Святой благоверный великий князь Александр Невский
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Александр, прозванный впоследствии Невским, родился в 1221 году в Переславле-Залесском. Отцом Александра был князь Ярослав Всеволодович, сын великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Мать, Феодосия, была, скорее всего, дочерью знаменитого князя Мстислава Удатного (Удалого).

В конце 1228 года сыновья Ярослава Всеволодовича 8-летний Феодор и 7-летний Александр были посажены княжить в Великом Новгороде. На новгородском княжеском столе княжичи заменили своего отца. Ярослав, некоторое время княживший в Новгороде, из-за конфликтов с новгородцами решил вернуться в Переславль-Залесский. Новгородцы нередко брали княжеских сыновей «на прокорм», как и в данной ситуации, когда не хотели иметь князем энергичного Ярослава, но и не хотели порывать с ним политический союз. В феврале 1229 года Феодор и Александр с тиуном и дядькой тайно бежали из Новгорода. В городе по причине голода происходили беспорядки, и вероятно существовала опасность, что юных князей могут использовать как заложников в политической борьбе.

В 1230 году политическая ситуация изменилась. Ярослав Всеволодович вновь был призван княжить в Новгороде. Однако он пробыл в Новгороде лишь две недели и вернулся в Переславль, вновь оставив на княжении Феодора и Александра. 13-летний Феодор Ярославич преставился в Суздале 5 июня 1233 года. Ко времени своей смерти он уже считался взрослым, успел поучаствовать в походе отца на мордву и готовился жениться на 12-летней княжне Феодулии, дочери князя Михаила Всеволодовича Черниговского. «И кто не пожалеет о сем, свадьба пристроена, меды сварены, невеста приведена, князья позваны – и были вместо веселья плач и сетованья», - писал новгородский летописец. Погребли князя Феодора в Новгороде. В 1614 году в новгородском Софийском соборе были обретены мощи князя Феодора Ярославича, прославленного в лике святых. К лику святых была причислена и его невеста, вошедшая в историю как преподобная Евфросиния Суздальская. Она приняла монашество в женском монастыре в Суздале. Княжна отличалась редкой образованностью. Составитель ее жития перечисляет авторов, книги которых изучила Евфросиния, в том числе Гомера, Платона, Аристотеля, Вергилия, Галена. Она прославилась чудотворениями и пророчествами – предсказала грядущее разорение Суздаля и мученическую смерть отца в Орде в 1246 году. Преподобная Евфросиния Суздальская преставилась в 1250 году.

После смерти брата Александр Ярославич продолжал княжить в Новгороде. Зимой 1234 года он принял участие в походе своего отца против Ордена Меченосцев. Этот духовно-рыцарский Орден, обосновавшийся в Прибалтике, угрожал землям Новгорода и Пскова. Поход Ярослава Всеволодовича оказался удачным. Рыцари потерпели жестокое поражение в сражении при реке Омовжа (Эмайыга). Часть рыцарей, кнехтов и простых воинов во время отступления провалилась под лед этой реки и погибли. В поздних источниках этот эпизод стали ошибочно относить к битве 1242 года на Чудском озере. После этой победы Ярослав заключил с Орденом выгодный договор. Видимо именно тогда началась уплата Юрьевской дани. Юрьев (немецкое название Дерпт, эстонское Тарту) был захвачен немцами, основавшими в нем епископию. Видимо после похода Ярослава в 1234 году епископы Дерптские стали уплачивать русским дань за этот город. Неуплата Юрьевской дани стала впоследствии поводом для Ливонской войны, начатой Иоанном Грозным в 1558 году.

Вернувшись в Новгород, Ярослав Всеволодович узнал о нападении язычников литовцев на Старую Руссу. Погнавшись за литовцами, князь настиг их в 120 верстах от Старой Руссы у селения Дубровна и в тяжелом сражении разгромил. Александр Ярославич принимал участие и в этом походе. В сражении под Дубровной пал его воспитатель Феодор Ум.

Татаро-монгольское нашествие потрясло Русь до основания. Оно же способствовало возвышению Ярослава Всеволодовича и его семьи. Гибель в сражении на Сити великого князя Юрия Всеволодовича сделала Ярослава великим князем Владимирским. Формально он был избран в 1238 году на съезде в сожженном Владимире. В этом съезде принял участие и Александр Ярославич, приехавший из Новгорода. Ярослав попытался упрочить свою власть, распространив ее на другие русские земли. Сформировав войско, он завоевал Смоленск.

Александр Ярославич вернулся в Новгород. В том же 1238 году он вступил в брак с дочерью Полоцкого князя Брячеслава Александрой.

Тем временем с Запада на Северную Русь уже надвигалась серьезная угроза. В 1232 году папский легат в Восточной Балтии Болдуин Альнский получил от папы Римского Григория IX распоряжение запрещать католикам вести переговоры и заключать перемирия с русскими и с языческими народами. В 1234 году этот запрет был распространен на Финляндию. В том же 1234 году новым папским легатом для Восточной Балтии был назначен кардинал Вильгельм Сабинский (Моденский). Он поставил своей целью объединение католиков Балтийских стран для обращения в католичество Руси и близлежащих языческих народов.

В 1236 году начался крестовый поход против язычников-литовцев. Помимо сил Ордена Меченосцев в походе принимали участие многочисленные крестоносцы из Германии и 200 примкнувших к крестоносцам псковичей, а также эстонцы и латыши. Поход окончился страшной катастрофой для рыцарей и их союзников. Литовский князь Миндовг 21 сентября под Шауляем разгромил крестоносное войско. На поле сражения пали магистр Ордена Меченосцев и 48 братьев-рыцарей. Из двухсот псковичей домой вернулись лишь 20.

Следствием катастрофы под Шауляем стало то, Орден Меченосцев прекратил свое существование. В 1237 году он вошел в состав Тевтонского Ордена. В Ливонию были посланы 55 тевтонских рыцарей во главе с Германом фон Бальке. Фон Бальке стал ландмейстером, то есть наместником гроссмейстера Тевтонского ордена в Ливонии. Уцелевшие рыцари-меченосцы нашили на плащи вместо своей символики, красного креста и красного меча, символику Тевтонского ордена – черный крест. В дальнейшем рыцари Тевтонского ордена в Эстонии и Латвии стали называть себя ливонскими рыцарями.

Северная часть Эстония была, стараниями Вильгельма Моденского, передана королю Дании. Взамен датский король обязался вести войну в союзе с ливонскими рыцарями. Союз этот был заключен в Дании в 1238 году.

В 1237 году папа Григорий IX объявил крестовый поход против народа тавастов (так на Западе называли финское племя емь). Емь перед этим восстала против католических миссионеров и шведских завоевателей. Папа писал, что народ тавастов «ныне стараниями врагов креста, своих близких соседей, снова обращен к заблуждению прежнего неверия». Под близкими соседями булла подразумевала, видимо, русских, которые могли оказать какую-то помощь еми.

Вильгельм Моденский постарался привлечь к союзу и Швецию. В Швеции с 1234 по 1250 год правил король Эрик XI Косноязычный. Он был не только косноязычен, но и хром. Реально Швецией правил ярл Ульф Фасе (Ваза), возглавлявший могущественный родовой клан Фолькунгов. Его двоюродный брат Биргер был женат на сестре короля Эрика Косноязычного Ингеборг. В 1248 году, после смерти Ульфа Фасе, Биргер стал ярлом. Сын Биргера и Ингеборг после смерти короля Эрика в 1250 году стал королем Швеции. Так как он был еще мал, то вместо него управлял его отец. Но в 1240 году, когда шведы были при Неве разбиты Александром Ярославичем, ярлом являлся еще не Биргер, а Ульф Фасе.

 

Невская победа

Шведский флот вошел в Неву в июле 1240 года. Сражение произошло 15 июля при впадении Ижоры в Неву. «Новгородская 1-ая летопись» так сообщает о Невской битве: «Пришли шведы в силе великой, и мурмане (норвежцы), и сумь и емь на кораблях, множество много зело; шведы с князем и с епископами своими. И стали в Неве в устье Ижоры, желая взять Ладогу, проще же скажу – и всю область Новгородскую.

Но еще преблагой и премилостивый человеколюбец Бог уберег нас и защитил от иноплеменников, ибо всуе трудились без Божьего повеления. Ибо пришла весть в Новгород, что шведы идут к Ладоге. Князь же Александр не умедлил ни мало, с новгородцами и ладожанами пришел на них и победил их силой Святой Софии и молитвами Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии месяца июля 15 дня, на память святого Кирика и Улиты, в неделю на Собор святых отцов, что в Халкидоне.

И была тут сеча великая шведам. И убит был воевода их, именем Спиридон, а иные считали, что и епископ был убит тут же. И множество многое их пало. И наложив два корабля (трупами) знатных мужей пустили их впереди себя к морю. А остаток их, вкопав яму, бросали в нее без числа. А иные многие ранены были. И в ту ночь, не дождавшись света понедельника, посрамленные ушли.

Новгородцев же здесь пало: Константин Луготинич; Юрий Пенищинич; Намест; Дрочило Нездылович, сын кожевника, а всего 20 мужей с ладожанами, или меньше, Бог весть.

Князь же Александр с новгородцами и ладожанами пришли все здоровы восвояси, сохранены Богом, и Святой Софией, и молитвами всех святых».  

Среди тех, кто нес морскую стражу при устье Невы, был ижорский старейшина по имени Пелгусий. Согласно житию благоверного князя Александра Невского, этот Пелгусий видел в видении князей страстотерпцев Бориса и Глеба, готовившихся помочь князю Александру. Житие повествует об этом так: «И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру". Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: "Не рассказывай этого никому».

Отправляясь в поход, Александр произнес ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Александр напал на неприятелей в шестом часу дня 15 июля. Князь сам лично участвовал в сражении. Согласно житию, он ранил копьем в лицо шведского «короля», которого позднейшие русские источники отождествляют с Биргером. В XX веке захоронение ярла Биргера было вскрыто шведскими археологами и исследовано. Обнаружилось, что он был ранен острым оружием в лоб. Действительно ли Александр Невский нанес эту рану, или кто-нибудь другой, установить конечно невозможно.

Невская победа дала Александру Ярославичу почетное наименование «Невский».

 

Война с тевтонами

Вскоре после поражения шведов при Неве немцы также вторглись на русскую землю. В августе 1240 года они захватили пограничную крепость Изборск. Немцам помогали датчане из Ревеля.

Жители Пскова, узнав о захвате Изборска немцами, отправились в поход против них, и потерпели полное поражение. Немцы преследовали их до Пскова, сожгли псковский посад и окрестные деревни. Однако положение Пскова было неплохим. Город представлял собой сильную крепость. В своей истории он успешно выдержал двадцать шесть осад. Однако на сей раз город погубила измена. Посадник Твердило Иванкович и его единомышленники впустили в город немецкие войска.

Часть псковичей бежала из Пскова в Новгород. В Новгороде тем временем начались очередные нестроения. Зимой 1240/1241 года Александр Ярославич Невский с семьей покинул город, «распревшись с новгородцами». Князь отбыл в Переславль-Залесский. Воспользовавшись неурядицами в Новгороде, немцы с эстонцами напали на подчиненное Новгороду племя Водь, убивали новгородских купцов, основали крепость Копорье, захватили новгородскую крепость Тесов. Осмелев, немцы подошли к Новгороду на расстояние 30 верст. Новгородцы, наконец, забеспокоились всерьез. Они отправили посольство к великому князю Ярославу Всеволодовичу просить себе князя, только не Александра. Ярослав дал новгородцам другого своего сына Андрея. Этот князь не устроил новгородцев. Тогда они все ж таки решили обратиться к Александру Ярославичу и послали к нему в Переславль посольство во главе с самим архиепископом Спиридоном. Александр согласился отправиться княжить в Новгород. Свое согласие дал и Ярослав Всеволодович.

Весной 1242 года Александр Невский с дружиной и с братом Андреем Ярославичем прибыл в Новгород и сразу развернул активные действия против немцев. Сначала он взял и разорил Копорье, затем неожиданным налетом овладел Псковом. Освободив Псков, Александр Невский двинулся на земли Ливонии и начал их разорять. Епископ Дерптский призвал к отражению русских. Немцы вместе с чудью (эстонцами, латышами) отправились в поход. Александр Ярославич отвел войско по льду Чудского озера к высокому восточному берегу. Немцы спустились на лед и двинулись на русских. Сражение произошло 5 апреля 1242 года. Новгородский летописец рассказывает, что когда Александр Ярославич и новгородцы увидели наступавших немцев и чудь, то поставили войско на Узмени (то есть в проливе между Чудским и Псковским озерами), возле Вороньего камня. «И наехали на полк немцы и чудь, и прошиблись свиньей сквозь полк, и была сеча великая немцам и чуди». Далее летописец продолжает: «Бог же, и Святая София, и святые мученики Борис и Глеб, их же ради новгородцы кровь свою проливали, тех святых молитвами пособил Бог князю Александру. А немцы тут пали, а чудь бежала. И, гоня, били их на 7-ми верстах по льду до Суболичского берега. И пало чуди без числа, а немцев 400, а 50 в плен взяли и привели в Новгород». «Ливонская рифмованная хроника» о битве на льду Чудского озера рассказывает так.

Русские имели много стрелков,

которые мужественно приняли первый натиск,

(находясь) пред дружиной князя.

Видно было, как отряд братьев-рыцарей

одолел стрелков;

там был слышен звон мечей,

и видно было, как рассекались шлемы.

С обеих сторон убитые падали на траву.[22]

Те, которые находились в войске братьев-рыцарей,

были окружены.

Русские имели такую рать,

что каждого немца атаковало,

пожалуй, шестьдесят человек.[23]

Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись,

но их там одолели.

Часть дерптцев вышла

из боя, и это было их спасеньем,

они вынужденно отступили.

Там было убито двадцать братьев-рыцарей,

а шесть было взято в плен.

Таков был ход боя.

Орден в битве на Чудском озере понес тяжелые потери. «Отряд братьев», о котором говорит «Ливонская рифмованная хроника», назван в оригинальном тексте «баньер». Баньер состоял из 35 рыцарей. Согласно данным «Ливонской рифмованной хроники» были убиты 20 рыцарей, а 6 взяты в плен. Таким образом, спаслось лишь 9. Остальные павшие в битве и плененные немцы были, видимо, сержантами и кнехтами.

Разгром на льду Чудского озера вынудил немцев просить о мире. Как рассказывает новгородский летописец: «В том же году прислали немцы с поклоном: «В отсутствие князя взяли мы заняли Водь, Лугу, Псков, Лотыглу мечем, того мы всего отступаем, а что мы взяли мужей ваших, теми разменяемся: мы ваших отпустим, а вы наших пустите. И заложников псковских отпустили и умирились».

 

Налаживание отношений с монголо-татарами

В 1243 году великий князь Ярослав Всеволодович первым из русских князей поехал в Орду. Путешествие закончилось благополучно. Ярослав получил от Батыя ярлык на великое княжение. Сын великого князя Константин Ярославич был отправлен в столицу империи монголов – город Карокорум в Монголии и также благополучно вернулся на Русь. Вскоре сам Ярослав Всеволодович был вынужден отправиться в Карокорум – для подтверждения своих прав. Из этой поездки он не вернулся. В это время в Карокаруме не было великого хана и поэтому временно правила Туракина-хатун, вдова хана Угедея, отличавшаяся злобным и подозрительным нравом. В 1246 году великим ханом стал ее сын Гуюк. О смерти Ярослава Всеволодовича, происшедшей в том же 1246 году, рассказывает папский дипломат Плано Карпини, находившийся в то время в Карокаруме. Ярослав Всеволодович был, - по словам этого писателя: «… Приглашен к матери императора (так Плано Карпини именует хана Гуюка), которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в собственное помещение, тотчас же занедужил и умер в семь дней, и все тело его удивительным образом посинело. Поэтому, - продолжает Плано Карпини, - все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее завладеть его землею. И доказательством этому служит то, что мать императора, без ведома бывших там его людей, поспешила отправить гонца в Руссию, к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца. Однако все верили, что если он явится, она умертвит его или даже подвергнет вечному плену».[24] Сама Туракина-хатун умерла в том же 1246 году.

В 1247 году, как повествует «Лаврентьевская летопись»: «слышав Александр про смерть отца своего, приехал из Новгорода во Владимир, плакал по отце своем с дядей своим Святославом и с братьями своими. Того же лета Святослав[25] князь сын Всеволода сел во Владимире на столе отца своего, а племянников своих посадил по городам, как им урядил Ярослав». Александр получил во владение Переславль-Залесский и Новгород, но утратил ряд других владений.

В конце 1247 года Батый вызвал к себе сначала Андрея Ярославича, а затем и Александра Ярославича. Вероятно этот вызов был связан с подготовкой Батыем войны против верховного хана Гуюка. В 1248 году война между Батыем и Гуюком была весьма вероятной, как вдруг Гуюк внезапно умер. Житие Александра так повествует о его поездке в Орду к Батыю: «В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие от востока до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы. Что же – один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего. … Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл.[26] И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему. Почтив же его достойно, он отпустил Александра». 

 

Папское послание Александру Невскому

Александра Ярославича пытались привлечь на свою сторону Римские папы. В 1248 году папа Иннокентий IV направил Александру послание такого содержания.

«Благородному мужу Александру, герцогу Суздальскому Инно­кентий епископ, раб рабов Божиих. Отец грядущего века, князь мира, сеятель благочестивых помыслов, Спаситель наш Господь Иисус Христос окропил росою своего благословения дух родителя твоего, светлой памяти Ярослава и, с дивной щедростью явив ему милость познать себя, уготовил ему дорогу в пустыне, которая привела его к яс­лям господним, подобно овце, долго блуждавшей в пустыне. Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из Ордена миноритов, поверенного на­шего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво от­дал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счаст­ливо не вырвала его из жизни.

Поелику он столь счастливо завершил свой жизненный путь, то надобно благочестиво и твердо уверовать в то, что, причисленный к сонму праведников, он покоится в вечном блаженстве там, где сия­ет немеркнущий свет бесконечный, где разливается благоухание, не исчезающее от дуновения ветра, и где постоянно пребывает он в объятиях любви, в которой несть пресыщения.

Итак, желая, чтобы ты, как законный наследник отца своего, по­добно ему обрел блаженство, мы, вроде той женщины из Евангелия, зажегшей светильник, дабы разыскать утерянную драхму, разве­дываем путь, прилагая усердие и тщание, чтобы мудро привести тебя к тому же, чтобы ты смог последовать спасительной стезей по стопам своего отца, достойного подражания во все времена, и с такой же чистотою в сердце и правдивостью в уме предаться исполнению заве­тов и поучений Римской церкви, чтобы ты, покинув путь греха, ве­дущего к вечному проклятию, смиренно воссоединился с той церко­вью, которая тех, кто ее чтит, несомненно ведет к спасению прямой стезей своих наставлений.

Да не будет тобою разом отвергнута просьба наша (с которой об­ращаемся к тебе), исполняя наш долг, которая служит твоей же поль­зе; ибо весь спрос с тебя: чтобы убоялся ты Бога и всем сердцем сво­им его любил, соблюдая заветы его. Но, конечно, не останется со­крытым, что ты смысла здравого лишен, коль скоро откажешь в сво­ем повиновении нам, мало того - Богу, чье место мы, недостойные, занимаем на земле. При повиновении же этом никто, каким бы мо­гущественным он ни был, не поступится своею честью, напротив, всяческая мощь и независимость со временем умножаются, ибо во главе государств стоят те достойные, кто не только других превосхо­дить желает, но и величию служить стремится.

Вот о чем светлость твою просим, напоминаем и ревностно увеще­ваем, дабы ты матерь Римскую церковь признал и ее папе повиновался, а также со рвением поощрял твоих подданных к повиновению апостоль­скому престолу, чтобы вкусить тебе от неувядаемых плодов вечного блаженства. Да будет тебе ведомо, что, коль скоро пристанешь ты к лю­дям, угодным нам, более того - Богу, тебя среди других католиков пер­вым почитать, а о возвеличении славы твоей неусыпно радеть будем.

Ведомо, что от опасностей легче бежать, прикрывшись щитом муд­рости. Потому просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих, дабы, как только это (известие) через братьев оных дойдет до нашего сведения, мы смогли безотлагательно поразмыс­лить, каким образом, с помощью Божией, сим татарам мужественное сопротивление оказать.

За то же, что не пожелал ты подставить выю твою под ярмо татарских дикарей, мы будем воздавать хвалу мудрости твоей к вящей славе Господней. Писано в Лионе X дня февральских Календ, в год V».

Папа, по всей вероятности, солгал о предсмертном обращении великого князя Ярослава Всеволодовича в католичество. Ответ Александра не сохранился.

15 ноября 1248 года папа подписал второе послание, адресованное Александру Ярославичу, в котором он назван уже «сиятельным королем Новгорода». В этой грамоте папа дает свое благословение на устройство католического храма в Пскове. В то время существовала практика, когда русские купцы имели храмы на своих торговых дворах в Германии и Скандинавских странах. Купцы из католических стран, в свою очередь, имели свои храмы (на Руси их называли «латинские божницы») в Новгороде, Смоленске, возможно и в других крупных городах. Видимо Александр Ярославич или его наместник в Пскове дал разрешение на устройство или возобновление такого храма в Пскове. Никакого известия, что храм действительно был устроен после папского благословения, нет.  

 

Александр - великий князь Киевский

В 1248 году Александру и Андрею Ярославичам пришлось отправиться в далекий Карокорум. Вернулись на Русь братья благополучно с ярлыками на великие княжения. Александр получил ярлык на великое княжение Киевское, а Андрей – на Владимирское. Формально великое княжение Киевское было более почетным, однако в реальности первенствующее значение имел великий князь Владимирский.

В 1251 году скончалась первая супруга Александра Ярославича Невского великая княгиня Александра. От первого брака у Александра были сыновья Василий и Димитрий – впоследствии великие князья. 

В 1252 году Александр Невский вновь отправился в Орду к Батыю. В это время на Руси вспыхнуло анти-татарское восстание, которое поддержали братья Александра великий князь Андрей Ярославич и князь Тверской Ярослав Ярославич. Результатом стало новое татарское нашествие – так называемая Неврюева рать. Ей предводительствовал полководец хана Батыя, которого русские летописи именуют Неврюй. В ходе этого нашествия был сожжен город Переславль-Залесский, ранее отнятый братьями у Александра, сильно пострадали и другие города Владимиро-Суздальской земли. Возможно, что еще одной причиной похода Неврюя на Русь было желание Батыя, только что свергшего правительницу Огуль-Гамиш в Каракоруме, избавиться от ее ставленника Андрея Ярославича. В результате Андрей бежал в Швецию и принял участие в походе ярла Биргера в Норвегию. Ярослав Ярославич бежал в Псков. После смерти Батыя братья вернулись.

     

Александр - великий князь Владимирский

Послав Неврюя на Русь, Батый дал ярлык на великое княжение Владимирское Александру Ярославичу. Вернувшись из Орды, Александр Ярославич вступил во второй брак – его второй супругой стала княжна Дарья Изяславна. От этого брака родились будущий великий князь Андрей Александрович и святой князь Даниил Московский.

Будучи великим князем Владимирским Александр Ярославич вел борьбу со шведами, немцами и литовцами, которые были и врагами Бату. Папа Иннокентий IV в январе 1253 года объявил крестовый поход против татар. Никто на его призыв не откликнулся, кроме Миндовга Литовского и Даниила Галицкого, только что принявших присланные папой королевские венцы и католическую веру. Их владения подверглись татарскому разгрому. В результате оба князя отпали от католичества. Русь через год после Неврюевой рати подверглась нападению со стороны немецких рыцарей и литовцев.

 

Татарская перепись

В 1256 году умер хан Батый. Ему наследовал старший сын Сартак. По вероисповеданию Сартак был христианином (несторианином). Хану Берке он писал: «ты мусульманин, я же держусь веры христианской; видеть лицо мусульманское для меня несчастие». Сартак умер вскоре после смерти своего отца, возвращаясь из Карокорума, где верховный хан Менгу утвердил его правителем улуса Джучи (Золотой Орды). Тогда Менгу назначил правителем улуса Джучи сына Сартака несовершеннолетнего Улагчи. Фактической же правительницей являлась вдова Батыя Боракчин-хатун. Узнав о вступлении на трон Улагчи, Александр Невский отправил к нему с приветствиями князя Бориса Васильковича Ростовского. Сам же Александр возглавил зимний поход в Финляндию – против шведов и покоренных ими финнов. Этот поход был совершен на лыжах. Русские отомстили за вторжение шведов в новгородские пределы, совершенное по призыву папы римского. Лыжный поход в Финляндию оказался весьма успешным. После возвращения из похода Александр Невский лично отправился в Орду. Вместе с ним поехали его брат Андрей Ярославич и вновь Борис Василькович Ростовский.

В 1257 году, вскоре после возвращения князей из Орды, умер (возможно насильственной смертью) хан Улагчи. Новым ханом стал брат Батыя Берке. Боракчин-хатун бежала в Персию. По дороге она была схвачена и казнена. Берке начал реформирование Золотой Орды. Он ликвидировал местные власти у волжских булгар и у мордвы, заменив их своими чиновниками. Видимо такая же реформа ожидала Русь. «Той же зимы, - рассказывает Лаврентьевская летопись, - приехали численники, пересчитали всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и ставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников, и ушли в Орду. Только не считали игуменов, попов, клирошан, кто зрит на Святую Богородицу, и владыку».

Александр лично явился в Новгород наводить порядок. Сын его Василий, княживший в Новгороде и не согласный с политикой отца, бежал в Псков. Тогда Александр расправился с теми, «кто Василия на зло повел». Им отрезали носы и ослепили.

Новгородцы согласились на перепись. Однако нередко численников убивали, так что они упросили Александра дать им вооруженную русскую охрану. В новгородских пределах численники остаться побоялись, и, завершив перепись, уехали. В 1262 году произошли восстания против баскаков сразу во многих городах – во Владимире, Суздале, Переславле-Залесском, Ростове, Устюге, Ярославле. Баскаков отовсюду изгоняли, но не убивали. Столь дружное и организованное выступление наводит на мысль, что к его организации приложил руку сам великий князь Александр.[27] Во всяком случае, восстание произошло в очень удачное время. Инициатор переписи великий хан Менгу к тому времени умер, в Монгольской империи вспыхнула крупная междоусобная война между правителем Золотой Орды Берке и покорителем Багдадского халифата Хулагу. Александр Ярославич отважился поехать в Орду. Поездка была опасной, ведь ехал Александр после анти-татарского восстания на вверенных ему землях, пусть и не кровопролитного. «Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды», - рассказывается в житии Александра. Это была его последняя поездка в Орду. Там он прожил около года – до осени 1263 года. 13 января 1263 года на берегах Терека произошла кровопролитная битва между войсками Берке и Хулагу, не решившая исход войны. Оба хана готовились к продолжению войны. Берке в создавшейся ситуации не желал ссориться со своими русскими подданными. Александр добился в эту поездку многого – отмены системы баскачеств, поручения сбора дани для Орды, русским князьям позволения не посылать русских войск для усиления ордынского войска.

Осенью 1263 года Александр Невский возвратился из Орды на Русь больным. Он доехал только до Городца вблизи Нижнего Новгорода. Там князь, почувствовав приближающуюся кончину, принял монашеский постриг с именем Алексий, и в ночь с 14 на 15 ноября скончался.

Новгородский летописец так рассказывает о кончине Александра Невского: «Пришел князь от татар очень нездоровым, осенью, и пришел на Городец, и постригся (в монахи) 14 ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночи и преставился. И отвезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И собравшиеся епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с монахами и со всеми суздальцами, погребли его честно месяца того же в 23 (день), на (память) святого Амфилохия, в пятницу.

Дай, Господи милостивый, видеть ему лицо Твое в будущий век, иже потрудился за Новгород и за всю Русскую землю!»

Митрополит Кирилл, узнав о кончине великого князя Александра, говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской». Люди в печали и смятении восклицали: «Уже погибаем!» Когда тело Александра было доставлено во Владимир, люди толпились, стремясь прикоснуться к нему. «Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогалась», - такими словами передает автор Жития Александра людскую скорбь.

Житие Александра Невского повествует о чуде, совершившемся при его погребении. «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому, ведь тело его было мертво, и везли его из дальних краев в зимнее время. Так прославил Бог угодника Своего».

Сарайская (Сарская) епархия

 В 1261 году, во время правления в Золотой Орде хана Берке, учреждается православная епископская кафедра в тогдашней столице Золотой Орды городе Сарай-Бату. Первым епископом Сарайским стал Митрофан. Интересен его титул: «Переяславский и Сарайский». Южнорусский город Переяслав был разорен ханом Бату в 1240 году. Епископская кафедра в Переяславе надолго (до 1700 года) прекращает свое существование. Между тем, как полагают некоторые историки, в юрисдикцию Переяславских епископов в древности входили и православные, обитающие в Половецких степях. Таким образом, учреждение Сарайской епархии мыслилось как восстановление древней Переяславской. Большинство историков считают инициаторами создания православной архиерейской кафедры в Сарае митрополита Киевского Кирилла III (ок. 1246-1281) или св. благоверного великого князя Александра Невского. Иного мнения придерживается Евгений Евсигнеевич Голубинский. Он считает маловероятным, чтобы просьба об открытии епархии исходила от митрополита Кирилла. «Подобная просьба, - считает историк, - была бы со стороны митрополита таким притязанием, заявлять которое он не мог отважиться».[28] Голубинский полагал, что инициатива открытия епархии принадлежала самому хану Берке[29]. Советский историк А.Н. Насонов развивает взгляд Е.Е. Голубинского на причины открытия Сарайской епархии. Он уделяет особое внимание тому значению, какое ханская власть придавала епископу Сарайскому как дипломатическому посреднику во взаимоотношениях Золотой Орды и Византии. Такого же мнения придерживается и ряд советских историков.

Епископ Митрофан ушел на покой в 1269 году, приняв великую схиму. Его преемником стал епископ Феогност. Епископ Феогност был деятельным иерархом. В своей архиерейской практике он столкнулся с рядом канонических проблем. Он обратился с вопросами к Константинопольскому Патриарху Иоанну. Ответ на эти вопросы дал состоявшийся в 1276 году Константинопольский архиерейский Собор. На этом Соборе присутствовал и сам епископ Феогност Сарайский. Некоторые вопросы очень примечательны.

«Можно ли освятив трапезу (то есть св. престол), переносить с места на место и литургисать?».

Ответ: «Подобает, ибо это по нужде, - преходящие люди не имеют для себя покойного места. Только надобно охранять ее со всею осторожностью и страхом, поставлять ее на чистом месте и потом служить».

«Должно ли носить в путь Тело Христово?»

Ответ: «Прилично и благоговейно».

Из этих вопросов видно, что духовенство Сарайской епархии было, порой, вынуждено вести кочевую жизнь и окормлять свою паству в условиях кочевий.

«Должны ли служить литургию с сухим виноградом или нет?»

Ответ: «Если где, в какой-либо земле совсем не будет вина, пусть выжмут свежую виноградную кисть, но не сухую».

Возможно, этот вопрос связан с распространением на территории Золотой Орды ислама. Как известно, мусульманская религия воспрещает производство и употребление вина, что, порой, создавало для христиан в местах господства ислама проблему получения вина для таинства Евхаристии.

«Если обращаются татары и хотят креститься, а не будет большого сосуда, не встретится ни реки, ни озера, где бы можно погрузить, как поступить?» - спрашивал епископ Феогност.

Ответ: «Пусть обливают его трижды, произнося: Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Обратившихся в православие из несторианства и яковитства Собор предписывал принимать через таинство миропомазания, при условии отречения от ересей[30]. Несторианство было с давних пор распространено среди уйгуров, бывших непосредственными соседями монголов к западу от их коренных владений. Несторианином был сын и преемник Батыя Сартак.

Из летописей известно о троекратном посещении епископом Сарайским Феогностом Константинополя. По крайней мере, последняя поездка была связана с выполнением дипломатических поручений хана и митрополита Кирилла. «В лето 6787 (1279), - повествует летописец, - … прииде Феогност епископ Сарайский в третии (то есть, в третий раз) из Гречиския земли из Царяграда; посылал убо его преосвященный Кирил митрополит Киевский и всея Руси, и царь Ордынский Менгу-Темир к патриарху и к царю Михаилу Палеологу Греческому от преосвященного Кирила митрополита грамоты и от царя Менгу-Темира грамоты, и поминки от обою».[31]

В 1296 году Сарайский епископ Исмаил участвовал в качестве одного из ханских представителей в княжеском съезде во Владимире. Этот съезд был созван для примирения враждующих русских князей. Согласно летописному повествованию: «Сташа с единой стороны князь Андрей Александрович, Феодор Ростиславич и князь Константин Ростовский, а против их сташа князь Данила Александрович, приде с Москвы Михайло Ярославич Тверской, и был сей съезд во Владимире, где не мало воспоследовало (бы) кровопролитий, когда б не смирил их Симеон владыка да владыка Сарайский Измаил»[32]. В 1312 году, согласно летописным известиям, епископ Исмаил был лишен сана по приговору митрополита святителя Петра. Причина этого неизвестна. Евгений Евсигнеевич Голубинский считает возможной политическую причину этого шага святителя Петра: «Так как епископ Сарайский занимал такое положение, что мог играть очень важную политическую роль, направляя благоволение ханского двора в ту или иную сторону, то могло быть, что епископа постигла казнь (т.е. наказание) церковная за вину не церковную. Но если мы примем, что епископ был лишен сана за прямую виновность по должности, то мы должны будем видеть в святом Петре митрополита очень строгого».[33]

Из последующих Сарайских епископов следует отметить Иоанна, поставленного во епископы в 1356 году святителем Алексием. Ему был дан ханшей Тайдулой ярлык для ограждения духовенства Сарайской епархии от обид и притеснений со стороны ханских чиновников.

Епископ Сарайский Матфий (иногда называемый, видимо ошибочно, Матфеем) был поставлен на кафедру не позже 1365 года. Он считается автором дошедшего до нашего времени поучения пастве. О его святительском служении ничего не известно. Не известно и то, был ли в Орде на кафедре русский архиерей в год Куликовской битвы. Сараем-Берке в 1380 году владел уже Тохтамыш.

Епископ Савва был посвящен в епископы на Сарайскую кафедру в 1383 году. Перед своим отъездом в Орду он участвовал в епископской хиротонии святителя Стефана Великопермского. Епископу Савве пришлось налаживать отношения с ханом Тохтамышем, за год до этого разорившим Москву. В 1389 году епископ Савва участвовал в хиротонии архиепископа Иоанна Новгородского и в том же году присутствовал на отпевании и погребении благоверного и великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Скончался епископ Савва в 1403 году.

Епископ Сарайский Иов известен тем, что принимал участие в собранном великим князем Василием II Соборе, отвергнувшем Флорентийскую унию и низложившем митрополита Исидора.

В 1454 году епископом Сарайским стал Вассиан, при котором кафедра была перенесена на Крутицы.

В источниках упоминается и иное наименование Сарайских епископов – Сарские. После решения затяжного пограничного спора между Сарайским и Рязанским архиереями епископы Сарайские начинают именоваться «Сарайскими и Подонскими». Этот титул подразумевал то, что в епархию Сарайскую входят земли по Дону, где возможно уже в то время стали появляться поселения донских казаков. Изредко в источниках встречается титул Сарайских епископов «Сарские и Подрельские». Подрельем, возможно, называлось междуречье Волги и Дона. Лев Николаевич Гумилев прочитывал этот титул как «Сарский и Подольский», что не имеет под собой оснований[34].

Паства Сарайских епископов была не малой. Ими окормлялось русское население Орды, состоящее из захваченных на Руси пленников и их потомков. Была паства, так сказать, и временная. Это посещавшие Орду русские князья, бояре, купцы. Многие пасомые нуждались перед лицом опасности в духовном укреплении. «Сарайскому пастырю, - отмечает видный русский церковный историк архиепископ Филарет (Гумилевский), - прежде всего надлежало быть наставником и утешителем скорбных детей страждущей церкви русской».[35] Однако среди паствы Сарайских епископов были не только русские. Известно, что были обращенные и среди татарского населения. Как видно из вопросов епископа Феогноста, были обращенные в православие из несториан и яковитов.

Из обратившихся в православие в золотоордынскую эпоху татар наиболее известен святой Петр, царевич Ордынский. Согласно его житию, святой был родственником хана Берке. Увлеченный христианством, он прибыл на Русь вместе с Ростовским епископом Кириллом, возвращавшимся из Орды. Через некоторое время татарский царевич крестился в Ростове с именем Петр, а затем вступил в брак с дочерью одного ордынского вельможи, жившего в Ростове. Святой Петр основал храм и монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла на озере Неро. Скончался он, согласно его житию, в глубокой старости, приняв монашеский постриг. Известны и другие знатные ордынцы, принимавшие крещение. Крестившийся князь Беклемиш стал родоначальником князей Мещерских. Мурза Чет[36] – родоначальником Сабуровых и Годуновых. Некий царевич Берка является родоначальником Аничковых и т.д.[37] Едва ли не большинство старых дворянских родов в России имеют своими основателями крестившихся татар. Известно также, что дед преподобного Пафнутия Боровского был татарским баскаком. В Великом Устюге почитаются как местночтимые святые праведные Иоанн и супруга его Мария. Они жили во второй половине XIII века. Иоанн был татарским баскаком. Он принял святое крещение и проводил благочестивую жизнь. Святой праведный Иоанн построил в Великом Устюге Вознесенскую церковь. Несомненно, что существование православных храмов и епархии в Золотой Орде способствовало ознакомлению ордынского населения с христианством.

Известны случаи брачных союзов русских князей с представительницами ханского рода и знатных золотоордынских семейств. Первым женился в Орде князь Глеб Василькович Белозерский, сын погибшего в 1238 году во время нашествия Батыя святого князя Василька Ростовского. Разумеется, его невеста-татарка приняла крещение. Московский князь Юрий Данилович был женат на сестре хана Узбека Кончаке, в святом крещении названной Агафьей. Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский был женат на дочери султана Менгу-Темура, крещенной с именем Анна.

Вскоре после похода Батыя в Европу в дипломатическую миссию в Монгольскую империю отправляется Плано Карпини. Он прибыл в Карокорум, где передал хану Гуюку предложение принять католичество. Однако хан не заинтересовался этим предложением. В ответном письме папе Иннокентию IV он требовал полного подчинения всего Запада монголам. Однако во второй половине XIV века отношения между Золотоордынскими ханами и католической церковью налаживаются. Посредниками в этом были генуэзцы и венецианцы, которым ханы позволили иметь свои колонии в Крыму. Согласно западным источникам в Золотой Орде в XIV веке существовала католическая епархия, были францисканские монастыри[38]. Наибольшую интенсивность контакты Золотой Орды с католическим Западом приобретают, вероятно, во время правления темника Мамая. В походе Мамая против Москвы в 1380 году принимала участие «фряжская» пехота, то есть наемники из итальянских колоний в Крыму. Конец католическому влиянию в Золотой Орде положил ее разгром в результате нашествия Тамерлана. Представляется вероятным, что епископы Сарайские прилагали усилия для ослабления католического влияния в Орде.

Ухудшение отношений между Ордой и Великим княжеством Московским при Иоанне III привело к тому, что Сарайские епископы покинули Орду. В 1454 году епископ Вассиан перенес кафедру на свое московское Крутицкое подворье. Отсюда возник новый титул этих архиереев: «Крутицкие». Вплоть до XVIII века Крутицкие архиереи именовались и Сарскими. Любопытно, что на территории Крутицкого подворья существовали топографические наименования, связанные с Сарской епархией. Это речка Сара и ручей Подон. Ныне о древней Сарской епархии напоминает название Саринского проезда,[39] получившего название от речки Сары.

В целом, можно сказать, что об истории Сарайской епархии и деятельности ее предстоятелей нам известно очень мало. Скудные сведения о православии в Золотой Орде, почерпнутые из письменных источников, дополняются археологическими находками. При раскопках Золотоордынских городов найдено достаточно много предметов религиозного назначения, явно принадлежащих православным людям. Это кресты, иконки, различные предметы церковной утвари. Особенно много подобных находок обнаружено при раскопках второй столицы Золотой Орды Сарай-Берке. Раскопки этого города проводил в 40-х годах XIX века археолог А.В. Терещенко. Во время раскопок 1843 года им были обнаружены:

1) медный крест с изображением вверху Господа Саваофа, а под ним Распятия с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом.

2) половина епископской рипиды из красной меди.

3) другой медный крест с Распятием.

4) крест из аспидного камня.

5) складной медный крест.

6) обломок камня с изображением креста.

В 1844 году были найдены:

7) верхняя часть от медного церковного подсвечника, обнаруженная на пепелище какого-то большого здания, возможно православного храма.

8) глиняный крест.

9) три медных креста.

10) несколько медноузорчатых блюдечек.

Подобные находки продолжались и в дальнейшем. В 1845 году была найдена верхняя часть епископского жезла, а в 1846 году – обломок рипиды[40]. Находки предметов архиерейского священнослужения показывают, что Терещенко возможно наткнулся на остатки кафедрального храма Сарайского епископа. Проводимые в XX–м веке советскими археологами раскопки золотоордынских городов также позволили обнаружить предметы православного религиозного назначения.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 226.