Кодекс РФ об административных правонарушениях (глава 16) в редакции Федерального закона от 20 августа 2004г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации», «адоптировавшего» главу 16 КоАП РФ к нормам Таможенного кодекса РФ 2003г., содержит 23 вида составов нарушений таможенных правил. В первоначальной редакции КоАП РФ их было 22, тогда как ранее (в главе 39 ТК РФ 1993 г.) их было 40. Причин уменьшения количества составов таможенных правонарушений в КоАП РФ по сравнению с ТК РФ 1993 г. несколько — это и объединение нескольких составов в один, и декриминализация отдельных деяний как самостоятельных видов таможенных правонарушений, и выделение отдельных составов из разряда нарушений таможенных правил с последующим объединением их по признаку родового объекта в единый состав другой группы административных правонарушении, и др. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ были не только изменены диспозиции и санкции большинства статей главы 16 КоАП РФ, но и добавлена ст. 16.23 «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела».
Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения — таможенно-право-вые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т. е. по признакам объективной стороны), в ряде случаев — по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.
Классификация нарушений таможенных правил в соответствии с теми или иными признаками имеет важное значение для совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов, поскольку позволяет, с одной стороны, выявить некие качественные особенности каждого конкретного состава таможенного правонарушения и в то же время, с другой стороны, избежать односторонности его интерпретации.
Наиболее общей классификацией нарушений таможенных правил является их классификация по степени общественной опасности. В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопасности нашей страны.
К первой группе относятся такие нарушения таможенных правил, как, например, нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ); непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ) и другие незначительные нарушения, совершение которых происходит, в основном, как следствие халатного исполнения участниками таможен-но-правовых отношений своих обязанностей в сфере таможенного дела.
Ко второй группе следует относить нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственности и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда относятся, прежде всего, нарушения таможенных правил так называемой «контрабандной группы» — незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ) и недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) и иные грубые нарушения.
Можно проводить классификацию нарушений таможенных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела (т. е. по объекту посягательства). Представляется, что по этому критерию следует выделять четыре группы нарушений таможенных правил, исходя из сформулированного нами выше определения понятия «нарушения таможенных правил»:
1) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (ст. 16.1, 16.3, 16.18 КоАП РФ);
2)нарушения таможенных правил, посягающие на порядок таможенного оформления, порядок применения иных таможенных процедур и порядок таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств и порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 16.2, 16.4-16.17, 16.19, ч. 2 ст. 16.20 и ст. 16.23 КоАП РФ);
3)нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров таможенными платежами и порядок их уплаты (ст. 16.22 КоАП РФ);
4)нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими (ч. 1 ст. 16.20 и ст. 16.21 КоАП РФ).
Следует отметить, что такая классификация, хотя и опирается на определение самого понятия «нарушение таможенных правил», однако, также как и любая другая, весьма условна. И вот почему. Во-первых, отдельные противоправные деяния могут одновременно посягать и на несколько объектов. Так, например, деяние, предусмотренное ст. 16.1 ТК РФ («Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу») одновременно посягает и на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, и на порядок их таможенного контроля, поскольку в качестве одного из способов незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств в диспозиции данной статьи указано перемещение помимо таможенного контроля либо сокрытие от него. И таких примеров можно привести несколько. Поэтому автор в данном вопросе не претендует на * истину в последней инстанции», это лишь его субъективное видение проблемы.
Следующий способ возможной классификации видов нарушений таможенных правил — это классификация в зависимости от способа, места и времени их совершения, т, е. по признакам объективной стороны правонарушения.
Юридический анализ действующих таможенпо-пра-вовых норм позволяет выделить в объективной стороне составов административных проступков, именуемых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации:
1) форму совершения противоправного деяния (действие или бездействие);
2) противоправный результат (материальный или нематериальный вред, ущерб);
3) место, время и средства совершения правонарушения.
Причем последняя группа признаков объективной стороны составов нарушений таможенных правил является факультативной для их классификации, поскольку находит отражение далеко не в каждом составе исследуемых проступков, и поэтому рассматриваться автором не будет.
Нарушения таможенных правил могут совершаться как в форме противоправного действия, так и в форме противоправного бездействия. В этой связи по
признаку вида (формы совершения) противоправного деяния их можно подразделить:
а) на правонарушения, содержащие в объективной стороне состава признаки бездействия (ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.3, 16.4, 16.6, 16.9 КоАП РФ и др.) и
б) на правонарушения, совершаемые посредством осуществления того или иного действия (ст. 16.1, ч. 2 и 3 ст. 16.2, ст. 16.4, 16.5, 16.7 КоАП РФ и др.). Особенность классификации нарушений таможенных правил по признаку формы совершения противоправного деяния заключается в том, что в ряде случаев законодатель объединил в диспозиции конкретной таможенно-правовой нормы деяния, выражающиеся по своей объективной стороне состава и в действии, и в бездействии. Например, ответственность по ст. 16.4 КоАП РФ наступает как бездействие, выражающееся в недекларировании физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, так и за действия, выражающиеся в недостоверном декларировании физическими лицами такой валюты. Б целом же, составов нарушений таможенных правил, объективная сторона которых характеризуется совершением того или иного противоправного действия, почти в три раза больше, чем составов, объективная сторона которых предполагает противоправное бездействие.
Общественная опасность (или общественная вредность) нарушений таможенных правил определяется также наличием или отсутствием тех или иных материальных последствий противоправного посягательства, поэтому классифицировать их можно и по характеру последствий, т. е. по противоправному результату. По этому критерию следует выделять нарушения таможенных правил, общественно вредные последствия которых носят материальный характер (например, заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, — ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и др.)> и нарушения таможенных правил, совершение которых несет вред нематериального характера (например, нарушение режима зоны таможенного контроля —-ст. 16.5 КоАП РФ или причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам — ст. 16.8 КоАП РФ).
Важное классификационное значение по признаку объективной стороны имеют также размер и характер наступивших общественно вредных последствий совершенного правонарушения. Во-первых, размер причиненного правонарушением вреда (ущерба) нередко учитывается при назначении вида и размера назначаемого административного наказания (в частности, штрафные санкции, предусмотренные нормами главы 16 КоАП РФ не имеют фиксированного размера), а во-вторых — он является условием разграничения некоторых видов нарушений таможенных правил со смежными с ними видами преступлений в сфере таможенного дела (например, нарушений таможенных правил, предусмотренных статьями 16.1 и 16.2 КоАП РФ и преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ).
Что касается характера общественно вредных последствий правонарушения (целей и мотивов, на дое-тижонир которых imiipiin.neno противоправное деяние),то он позволяет разграничить те или иные деяния при так называемой «конкуренции правовых норм», когда одно и то лее по существу деяние предусмотрено двумя и более статьями КоАП РФ. Так, например, состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ (недекларирование по установленной форме (устной, письменной или конклюдентной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ) является формальным составом, ограниченным самим противоправным бездействием (недекларированием) и не требующим наступления конкретных вредных материальных последствий. В то же время недекларирование может быть и противоправным способом совершения других противоправных действий — неправомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (с несоблюдением мер по защите экономических интересов России и других запретов и ограничений), а также освобождения от уплаты, занижения размера или уплаты таможенных платежей с нарушением требований, действующих в таможенном деле, получения неправомерных льгот по таможенным платежам и пр.
Кроме того, недекларирование товаров в определенном смысле является специфической пассивной формой (способом) сокрытия товаров от таможенного контроля. Иными словами, недекларирование может быть способом совершения деяний, подпадающих под признаки других составов нарушений таможенных правил, предусмотренных нормами главы 16 КоАП РФ, в частности, ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации» и др.
В зависимости от субъектов, их совершающих, нарушения таможенных правил можно подразделить на:
а)нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть любые физические или юридические лица, отвечающие общим признакам субъекта административного правонарушения (таковых большинство);
б)нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть только специальные субъекты, т. е. физические или юридические лица, обладающие помимо общих признаков субъекта административного правонарушения еще и некоторыми характерными признаками, позволяющими им выступать в качестве субъектов конкретных правонарушений (например, ст. 16.18 КоАП РФ «Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами»), где субъектом правонарушения может выступать только физическое лицо, временно ввезшие в Российскую Федерацию или вывезшие из нее товары и транспортные средства для личного пользования.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 196.