Митрополит Афанасий (1564-1566)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Митрополит Афанасий (в миру Андрей) родом был из Переславля-Залесского. Он являлся духовным сыном преподобного Даниила Переславского.[176] Преподобный предрек священнику Андрею, что тот будет духовником великого князя. Его предсказание сбылось в 1550 году. Вероятно, протоиерей Андрей был членом Стоглавого Собора. Известно, что преподобный Максим Грек передал через Андрея совет Иоанну IV не ездить в паломничество в Кириллов Белозерский монастырь. Иоанн не послушался. Во время поездки погиб сын Иоанна – грудной младенец Димитрий.

Протоиерей Андрей являлся духовным писателем и иконописцем. Известно, что когда в 1555 году в Москву был принесен Великорецкий чудотворный образ святителя Николая, митрополит Макарий и протоиерей Андрей поновляли его.

За два года до кончины святителя Макария овдовевший протоиерей Андрей принял в Чудовом монастыре монашеский постриг с именем Афанасий. В 1564 году Собор избрал его митрополитом Московским. Этот Собор знаменателен тем, что он возвысил статус митрополита. Московские первосвятители получили право носить белый клобук и иметь печать красного воска. Интронизация митрополита Афанасия состоялась 3 февраля.

Митрополит Афанасий, в отличие от своего предшественника святителя Макария, не занимался вопросами внешней политики. Когда в 1565 году литовские послы хотели встретиться с митрополитом, им ответили, что он не вмешивается в светские дела. Все же митрополиту Афанасию пришлось вмешаться в светские дела. Связано это было с резким поворотом во внутренней политике Иоанна IV. 3 декабря 1564 года царь неожиданно покинул Москву в сопровождении своих любимцев и охраны. Сначала он жил в подмосковном селе Коломенском, затем в другом подмосковном селе Тайнинском. Оттуда царь отбыл в Троице-Сергиев монастырь и, наконец, переселился в Александрову Слободу.[177] Митрополит Афанасий, бояре и жители столицы были в недоумении. 3 января 1665 года митрополит Афанасий получил царскую грамоту. «Государь описывал в ней все мятежи, неустройство, беззаконие боярского правления во время его малолетства, доказывал, что и вельможи и приказные люди расхищали тогда казну, земли, поместья государевы: радели о своем богатстве, забывая отечество, что сей дух в них не изменился, что они не перестают злодействовать: воеводы не хотят быть защитниками христиан, удаляются от службы, дают хану, Литве, немцам терзать Россию; а если государь, движимый правосудием, объявляет гнев недостойным боярам и чиновникам, то митрополит и духовенство вступаются за виновных, грубят, стужают ему. «Вследствие чего, - писал Иоанн, - не хотя терпеть ваших измен, мы от великой жалости сердца оставили государство и поехали, куда Бог укажет нам путь».[178] Подобная царская грамота была прислана московским купцам и мещанам. Ее всенародно огласили два дьяка.

Царские грамоты произвели сильное впечатление. Духовенство, бояре, приказные люди требовали от митрополита Афанасия, чтобы он отправился в Александрову Слободу и умилостивил царя, говоря: «Пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и в смерти воля его; но царство да не останется без главы! Он наш владыка, Богом данный, иного не ведаем. Мы все с своими головами едем за тобою бить челом к государю и плакаться».[179] Купцы и мещане говорили: «Пусть царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их!»[180] Митрополит Афанасий собрался, было, ехать в Александрову Слободу, но так как Москва находилась в сильном смятении, то на общем совете духовные и светские сановники решили, что митрополит должен остаться блюсти столицу. По благословению митрополита Афанасия в Александрову Слободу поехала уговаривать царя вернуться депутация во главе с архиепископом Новгородским Пименом и архимандритом Чудова монастыря Левкием. Вслед за ними в Александрову Слободу отправились архиереи: Никандр Ростовский, Елевферий Суздальский, Филофей Рязанский, Матфей Крутицкий, архимандриты видных монастырей, бояре. В ответ на смиренную просьбу вернуться на царство, Иоанн произнес длинную речь, в которой вновь перечислил все упреки в адрес бояр, привел исторические примеры, доказывая, что бояре издревле были виновниками междоусобий в России. В своей речи Иоанн выдвинул новое обвинение: он заявил, что бояре хотели умертвить его самого, его супругу и детей. Присутствовавшие при этой речи бояре промолчали. «Но, - продолжал царь, - для отца моего митрополита Афанасия, для вас, богомольцев наших, архиепископов и епископов, соглашаюсь паки взять свои государства, а на каких условиях узнаете».[181] Условия состояли в том, чтобы царь мог невозбранно казнить изменников и изымать их имущество. Бояре не должны были вмешиваться в этот процесс, а духовенство не должно было просить о снисхождении к изменникам. Царские условия были приняты, все присутствовавшие со слезами благодарили Иоанна и славили его милость.

2 февраля 1565 года царь вернулся в Москву. Прибыв в Москву, Иоанн вновь произнес речь, в которой вновь перечислил мнимые вины и измены бояр. В этой речи Иоанн объявил об учреждении опричнины. Все государство делилось на две части. Большая часть получила название «земщина», а вторая часть, то, что опричь земщины, стала называться опричниной. В состав опричнины первоначально вошли часть Москвы, а также города Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Белев, Лихвин, Ярославец, Суходровье, Медынь, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Балахна, Вологда, Устюг, Старая Русса, Каргополь, Вага. Впоследствии территория опричнины была расширена. Для управления опричными землями и двором Иоанна были назначены особые сановники. Земщиной управляли бояре. Только по важнейшим делам, особенно военным и посольским, они должны были обращаться к царю. Иоанн выбрал 6000 телохранителей из числа дворян, им были даны поместья на территории опричнины. Эти дворяне получили название опричников, а народ прозвал их кромешниками. Руководителями опричнины стали Малюта Скуратов, Алексей и Феодор Басмановы, князь Афанасий Вяземский, Василий Грязной. Среди опричников были четверо немцев: Эберфельд, Кальб, Таубе, Крузе.[182] Опричники носили черную одежду. Знаком их отличия были также небольшие метлы, притороченные к седлу, и собачьи головы. Это, по мысли Иоанна, знаменовало собой то, что опричники были призваны выгрызать и выметать измену из государства. Учредив опричнину, Иоанн не пожелал жить в Кремле, а поселился в Москве на опричной земле. За рекой Неглинной, между Арбатом и Никитской улицей, для него был построен новый, хорошо укрепленный дворец.

4 февраля 1565 года началось время опричного террора. Первой жертвой стал знаменитый воевода князь Александр Борисович Горбатый-Шуйский. Он был казнен вместе со своим 17-ти летним сыном Петром. В тот же день казнили еще несколько вельмож. Князя Дмитрия Шевырева посадили на кол. Он промучился на колу целый день. Несмотря на претерпеваемую им муку князь Дмитрий пел канон Иисусу. Казненных обвинили в том, что они извели ядом царицу Анастасию.

Иоанн Грозный недолго жил в своем Арбатском дворце. Вскоре он перебрался в Александровскую Слободу. Там он жил во дворце, обнесенном рвом и валом. Народ прозвал Слободу Неволей. Когда кому-либо надо было ехать в Слободу, говорили: «Еду в Неволю». Затем Иоанн наименовал свой дворец монастырем, избрал из числа опричников 300 человек в братию. Себя царь назвал игуменом, князя Афанасия Вяземского – келарем, Малюту Скуратова – параклисиархом.[183] Иоанн составил для своего «монастыря» устав, который довольно строго исполнялся.    

В мае 1566 года митрополит Афанасий ушел на покой в Чудов монастырь. О дальнейшей его судьбе есть лишь одно известие, что в 1567 году он поновлял чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Год его смерти не известен. В 1575 году имя митрополита Афанасия поминалось «за упокой».

Митрополит Афанасий – плодовитый писатель. Первый его труд – «Житие преподобного Даниила Переяславского». В нем содержится много исторических сведений. Митрополит Афанасий написал особую повесть о последних днях жизни святителя Макария. Митрополит Афанасий занимался составлением «Степенной книги царского родословия». «Степенная книга» – первое систематическое изложение русской истории. Самый ранний известный список «Степенной книги» дошел в собрании Чудова монастыря. В «Степенную книгу» вошла краткая редакция жития преподобного Даниила Переславльского. Предположительно во времена митрополита Афанасия, возможно, им самим, был составлен «Хронограф пространной редакции».[184]

Дата: 2019-05-28, просмотров: 169.