В. Организация вокально-хоровой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пение. Это самый доступный вид исполнительства, который имеет большое воспитательное значение. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. К пению дети приобщаются с малых лет.

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. Тема обучения детей пению, являясь одной из самых востребованных в практике муз воспитания дошкольников, привлекала внимание многих музыковедов, педагогов-практиков (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, Е.И.Алмазова, А.Д. Войнова, А. Катинене, В.В. Шереметьев, Н. Кокина, К.В. Тарасова). Каждый из них предлагает свою систему обучения детей пению.

О необходимости раннего обучения детей пению говорил основоположник русской вокальной школы А.Е. Варламов. Он отмечал, что если учить ребенка петь с раннего детства при соблюдении осторожности в занятиях, его голос приобретет гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Специфика пения исследовалась Н.А. Метловым. В своей кандидатской диссертации им были рассмотрены вопросы, связанные с охраной детского возраста, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой, вокальными и хоровыми навыками, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования мелодии.

Современный взгляд на обучение детей пению прослеживается в статьях современных авторов: К.В. Тарасовой[1], Т.Э. Тютюнниковой,[2] В.Н. Шереметьева, Н.А. Кокиной и многих др.

Специальные исследования К.В. Тарасовой показали, что голоса детей уже в дошкольном возрасте делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. Она отмечает, что в удобной, соответствующей голосу тесситуре ребенок поет значительно чище интонационно, и при этом естественно, свободно и красиво.

Т.Э. Тютюнникова предлагает свою методику развития детского голоса используя графическую запись музыки, и выделяет простейшие ступени музыкального мышления, которые проходит каждый ребенок.

Однако до сегодняшнего времени специальной методики постановки певческого голоса ребенка-дошкольника нет. Проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остаётся предметом исследования многих учёных, музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не раскрыта.

Опыт педагогической деятельности педагогов показывает, что работа над формированием певческих навыков у детей дошкольного возраста достаточно сложна. Большинство детей имеют низкий уровень звуковысотного слуха. Кроме того, необходима работа по увеличению диапазона певческого голоса. Дети поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо. У детей не сформирован навык слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены.

 Причиной неразвитости певческих навыков является и недостаток вокально-музыкальной культуры в семье. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. Дети начинают подражать тому, что их окружает (современная эстрада, в которой преобладает форсирование звука, хрип, пение под караоке и т.д.). Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы музыкальной культуры, необходимости приобщения к вокальному искусству. Поэтому основная задача музыкального руководителя – найти приемы, способы и средства, способствующие наиболее эффективному развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Не секрет, что работа с дошкольниками над певческими навыками сложна. Работа с детскими голосами требует терпения, последовательности и точного понимания того, в чем заключаются проблемы детей. Проблема состоит не только в том, что детский голос еще слаб, но и потому, что дети еще не научились пользоваться слухом для контроля того, что они слышат и поют. В связи с этим наиболее ценным в формировании певческих навыков представляется изучение нескольких методик формирования певческих навыков.

Для успешного развития вокальной деятельности ребенка, необходимо знать не только психологические, но и физиологические особенности развития певческих возможностей ребенка в разные периоды дошкольного детства, такие как: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развития восприятия и воображения, сформированность речевых функций.

У детей 3 – 4 лет голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Поэтому голос ребенка 3 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное. Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания.

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них крепнет голос, увеличивается диапазон, дыхание становится более организованным, хотя все еще, довольно поверхностное. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе с взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него.

В старшем дошкольном возрасте начинает складываться певческий аппарат гортани - появляются вокальные связки, и голос приобретает новые возможности. Ребенок уже способен петь звонко, полетно, музыкально и выразительно. У детей постепенно формируется четкая дикция, правильное звукообразование и дыхание, чистое интонирование, а также хоровые навыки (стройность и слитность звучания по времени, силе, характеру, одним словом - ансамбль).

Вокальные (певческие) навыки делятся на:

 - Вокальные установки (положение тела детей во время пения)

- Звукообразование (четкая работа голосового аппарата нижней челюсти, губ, мягкого неба с язычком)

 - дикция (правильное звукообразование)

 - дыхание

 - чистота интонирования

 - сторйное, слитное пение (ансамбль)

Работа по формированию певческих навыков дошкольников включает следующие разделы работы:

- пальчиковые игры,

- дыхательные и артикуляционную гимнастику,

- вокально - интонационные упражнения.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей, подтверждено данными электрофизиологических исследований мозга. Но пальчиковые игры имеют еще одно замечательное качество – они помогают радостному общению между детьми и взрослыми. Поэтому использование пальчиковых игр с дошкольниками, помимо развития дикции и артикуляции, влияет на развитие и обогащение эмоциональной сферы ребенка.

Артикуляционные игровые упражнения решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребёнка, готовят певческий аппарат к распеванию. Использование собственного показа работы языка, губ, челюстей, стихи, сюжетное построение и иллюстрации способствуют эффективному усвоению приёмов и повышают качество их исполнения ребенком. Поэтому наряду с пальчиковыми играми для развития дикции и артикуляции, в занятия необходимо включать и артикуляционную гимнастику с веселыми стихами. («Весёлый язычок», «В зоопарке», «Весёлые картинки»).

Огромную роль в развитии первичных вокальных навыков играет дыхание. «Пение - это дыхание» - аксиома, известная всем, кто занимается этой областью искусства. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда – естественная ограниченность силы звука детского голоса. Обычно детям предлагаются несколько игровых упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д. Любое вокальное занятие можно начинать с дыхательных упражнений, таких как: «Надуваем шины на машине», «Греем руки», «Дуем на листики, снежинки» для протяжного выдоха, «Закрываем окна, двери, чтоб не дули к нам метели», «Сдуваем снег», «Зажигаем огоньки» для резкого короткого выдоха. Вокально - интонационные упражнения: способствуют формированию вокально - интонационной координации. Речь идет о развитии самой способности интонировать звуки разной высоты. Используя в работе интенсивный слуховой самоконтроль ребенка, можно к выпуску детей в школу развить эту способность у подавляющего большинства дошкольников.

Внедрение комплекса мероприятий по формированию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста предполагает следующее:

1). Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию певческих навыков дошкольников:

- комплекс музыкально-дидактических игр на развитие звуковысотного слуха;

- комплекс музыкально-дидактических игр на развитие чувства музыкального ритма;

- шумовые инструменты, выполненные из бросового материала;

 - графические карты-схемы;

 - комплекс игр на развитие дикции и артикуляции;

- пособия на формирование певческого «льющегося» дыхания;

2). Разработка  и осуществление поэтапного процесса последовательного формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятий по формированию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста проводятся 2 раза в неделю, 8 раз в месяц. Кроме специально-организованных занятий работа может осуществляться в совместной деятельности, режимных моментах, индивидуальной работе, как с одаренными, так и проблемными детьми

Примерный план занятий (в занятия включены):

 - голосовые разминки

 - упражнения на формирование певческой установки

 - речевые упражнения со «звучащими жестами»

 - дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой

 - дидактические игры на развитие звуковысотного слуха

 - комплекс речевых игр Т.А. Боровик.

К каждому музыкальному занятию разработаны конспекты, подобран музыкальный материал.

Методика разучивание песни:

В процессе формирование певческих навыков можно выделить 3 фазы: возникновение представления о песне, разучивание и ее закрепление.

В первой фазе обычно проходит знакомство с песней, с объяснением. Прежде чем приступить к разучиванию, дети знакомятся с теми персонажами или явлениями породы, о которых в ней рассказывается. Например, перед прослушиванием песни «Зима» В. Карасевой дети рассматривают иллюстрацию с ее изображением. Пред исполнением музыкальный руководитель сообщает, о чем он будет петь, называет песню и поет ее. Если текст сложный. Выразительно читает его, объясняя непонятные слова, выражения и поет песню.

Детям младшего возраста (3-4 года) перед исполнением можно показать игрушку, иллюстрирующую музыкальный образ.

Во второй фазе начинается разучивание песни. В начале песня звучит без фортепианного сопровождения для того чтобы дети правильно интонировали мелодию. Если в песне встречаются сложные отрезки в мелодическом или ритмическом отношении (паузы, пунктирный ритм), их пропевают отдельно.

В процессе разучивания песни дети запоминают слова. Песня исполняется по-разному: дети поют все вместе, небольшая группа детей, поочередно. В старшей и подготовительной к школе группах педагог может использовать прием «цепочки», т.е. каждый ребенок по очереди поет последовательно одну музыкальную фразу.

Во время пения необходимо чередовать положения «сидя», «стоя». Смена положений является своего рода разрядкой и снимает физическое и умственное напряжение, если оно появляется.

В третьей фазе систематически повторяются на занятиях песни из репертуара своей и предыдущих групп. Легки песни из предыдущих групп надо давать с транспортировкой в более высокую тональность, удобную для детей данной группы.

Конечным итогом работы по формированию вокальных навыков дошкольников является самореализация ребёнка в вокальной деятельности, которая выражается в уверенном успешном, эмоциональном выступлении на концертах, конкурсах, праздниках.

Таким образом, работа с детскими голосами требует терпения, последовательности и точного понимания, в чем заключаются проблемы детей в обучении пению. В начале учебного года часто бывает, что малыши поют не чисто, не стройно, просто по-другому они пока не могут. И если правильно и последовательно развивать певческие способности обязательно наступит время, когда дети запоют чисто и стройно.

Литература:

1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст]: учебное пособие / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968 – 415 с.

2. Метлов, Н.А. Музыка-детям. [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада / Н.А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985 – 144 с.

3.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене.– М. «Академия», 2000. – 240 с.

4. Стацура, Т. Приемы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т. Стацура //Дошкольное воспитание. - 1987. - №11. – С. 34-40.

5. Тарасова, К.В. К постановке детского голоса. [Текст] / К.А. Тарасова //Музыкальный руководитель. - 2005. - №5. – с. 2-6.

6. Тарасова, К.В. Формирование певческого голоса как средство развития звуковысотного слуха. [Текст] / К.В. Тарасова //Отногенез музыкальных способностей. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

7. Тютюнникова, Т.Э. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. - 1997. - №8.- С. 133-141.

8.Тютюнникова, Т.Э. Музыкальнее узоры. Точки и линии: донотная запись музыки. [Текст] / Т.Э. Тютюнникова. // Музыкальный руководитель. - 2006. - №1. – С.2-10.

9.Тютюнникова, Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Песенки-бусинки. [Текст]: учебно - методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова. – М.: Просвещение, 2004.- 28 с.

10. Тютюнникова, Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками. [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова. – СПб., 2003. – 100 с.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 284.