После кончины митрополита Максима в Константинополь были направлены два русских кандидата на митрополичьи кафедры. Великий князь Михаил Ярославич Тверской послал в Константинополь игумена Геронтия. Князь Галицкий Юрий Львович послал игумена Петра, причем, как кандидата в митрополиты на Галицкую кафедру. Митрополитом стал Петр, но патриарх Константинопольский Афанасий поставил святого Петра митрополитом не Галицким, а Киевским и всея Руси.
Митрополит Петр происходил из Галицко-Волынской земли. Был сыном благочестивых родителей. Подвизался в основанном им же Ратском монастыре под Львовом. Был настоятелем этого монастыря. В связи с поставлением святого Петра в митрополиты, ему были переданы святыни и ценности, которые привез с собой игумен Геронтий. Среди этих святынь была Петровская икона Божией Матери. Ее некогда написал сам Петр и преподнес ее митрополиту Максиму во время его посещения Галицкой Руси. Эта икона прославилась чудотворениями. Вернувшись на Русь митрополитом, святитель Петр прибыл в Киев, затем побывал в Галицкой Руси, а в 1309 году прибыл во Владимир на Клязьме. Там он и утвердил свое местопребывание. Вскоре после своего прибытия в Северо-Восточную Русь святитель Петр совершил поездку в Орду и получил ярлык от хана Тохты.
Великий князь Михаил Ярославич Тверской был недоволен поставлением в митрополиты Петра. Возможно под его влиянием, епископ Тверской Андрей написал на святителя Петра донос патриарху Константинопольскому Афанасию. Есть основания предполагать, что епископ Андрей обвинял святителя Петра в симонии и в разрешении браков вплоть до четвертой степени родства. Для рассмотрения обвинений в 1311 году состоялся Собор в Переславле-Залесском. Святитель Петр был на нем оправдан. В ходе этого конфликта защитником святителя Петра выступал Московский князь Юрий Данилович. Святитель Петр сблизился с Юрием Даниловичем и его преемником Иоанном Даниловичем Калитой, подолгу пребывал в Москве.
В 1313 году ханом Орды стал Узбек (Азбек), мусульманин по вероисповеданию. Он сделал мусульманскую религию государственной религией Золотой Орды, но к христианству относился довольно терпимо. Святитель Петр вновь отправился в Орду и получил от хана ярлык, закрепляющий права Церкви.
В 1316 или в 1317 году, по желанию великого князя Литовского Гедимина, для епархий великого княжества Литовского был поставлен особый митрополит Феофил с кафедрой в Новогрудке. Эта митрополия просуществовала примерно до 1328 года, когда была упразднена.
По желанию святителя Петра князь Иоанн Данилович Калита начал постройку в московском Кремле каменного Успенского собора. Сам святитель не дожил до окончания постройки и скончался в 1326 году в Москве. Погребен он был в алтарной части строившегося Успенского собора. Своим авторитетом святитель Петр оказал решающее содействие возвышению Москвы. В роду Московских князей как святыня из поколения в поколение передавался его нательный крест. Сохранился саккос и жезл Петра, который впоследствии вручался при интронизации предстоятелям Русской Православной Церкви. При жизни святитель Петр обладал большим духовным авторитетом. После смерти началось его почитание. Причисление святителя Петра к лику святых произошло уже через тринадцать лет после его преставления – в 1339 году.
Святитель Петр, согласно свидетельству Стоглавого Собора, запрещал в служении овдовевших священников, не принимавших монашества. Процитированное Собором правило митрополита Петра гласит: «Аще у попа умрет попадья, и он идет в монастырь, стрижется, - имеет священство свое паки; аще же имать пребывати и любити мирские сласти – да не служит. И аще не имать слушати моего писания – будет неблагословен и те, иже приобщаются с ним. А иже который поп имеет упиватися – да не явится тот истинный священник Христов».
Дата: 2019-05-28, просмотров: 226.