Октябрьской революции.
В новой системе образования музыкальному воспитанию в школах и детских садах отводилось значительное место. В «Положении об единой трудовой школе» (1918г.) подчеркивается мысль о необходимости всеобщего детского музыкально-эстетического воспитания и развития, вера в широкие возможности развития всех детей. Это Положение, подготовленное Н.К. Крупской и А.В. Луначарским сыграло значительную роль и в становлении системы дошкольного музыкального воспитания.
Претворение в жизнь новых идей встречало существенные трудности. К их реализации наряду с новой пролетарской интеллигенцией привлекались и старые, наиболее авторитетные деятели дошкольного воспитания.
В 1919г. был издан «Справочник по дошкольному воспитанию», ставивший своей целью дать общие сведения о положении дошкольного воспитания и оказать методическую помощь воспитателям. В одной из его статей «Детский сад и очаг» говорится о значении музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, установлено его содержание, определены требования к подготовке воспитателя. В целом, в сборнике большое внимание уделялось выявлению детского творчества в различных областях искусства, в том числе и музыкального. Предполагается, что для правильной постановки музыкальной работы необходимо пронизать всю жизнь детского сада музыкой и пением.
Однако вопросы обучения в детском саду рассматриваются противоречиво, так как авторы в основном предостерегают от опыта музыкального воспитания, накопленного до революции. Вместе с тем, они считают, что поставленные перед дошкольным воспитанием задачи должны решаться под руководством педагога, при активном его воздействии на ребенка; музыкальное воспитание обеспечивается правильным и последовательным привитием певческих умений, заботой о подборе музыкальных игрушек, развитием музыкального слуха, для чего рекомендуются высокохудожественные произведения.
Противоречивый характер носит и другой документ – «План музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста». Прежде всего, здесь при постановке целей музыка определяется как «мир звуковой красоты». Но в то же время серьезное внимание обращается и на раскрытие содержания музыки посредством других видов искусства и сопоставления музыки с действительностью.
Об эклектичности в методах обучения, их неправильном понимании говорит и постановка задач музыкального воспитания: внушить детям ощущение содержательности музыкального искусства, приобщить их к психологическим ценностям его, не впадая одновременно ни в педантический формализм, ни в строгую систему определенных урочных занятий, ни в деморализующее подлаживание к детским вкусам и привычкам.
К концу 20-х годов были конкретизированы задачи (приблизить учебный процесс к жизни, придать ему социальную направленность, установить и осмыслить связи с окружающей действительностью) и взят курс на их выполнение. Однако достичь их мешал уровень развития педагогики и музыкального воспитания этого времени. В педагогике тогда господствовал комплексно-проектный метод, который распространялся и на дошкольное образовании: были введены так называемые организующие моменты. Идея их заключалась в том, что на определенный отрезок времени все содержание педагогической работы подчинялось определенной теме. Такой «тематический подход» был вызван стремлением педагогов пробудить у детей интерес к действительности, вызвать любовь к природе, воспитать правильное отношение к окружающему их миру. При этом забывалось, что далеко не все явления жизни могут быть выражены музыкальными средствами.
Неправильно понятые задачи (приблизить учебный процесс к жизни) привели некоторых ученых и педагогов на позиции вульгарного социологизма. Его тенденции отразились и на содержании дошкольного воспитания.
Комплексно-проектный метод с его организующими моментами нашел отражение в ряде книг, в том числе в книге Т.А. Вилькорейской и Е.М. Кершнер «Музыка у дошкольников».
Дальнейшее развитие методики было связано с изучением особенностей музыкального развития дошкольников, определением роли и места музыкального воспитания в общем нравственно-эстетическом воспитании ребенка. Изучаются интересы детей, их склонности, творческие возможности в зависимости от возраста.
Первой специальной работой по дошкольному музыкальному воспитанию была книга В.Н. Шацкой «Музыка в детском саду», выдержавшая не одно издание. В книге дается большой конкретный материал с ценными методическими рекомендациями.
Значимы для дальнейшего развития музыкального воспитания детей работы Б.В. Асафьева.
Среди психологических работ 20-х годов следует отметить работы С.Н. Беляевой-Экземплярской, посвященные исследованиям особенностей восприятия музыки ребенком дошкольного возраста. В это время уже проводились исследования музыкального слуха и голоса. Поэтому введение слушания музыки в содержание музыкального воспитания требовало психологического обоснования. Вопросы восприятия освещаются автором в статье «Музыкальное переживание в дошкольном возрасте» со стороны его смыслового, интеллектуального значения. Анализ, сопоставление, различение, запоминание, словесные реакции на музыку – вот что в поле зрения исследователя. С.Н. Беляева-Экземплярская показала, что дети больше всего обращают внимание на темп, мелодию и ритм, причем контрастные различия легче схватываются, чем сходные. Гармоническое сопровождение для детей безразлично: подавляющее большинство не отметили разницы между мажором, минором, какофонией.
В дальнейшем программы и методические пособия строились с учетом выводов данного ученого.
В методических работах специалистов в области дошкольного музыкального воспитания вновь и вновь поднимался вопрос о том, какими путями решать задачи общего и музыкального развития ребенка. Разнообразным проблемам музыкального воспитания была посвящена книга «Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях» (Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, Н.А. Метлова, М.А. Румер). Результатом книги стал вывод – лишь гармоническая взаимосвязь музыкального воспитания с различными сторонами жизни детского сада и установление последовательности музыкально-ритмических навыков являются правильным путем решения музыкальных задач. В целом книга отличается большой убежденностью в необходимости планомерного обучения с учетом возрастных ступеней музыкального развития ребенка ( в частности, при определении объема певческих навыков указывается на то, что нужно знать особенности музыкального воспитания ребенка, его голосового аппарата).
Таким образом, в 20-е – 30-е годы еще не были найдены правильные пути музыкального развития ребенка. Причиной были неверное понимание роли педагога, неверное отношение к системе музыкальных знаний и навыков и вульгаризаторское толкование воспитательного значения музыки.
Развитие методики музыкального воспитания в 30-е годы характеризуется стремлением систематизировать круг сведений и навыков, усваиваемых детьми в процессе музыкальной деятельности. Принципиальные установки этого обучения строились на основе реализации упомянутых выше постановлений партии и правительства. Однако анализ программно-методических материалов детских садов показывает, что преодоление недочетов, указанных в этих постановлениях, было достигнуто не сразу.
В «Руководстве для воспитателя детского сада» (1938г.) впервые подчеркивается роль воспитателя, показана необходимость развития органов чувств ребенка, его мышления, памяти, воображения, определен характер взаимосвязи между общим и музыкальным воспитанием, обращено внимание на взаимодействие развития детского творчества и художественного воспитания.
Значительными вехами в истории развития методики дошкольного музыкального воспитания явились всероссийские совещания по вопросам музыкального (12-14 декабря 1938 г.) и художественного (3-8 февраля 1941 г.) воспитания. Несмотря на множество высказанных сомнений, противоречий, явно наметилась тенденция к соотнесению музыкального развития с творческим развитием ребенка.
Насколько серьезное внимание уделялось этому вопросу, можно судить хотя бы по такому факту, как организация Центрального Дома художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР и проведение Первого Всероссийского методического совещания по вопросам детского музыкального творчества.
Следует отметить появление в эти голы специального исследования К.В. Головской на тему «Детское музыкальное творчество (как метод музыкального воспитания)», в которой автор рассматривает вопросы музыкального творчества применительно к старшим дошкольникам и младшим школьникам.
Особый интерес для музыкального воспитания дошкольников представляет научная работа Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей».
Вопросы обучения, разработанные известным педагогом, ученым А.П. Усовой, явились ценным вкладом в разработку теории дошкольной педагогики.
В 40-е – 50-е годы ХХ века теория и методика музыкального воспитания дошкольников бурно развивалась. Но к концу 50-х годов была еще масса недостатков в методике преподавания музыки. Вместе с тем, эти недостатки успешно преодолевались благодаря значительным преобразованиям во всех областях культуры, искусства и педагогики.
Литература:
Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Рыбакова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008 - 123 с.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 549.