В области таможенного дела
Юридическая ответственность — это достаточно сложный, многофункциональный феномен и одна из фундаментальных категорий юриспруденции, которую традиционно в юридической литературе принято рассматривать в двух аспектах: позитивном (добровольном) и негативном (принудительном). Реальное содержание позитивной ответственности есть осознание того, что именно и зачем делается, а также каковы могут быть последствия этой деятельности. Ее еще можно рассматривать как внутренний регулятор человеческого поведения, теснейшим образом сливающийся с долгом, обязанностью, как ответственность за будущее. А негативная ответственность характеризуется как отрицательная оценка уже содеянного коллективом- государством и обществом, как реакция общества на нарушение его интересов и норм, как применение всевозможных санкций за нарушение общественных правил.
С точки зрения этимологии, «ответственность» — это обязанность, необходимость давать отчет о своих действиях и поступках, а также отвечать за их возможные последствия, а юридическая ответственность — это вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства за совершение того или иного противоправного деяния (правонарушения) и выраженный в санкциях правовых норм. И именно из этих (негативных) позиций мы и будем в дальнейшем исходить в понимании и толковании юридической ответственности за правонарушения в области таможенного дела. В то же время нельзя не учитывать и тот факт, что юридическая ответственность — это феномен социальной действительности и к нему, как и к любому иному элементу социальной действительности, применим основополагающий принцип диалектики — рассмотрение всех существующих в природе и социальной действительности явлений в контексте единства и борьбы противоположностей. Правонарушение существует лишь постольку, поскольку есть правомерное поведение, а принудительная форма реализации юридической ответственности существует лишь постольку, поскольку существует и добровольная форма реализации юридической ответственности.
Понятие ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела носит сложный комплексный характер, обусловленный комплексным характером самого таможенного дела. Некоторые авторы даже высказывают мнение о наличии самостоятельного института таможснно-правовой ответственности, представляющего собой внутренне взаимосвязанную совокупность юридических норм, среди прочих аргументов в пользу этого утверждения ссылаясь также и на утверждения ряда ученых-правоведов о существовании самостоятельных институтов ответственности в других комплексных правовых отраслях (например, экологическом, финансовом праве и др.). Такая точка зрения, безусловно, имеет право на существование, но она является весьма спорной. Поэтому следует все же говорить не о таможенно-правовой ответственности как самостоятельном правовом институте, а об ответственности за правонарушения в сфере таможеиного дела.
Юридическую ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует характеризовать как предусмотренную нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать определенные неблагоприятные последствия в результате совершенного им противоправного деяния. Ей присущи следующие основные признаки:
1)является средством охраны правопорядка, средством осуществления государственной власти;
2) нормативно определена и состоит в применении (реализации) санкций правовых норм;
3) является последствием виновного антиобщественного деяния;
4)сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;
5)связана с принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (как морального, так и материального характера), которые он обязан претерпевать;
6) реализуется в соответствующих процессуальных формах.
Цель ответственности (в том числе — и ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела) опосредуется в функциях, которые она выполняет: превентивной (или воспитательной) и карательной (или штрафной). Первая призвана осуществлять общее предупреждение правонарушении, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности. Вторая же, собственно, и выражается в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного ям противоправного деяния.
Основанием для наступления юридической ответственности всегда является единство двух его составляющих: юридического (нормативного) и фактического. Юридическим (нормативным) основанием является наличие правовой нормы, устанавливающей юридическую ответственность за совершенное деяние. Фактическим же основанием служит наличие правонарушения, а в некоторых случаях — и объективно противоправного деяния. Если же ответственность не установлена, т. е. нет для нее юридического основания, либо поведение лица (субъекта) не подпадает под признаки того или иного правонарушения (т. е. отсутствует фактическое основание ответственности), то такое лицо не подлежит юридической ответственности. Причем речь здесь идет о юридической ответственности в ее ретроспективном, т. е. негативном аспекте — ответственности за прошлое противоправное поведение. И именно о ней, как уже выше было отмечено, мы далее и будем вести речь, тогда как с философско-этической точки зрения и исходя из различия права и закона ответственность в праве можно рассматривать и как осознание субъектом права своего поведения в процессе осуществления предоставленных ему прав и должного исполнения возложенных на него обязанностей— ответственность за настоящее и будущее поведения (т. е. как позитивная ответственность).
Классификация юридической ответственности, т. е. ее деление на те или иные виды в литературе проводится по различным основаниям, основным из которых является классификация в зависимости от отраслевой принадлежности правовых норм, закрепляющих юридическую ответственность. Так, в зависимости от этого критерия в юриспруденции принято различать: конституционную, уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.
В качестве особой разновидности юридической ответственности за причиненный вред в трудовом праве выделяется также и материальная ответственность.
В законодательстве и в юридической литературе нередко можно встретить суждения о нарушениях налогового, таможенного, экологического и другого законодательства и адекватных им правонарушениях (налоговых, таможенных, экологических и др.) как основания соответствующей ответственности (налоговой, таможен-но-правоеой, экологической и др.). Однако в подобных случаях допускаются существенные неточности и это хорошо описано в работах А.П. Алехина и Ю.М. Козлова" : когда речь идет о нарушении того или иного законодательства, то имеется в виду нарушение его только строго определенных норм, либо регулирующих однородные общественные отношения, либо регулирующие отношения в какой-либо специфической сфере (например, в сфере таможенного дела). Понятие «нарушение» употребляется как родовое понятие, охватывающее правонарушения, являющиеся основанием различных видов юридической ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной. Следовательно, по своей юридической природе нарушения законодательства могут быть соответственно преступными, административными и др. А это означает, что с юридической точки зрения некорректно выделять, например, таможенно-правовую ответственность, а следует говорить об ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, которая, исходя из предмета правового регулирования, может быть либо уголовной, либо административной.
Правонарушения в сфере таможенного дела (их еще называют таможенными правонарушениями) делятся на преступления и проступки. В этой связи, ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную и административную. Предусмотренная же нормами таможенного права гражданско-правовая ответственность таможенных органов, а также дисциплинарная и материальная ответственность должностных лиц таможенных органов не являются видами ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, исходя из определения понятия таможенного дела, данного в ст. 1 Таможенного кодекса РФ: «Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».
Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, предусмотренной за совершение преступлений в области таможенного дела. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, проведение расследования и судебное разбирательство. Правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному в этом лицу государственного принуждения в форме уголовного наказания. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие в нем.
Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, в соответствии с которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Преступление в области (сфере) таможенного дела (таможенное преступление) — это запрещенное уголовным законом под угрозой наказания общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.
Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие пять видов таможенных преступлений (содержатся в разделе экономических преступлений):
• контрабанда (ст. 188 УК РФ);
• незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
• невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
• уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Основной особенностью преступлений в сфере таможенного дела является то, что для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, таких как, например: Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» редакции от 24 июля 2007 г.), Федеральный закон от 13 декабря 1996г. М150-ФЗ «Об оружии» (в редакции от 24 июля 2007г.), Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»(в редакции от 10 ноября 2006г.), Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции от 5 июля 2007 г.), Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе я ввозе культурных ценностей» (в редакции от 2 ноября 2004 г.) и др., а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, например, Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996г. №278 «О порядке ввоза в Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» (в редакции от 18 августа 2007 г.) и иных подзаконных актов.
Административная ответственность — это вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных правонарушений (проступков) в области таможенного дела. Она выражается в применении к виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного наказания, если совершенные этими лицами правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. И именно административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела посвящена эта книга.
Теоретические основы и особенности каждого из названных выше видов юридической ответственности достаточно подробно изложены в учебной и научной литературе как по общей теории права, так и в работах по уголовному и административному праву. Стоит лишь, пожалуй, отметить, что нормами именно таможенного права впервые в правовой науке было введено такое понятие, как «административная ответственность юридического лица», а также так называемый «принцип двусубъектности ответственности», в соответствии с которым привлечение к уголовной ответственности за совершение преступления в области таможенного дела физического лица, являющегося одновременно должностным лицом какого-либо предприятия, учреждения или организации, если совершение этого преступления непосредственно связано с исполнением этим лицом своих должностных обязанностей, не освобождает указанное предприятие, учреждение или организацию от административной ответственности за нарушение таможенных правил. Но об этом подробнее ниже.
Привлечение к ответственности за правонарушения в области таможенного дела осуществляется в соответствии с общими принципами, присущими юридической ответственности вообще.
1. Ответственность наступает только за противоправное поведение, а не за мысли. Это означает, что
лицо, привлекаемое к ответственности за совершение правонарушения в области таможенного дела, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев — бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары не влечет за собой ответственности по таможенному законодательству, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.
2. Ответственность наступает лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя. При этом стоит отметить, что вплоть до относительно недавнего времени (а именно — до вступления с 1 июля 2002 года в силу положений нового Кодекса РФ об административных правонарушениях) в таможенном праве существовало исключение из этого общего правила, сформулированное в ч. 6 ст. 231 действовавшего тогда Таможенного кодекса РФ 1993 года, суть которого сводилась к следующему: когда субъектами нарушения таможенных правил выступали юридические лица либо лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то для привлечения таких лиц к ответственности достаточно было наличия самого факта совершения ими нарушения таможенных правил, а наличие вины — вовсе было не обязательно. Однако в настоящее время ситуация в этом вопросе резко изменилась. Любое правонарушение — это всегда виновное деяние. А это означает, что без нее (без вины) вообще беспредметно говорить о правонарушении, а, следовательно, и об ответственности за него.
3.Следующий важный принцип — это принцип законности привлечения к ответственности. Он означает, что ответственность за правонарушения в области таможенного дела наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством предусмотрены и специальные гарантии законности привлечения к ответственности, предупреждающие и всячески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи закона и пр.), так и норм процессуальных (например, процедуры рассмотрения дела по существу, сбора, фиксирования и исследования доказательств, обжалования вынесенного по делу решения и пр.).
4.Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип поп bis in idem («не дважды за одно»), согласно которому никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных, карательных санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому ответственности (карательной санкции, например, штрафу) применяются и восстановительные санкции. Так, например, человек, из хулиганских побуждений разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу или административному аресту по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (в частности, оплатить стоимость разбитой им витрины).
5. Принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять и такому принципу ответственности, как принцип двусубъектное т и ответственности. Последний означает, что, например, за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение одновременно юридического лица к административной, и физического лица — к административной или уголовной ответственности. В частности, если при перемещении через таможенную границу России незадекларированного товара неким абстрактным ООО (обществом с ограниченной ответственностью) при наличии признаков так называемой «коммерческой контрабанды» сотрудники таможенных органов обнаружат, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого ООО, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры декларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст. 16.2 КоАП РФ («Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и/или транспортных средств»), должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физическое лицо по ст. 188 УК РФ (Контрабанда). То есть, правонарушение, по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.
6. Ответственность должна носить справедливый характер. Справедливость как принцип ответственности выражается в том, что мера ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение правонарушения в области таможенного дела правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы.
7. Индивидуализация наказания — это непременное условие его результативности. Индивидуализация ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Иными словами, если правонарушение в области таможенного дела совершено в соучастии, то при назначении наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер каждого из соучастников в совершении правонарушения.
8. Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений в области таможенного дела такой срок согласно положениям ст. 4.5 КоАП РФ определен в один год, для уголовных преступлений он зависит от тяжести деяния и обстоятельств дела (колеблется в среднем от одного года и до пятнадцати лет). Сроком давности ограничено также обращение к исполнению вступившего в законную силу приговора (от трех до десяти лет) или постановления о назначении административного наказания (один год).
9. Целесообразность как принцип ответственности — это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, в частности, исходя из характеристики личности правонарушителя, его осознанного отношения к совершенному им противоправному деянию, ряда иных обстоятельств таможенные органы как органы дознания имеют право применять в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в области таможенного дела, такие меры, как содержание под стражей, подписка о невыезде, залог и ряд других. Применительно же к лицам, привлекаемым к административной ответственности за совершение нарушения таможенных правил, таможенными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление, административное задержание, в ряде случаев — изъятие товаров и транспортных средств для обеспечения уплаты возможных штрафных санкций и др. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.
10. И, наконец, еще одним важнейшим принципом юридической ответственности является принцип ее неотвратимости. Он означает, что априори ни одно таможенное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А четкое и неуклонное стремление таможенных органов и их должностных лиц к соблюдению этого принципа должно способствовать повышению эффективности их правоохранительной деятельности, укреплению правопорядка в стране и, в конечном итоге, ее экономической безопасности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 186.