Митрополит Кирилл II (ок. 1246-1281)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1237 году в Киев прибыл из Никеи новый митрополит – Иосиф. Это последний митрополит домонгольской Руси. Дальнейшая его судьба неизвестна. Возможно он погиб в 1240 году во время взятия Киева татаро-монголами. Обращает на себя внимание тот факт, что после Иосифа на русском митрополичьем престоле чередовались русские и греки. Это обстоятельство наводит на мысль, что между Русью и Византией мог существовать договор о том, что на митрополичьем престоле будут чередоваться русские и греки.

О выборе нового митрополита позаботился князь Даниил Романович Галицкий. Он послал в Никею своего приближенного игумена Кирилла. Согласно некоторым источникам, Кирилл был хранителем княжеской печати. Точная дата поставления Кирилла в митрополиты неизвестна. Полагают, что он был поставлен около 1246/1247 года. На Русь митрополит вернулся не позднее 1249 года. Став митрополитом, Кирилл вел себя вполне независимо от Галицкого князя. В 1250 году он прибыл в Суздаль, где встретился с Александром Невским. На митрополичьей кафедре Кирилл II пробыл более 30 лет. Он был очень деятельным митрополитом, постоянно путешествовал по епархиям своей митрополии, налаживая церковную жизнь.

В 1274 году митрополит Кирилл провел церковный Собор во Владимире на Клязьме. (Правда, существует малодостоверное мнение, поддерживаемое отдельными историками, что Собор проходил в Киеве). Этот Собор был направлен на улучшение духовно-нравственного состояния клира. Собор, перечислив существующие в церковной практике неисправности и злоупотребления, вынес ряд определений.

Владимирский Собор, в соответствии с 29 апостольским правилом, 2 правилом Халкидонского и 22 правилом VI Вселенского Собора, запретил брать мзду за поставление в священные степени. В случае если кто поставит за мзду, то виновный «да извергнется из сана вместе с поставленным, а бывшие ходатаями при этом да будут прокляты».[11] Вместе с тем, Собор, определил пошлину, которую каждый ставленник должен внести за свое поставление – семь гривен. «Более же не требовать ни от диакона, ни от священника, ни от игумена, ни от низших клириков, не делать им насилия, как делалось прежде, не посылать их на жатву, на сенокос и на другие работы».[12]

Собор повелел епископам прежде совершения хиротонии тщательно исследовать жизнь ставленника, призвав для расспросов соседей, которые знали его с детства. (В соответствии с 7 правилом Феофила Александрийского).[13] Епископам вменялось в обязанность испытывать ставленников: «чисто ли их житие; соблюли ли они девство или вступили в законный брак с девою; знают ли хорошо грамоту; не виновны ли они в кощунстве, хищничестве, пьянстве, лихоимстве, прелюбодеянии, лжесвидетельстве; не совершили ли они убийства, волею или неволею; не удручают ли рабов своих голодом и наготою, не делают ли им насилия в работах; не чародейцы ли они и прочее».[14] Человека, изобличенного в том, что хоть однажды совершил что-либо из вышеперечисленного, Собор запретил ставить священником, диаконом или причетником.

Собор указал, что поставление не должно оставаться в тайне, «но да будет ведомо всем епископам, чтобы какой-либо пришлец из иной страны, утаив свои грехи, не восхитил священства. Неизвестных людей никого не посвящать»,[15] в соответствии с 6 правилом VI Вселенского Собора.

Собор запретил производить в сан священства рабов прежде, чем «господин отпустит его на свободу при многих свидетелях, с грамотою; а когда раб будет произведен, господин уже не должен присвоять его себе».[16]

«Возводить на церковные степени должно постепенно: сначала постричь в причетника с установленными молитвами, облачив его в короткую фелонь. Потом пусть он исправляет должность канонарха и чтеца в соборной церкви под руководством старейшего церковника, пока научится всему, что нужно».

На Соборе был определён возрастной ценз для рукоположения в священный сан – 25-30 лет,[17] диаконам было запрещено совершать действия священников, например, совершать проскомидию.

Из города Тырнов (Болгария) митрополиту Кириллу прислали сербский список «Кормчей» с толкованием. С сербской «Кормчей» на Руси были сделаны другие списки.

В 1261 году по благословению митрополита Кирилла была учреждена Сарайская епархия в Золотой Орде.

В 1272 году митрополит Кирилл учредил Тверскую епархию. Открытие Тверской епархии связано с возросшим значением Тверского княжества, князья которого претендовали на великое княжение.

По благословению митрополита Кирилла галицкие книжники составили житие Александра Невского. Скончался митрополит Кирилл в 1281 году в Переславле-Залесском. Погребли его в Киеве, в Софийском соборе.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 231.