Митрополит Даниил (1522-1539). Митрополит Иоасаф (1539-1542)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Даниил являлся пострижеником, а затем настоятелем Иосифо-Волоцкого монастыря. Известно его прозвище – Рязанец. В 1507 году преподобный Иосиф Волоцкий составил «Духовную грамоту», в которой назвал несколько имен монахов, которые, по его мнению, могли бы после его смерти возглавить монастырь. Имени Даниила между ними не было. Тем не менее, нельзя исключить, что игуменом он стал с согласия преподобного Иосифа. В документе по истории монастыря, составленном в конце XVII века, говорится, что Даниил избран был игуменом по благословению преподобного Иосифа и «поживе на игуменстве 11 лет». Если эта информация верна, то Даниил стал игуменом в 1511 году, следовательно, еще при жизни преподобного Иосифа. Во время игуменства Даниила значение Иосифо-Волоцкого монастыря еще более возрастает, монастырь неоднократно посещает Василий III.

В 1522 году Даниил стал митрополитом. Митрополит Даниил был деятельным помощником великого князя. При этом он иногда шел на нравственные компромиссы. Так, митрополит Даниил благословил Василия III на развод с Соломонией Сабуровой и вступление в новый брак.

При митрополите Данииле в 1525 и 1531 годах был осужден преподобный Максим Грек. В 1531 года был также осужден Вассиан Патрикеев.

В 1533 году митрополит Даниил отпевал Василия III. Во время малолетства Иоанна IV он встал на сторону Бельских против Шуйских. После падения Бельских он был вынужден уйти на покой в Иосифов Волоцкий монастырь. Скончался митрополит Даниил в 1547 году.

Митрополит Даниил известен как создатель «Сводной Кормчей Книги». При нем был переведен «Благопрохладный вертоград» (лечебник). При нем также составили «Копийную книгу митрополичьего дома». В эту книгу вошли копии грамот на земли, принадлежащие митрополиту. С именем митрополита Даниила связано составление Никоновской летописи. Был составлен формулярный список митрополичьих посланий. Митрополит Даниил являлся выдающимся проповедником. Его произведения были широко распространены в древнерусской книжности. Преподобный Максим Грек, пострадавший от митрополита Даниила, отзывался о нем, как о богословски образованном человеке».[153]

Во время управления митрополитом Даниилом Московской митрополии в Англии началась церковная Реформация. В 1531 году король Генрих VIII основал независимую от Римо-католической церкви Англиканскую церковь.

Митрополит Иоасаф происходил из рода Скрипицыных. В 1529 года он стал настоятелем Троице-Сергиева монастыря и в 1530 году крестил новорожденного сына великого князя Василия III Иоанна – будущего Иоанна Грозного. Таинство крещения совершилось в Троице-Сергиевом монастыре. Восприемниками были преподобный Даниил Переяславский и известный подвижник Кассиан Босой. После крещения Иоанна положили на раку преподобного Сергия. Архимандрит Иоасаф крестил и второго сына Василия III - Георгия.

Сохранился чин поставления Иоасафа в митрополиты. Его первосвятительское служение проходило в тяжелой политической обстановке. После смерти в 1533 году великого князя Василия III его сын и наследник Иоанн IV остался в трехлетнем возрасте. Правительницей стала его мать Елена Глинская. Вскоре и она умерла. За власть яростно боролись две боярские партии. Одну из них возглавляли Шуйские, а другую Бельские. Глава рода Бельских был освобожден из заключения по ходатайству митрополита Иоасафа. Это навлекло на митрополита вражду Шуйских. В 1442 году Иоасаф, по проискам Шуйских, был низложен. Его сослали в Троице-Сергиев монастырь. В 1551 году документы Стоглавого Собора послали на рассмотрение Троицким старцам, в том числе и бывшему митрополиту Иоасафу. Скончался митрополит Иоасаф в 1556 году. Святитель Иоасаф является местночтимым Радонежским святым.

Во время управления митрополитом Иоасафом Московской митрополией происходят важные события в религиозной жизни Западной Европы. В 1540 году римский папа утвердил устав созданного Игнатием Лойолой ордена иезуитов. В 1541 году Жан Кальвин положил в Женеве основание Кальвинистской церкви.  

Преподобный Максим Грек

Преподобный Максим Грек в миру звался Михаилом. Он происходил из знатного греческого рода Триволисов и родился в греческом городе Арта около 1470 года. Его родителей звали Эммануил и Ирина. Возможно, что один из предков Михаила Триволиса являлся Константинопольским патриархом. Затем семья Триволисов жила на острове Корфу. В это время шел активный отток интеллигенции из Греции в Италию. В Италию отправился и Михаил Триволис. В 1492-1498 годах он находился во Флоренции. Там Триволис изучал философов и богословов, слушал вдохновенные проповеди Иеронима Савонаролы. В мае 1498 года Савонаролу сожгли на костре. Михаил Триволис переселился в Венецию. Там он сблизился с издателем Альд-Мамуцием, который издавал книги малым форматом, красивым шрифтом. Триволис сблизился также с видным гуманистом Джованни Пико Делла Мирандолой.[154] В 1502 году Триволис поступил в католический монашеский орден, принял иноческий постриг. Однако в 1505 году он уже находился в православном Ватопедском монастыре на Афоне.

У великого князя Московского Василия III была большая библиотека греческих книг. Он обратился к Протату Афона с просьбой прислать переводчика старца Савву. Старец Савва не смог приехать по причине старости и болезней. Вместо него прислали монаха Максима Триволиса. В 1518 году он прибыл в Москву. Его поместили в Чудовом монастыре. Русского языка Максим Грек не знал. Поэтому он переводил с греческого языка на латинский. На русский язык с латинского переводили затем переводчики Дмитрий Герасимов и Влас. Им помогали Михаил Медоварцев и старец Силуан. Двойной перевод порождал неизбежные ошибки. Преподобный Максим перевел Толковую Псалтирь и Толкование на книгу Деяний святых Апостолов.

В Москве преподобный Максим с прискорбием увидел множество недостатков в духовной жизни, в частности суеверий. Он стал активно заниматься публицистикой. Им написаны труды о почитании святых икон, о Божестве Иисуса Христа, против астрологии, против «филиокве», против чистилища, «Похвала Адаму первозданному». Преподобный Максим писал опровержения на апокрифические сочинения, имевшие хождение в Московской Руси, и на находящиеся в них ложные мнения. Так, он опровергал утверждение, что Иуда Предатель еще долго жил после своего предательства Спасителя. Опровергал преподобный Максим и апокрифический рассказ о том, что после Воскресения Христа солнце не заходило целую неделю. В заключение одного из своих сочинений преподобный Максим писал: «Не справедливо ли сказал я в начале, что великое зло не знать божественных писаний, не испытывать их внимательно и с благорассуждением? Если бы знали это странные мудрецы последних наших времен; если бы здраво и рассудительно испытывали они апостольские и евангельские писания, они не соглашались бы так скоро с каждым невежественным и незасвидетельствованным писанием».[155]

Преподобный Максим неоднократно просился обратно на Афон, однако его не отпускали. Между тем, в Москве отношение к нему изменилось. Митрополит Даниил рассердился на преподобного Максима за то, что он отказывался переводить «Церковную историю» блаженного Феодорита Кирского. Преподобный Максим считал такой перевод неблаговременным из-за того, что некоторые места «Истории» могут вызвать соблазн у читателей. Еще одним предметом разногласия было мнение, что новозаветные Соборные Послания были написаны не апостолами. Некоторые монахи, в том числе из родного монастыря митрополита Даниила, Иосифо-Волоцкого, придерживались такого мнения. Они считали, что «титло «апостольские» дано Соборным Посланиям «только для почести».[156] Преподобный Максим выступил с возражениями. Наконец, разногласия между митрополитом Даниилом и преподобным Максимом Греком были вызваны отрицательным отношением преподобного Максима к накоплению монастырями богатств и земельных владений.

Также преподобный Максим вызвал подозрение из-за своих бесед с турецким послом. В 1525 году преподобного Максима Грека подвергли соборному суду. На Соборе в вину ему поставили ошибки в переводах и сношения с турецким послом. Преподобный Максим покаялся в ошибках, допущенных во время переводов, объяснив их непреднамеренность. В 1531 году он был вторично осужден. Его сослали в Тверь. Местный епископ святитель Акакий принял преподобного Максима с любовью. Восшедший на митрополичий престол святитель Макарий также сочувствовал страдальцу, однако первое время не мог ему помочь. «Узы твои целую, - говорил он ему, - но помочь ничем не могу». Особенно тяготило преподобного Максима наложенное на него отлучение от причащения Святых Таин. В 1551 году преподобного Максима перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь. Ему разрешили причащаться. В 1556 году преподобный Максим скончался. Сохранилось его «Исповедание веры». Местное почитание преподобного Максима началось вскоре после его кончины. Общецерковная канонизация состоялась в 1988 году. Мощи преподобного Максима Грека находятся в Троице-Сергиевой лавре.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.