На современном этапе развития образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии существующих программ по музыкальному воспитанию дошкольников.
На сегодняшний день имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, т.к. социальные изменения коснулись всех уровней образования. Стало больше внимание уделяться фольклору, местным обычаям и традициям, эстетическому развитию детей с привлечением всех видов искусства: театра, хореографии, живописи, музыки.
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.
Для того чтобы осуществлять в детском саду музыкальное воспитание, разработаны специальные (парциальные) программы, которые в свою очередь, можно разделить по направленности.
Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое воспитание детей, на занятиях по этой программе используется не только музыка, но и живопись, экологические знания, физическая культура.
Ряд программ выделяют своим приоритетным направлением изучение фольклора. Они являются комплексными, поскольку в них сочетается и музыкальный фольклор, и народная хореография, и изучение традиций и быта народа.
Ряд парциальных программ можно смело назвать «узко» музыкальными, более того, они рассматривают только определенные виды музыкальной деятельности: слушание музыки – «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, игру на музыкальных инструментах – «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой, музыкально-ритмические движения – «Ритмическая мозаика» А. Бурениной.
В советский период большинство ДОУ работало по «Программе музыкального воспитания в детском саду» (автор Н.А. Ветлугина). Целью программы является разностороннее развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. В программе выделены три формы занятий: фронтальные, небольшими группами и индивидуальные. В каждой должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Репертуар по слушанию музыки строился на произведениях советских композиторов-классиков.
Н.А. Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».
К программе было издано методическое пособие «Музыкальное воспитание в детском саду» (автор Н.А. Ветлугина).
В названии программы эстетического воспитания детей от двух до семи лет «Красота. Радость. Творчество» (авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина) заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель программы – осуществление целенаправленного эстетического воспитания.
В программе выделяется раздел «Музыкальная деятельность», в которой определены задачи музыкального образования детей:
- формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса, приобретение детьми опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности
- развитие музыкальных способностей
- воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее.
- развитие интереса и любви к музыке своего народа к национальной музыке других народов с цель. Ознакомления с их духовной культурой.
- приобщение ребенка к народной и классической музыке.
В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах в процессе обучения по данному разделу программы.
Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей: «Оберег» (от 2 до 7 лет), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Музыкальная народная культура» (от 4 до 10 лет), «Горенка» (от 4 до 7 лет).
Программа «Горенка» (автор Е.Г. Боронина) предназначена для комплексного изучения фольклора. Содержание программы рассматривается в двух направлениях: народоведение и музыкальный фольклор. Последний раздел отражает различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, народную хореографию, музыкально-фольклорные игры, игру на народных инструментах, народный театр.
Рассмотрим специализированые программы музыкального развития «Гармония», «Синтез», «Камертон», «Малыш», «Ладушки», а также программы, посвященные отдельным видам музыкальной деятельности.
Программа «Гармония» (авторы К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан, под общей редакции К.В. Тарасовой) реализует всесторонний подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Программа основана на данных о закономерностях развития музыкальных способностей в дошкольном детстве. Ими определяется и главная задача программы: развитие у детей музыкальных способностей во всех основных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, музыкальном движении, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальной игре-драматизации. В программе учтены также возрастные особенности становления каждого из этих видов музыкальной деятельности.
В программе «Гармония», разработанной для каждой возрастной группы детей от второй младшей (4-й год жизни) до подготовительной к школе (7-й год жизни), ставятся и решаются на занятиях не только собственно музыкальные задачи, но и задачи общего психического развития, прежде всего развития эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, памяти, коммуникативных способностей, нравственного и общекультурного развития.
Программа базируется на нескольких основных принципах. Прежде всего, это принцип сочетания в музыкальном репертуаре высокохудожественной классической, народной и современной музыки. В широкую систему репертуара включены произведения разных эпох, жанров и стилей от Вивальди и Моцарта до Свиридова и Шнитке. Педагог может выбирать произведения, соответствующие задачам, поставленным в программе, и возможностям конкретной группы.
Принцип «горизонтального движения» музыкального произведения на занятиях состоит в том, что одно и то же произведение может проходить не в одном, а в нескольких видах музыкальной деятельности. Это способствует его более глубокому пониманию и запоминанию.
Важнейшим в программе является принцип импровизационности при проведении занятий. У всех участников педагогического процесса создаётся «установка на творчество», музыкальную импровизацию во всех видах музыкальной деятельности. Это никак не снижает значение обучения, в процессе которого дети усваивают язык музыки (основу музыкального творчества), приобретают необходимые знания и умения, опыт музыкальной деятельности.
Музыкальные занятия в программе «Гармония» строятся по блокам тем, доступным и интересным детям того или иного возраста. В тех случаях, когда это возможно, занятие объединяется единым сюжетом.
Программа полностью методически обеспечена. В комплект материалов для каждой возрастной группы наряду с программой входят методики по всем пяти видам музыкальной деятельности, полная «Хрестоматия музыкального репертуара», CD с записью музыки по слушанию и музыкальному движению.
Остановимся кратко на новых подходах и методиках работы по видам музыкальной деятельности, как они представлены в программе «Гармония».
Слушание музыки. Это основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функций музыки, – ее восприятие и анализ. Эта деятельность, будучи самостоятельной, является в то же время обязательной составной частью любой формы музицирования.
Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественных образов.
Музыкально-художественный образ – явление чрезвычайно сложное и вариативное. Музыкальная интонация – носитель музыкального образа – многозначна, что определяет множественность её трактовок. Восприятие музыкального образа в большой мере опосредовано индивидуальным опытом и носит исключительно творческий характер.
Ребёнку-дошкольнику в связи с его возрастными особенностями трудно воспринимать абстрактный и вариативный музыкальный образ. Поэтому на ранних этапах музыкального развития ребёнка необходимо ввести в мир музыки, помочь ему в «дешифровке» её содержания, в овладении музыкальным языком. Необходимо также, чтобы центральным моментом восприятия музыки оставался эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Никакой анализ не должен затенять, а тем более подменять собой эту «главную тему» музыкального восприятия. Анализ должен работать на неё, делая музыкальные эмоции более «умными» (Л.С.Выготский).
Решение этой проблемы лежит «на перекрёстке» нескольких линий организации музыкальных занятий с детьми и связано с необходимостью:
– специального подбора музыкального репертуара и работы с ним;
– использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
– использования на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного искусства и художественной литературы.
Для слушания в программе «Гармония» предложен высокохудожественный и доступный детям по содержанию музыкальный репертуар, новый и большой по объёму. Он включает фольклор, классическую и современную музыку, достаточно сложную по языку. Дети с самого начала знакомятся с народной и авторской музыкой разных эпох и стилей.
Музыкальное движение. Его можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка. Этот вид деятельности приносит ребёнку большую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления всей системы музыкальных способностей.
Музыкальное движение рассматривается в широком и узком значениях. Музыкальное движение в широком значении включает в себя все виды движения под музыку: народный, бытовой и сценический танец, ритмическую гимнастику и др. Музыкальное движение в узком значении – это замечательный метод, созданный Айседорой Дункан, который она называла «танцем будущего, свободным танцем свободного человека». Отечественная модификация метода музыкального движения считает его основой индивидуальное творческое выражение образа музыкального произведения в пантомимических естественных движениях тела (С.Руднева, Э.Фиш, Л.Генералова и др.).
Метод музыкального движения состоит из двух частей: в первую часть входят так называемые основные движения (все виды шага, бега и прыжков) и образные этюды, в процессе работы над которыми происходит накопление музыкально-двигательного опыта. Вторая – центральная часть метода – это творческие, индивидуальные и коллективные, этюды и танцы.
В программе «Гармония» представлены все эти составляющие метода музыкального движения, а также разучиваемые танцы. Однако в том варианте метода, который мы предлагаем в программе, все этюды, в том числе творческие, имеют сюжетную основу: с помощью выразительных свободных движений, характер которых во многом определяется музыкой, дети «рассказывают» о понятных и близких им явлениях. Специальное внимание уделяется мимике, пантомиме, выразительному жесту.
Музыкальное движение представляет исключительный интерес в связи с задачей развития у детей творческих способностей. Это объясняется двигательной природой детского воображения (Л.С. Выготский) и максимальной доступностью музыкального движения для детей всех возрастов, что очень важно для формирования музыкального творчества, начиная с первых шагов музыкального развития. Говоря о двигательной природе детского воображения, Л.С. Выготский подчёркивал действенность воссоздания его образов детьми «при посредстве собственного тела». В этом – ключ к пониманию значения музыкального движения в музыкально-творческом развитии детей.
Музыкальное движение является средством анализа музыкального произведения, в том числе его ритмической структуры, и потому служит приоритетным видом музыкальной деятельности в отношении развития чувства музыкального ритма и музыкального мышления.
Адаптированный к дошкольному возрасту «Метод музыкального движения» даёт ни с чем не сравнимые результаты как в плане музыкального, так и личностного развития детей.
Пение. В практике музыкального воспитания этот раздел занятий посвящается, главным образом, разучиванию песен и работе над чистотой интонации.
Постановкой певческого голоса ребёнка дошкольного возраста педагоги, как правило, не занимаются. В то же время о необходимости раннего обучения правильной вокализации настойчиво говорили учёные, которые занимались детским певческим голосом, педагоги-исследователи и педагоги-практики, связывая многие недостатки в звучании детских певческих голосов (тусклое, а часто просто хриплое пение; низкий уровень или полное отсутствие слухо-вокальной координации; плохое интонирование и др.) с отсутствием работы по их постановке.
В результате специального исследования (К.В.Тарасова, И.Г.Владимирова), посвящённого изучению певческого голоса ребёнка-дошкольника, были разработаны методические подходы к его постановке.
Голоса детей уже в дошкольном детстве делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие. Каждый из них характеризуется присущей ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. Общий диапазон – это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса; примарный диапазон – это небольшая область наиболее свободного, естественного и красивого звучания, которая находится в середине общего диапазона.
Всю хоровую и индивидуальную работу по пению необходимо вести в соответствии с природными типами голосов детей. При такой постановке певческой работы дети показывают гораздо более высокие результаты в вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии.
Первый этап постановки певческого голоса должен проходить, главным образом, в пределах примарного диапазона каждого из типов голосов. Затем, после его укрепления, голос ведётся вниз и только потом – вверх. Не следует стремиться к быстрому расширению диапазона вообще и увеличению его верхнего отрезка в особенности. Это может привести к заболеванию певческого аппарата ребёнка.
Певческая работа с детьми по постановке голоса должна строиться, главным образом, на образной основе и приводить, в первом приближении, к звучанию естественному, свободному, звонкому.
Общим правилом для педагогов и родителей должно быть нефорсирование собственного речевого и певческого голоса и исключительно бережное отношение к голосу ребёнка. Известно, что дети очень подражательны, и если взрослый говорит или поёт громко, они тоже начинают форсировать звук, что недопустимо в связи с возрастными анатомическими особенностями певческого аппарата детей дошкольного возраста.
Негромкий серебристый звук детского голоса характеризует его эстетический эталон. К достижению эталонного звучания необходимо стремиться педагогам в реальной практике певческого воспитания детей.
Работа над детским певческим голосом с самого начала должна быть подчинена музыкально-художественным задачам.
Игра на детских музыкальных инструментах. Она является лучшей формой приобщения детей к совместному, коллективному музицированию на ранних этапах развития музыкальности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности и элементарные исполнительские возможности всех детей группы, независимо от уровня развития их музыкальных способностей в данный момент.
Однако часто при обучении игре на звуковысотных детских инструментах в качестве ориентиров используются обозначения клавишей с помощью букв, цифр, слогов или цвета, то есть, фактически, искусственные «костыли», не имеющие отношения к музыке. Дети, многократно повторяя, заучивают последовательность этих ориентиров и каждый раз при переходе к новой мелодии начинают «с нуля».
Понятно, что такое обучение нельзя назвать развивающим. В результате игра на детских музыкальных инструментах, призванная эффективно развивать музыкальный слух и всю систему музыкальных способностей, доставлять детям радость музицирования, превращается в тяжёлую работу для детей и взрослых.
В программе «Гармония» предусмотрена новая методика обучения детей игре по слуху (М.А. Трубниковой), которая является единственной продуктивной методикой в плане развития музыкальности и обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
В этой методике формирование деятельности подбора мелодии по слуху проходит два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе у детей формируются необходимые музыкально-слуховые представления. Второй, основной этап включает три последовательные ступени: ориентировочно-тембровую (4-й год жизни), ритмическую (5-й год жизни) и мелодическую (6-й и 7-й годы жизни).
Ориентировочно-тембровая ступень предполагает синтетическую форму занятий. На этой ступени дети подбирают мелодические звукоподражания, подпевают педагогу, рассматривают яркие картинки, слушают стихи. Здесь создаются условия для возникновения у детей мотивации деятельности подбора музыки по слуху, интереса к ней.
Появление ритмической ступени как особой, специальной единицы этой деятельности связано с тем, что детям трудно овладеть сразу ритмическим и звуковысотным движением в их единстве. Игра в ударном оркестре, работа над песнями и потешками, построенными на одном звуке, использование «игрового четырехручия», когда ребёнок воспроизводит только основной или квинтовый тон, аккомпанируя педагогу, помогают ему овладеть ритмической ступенью и перейти к подбору мелодий.
В основе всей этой работы лежат закономерности становления чувства музыкального ритма и последовательность появления его компонентов в онтогенезе. Система усложняющихся ритмических эталонов объединяет предлагаемый детям музыкальный репертуар.
На следующей, мелодической ступени дети постепенно овладевают мелодическими интонациями, построенными на интервальной основе, эталонными мелодическими оборотами, а затем начинают самостоятельно подбирать мелодию в целом. Эта методика делает не только развивающими, но и очень продуктивными занятия детским оркестром: дети с лёгкостью воспроизводят в нём большое количество музыкальных произведений.
Кроме того, в игре на детских музыкальных инструментах по слуху создаются исключительно благоприятные условия для формирования детского творчества, инструментальной импровизации.
Игра-драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству театра. Это первая элементарная форма синтетического искусства, которая доступна детям.
Объединение в этом виде синтетической деятельности нескольких видов искусства, основанное на наличии универсальных компонентов художественного языка, создаёт уникальные возможности для художественного развития детей. Музыкальные игры-драматизации объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя эти виды творчества главной задаче – созданию художественного образа.
В методике организации этого вида деятельности, ориентированного в основном на творчество детей, предусмотрено самостоятельное решение и исполнение каждым ребёнком всех имеющихся ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей. Предусмотрены также совместная со взрослыми и самостоятельная организация детьми сценического пространства и мизансцен. Педагог-режиссёр ведёт детей от исполнения роли всей группой (в младшем возрасте) к исполнению её малой группой и, наконец, к индивидуальному творческому воплощению.
Над игрой-драматизацией не следует работать долго, стремясь довести её до идеального исполнения. В этом случае дети теряют к ней интерес, прекращается их творческий поиск.
В программе «Гармония» предлагаются по три игры-драматизации в каждой возрастной группе. Естественной подготовкой к ним являются образные этюды, входящие в раздел «Музыкальное движение».
Программа «Синтез» (Авторский коллектив: К.В.Тарасова, Т.Г.Рубан, М.Л. Петрова).
В дошкольном детстве, на начальном этапе музыкального развития, ребенку легче войти в сложный мир музыкальных образов, если их восприятие опирается на художественное слово и изобразительное искусство. Эти более доступные детям виды искусства создают настроение, вызывают определенные ассоциации, помогают понять и пережить музыку.
В программе «Синтез», разработанной коллективом профессиональных музыкантов – теоретиков, психологов, педагогов, реализован наиболее сложный уровень синтеза этих трёх искусств, выявляющий внутренние, художественно-образные связи между произведениями.
Программа разработана для детей трех возрастов – 5-го, 6-го и 7-го годов жизни.
В программу «Синтез» для детей 5-го года жизни вошли музыкальные произведения разных эпох и стилей: пьесы композиторов XYIII века – К.Ф.Э. Баха и В. Моцарта; XIX века – Ф. Шуберта, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, И. Штрауса; широко представлена музыка XX века – Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, С. Слонимского и др.
Музыкальный репертуар и методика работы с ним представлены в семи разделах по темам, близким и понятным детям: «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты (сольфеджио)», «Музыка бывает разной», «Играем в оркестре».
В программу для детей 5-го года жизни вошла не только камерная, но и оперная музыка. Здесь она представлена двумя операми-сказками Н. Римского-Корсакова: «Сказкой о царе Салтане» по А.С. Пушкину и «Снегурочкой» по А.Н. Островскому.
Программа «Малыш» (Автор: В.А. Петрова)
«Малыш» - программа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста (для 3-го года жизни), содержит богатый и разнообразный материал по основным видам музыкальной деятельности детей: слушанию музыки, пению, музыкальному движению, музыкальной игре, а также материал для детских праздничных утренников.
Как и другие программы «Центра Гармония», программа «Малыш» полностью методически обеспечена. Наряду с самой программой и методическими рекомендациями, пакет материалов включает полную «Хрестоматию» музыкального репертуара и диск по слушанию классической музыки.
В раздел «Слушание музыки», наряду с простыми программными пьесами, традиционными для этого возраста («Лошадка» Н. Потоловского, «Мишка» М. Раухвергера, «Самолет летит» Е. Тиличеевой и др.), пьесами, исполняемыми на различных музыкальных инструментах, включены рассказы, иллюстрируемые музыкой, и слушание музыки в игровой форме.
В этом разделе впервые представлен также эксклюзивный материал по слушанию классической музыки детьми раннего возраста. На специальных занятиях дети знакомятся в течение года с 50-ю пьесами разных художественных стилей и направлений: пьесами И.С. Баха и В. Моцарта, М. Глинки и П. Чайковского, Г. Свиридова, С. Прокофьева и других композиторов-классиков. Автором разработана и представлена методика этих уникальных и эффективных занятий с детьми.
Их обеспечивает входящий в пакет материалов диск с записью 24-х музыкальных занятий по слушанию классической музыки.
В разделе «Пение» предложены на выбор музыкальному руководителю 100 песен для подпевания, пения и слушания. Понятные и интересные детям, различные по характеру и сложности, они сгруппированы по темам: о временах года, птицах, дожде и солнышке и др.
В «Хрестоматии» музыкального репертуара представлены песни, аннотации к ним и методические рекомендации.
«Музыкальное движение» в программе «Малыш» представлено двумя его разделами: «Музыкально-двигательные упражнения» и «Пляски». В музыкально-двигательных упражнениях дети приобретают умение слышать и воплощать музыку в движениях, соответствующих ее характеру. Движение способствует эмоциональному отклику на музыку и ее элементарному анализу. Дети определяют характер и настроение музыки, различают контрастные пьесы и их части, регистры и динамические оттенки; овладевают новыми движениями.
Представленные пляски разнообразны - с атрибутами и без них, в свободном построении, в круге, парами, с текстовым подсказом и просто под инструментальную музыку.
В «Хрестоматии» 25 плясок с описанием движений и методическими рекомендациями. Дополнительно представлены 4 пляски для новогоднего утренника.
В раздел «Музыкальная игра» вошел большой материал на выбор музыкальному руководителю. В «Хрестоматии» педагог найдет 20 игр, в том числе сюжетные и игры для детских утренников.
Отдельное место занимает раздел «Праздничные утренники». Центральное место на этих утренниках часто принадлежит кукольным спектаклям. Сценарии 4-х из них также представлены в программе.
Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей. К ним можно отнести такие программы, как «Оберег» (от 2 до 7лет), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Музыкальная народная культура» (от 4 до 10лет), «Горенка» (от 4 – 7лет).
Программа «Оберег» Е. Г. Борониной 2003 года предназначена для комплексного изучения фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством, поскольку изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще. Содержание программы рассматривается в двух разделах: народоведение и музыкальный фольклор. Раздел «Народоведение» содержит три темы: народный календарь, обычаи и обряды; быт и уклад жизни; жанры литературного фольклора. Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, народный театр.
Содержание программы реализуется в трех подпрограммах:
· Гуленьки (от 2 до 3 лет) – введение в мир фольклора, где основными видами деятельности являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (подпевание взрослым).
· Теремок (от 3 до 5 лет) – знакомство с основами народной культуры: изучение народного календаря. Практический материал программы имеет четыре раздела в соответствии с календарем и имеет четыре раздела – по каждому времени года. Изучаются также: тема дома и домашнего уюта, народный костюм, элементарные игровые хороводы и пляски, игра на детских музыкальных инструментах.
· Беседушка (от 5 до 7 лет) содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Серьезное внимание уделяется детскому пению и овладению умения импровизации на народных музыкальных инструментах.
1. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
5. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7
6. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
8. Коренева, Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999.
9. Коренева, Т. Ф., «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
10. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002.
11. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6
12. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
13. Петрова, В. А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.
14. Петрова, В. А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
15. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
16. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений./ Сост. О. А. Соломенникова. – М.: АРКТИ, 2000. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
17. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.) ISBN 5-296-00136-2, ISBN 5-296-00007-2
18. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. – 120 с.
19. Тарасова, К. В., Рубан, Т. Г., Дети слушают музыку/ методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки/. М.: Мозаика-синтез, 2001, - 128с.
20. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (воспитание и доп. образование детей)
Список специализированных (парциальных) программ, рекомендованных Министерством образования РФ
Приоритетные программы по музыкальному развитию
1. Боронина Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». – М.: «Владос», 1999.
2. Воробьева Д. И. «Гармония развития». Программа интеллектуально-художественного и творческого развития. – СПб.: ЛГОУ, 1996,1997.
3. Коренева Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М.: «Владос», 1999.
4. Ладушки. И. Каплунова, И. Новооскольцева. Праздник каждый день/ программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
5. Матяшина А. А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 1999.
6. Мерзлякова С. И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999.
7. Л. Р. Меркулова «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование, - М.,1999.
8. Петрова В. А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998.
9. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». – М.: «Гном- Пресс», 1999.
10. Сорокина Н. Ф. , Миланович Л. Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.
11. Тарасова К. В. , Нестеренко Т. В. , Рубан Т. Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
12. Тарасова К. В. , Петрова М. Л. , Рубан Т. Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999.
13. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
14. Хазова М. В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 1999
15. Циркова Н. П. «В мире бального танца». Программа развития творческих способностей детей средствами танцевального искусства. – М.: «Владос», 1999.
Методическое обеспечение программы Т. Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»:
· Т. Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч1. – 112с.: ноты.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 493.