Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил): понятие и краткая характеристика юридического состава
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализируя нормы главы 16 КоАП РФ «Админист­ративные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» и опираясь на струк­туру таможенного законодательства Российской Феде­рации и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформу­лировано понятие административного правонарушения, административное правонарушение в области тамо­женного дела (нарушение таможенных правил) можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, пося­гающее на установленные Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Рос­сийской Федерации, порядок их таможенного оформле­ния и применения иных таможенных процедур, поря­док таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставле­ния таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом стоит отметить, что до принятия КоАП РФ и вступления с 1 июля 2002 г. его положений в закон­ную силу понятие «нарушение таможенных правил» было законодательно определенным понятием и содер­жалось оно в ст. 230 Таможенного кодекса РФ 1993 г., согласно положениям которой нарушением таможен­ных правил признавалось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный Та­моженным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российс­кой Федерации по таможенному делу и международ­ными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых воз л о лее н на таможенные орга­ны, порядок перемещения (включая применение тамо­женных режимов), таможенного контроля и таможен­ного оформления товаров и транспортных средств, пе­ремещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена от­ветственность. Так что в сформулированном нами выше определении есть некий элемент «преемственности» с той лишь принципиальной разницей, что в настоящее время все (абсолютно все) аспекты административной ответственности за нарушение любых норм и правил федерального законодательства регламентируются ис­ключительно Кодексом РФ об административных пра­вонарушениях.

Понятие нарушения таможенных правил, как и любого другого административного правонарушения, раскрывается через его основные юридические при­знаки, такие как общественная опасность, противо­правность, виновность и наказуемость деяния.

Нарушение таможенных правил — это, во-первых, всегда деяние, т. е. либо действие как активная фор­ма поведения лица, либо бездействие как пассивная форма поведения лица, выражающаяся в неисполне­нии предусмотренной таможенно-правовой нормой обя­занности. Деяние, характеризующееся как админист­ративное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), — это осознанный волевой акт человеческого поведения (в единстве его двух составляющих — физического и психического), выражающийся на практике в подконтрольном созна­нию и мотивированном совершении строго определен­ного (предусмотренного конкретной статьей главы 16 КоАП РФ) действия или бездействия. Его характери­зуют цель, средства, результат, мотивы и психологи­ческое отношение личности к содеянному.

Общественная опасность хотя и не упомянута за­конодателем в числе обязательных признаков адми­нистративного правок ару шения в отличие от преступ­ления, понятие которого содержится в ст. 14 УК РФ, но все же является проявлением такового. Однако в юридической литературе бытует мнение о том, что об­щественно опасны только преступления, тогда как ад­министративные правонарушения только лишь вред­ны, но не опасны. И именно по этой, якобы, причине законодатель и не упомянул в ст. 2.1 КоАП РФ общественную опасность в качестве обязательного призна­ка административного правонарушения. Представля­ется все лее, что это не так. Административным пра­вонарушениям присущ именно признак их обществен­ной опасности, а не просто общественной вредности. И именно по ней — по общественной опасности (точ­нее — по ее степени) можно зачастую разграничить административные проступки и смежные с ними пре­ступления. Применительно к таможенно-правовой сфере это, прежде всего, незаконное перемещение то­варов и (или) транспортных средств через таможен­ную границу России как административное правона­рушение (ст. 16.1 КоАП РФ) и контрабанда как уго­ловно-наказуемое деяние (ст. 188 УК РФ). Таких примеров множество во всех отраслях и сферах обще­ственной жизни, охраняемых мерами как админист­ративной, так и уголовной ответственности. Ведь нельзя же говорить об отсутствии общественной опас­ности в таких административных правонарушениях, которые посягают на здоровье и санитарно-эпидемио­логическое благополучие населения, на безопасность дорожного движения, на пожарную безопасность и пр., в результате чего ежегодно гибнут десятки тысяч лю­дей. А о степени такой опасности, отграничивающей их от преступлений, — можно (и нужно).

Юридическим выражением признака общественной опасности административных правонарушений явля­ется их противоправность (и это отражено в определе­нии). Противоправность как признак административ­ного правонарушения состоит в том, что лицо соверша­ет действие, запрещенное нормой права, или наоборот — не совершает действия, предписанного ему нормой пра­ва, т. е. бездействует. Причем для привлечения лица к административной ответственности вовсе не требуется наличия вредных последствий от противоправного действия или бездействия — достаточно наличия са­мого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняемым нормами КоАП РФ.

Административное правонарушение — это всегда виновное деяние, т. е. виновность — это обязательный признак любого административного правонарушения (и это также отражено в формулировке его понятия). Вина физического (должностного) лица — это психи­ческое отношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосторожности. Что же касается юридических лиц, то в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совер­шении административного правонарушения, если бу­дет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ -об административных правонарушени­ях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

И последний (но не менее важный, чем предыду­щие) обязательный признак любого административ­ного правонарушения (в том числе и нарушения тамо­женных правил) — это его наказуемость, который оз­начает, что любое конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонару­шением только в том случае, если за его совершение законодательством (нормами КоАП РФ или законов субъектов Российской Федерации) предусмотрена ад­министративная ответственность. И это также отражено в самом определении понятия административ­ного правонарушения.

Признаки административного правонарушения сле­дует отличать от признаков (элементов) его юридичес­кого состава. Признаки административного правонару­шения характеризуют общую социально-психологичес­кую и юридическую природу того или иного деяния, именуемого как административное правонарушение. А признаки (элементы) юридического состава в совокуп­ности решают несколько иную задачу — они позволяют не только квалифицировать то или иное деяние как про­тивоправное, подпадающее под признаки конкретного административного правонарушения, но и привлечь виновное в его совершении лицо к административной ответственности, если это лицо является деликтоспособным, т. е. способным вообще в силу закона нести адми­нистративную ответственность. Так, в частности, про­тивоправное деяние, совершенное физическим лицом, не достигшим 16-летнего возраста (возраста, с которого в силу закона лицо вообще способно нести администра­тивную ответственность), даже если оно по всем призна­кам характеризуется как административное правонару­шение, не повлечет за собой административной ответ­ственности, поскольку будет отсутствовать такой элемент состава административного правонарушения (логичес­кой конструкции, дающей полное правовое понятие о нем), как субъект. Не достигшее 16-летнего возраста физическое лицо неделиктоспособно, т. е. не способно в силу закона нести административную ответственность, даже если совершенное им объективно противоправное деяние формально и подпадает под признаки админист­ративного правонарушения.

Состав нарушения таможенных правил — это ло­гическая конструкция, это правовое понятие о нем, которое отражает существенные признаки определенных антиобщественных деяний в сфере таможенного дела. Законодатель сам не создает признаков таможенных правонарушений, он лишь отбирает существенные и отличительные черты и конструирует составы. Логичес­кая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков является необходимым и достаточным основанием для квалификации деяния как нарушения таможенных пра­вил. Иными словами, реальное деяние только тогда мо­жет рассматриваться в качестве нарушения таможен­ных правил, когда оно содержит вес признаки его со­става, а отсутствие хотя бы одного из них означает и отсутствие состава в целом.

Состав нарушения таможенных правил как и любо­го другого вида правонарушений традиционен и вклю­чает в себя следующие элементы: объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как пра­вонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.

Объектом нарушения таможенных правил являют­ся охраняемые государством общественные отношения:

• имущественного характера, возникающие по по­воду перемещения через таможенную границу Рос­сийской Федерации материальных благ (товаров и транспортных средств);

• неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, обще­ственные отношения по поводу производства тамо­женного оформления, хранения товаров и транс­портных средств, по поводу оказания всевозмож­ных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.)-

Исчерпывающий перечень объектов нарушений та­моженных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:

а) порядок перемещения товаров я транспортных средств через таможенную границу России;

б) порядок таможенного контроля товаров и транс­портных средств, перемещаемых через таможен­ную границу России;

в) порядок таможенного оформления товаров и транс­портных средств, перемещаемых через таможен­ную границу России;

г) порядок обложения перемещаемых через таможен­ную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;

д) порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможен­ных льгот и порядок пользования ими. Помимо понятия «объекта нарушения таможенных

правил*, в таможенном праве существует еще поня­тие «непосредственного объекта нарушения таможен­ных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных пра­вил — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая вклю­чает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под тамо­женным контролем судну или другим плавучим сред­ствам и пр.) или бездействие (например, в неприня­тии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотрен­ных таможенным законодательством мер по таможен­ному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а так­же наступившие при этом вредные последствия. Объек­тивная сторона в каждом конкретном случае опреде­ляется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмат­ривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.

Кроме противоправного деяния (действия или без­действия) и наступивших вредных последствий, в со­став объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, вхо­дит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вред­ными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства появления вредных последствий от деяния, а также определить: действительно ли они наступили в ре­зультате совершения конкретного противоправного деяния либо нет, а также уяснить, как данное конк­ретное деяние повлияло на величину этих послед­ствий. В то же время, в установлении наличия при­чинно-следственной связи в составе административ­ного правонарушения может и не быть нужды, поскольку наступившие вредные последствия от того или иного противоправного деяния могут быть и не­материальны, а проявляться только в виде обществен­ного вреда или общественной опасности, когда при­чинно-следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнения. Так, например, вышеупомянутое причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, ответственность за ко­торое предусмотрена ст. 16.8 КоАП РФ, противоправ­но и общественно опасно (вредно) в силу наличия при этом возможности передачи на причалившее судно товаров, не оформленных в таможенном отношении, т. е. в наличии возможности посредством соверше­ния такого действия незаконно перемещения това­ров через таможенную границу, и наличие наступле­ния вредных материальных последствий здесь вовсе не требуется. Такого рода составы именуются как формальные и их в гл. 16 КоАП РФ большинство.

Наличие объективной стороны законодатель во мно­гих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совер­шения противоправного деяния в прошлом, его систе­матичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

Следует также отметить, что при характеристике объективной стороны того или иного нарушения тамо­женных правил в Таможенном кодексе РФ нередко ис­пользуются такие понятия, как пользование, распоря­жение, хранение, приобретение и др. Толковать эти по­нятия нужно в соответствии с тем смыслом, который им придается в гражданском законодательстве.

В качестве субъекта нарушения таможенных пра­вил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством де­яния (действия либо бездействия), связанные с нару­шением правил, соблюдение которых входит в его ус­тановленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии ко­торых лицо, совершившее противоправное деяние, от­ветственности за него не понесет.

Субъектами нарушений таможенных правил мо­гут быть как российские, так и иностранные:

а) предприятия, учреждения, организации, т. е. субъ­екты, объединяемые родовым понятием «юриди­ческое лицо»;

б) вменяемые физические лица по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадца­тилетнего возраста;

в) должностные лица, если в их служебные обязан­ности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований ак­тов российского законодательства по таможенно­му делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых воз­ложен на таможенные органы.

Еще раз подчеркнем, что субъектом нарушения та­моженных правил может быть только то лицо, на ко­торое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил. При этом, как свидетель­ствует таможенная практика, при совершении нару­шений таможенных правил может иметь место соуча­стие, т, е. участие в совершении правонарушения двух и более физических и юридических лиц. К сожале­нию, в КоАП РФ отсутствует специальная статья, по­нятие соучастия в совершении административного правонарушения, как это было в Таможенном кодек­се РФ 1993 года (ст. 246), а имеется лишь указание на то, что совершение административного правонаруше­ния группой лиц является обстоятельством, отягчаю­щим административную ответственность (п. 4 ч. 1ст. 4.3 КоАП), вкладывая, очевидно, в понятие «груп­па лиц» тот же смысл, что и Уголовный кодекс РФ, т. е. объединение двух и более физических лиц для умышленного совместного участия в правонарушении. Но ведь правонарушение может быть совершено и по­средством совместного участия в нем и нескольких юридических лиц, а законодатель этот вопрос никак не обозначил.

Под соучастием в совершении нарушения таможен­ных правил следует понимать совместное участие в нем двух или более физических лиц. В качестве тако­вых могут выступать: исполнитель, организатор, под­стрекатель и пособник. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее нарушение тамо­женных правил либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а так­же совершившее правонарушение посредством исполь­зования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших 16-летнего возраста; дипломатических представителей иностранных госу­дарств и т. п. ). Организатором признается лицо, орга­низовавшее совершение нарушения таможенных пра­вил или руководившее его совершением, подстрекате­лем-- лицо, склонившее кого-либо к совершению нарушения таможенных правил, а пособником — лицо, содействовавшее совершению нарушения таможенных правил своими советами, указаниями, предоставлени­ем средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонаруше­ния либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

При наложении взыскания на совершенное наруше­ние таможенных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в соверше­нии правонарушения.

Субъективная сторона нарушения таможенных пра­вил зависит от того, кто выступает в качестве субъек­та правонарушения: физическое или юридическое лицо.

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется ви­ной, которая представляет собой психическое отно­шение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. В силу положений ст. 2.2 КоАП РФ умысел предполагает, что лицо, совершившее нару­шение таможенных правил, сознавало противоправ­ный характер своего действия (бездействия), предви­дело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) либо сознательно допустило наступление этих последствий или относи­лось к ним безразлично (косвенный умысел). К нару­шениям таможенных правил, которые могут быть со­вершены только умышленно, относятся, прежде все­го, таможенные правонарушения так называемой «контрабандной» группы (незаконное перемещение то­варов и (или) транспортных средств через таможен­ную границу— ст. 16.1 КоАП РФ, а также недекла­рирование либо недостоверное декларирование това­ров и (или) транспортных средств— ст. 16.2 КоАП РФ) и ряд других.

Неосторожность может проявляться:

• как самонадеянность, когда лицо предвидит обще­ственно-опасные последствия своего деяния, но лег­комысленно рассчитывает на возможность избежать их (например, вывоз товаров и транспортных средствза пределы таможенной территории Российской Фе­дерации с нарушением установленного для этого та­моженным органом срока — ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ);

 • как небрежность, когда лицо не предвидит обще­ственно-опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть (например, неуведомление таможенного органа о перегрузке товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях, если такое уведомление является обя­зательным, — ч. 3 ст. 16.13 КоАП РФ). Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (ре­зультат, на достижение которого направлено противо­правное деяние) оказывают большое влияние на пра­вильную квалификацию таможенного правонарушения. С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит совсем иначе. Вина юридического лица опре­деляется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП: для того, что­бы признать юридическое лицо виновным в соверше­нии нарушения таможенных правил, необходимо до­казать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установ­лена административная ответственность. В этих це­лях (в целях доказывания упомянутых обстоятельств) должностные лица таможенных органов, ведущие про­изводство по делу о нарушении таможенных правил, могут назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, применяя при этом кино- и фотосъемку, видеозапись и иные установленные способы фиксации веществен­ных доказательств (ст. 26.5 КоАП РФ), приобщать к материалам дела документы, в которых содержатся сведения, имеющие значение для производства по делу (ст. 26.7 КоАП РФ), использовать показания специ­альных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ) и проводить иные предусмотренные законом действия, необходимые для разрешения дела.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 179.