До конца наполеоновских войн, и даже в первые годы после них, когда Англия и Голландия еще продолжали выяснять свои отношения, делить и переделять колонии и сферы влияния в Южных морях, условия для развития сиамской внешней торговли были еще весьма благоприятны.
Наиболее крупную по объему торговлю Сиам вел с Китаем, причем наряду с товарами, которые экспортировались в эту страну еще в XVII в., в сиамском экспорте появляются и занимают ведущее место два новых товара — рис и сахар. Эпизодический экспорт риса в Китай имел место еще в первой половине XVIII в. Так, в 1722г., узнав, что рис в Сиаме крайне дешев, китайский император приказал вывезти из этой страны 300 тыс. пикулей (18 тыс. т) риса. Но систематический вывоз риса в Китай,. как и в некоторые другие страны, из Сиама начался только в конце XVIII в. По мнению Дж. Кроуферда, в начале 20-х годов XIX в. Сиам по вывозу риса стоял на втором месте в Азии после Бенгала.
В 1821 г. общий объем торговли Сиама с Китаем только на сиамских судах составлял 24562 т, а вместе с тоннажем китайских судов — 35093 т. Всего в сиамо-китайской торговле было занято около 140 крупных джонок. Средняя прибыль от нее составляла 300%. Даже при гибели каждого второго судна (а потери были явно меньше) владельцы товаров (сиамский король, принцы, крупные чиновники, китайские купцы) не оставались в накладе. В Китай вывозились как товары, находившиеся в монопольном владении сиамского государства (олово, слоновая кость, кардамон, сапановое дерево, орлиное, или алойное, дерево, камедь и ласточкины гнезда), так и товары, свободно обращавшиеся на рынке (рис и сахар, составлявшие основную массу экспортируемых товаров, черный перец, хлопок, кожи и шкуры быков, буйволов, оленей, леопардов, панцири черепах, перья пеликанов, павлинов и других птиц, красное и розовое дерево для мебели, лаковая кора, арековые орехи и др.).
Для облегчения торговли с Китаем сиамское правительство в первой четверти XIX в. каждые три года направляло посольство с дарами китайскому императору и ежегодно — его наместнику в Гуанчжоу. Посольство сопровождали два торговых корабля водоизмещением 900—1000 т каждый, грузы которых согласно обычаю продавались беспошлинно.
На втором месте по значению для Сиама стояла торговля с княжествами Малаккского полуострова и островами Индонезийского архипелага. Сиамские суда регулярно посещали порты Келантана, Тренгану, Паханга, Рио, Сингапур, Малакку, Пенанг, Батавию (Джакарту), Семаранг, Черибон, Палембанг, Понтианак. В 1825 г. малайские порты посетило от 30 до 40 сиамских судов, основанную в 1819 г. английскую колонию, порт Сингапур, — 26, порты Явы и Борнео (Калимантана) — шесть. Основными предметами вывоза в эти районы были рис, падди, растительное масло, сахар, соль, железо и железные изделия, лаковые изделия, бензоин, грубая керамика. Обратными рейсами из Малайи везли золотой песок, малайские текстильные изделия, а также ряд товаров, шедших на реэкспорт в Китай, — олово, птичьи гнезда, акульи плавники, некоторые сорта орлиного дерева, перец, ротанг. Из Сингапура и с Пенанга импортировали различные британские и индийские изделия, а также опиум.
Весьма обширной была торговля с Камбоджей. Сиамские купцы ввозили в эту страну китайские, европейские и индийские ткани, сиамское железо, а вывозили из нее (главным образом для реэкспорта) камедь, кардамон, слоновую кость, кожи, рога, сушеное оленье мясо, соленую рыбу.
В Лаос экспортировали соль, соленую рыбу, китайские (посуду, стеклянные бусы), индийские и европейские товары. Из Лаоса везли золотой песок, лак, камедь, бензоин, кардамон, слоновую кость, рога, шкуры тигров, воск, кожи, меха, хлопок, шелк-сырец, тик, медь, свинец.
Между Бангкоком и вьетнамскими портами — Сайгоном, Файфо и Хюэ — совершали торговые рейсы 40—50 небольших сиамских судов. На них ввозили во Вьетнам необработанное железо, железные сковороды, табак, опиум, европейские и китайские товары и вывозили оттуда материал для мешков и парусов, обработанный и необработанный шелк и некоторые другие товары.
По интенсивности международная торговля Сиама в первой четверти XIX в., видимо, не уступала торговле XVI—XVII вв., хотя географически была уже. В XVII в. сиамские суда курсировали от Аравии до Японии. Теперь же некогда очень крупная непосредственная торговля Сиама с Японией полностью прекратилась. Незначительный обмен товарами происходил лишь через посредников на китайском рынке. Торговая линия Юго-Восточная Азия — Средний Восток тоже была потеряна для Сиама после завоевания Индии англичанами. В самое Индию ходил единственный сиамский корабль европейского типа. Но и он не мог конкурировать здесь с британским торговым флотом. Один из его очередных рейсов в Калькутту в 1821 — 1822 гг. окончился убытком в 24 тыс. бат.
Общая годовая стоимость экспорта Сиама в первой половине XIX в. достигала в отдельные годы 5,5 млн. бат, а импорта — 4,3 млн. бат. На разницу в соседних странах приобретались золото и серебро, которые шли главным образом на украшение дворцов и храмов.
В импорте Сиама на первом месте по важности стояли так называемые стратегические товары: пушки, ружья, порох, штыки, свинец в зернах, сталь в брусках, листы меди для обшивки кораблей, жесть, гвозди, парусина, цинк. Сиамское правительство придавало особое значение ввозу именно этих товаров и обеспечивало налоговые льготы купцам, которые их ввозили.
На втором месте были ткани и пряжа: сукно, хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажная пряжа, бархат, золотые и серебряные нити и мишура. Некоторые из этих товаров поступали в виде полуфабрикатов к сиамским ткачам. Основным потребителем импортируемых тканей была столичная знать. Однако часть хлопчатобумажных тканей поступала и в провинция, главным образом в центральные. Их доставляли туда мелкие торговцы — китайцы на лодках по разветвленной системе рек и каналов.
В сравнительно небольших количествах ввозились такие европейские и китайские товары, как фарфор, фаянс, оконное стекло, краски, черепица, кафель, ножи, замки, мыло, бумага, чернила, очки, часы, зонты, зеркала, золотые, серебряные и медные вазы, статуэтки, парфюмерия и др.
Об уровне товаризации сиамского хозяйства можно в какой-то степени судить, в частности, по тому факту, что в 1822 г. в Бангкоке насчитывалось 32 тыс. мелочных лавок-лодок.
Такова была в целом экономическая ситуация к весне 1822 г., когда в устье Менама бросил якорь британский военный корабль, на борту которого находился Джон Кроуферд, первый английский посол в Сиаме со времени фактического разрыва англо-сиамских отношений в XVII в.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.