Анализируя нормы главы 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» и опираясь на структуру таможенного законодательства Российской Федерации и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на установленные Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и применения иных таможенных процедур, порядок таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом стоит отметить, что до принятия КоАП РФ и вступления с 1 июля 2002 г. его положений в законную силу понятие «нарушение таможенных правил» было законодательно определенным понятием и содержалось оно в ст. 230 Таможенного кодекса РФ 1993 г., согласно положениям которой нарушением таможенных правил признавалось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых воз л о лее н на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена ответственность. Так что в сформулированном нами выше определении есть некий элемент «преемственности» с той лишь принципиальной разницей, что в настоящее время все (абсолютно все) аспекты административной ответственности за нарушение любых норм и правил федерального законодательства регламентируются исключительно Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Понятие нарушения таможенных правил, как и любого другого административного правонарушения, раскрывается через его основные юридические признаки, такие как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.
Нарушение таможенных правил — это, во-первых, всегда деяние, т. е. либо действие как активная форма поведения лица, либо бездействие как пассивная форма поведения лица, выражающаяся в неисполнении предусмотренной таможенно-правовой нормой обязанности. Деяние, характеризующееся как административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), — это осознанный волевой акт человеческого поведения (в единстве его двух составляющих — физического и психического), выражающийся на практике в подконтрольном сознанию и мотивированном совершении строго определенного (предусмотренного конкретной статьей главы 16 КоАП РФ) действия или бездействия. Его характеризуют цель, средства, результат, мотивы и психологическое отношение личности к содеянному.
Общественная опасность хотя и не упомянута законодателем в числе обязательных признаков административного правок ару шения в отличие от преступления, понятие которого содержится в ст. 14 УК РФ, но все же является проявлением такового. Однако в юридической литературе бытует мнение о том, что общественно опасны только преступления, тогда как административные правонарушения только лишь вредны, но не опасны. И именно по этой, якобы, причине законодатель и не упомянул в ст. 2.1 КоАП РФ общественную опасность в качестве обязательного признака административного правонарушения. Представляется все лее, что это не так. Административным правонарушениям присущ именно признак их общественной опасности, а не просто общественной вредности. И именно по ней — по общественной опасности (точнее — по ее степени) можно зачастую разграничить административные проступки и смежные с ними преступления. Применительно к таможенно-правовой сфере это, прежде всего, незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу России как административное правонарушение (ст. 16.1 КоАП РФ) и контрабанда как уголовно-наказуемое деяние (ст. 188 УК РФ). Таких примеров множество во всех отраслях и сферах общественной жизни, охраняемых мерами как административной, так и уголовной ответственности. Ведь нельзя же говорить об отсутствии общественной опасности в таких административных правонарушениях, которые посягают на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на безопасность дорожного движения, на пожарную безопасность и пр., в результате чего ежегодно гибнут десятки тысяч людей. А о степени такой опасности, отграничивающей их от преступлений, — можно (и нужно).
Юридическим выражением признака общественной опасности административных правонарушений является их противоправность (и это отражено в определении). Противоправность как признак административного правонарушения состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или наоборот — не совершает действия, предписанного ему нормой права, т. е. бездействует. Причем для привлечения лица к административной ответственности вовсе не требуется наличия вредных последствий от противоправного действия или бездействия — достаточно наличия самого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняемым нормами КоАП РФ.
Административное правонарушение — это всегда виновное деяние, т. е. виновность — это обязательный признак любого административного правонарушения (и это также отражено в формулировке его понятия). Вина физического (должностного) лица — это психическое отношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосторожности. Что же касается юридических лиц, то в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ -об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
И последний (но не менее важный, чем предыдущие) обязательный признак любого административного правонарушения (в том числе и нарушения таможенных правил) — это его наказуемость, который означает, что любое конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством (нормами КоАП РФ или законов субъектов Российской Федерации) предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении понятия административного правонарушения.
Признаки административного правонарушения следует отличать от признаков (элементов) его юридического состава. Признаки административного правонарушения характеризуют общую социально-психологическую и юридическую природу того или иного деяния, именуемого как административное правонарушение. А признаки (элементы) юридического состава в совокупности решают несколько иную задачу — они позволяют не только квалифицировать то или иное деяние как противоправное, подпадающее под признаки конкретного административного правонарушения, но и привлечь виновное в его совершении лицо к административной ответственности, если это лицо является деликтоспособным, т. е. способным вообще в силу закона нести административную ответственность. Так, в частности, противоправное деяние, совершенное физическим лицом, не достигшим 16-летнего возраста (возраста, с которого в силу закона лицо вообще способно нести административную ответственность), даже если оно по всем признакам характеризуется как административное правонарушение, не повлечет за собой административной ответственности, поскольку будет отсутствовать такой элемент состава административного правонарушения (логической конструкции, дающей полное правовое понятие о нем), как субъект. Не достигшее 16-летнего возраста физическое лицо неделиктоспособно, т. е. не способно в силу закона нести административную ответственность, даже если совершенное им объективно противоправное деяние формально и подпадает под признаки административного правонарушения.
Состав нарушения таможенных правил — это логическая конструкция, это правовое понятие о нем, которое отражает существенные признаки определенных антиобщественных деяний в сфере таможенного дела. Законодатель сам не создает признаков таможенных правонарушений, он лишь отбирает существенные и отличительные черты и конструирует составы. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков является необходимым и достаточным основанием для квалификации деяния как нарушения таможенных правил. Иными словами, реальное деяние только тогда может рассматриваться в качестве нарушения таможенных правил, когда оно содержит вес признаки его состава, а отсутствие хотя бы одного из них означает и отсутствие состава в целом.
Состав нарушения таможенных правил как и любого другого вида правонарушений традиционен и включает в себя следующие элементы: объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.
Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:
• имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу Российской Федерации материальных благ (товаров и транспортных средств);
• неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.)-
Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:
а) порядок перемещения товаров я транспортных средств через таможенную границу России;
б) порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
в) порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
г) порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;
д) порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими. Помимо понятия «объекта нарушения таможенных
правил*, в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.
Объективная сторона нарушения таможенных правил — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а также наступившие при этом вредные последствия. Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.
Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий, в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства появления вредных последствий от деяния, а также определить: действительно ли они наступили в результате совершения конкретного противоправного деяния либо нет, а также уяснить, как данное конкретное деяние повлияло на величину этих последствий. В то же время, в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения может и не быть нужды, поскольку наступившие вредные последствия от того или иного противоправного деяния могут быть и нематериальны, а проявляться только в виде общественного вреда или общественной опасности, когда причинно-следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнения. Так, например, вышеупомянутое причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.8 КоАП РФ, противоправно и общественно опасно (вредно) в силу наличия при этом возможности передачи на причалившее судно товаров, не оформленных в таможенном отношении, т. е. в наличии возможности посредством совершения такого действия незаконно перемещения товаров через таможенную границу, и наличие наступления вредных материальных последствий здесь вовсе не требуется. Такого рода составы именуются как формальные и их в гл. 16 КоАП РФ большинство.
Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).
Следует также отметить, что при характеристике объективной стороны того или иного нарушения таможенных правил в Таможенном кодексе РФ нередко используются такие понятия, как пользование, распоряжение, хранение, приобретение и др. Толковать эти понятия нужно в соответствии с тем смыслом, который им придается в гражданском законодательстве.
В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, ответственности за него не понесет.
Субъектами нарушений таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные:
а) предприятия, учреждения, организации, т. е. субъекты, объединяемые родовым понятием «юридическое лицо»;
б) вменяемые физические лица по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
в) должностные лица, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов российского законодательства по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Еще раз подчеркнем, что субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил. При этом, как свидетельствует таможенная практика, при совершении нарушений таможенных правил может иметь место соучастие, т, е. участие в совершении правонарушения двух и более физических и юридических лиц. К сожалению, в КоАП РФ отсутствует специальная статья, понятие соучастия в совершении административного правонарушения, как это было в Таможенном кодексе РФ 1993 года (ст. 246), а имеется лишь указание на то, что совершение административного правонарушения группой лиц является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 4 ч. 1ст. 4.3 КоАП), вкладывая, очевидно, в понятие «группа лиц» тот же смысл, что и Уголовный кодекс РФ, т. е. объединение двух и более физических лиц для умышленного совместного участия в правонарушении. Но ведь правонарушение может быть совершено и посредством совместного участия в нем и нескольких юридических лиц, а законодатель этот вопрос никак не обозначил.
Под соучастием в совершении нарушения таможенных правил следует понимать совместное участие в нем двух или более физических лиц. В качестве таковых могут выступать: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а также совершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших 16-летнего возраста; дипломатических представителей иностранных государств и т. п. ). Организатором признается лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением, подстрекателем-- лицо, склонившее кого-либо к совершению нарушения таможенных правил, а пособником — лицо, содействовавшее совершению нарушения таможенных правил своими советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
При наложении взыскания на совершенное нарушение таможенных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.
Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.
Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. В силу положений ст. 2.2 КоАП РФ умысел предполагает, что лицо, совершившее нарушение таможенных правил, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) либо сознательно допустило наступление этих последствий или относилось к ним безразлично (косвенный умысел). К нарушениям таможенных правил, которые могут быть совершены только умышленно, относятся, прежде всего, таможенные правонарушения так называемой «контрабандной» группы (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу— ст. 16.1 КоАП РФ, а также недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств— ст. 16.2 КоАП РФ) и ряд других.
Неосторожность может проявляться:
• как самонадеянность, когда лицо предвидит общественно-опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их (например, вывоз товаров и транспортных средствза пределы таможенной территории Российской Федерации с нарушением установленного для этого таможенным органом срока — ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ);
• как небрежность, когда лицо не предвидит общественно-опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть (например, неуведомление таможенного органа о перегрузке товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях, если такое уведомление является обязательным, — ч. 3 ст. 16.13 КоАП РФ). Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения. С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит совсем иначе. Вина юридического лица определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП: для того, чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении нарушения таможенных правил, необходимо доказать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. В этих целях (в целях доказывания упомянутых обстоятельств) должностные лица таможенных органов, ведущие производство по делу о нарушении таможенных правил, могут назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, применяя при этом кино- и фотосъемку, видеозапись и иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ст. 26.5 КоАП РФ), приобщать к материалам дела документы, в которых содержатся сведения, имеющие значение для производства по делу (ст. 26.7 КоАП РФ), использовать показания специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ) и проводить иные предусмотренные законом действия, необходимые для разрешения дела.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.