Пахомий Серб. Аристотель Фьораванти и другие итальянские зодчие в Москве. Дионисий Иконник
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Иеромонах Пахомий Серб прожил долгую жизнь. За свое искусство в написании похвальных слов, житий, служб, канонов он был прозван Логофетом, то есть Словоположником. Он прибыл на Московскую Русь, в Новгород, со Святой Горы Афон не позднее 1438 года, а скончался в конце XV века. Пахомий явился носителем стиля написания житий святых, выработанного к его времени на Святой горе Афон.

В Новгороде Пахомий был принят Новгородским архиепископом святителем Евфимием. Позднее он написал житие Евфимия. Также он написал похвальное слово преподобному Варлааму Хутынскому. В 1440-1443 годах Пахомий находился в Троице-Сергиевом монастыре, видел чудеса, совершаемые от мощей преподобного Сергия, и написал новую редакцию его жития. Он написал также службу преподобному Сергию, службу преподобному Никону и его житие, написал слово об открытии мощей святителя Алексия Московского. Его послушанием в монастырях было переписывание книг. В 1460 году Пахомий вновь в Новгороде, где архиепископскую кафедру в это время занимал святитель Иона. Когда в 1461 году скончался святитель Иона, митрополит Московский, то святитель Иона Новгородский понудил Пахомия составить житие, канон и службу митрополиту Ионе. Затем Пахомий жил в Москве и в Кирилло-Белозерском монастыре, написал житие преподобного Кирилла Белозерского. В Москве он написал службу святителю Петру по случаю перенесения его мощей. Позднее он составил службы святителю Стефану Великопермскому и святителю Иоанну Новгородскому. Последнее житие, написанное Пахомием, это житие святителя Моисея Новгородского. Оно появилось не ранее 1484 года. Неизвестно когда Пахомием Сербом написаны жития святых Михаила и Феодора Черниговских. Ему также приписывают авторство еще 10 житий в разных редакциях, 4 похвальных слов и 4 сказаний.

Пахомий Серб являлся мастером акростиха. В службе преподобному Сергию акростих содержится в двух канонах. Известен акростих из службы святителю Стефану Великопермскому. Службы и жития, написанные Пахомием Сербом, были очень распространены в Московской Руси. Так, житие святителя Алексия сохранилось до наших дней более чем в 50 списках. Это очень много. Творения Пахомия Серба служили образцами для подражания другим агиографам. В житиях Пахомия проводилась мысль о необходимости чтения житий для пользы душевной.

Митрополит Макарий (Булгаков) довольно невысоко оценил творчество Пахомия Серба. «Из десяти житий и четырех похвальных Слов, которые также содержания преимущественно исторического, только два жития и два Слова можно назвать творениями или произведениями самого Пахомия. А все прочие сочинения более чужие, которые он то переделал наскоро, то сократил или изменил, не везде удачно, то местами целиком переписал, то дополнил иногда сказаниями об открытии мощей, о чудесах, а чаще своими предисловиями и заключениями. И во всех этих предисловиях, как и вообще во всех его сочинениях, где только он рассуждает, а не повествует только, заметна скудость мысли, отсутствие изобретательности и повторения одного и того же; не видно не силы ума, ни богатства познаний. Слог у Пахомия, когда он ведет рассказ, большею частию прост и довольно понятен, хотя не везде правилен, но в приступах к житиям и похвальным Словам, где обыкновенно излагаются общие мысли, напыщен, растянут, неточен и маловразумителен».[148]

Аристотель Фьораванти родился в 1415 году. На своей родине, в Италии, он был известен как инженер. Занимался Фьораванти строительством мостов, переноской зданий и т.п. В Москву он прибыл из Венеции с посольством Симеона Толбузина в 1475 году. Осмотрел рухнувший Успенский собор. Фьораванти пришел к выводу, что виной является плохой строительный раствор и инженерные ошибки при планировке. Затем он побывал во Владимире, осмотрел Успенский кафедральный собор. Возможно, он путешествовал и по Северной Руси. Фьораванти быстро снес остатки рухнувшего собора. Новый собор заложили в 1476 году, закончили строительство в 1479. Известно, что позднее Фьораванти сопровождал Иоанна III в походах на Новгород, Казань и Тверь, так как был неплохим артиллеристом и сам лил пушки. Скончался Аристотель Фьораванти около 1486 года. Он являлся католиком. Возможно, его сын перешел в православие. В синодике, содержащем имена павших при штурме Казани войсками Иоанна IV, упоминается Иван Павлов, сын Аристотелев.

Кроме Аристотеля Фьораванти над постройками в московском Кремле трудились его соотечественники Алевиз Фрязин, Алевиз Фрязин Новый и Марко Фрязин. Алевиз Фрязин из Милана построил часть кремлевских стен и мост через реку Неглинную. Алевиз Новый до приезда работал в Бахчисарае, где построил дворец хана Менгли-Гирея. В Москву он прибыл в 1504 году. Главное его творение – Архангельский собор Московского кремля, построенный в 1505-1508 годах. Марко Фрязин участвовал в строительстве стен и башен московского Кремля, и построил, совместно с Солари, Грановитую палату.

Величайшим русским иконописцем конца XV – начала XVI века являлся Дионисий Иконник. Из жития преподобного Пафнутия Боровского известно, что Дионисий, вместе с неким Митрофаном, расписывали собор Пафнутьевского Боровского монастыря. Дионисий, вопреки запрету преподобного Пафнутия, дерзнул вкушать в монастыре мясо. Из-за этого он заболел. После того как Дионисий принес покаяние, он был исцелен преподобным Пафнутием. Известно, что сыновья Дионисия, Феодосий и Владимир, помогали отцу при росписях. В 1481-1482 годах Дионисий, священник Тимофей и другие иконописцы расписывали Успенский собор Московского Кремля. Затем Дионисий работал над росписями в соборе Иосифова Волоколамского монастыря. Для этого монастыря Дионисий написал 89 икон. Также Дионисий расписал собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Дионисиевские фрески этого собора сохранились. Написанные Дионисием иконы высоко ценились. Наиболее известна икона Дионисия «Спас в силах». Иконы и фрески Дионисия выделяются изысканностью пропорций и рисунка, тонкостью колорита, отмечены чертами праздничности и нарядности. Скончался Дионисий Иконник, вероятно, до 1508 года.

 

36. Преподобный Пафнутий Боровский. Преподобный Нил Сорский и преподобный Иосиф Волоцкий. «Иосифляне» и «нестяжатели». Вассиан Косой (князь Патрикеев)

Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году недалеко от Боровска в дворянской семье. При крещении был назван Парфением. Его дед был татарским баскаком и принял святое крещение. В 20-летнем возрасте Парфений ушел в Покровский Высоцкий монастырь и принял там монашеский постриг. Он был отдан на послушание к старцу преподобному Никите, ученику преподобного Сергия Радонежского. Святой Никита ранее был настоятелем монастыря в Серпухове. Впоследствии он стал основателем Богоявленского монастыря близ Костромы. Прославлен в Соборе святых Радонежских и Костромских.

Когда преподобный Никита покидал Боровск, Пафнутий испросил у него благословения остаться. В 32-летнем возрасте он стал игуменом Покровского монастыря. В этой обители преподобный Пафнутий подвизался в течение 30 лет, был и настоятелем и старцем. В пятидесятилетнем возрасте преподобный Пафнутий тяжело заболел и принял схиму. Выздоровев, он удалился в пустынное место на реке Протва. Земля эта принадлежала князю Дмитрию Шемяке. Вокруг преподобного стала собираться братия. Основался новый монастырь – Пафнутьев Боровский. Количество братии быстро увеличивалось. В монастыре был построен каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Его расписывал выдающийся иконописец Дионисий с помощниками. Уже при жизни преподобного его монастырь стал одним из известнейших в России. Сам преподобный Пафнутий трудился на общих послушаниях, избирая самые тяжкие – рубил дрова, носил воду и т.п. Преподобный прославился прозорливостью, чудотворениями и благотворительностью. Среди учеников преподобного Пафнутия Боровского был Иоанн Санин, постриженный с именем Иосиф, и ставший преемником преподобного Пафнутия на игуменстве.

О жизни преподобного Пафнутия сохранились два литературных произведения, написанные современниками. Во-первых, это «Житие Пафнутия Боровского», написанное епископом Ростовским Вассианом (Саниным), братом преподобного Иосифа Волоцкого. Во-вторых, «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского», написанное старцем Иннокентием. Прославление преподобного Пафнутия в лике общероссийских святых состоялось на Соборе в 1547 году.

Преподобный Нил Сорский (в миру Николай) происходил из семьи московских приказных Майковых. Старший его брат Андрей Майко долго служил дьяком при великих князьях Василии Темном и Иоанне III. Его потомки – дворянский род Майковых, давший нескольких деятелей русской культуры и литературы XIX- начала XX века. Сам Николай некоторое время служил подьячим, но еще в юных летах.  постригся в монашество в Кирилло-Белозерском монастыре. Впоследствии постригся в монахи и его брат Андрей. Старцем Нила был Паисий Ярославов, родом из ярославских бояр. Затем преподобный Нил несколько лет подвизался на Афоне, возможно побывал и в Палестине. На Святой Горе он обратил внимание на скитское житие.

По возвращении на Родину святой Нил подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре, затем основал скит приблизительно в 20 километрах от этого монастыря, на реке Сора. Скит преподобного Нила был таковым именно в древне-церковном понимании этого слова. Жизнь в скиту была суровой, все строения убогие, деревянные, ограды не было. Впоследствии царь Иоанн Грозный хотел построить в скиту преподобного Нила каменный храм. Однако давно скончавшийся к тому времени преподобный Нил явился ему во сне и запретил это делать. Братия скита сходились вместе только ко времени богослужения, которое отправлялось два раза в неделю – по средам и воскресеньям. В остальное время иноки должны были находиться в своих кельях, не общаясь друг с другом. Общего хозяйства в скиту не было, каждый инок должен сам был заботиться о своем пропитании. Скот держать было нельзя. Рукодельем можно было заниматься только в своих кельях. Держать слуг запрещалось. Милостыню принимать разрешалась лишь в случаях крайней нужды самую малую. Впрочем, необходимые запасы для пропитания и жизни скит получал из Кирилло-Белозерского монастыря. Кроме того впоследствии преподобный Нил выпросил у великого князя Василия III хлебную ругу. Книги держать в кельях разрешалось; чтение их преподобным Нилом поощрялось. В скиту никого не постригали, принимали только опытных монахов, знающих грамоту. «Нило-Сорский скит являлся уникальным для Руси опытом организации интеллектуальной монашеской общины».[149]

Сам преподобный Нил Сорский много трудился над редактированием житий святых. Им составлен «Соборник» - комплекс отредактированных им житий, причем почти исключительно тех святых, которые проводили уединенную отшельническую или скитскую жизнь. Преподобный Нил составил также сочинение «О жительстве святых отец сие предание старца Нила пустынника ученикам своим». «Предание» начинается исповеданием православной веры. Автор далее указывает, что в скит можно принимать только тех, кто знает предание святых отцов. Запрещает украшать церкви, вести общую хозяйственную деятельность, раздавать милостыню, держать в кельях ценные вещи. Общая трапеза «Преданием» не предусматривалась. Исполнить такой устав на практике можно было лишь имея некий источник дохода для каждого монаха. Келейное рукоделие не могло обеспечить в суровых русских условиях достаточного дохода для жизни. Насельники скита преподобного Нила материально зависели от Кирилло-Белозерского монастыря с его вотчинами. Однако сам преподобный Нил выступал против того, чтобы монастыри владели вотчинами. В итоге дело сводилось к тому, что монахов должно содержать государство за свой счет, правда получив при этом монастырские вотчины. Преподобный Нил составил также «Устав», посвященный внутренней жизни монашествующих.

Скончался преподобный Нил Сорский в 1508 году. Еще в XVII веке служились панихиды о упокоении его души. Первое известие о нем, как о канонизированном святом содержится в месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Смиона (Азарьина) в 1656 году. Ученик преподобного Нила Сорского преподобный Иннокентий Комельский также причислен к лику святых.

Преподобного Нила и его сторонников светская историография называет нестяжателями или партией нестяжателей. Термин «нестяжатели» появился в XVI веке в трудах инока Зиновия Отенского.

Предок преподобного Иосифа Волоцкого Саня (то есть Александр) переселился из Литвы. Он стал основателем дворянского рода Саниных. Преподобный Иосиф (в миру Иоанн) родился в 1439 году. В двадцатилетнем возрасте он пришел в Тверской Савин монастырь, где получил совет от старца Варсонофия идти в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Преподобный Пафнутий принял Иоанна и постриг его в монашество. Иосиф становится ближайшим учеником Пафнутия Боровского. В монастыре Иосиф ухаживал за своим немощным отцом, также принявшим монашеский постриг. Мать Иосифа приняла постриг в женском монастыре и подвизалась в иночестве тридцать лет. Дед и бабушка также приняли монашеский постриг. Монахами стали и все братья преподобного Иосифа. Один из них, Вассиан, стал архиепископом Ростовским. Всего в роду преподобного Иосифа 18 монашеских имен.

После смерти преподобного Пафнутия, согласно высказанной при жизни воле почившего, Иосиф стал игуменом монастыря. В это время ему было тридцать восемь лет. Он посетил Москву и представился великому князю Иоанну III, который одобрил его кандидатуру. По желанию великого князя Иосиф был рукоположен митрополитом Геронтием в священный сан. Все это случилось в 1477 году. Однако вскоре в монастыре возник конфликт: братия считала Иосифа слишком строгим и не хотела, чтобы он был игуменом. Опасались они и введения общежительного устава, сторонником которого был новый настоятель. Сам преподобный Иосиф был недоволен и тем, что великокняжеские чиновники разоряют монастырские имения и, захватывая крестьян, продают их или делают холопами.

Осенью 1477 года преподобный Иосиф покинул игуменство и отправился инкогнито странствовать по северным монастырям. Особенно понравился ему Кирилло-Белозерский монастырь, в котором преподобный прожил 17 месяцев. Затем, видимо, преподобный вернулся в Пафнутьев монастырь, нов скорее окончательно его покинул.

Преподобный Иосиф вернулся в свою родовую вотчину, вблизи Волоколамска, на реке Лама. Там основал собственный монастырь во имя Успения Божией Матери. Земли эти находились в составе удельного княжества Волоцкого (Волоколамского). Основание монастыря произошло около 1479 года. В этот монастырь приходило много желающих вести монашеское житие. Монастырь скоро стал обрастать имениями. Первые земельные владения пожертвовал ему князь Борис Федорович Волоцкий. Преподобный Иосиф, увеличивая монастырские земли, ссылался на преподобных Антония и Феодосия, положивших начало приобретения имений для Киево-Печерского монастыря. Преподобный Иосиф устроил в монастыре три каменных храма и каменную трапезную.

Как выше указывалось, Иосифо-Волоцкий монастырь находился на землях удельного Волоцкого княжества. Отношения Иосифа с князем Федором Борисовичем Волоцким[150] были сложными. Впоследствии преподобный обвинял князя в корыстолюбии, вымогательстве и разных насилиях. В феврале 1507 года преподобный Иосиф обратился к великому князю Василию III и митрополиту Симону с просьбой принять его монастырь «в великое государство» от «удельного насильства». Послание доставил старец Кассиан Босой. Просьба преподобного Иосифа была удовлетворена. Монастырь в гражданском отношении стал подчиняться великому князю. В церковном отношении он по-прежнему входил в состав Новгородской епархии. Налоги с монастырских земель платились, как и прежде, князю Волоцкому. Архиепископ Новгородский Серапион[151] долгое время не знал о происшедшем, а когда узнал, то оскорбился и наложил на Иосифа запрещение в священнослужении и отлучил от причащения Святых Таин. Тот апеллировал к великому князю и митрополиту Симону. Дело рассматривал Церковный Собор. Прещения были признаны незаконными. Вскоре архиепископ Серапион был смещен с кафедры и отправлен в заточение в Спасо-Андроников монастырь. Он не смирился и выдвинул ряд обвинений против Иосифа. Собрался новый Собор для выяснения истины, при участии великого князя. На Соборе открылась весьма неблаговидная интрига, которую вели против преподобного Иосифа подчиненные архиепископа Серапиона по наущению князя Феодора Волоцкого. К интриге был причастен и сам архиепископ. На Соборе он вел себя несдержанно, «сварясь» с великим князем и митрополитом. В результате, Собор оправдал преподобного Иосифа и признал архиепископа Серапиона виновным в незаконном отлучении. Конец жизни архиепископ провел в Троице-Сергиевом монастыре на покое (но не в заточении), предаваясь подвигу поста. Почитатели святителя Серапиона рассказывали, что он духовными очами узнал о преставлении преподобного Иосифа Волоцкого и сказал: «Брат наш Иосиф преставился. Бог да простит его» и, молясь перед иконой Спасителя, прибавил: «Не постави ему, Господи, греха, ибо бывает подобное и с праведными». Преставился святитель в 1516 году, со всеми примирившись, и приняв схиму. В следующем 1517 году были обретены его мощи. В 1559 мощи его были переложены в новый гроб, причем произошли чудеса. Тогда же началось его местное почитание. В 1608 году, во время осады монастыря Сапегой и Лисовским, многие иноки и миряне видели святителя Серапиона в святительском облачении молящимся в храме. Ныне мощи святителя Серапиона почивают под спудом в Серапионовой палате возле Никоновского придела Троицкого собора. В XVII столетии началось почитание святителя Серапиона как местночтимого святого и в Новгороде. В Новгороде святитель прославился героическим поведением во время эпидемии чумы. Новгородская кафедра вдовствовала до 1526 года. Святитель Серапион Новгородский ныне почитается как общецерковный святой.   

Преподобного Иосифа Волоцкого иногда считают принципиальным противником преподобного Нила Сорского. Действительно, было два существенных расхождения между преподобными. Святой Нил и единомысленные ему нестяжатели выступали против того, чтобы монастыри владели имениями. Преподобный Иосиф и «иосифляне» являлись защитниками монастырского землевладения. Преподобный Иосиф решительно настаивал на казни виднейших представителей ереси жидовствующих, партия нестяжателей выступала против казней. С другой стороны, следует отметить, что между преподобным Нилом и преподобным Иосифом, не смотря на разногласия, не было личной вражды, напротив, - существовало духовное общение. Они обменивались учениками. Первый список «Просветителя» Иосифа Волоцкого был собственноручно переписан преподобным Нилом.

«Просветитель», известный также как «Книга на еретиков» является главным литературным творением преподобного Иосифа. Историческим введением к нему является «Сказание о новоявившейся ереси». Митрополит Макарий (Булгаков) довольно высоко ставит это произведение, говоря что преподобный Иосиф «является богословом с обширными познаниями в Священном Писании и в писаниях святых отцов и учителей Церкви, - с такими познаниями, каких доселе мы не встречаем у себя ни в ком». Евгений Евсигнеевич Голубинский так говорит о богословии преподобного Иосифа: «Нам приходилось встречать, так сказать, разочарованное мнение о преп. Иосифе, сетования на него, что он обманывает ожидания: возьмешь-де толстую книгу, написанную в начале XVI века, и приходишь в восторг, что такая книга могла быть написана у нас в сейчас указанное время; но станешь читать ее, и восторг исчезает, - она оказывается ни чем иным, как сбором простых выписок из отцов. Мнение это совершенно несправедливо. Преп. Иосиф богословствует на основании Священного Писания и отцов: но разве и может быть дело иначе и разве нынешние настоящие образованные богословы делают не то же самое?»

Преподобный Иосиф оставил также ряд других творений. Он составил монастырский «Устав», книгу в защиту монастырских имуществ «Яко не подобает святым Божиим церквам и монастырям обиды творити», «Сказание о спасительных и душеполезных книгах». Видимо им же составлен «Соборный приговор» 1503 года «о вдовых попах». Велико эпистолярное наследие святого. До нас дошло около тридцати написанных им посланий. В их числе семь посланий против жидовствующих и четыре послания оправдательных по поводу конфликта с князем Федором Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом.  

Иосифо-Волоцкий монастырь прославился в игуменство его основателя обширной благотворительной деятельностью. Во время голода монастырь раздавал хлеб тысячам нуждающимся и ежедневно питал сотни голодных.  

Преподобный Иосиф скончался в 1515 году. В 30-е годы его племянник Досифей Топорков составил «Надгробное слово об Иосифе Волоцком» и записал первые рассказы о нем, вошедшие в «Волоколамский Патерик». В последующие десятилетия появились несколько редакций жития преподобного Иосифа. В 1578 году состоялось прославление Иосифа в лике святых как местночтимого святого, подтвержденное на Соборе в 1589 году. Наконец, в 1591 году было установлено общероссийское празднование преподобному Иосифу Волоцкому. В начале XXI века были обретены мощи преподобного Иосифа.

Монахов, которые отстаивали незыблемость монастырского землевладения, в светской историографии принято называть «осифлянами», «иосифлянами» или партией иосифлян. Термин «иосифляне» впервые употребил князь Андрей Курбский.

Одним из виднейших деятелей партии нестяжателей являлся инок Вассиан по прозвищу Косой из рода князей Патрикеевых. Княжеский род Патрикеевых произошел от второго сына великого князя Литовского Гедимина по имени Наримант, крестившегося с именем Глеб. Сын Нариманта (Глеба) носил имя Патрикей. Он в 1408 году поступил на службу к великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу. Правнук его Даниил Щеня прославился как выдающийся полководец и стал родоначальником князей Щенятевых. Другие потомки Патрикеевых – князья Булгаковы, Голицыны и Куракины. Василий Иванович Патрикеев родился около 1470 года. В юности он ездил в Вильно, сопровождая великую княжну Елену Иоанновну, дочь Иоанна III. Она выходила замуж за великого князя Александра Литовского. В составе посольства входил и небезызвестный деятель ереси жидовствующих Феодор Курицын. Известно также, что отец Василия Патрикеева проводил секуляризацию церковных имений Новгородской епархии. Сам Василий командовал войском при походе из Новгорода на шведов, выполнял другие важные поручения великого князя.

В 1499 пала партия Дмитрия-внука. Вместе с ней пал и род Патрикеевых. Василия сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где постригли в монашество с именем Вассиан. Всю жизнь он ненавидел преподобного Иосифа Волоцкого, считая его виновником своих несчастий. Вассиан написал «Собрание некоего старца» и «Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого к великому князю по поводу казни еретиков». В 1509 году умер Дмитрий-внук. Вскоре после этого великий князь Василий Иоаннович вызвал Вассиана в Москву. Видимо он рассчитывал использовать полемические способности князя-инока. Вассиан поселился в Симоновом монастыре. Настоятелем этой обители был бывший игумен Кирилло-Белозерского монастыря Варлаам. В 1511 году, при содействии Вассиана Патрикеева, он стал митрополитом. Вассиан Патрикеев имел значительное влияние, как на великого князя, так и на митрополита. Великому князю Василию III князь-инок приходился троюродным дядей. Михаил Медоварцев[152] называл Вассиана «великим временным человеком» и говорил, что митрополит Варлаам боялся не столько великого князя, сколько Вассиана. Инок Зиновий Отенский писал, что Вассиан «питался от великокняжеских столов».

Вассиан Патрикеев занимался редактированием «Кормчей книги», исключая оттуда все, говорившее в пользу церковных имений. Вассиан написал «Слово ответно» против церковных имений. В 1515 году он написал «Прения с Иосифом Волоцким». Вассиан Патрикеев долго сохранял свое влияние при дворе великого князя, поспособствовав репрессиям против иосифлян. Когда Василий III собирался в поход на Казань, он переписал свою духовную грамоту (завещание). При этом как свидетель присутствовал Вассиан.

Василий III первым браком был женат на Соломонии Сабуровой. Она до пожилых лет оставалась бесплодной. Это обстоятельство не угрожало пресечением династии, так как у великого князя Василия III были два брата и племянник. Однако Василий Иоаннович хотел иметь собственного сына. По совету бояр и по благословению митрополита Даниила великий князь развелся с Соломонией, которую постригли в монашество. Вторым браком он женился на молодой красавице Елене Глинской. Князья Патрикеевы находились в родстве с Сабуровыми. Согласно сведениям князя Андрея Курбского, Вассиан возражал против развода и поэтому попал в опалу. Помимо великого князя противником Вассиана был и митрополит Даниил. В 1531 году Вассиан Патрикеев был осужден Собором. Поводом для осуждения стала фальсификация им «Кормчей книги». Кроме того, Вассиан подозревали в отрицании человеческой природы у Спасителя, т.е. в причастности к ереси монофизитов. Вассиана сослали в гнездо его противников – Иосифов Волоцкий монастырь, где он и скончался.

Конфликт иосифлян с нестяжателями («нелюбки») действительно имел место, но реальным поводом для утверждения о вражде нестяжателей с иосифлянами стала личная ненависть Вассиана к преподобному Иосифу.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 227.