их выбирают и эти песни соответствуют детским мыслям, чувствам, переживаниям; необходимо выделить слушание музыкальных произведений, отличающихся жизнерадостным характером; надо дать детям возможность свободно экспериментировать с наиболее простыми музыкальными инструментами, чтобы выявить полученные от музыки впечатления и творчески их отразить.

На позициях теории сводного воспитания стояла педагог М.Х. Свентицкая, которой присуща идеализация ребенка. Критикуя такую постановку музыкального воспитания, при котором все подчинено определенной теме, она призывает учитывать внутренний мир ребенка – его вкусы, музыкальные данные. Она считает точное регламентирование музыкального воспитания определенными темами «чрезвычайно искусственным, скучным и мешающим свободному, независимому развитию музыкального чувства и любви к нению». Но в то же время она не отказывается от определенной программы обучения, от руководства воспитателя занятиями с детьми, от необходимости учитывать степень трудности музыкальных произведений.

Проблема взаимоотношения музыкального развития была поставлена на проходившем в Петербурге Всероссийском совещании по семейному воспитанию (1913г.). Из докладов наибольший интерес представляло сообщение М.М. Попова-Платонова «О необходимости и постановке музыкального воспитания в семье и школе». В этом сообщении представлено толкование сущности музыкального воспитания как средства гармонического, всестороннего развития, требование идти от развития музыкального слуха к осознанию и затем к закреплению музыкальных навыков, утверждение, что музыкальный слух развивается и совершенствуется лишь в процессе обучения. Большой вклад в развитие дошкольной музыкальной педагогики был сделан В.М. Бехтеревым.

Определенный интерес представляет работа С.М. Майкапара «Музыкальный слух, его значение, особенности и метод правильного развития (1915г.), в которой изложены сведения о структуре музыкального слуха, даны подробные характеристики различных его проявлений, названы физиологические причины, способствующие развитию слуха и возникновению чистоты интонаций в пении, охарактеризована система развития слуха. Несмотря на ряд спорных моментов, книга долгое время привлекала внимание исследователей к вопросам воспитания и развития.

Таким образом, вопрос о взаимодействии музыкального воспитания в развития ребенка трактовался в зависимости от мировоззрения ученых с идеалистических или материалистических позиций. Однако, как бы ни были талантливы отдельные ученые и методисты, какими бы находками ни обогащалась их практика, необходима была коренная ломка господствующего мировоззрения.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 798.