Сиамские феодальные историки, восстанавливавшие позднее историю Сиама рассматриваемого периода, естественно, стремились по возможности затушевать антифеодальный характер народного движения 60—70-х годов XVIII в. и как можно больше скомпрометировать его вождей. Но отрывочные данные летописей, свидетельства европейских очевидцев и, наконец, сама последующая политика сиамской монархии убедительно доказывают, что на рубеже 60—70-х годов XVIII в. в Сиаме несомненно бушевала крестьянская война.
Первые центры народной войны возникли там, где бирманских войск не было или где они не могли поддерживать эффективный контроль: на крайнем юго-востоке страны (у побережья Сиамского залива) и на крайнем северо-востоке ее (в горно-лесном районе близ чиангмайской границы). Первый очаг сопротивления организовал бывший генерал Экатата — Пья Таксин, второй — буддийский монах Рыан.
История Пья Таксина дошла до нас хотя и в весьма искаженном, но все же в более полном изложении, чем история Рыана.
Пья Таксин был до войны губернатором маленькой пограничной провинции на северо-западе Сиама, т. е. феодалом средней руки, не имевшим связей с аристократической верхушкой. Своим выдвижением он был обязан личному военному дарованию. Еще в конце 1763 г. он организовал сопротивление бирманцам под Петбури и вынудил их повернуть обратно, не достигнув Аютии.
Осенью 1766 г., вырвавшись с 500 приверженцами из обреченной столицы, Таксин явочным порядком установил свою власть в провинции Районг (на востоке Бангкокской бухты). На западе ему противостояли бирманцы, державшие в своих руках все города и крепости на Менаме. На востоке, в тылу, на него с подозрением смотрел губернатор провинции Чантабури (у камбоджийской границы).
Вплоть до захвата Аютии бирманцами оба сиамских губернатора (самозванный и официальный) занимали выжидательную позицию. Но когда столица пала, чантабурийский губернатор, внешне проявляя дружеские чувства к Пья Таксину, стал тайно готовиться к нападению на Районг. Однако хорошо осведомленный Таксин опередил его и в июне 1767 г. внезапной ночной атакой захватил Чантабури. Таким образом, первым шагом Таксина в освободительной войне было не сражение с бирманцами, а уничтожение одного из еще остававшихся представителей прежней администрации.
Теперь в руках Таксина находилось все юго-восточное побережье Сиама, куда бирманцы не решались вторгнуться. Со всех концов страны поодиночке и группами на эту свободную территорию стали стекаться люди, вдохновленные действиями Таксина. В октябре 1767 г. его вооруженные силы состояли уже не из 500, а из 5 тыс. солдат. И хотя эта армия значительно уступала в численности бирманской, Таксин, уверенный в поддержке местных жителей, принял 'Смелое решение начать наступление против захватчиков.
Снарядив флот из 100 боевых лодок, он внезапно появился перед Тонбури (часть современного Бангкока на западном берегу Менама), взял город штурмом и казнил его губернатора — изменника Най Тонг Ина. Командующий бирманскими оккупационными войсками генерал Суджи, стоявший лагерем близ развалин Аютии, выслал против Таксина корпус под командованием Маунг Я, укомплектованный в значительной части сиамцами. Корпус еще не дошел до Тонбури, когда солдаты Маунг Я стали массами дезертировать или перебегать к Таксину. Маунг Я спешно повернул обратно. Таксин же устремился за ним в погоню и, ворвавшись в главный бирманский лагерь, разгромил наголову бирманцев. Генерал Суджи был убит в сражении. Шесть месяцев спустя после падения столица Сиама (вернее, ее развалины) была освобождена.
Бирманский король, занятый борьбой с вторгнувшимися с севера китайцами, не имел возможности послать против Таксина большую армию. Поэтому события последующих двух лет в Сиаме имели в основном характер гражданской, а не сиамо-бирманской войны.
К началу 1768 г. Сиам фактически распался на пять государств. Государство Таксина охватывало Центральный Сиам со столицей в Тонбури. Южный (полуостровной, в основном населенный малайцами) Сиам объединился под властью губернатора Наконситамарата — Пра Палата, который принял имя короля Мусики. В Восточном Сиаме (плоскогорье Корат) со столицей в Пимае укрепился последний отпрыск аютийской династии — принц Теп Пипит, также претендовавший на звание короля. Северный Сиам (почти вся провинция Питсанулок и часть провинции Наконсаван) стал владением губернатора Питсанулока, который объявил себя королем с тронным именем Руанг. На крайнем севере провинции Питсанулок возникло государство с центром в Савангбури (Фанг), возглавленное упомянутым выше Рыаном и названное королевством Фанг.
Это, последнее, государство представляет наибольший интерес. К сожалению, сведения о нем, дошедшие до нас, очень скупы. Но известно, например, что глава этого государства получил прозвище короля-монаха, потому что он, приняв королевский сан, не снял монашеской рясы. Впрочем, по мнению враждебного Рыану сиамского источника, в нем только и было монашеского, что ряса. Все его чиновники и военные командиры также носили желтые рясы. Имеются сведения, что в государстве Фанг были распространены эгалитарные идеи крестьянского утопического коммунизма. Как известно, крестьянские движения в средневековье очень часто выступали под оболочкой религиозной ереси и под лозунгом уравнительных идей. Движение Рыана не являлось, таким образом, исключением.
Своеобразные формы приняла крестьянская война в Центральном Сиаме — районе максимальной эксплуатации трудящихся масс и максимальной концентрации феодалов. Здесь на первых этапах движения не только религиозные, но и монархические лозунги не имели большого распространения (характерная деталь: сиамские летописи, составленные задним числом, утверждают, что Пья Таксин короновался в конце 1767 г.; согласно же сообщениям современников-европейцев, он еще в 1772 г. ограничивался более скромными титулами «сохранителя королевства» или «защитника народа»).
В письме от 1 ноября 1769 г. французский миссионер Корре ярко описывает наблюдаемые им в Центральном Сиаме страшные последствия бирманского нашествия. Он сообщает о голоде (усиленном недородом из-за засухи), эпидемиях, о том, что р. Менам покрыта плывущими трупами, о колоссальной детской смертности («Можно сказать, что почти все дети королевства получили благодать крещения в результате вторжения бирманцев», — многозначительно замечает Корре.) Страна, добавляет французский миссионер, страдает от массы «злодеев», по дорогам невозможно ездить без оружия. Последнее свидетельствует о том, что стихийное повстанческое движение против всех богатых началось раньше, чем Пья Таксин попытался ввести крестьянскую войну в определенные рамки.
Главным лозунгом Пья Таксина и небольшой группы мелких и средних феодалов, примкнувших к нему, было: «Долой монахов!». Народ с готовностью подхватил его. И это было естественно. Светские феодалы центра к большинстве своем или находились тогда в плену, или сражались на стороне бирманцев (т. е. и так поставили себя вне закона). Королевская казна была вывезена завоевателями в Бирму. И только самый крупный феодальный собственник Сиама — буддийская церковь — сохранял в неприкосновенности свои богатства.
«Возмущенные бедой сиамцы обратились против пагод, — пишет Корре. — Они разоряют их, ломают кирпичных идолов, плавят медных». В пагоде Ват Па Ду было изъято пять кувшинов золота и серебра. С купола пагоды Ват Пу Рай сняли столько золота, что им нагрузили три корабля, и т. д. и т. п.
Дело не ограничивалось только конфискацией ценностей. Разгневанный народ уничтожал и сами буддийские храмы. «Какое утешение для меня видеть эти пагоды разрушенными и почерневшими как печи, покрытые углями и осколками идолов... Пагоды Аютии полностью разрушены, — сообщает Корре в письме от 7 апреля 1770 г.— Монахи покинули свои монастыри. Большинство их отказалось от монашеского сана. Желтая ряса больше не встречает нигде уважения. И это происходит всюду, где победил новый король, — в Питсанулоке, Корате, Петбури, Наконситамарате, на Джанк-Сейлоне».
«Новый король, — замечает Корре о Таксине, — презирает монахов, считая их лодырями. Я слыхал, как он говорил, что скорее будет давать милостыню бродягам, чем монахам. Те по крайней мере могут служить и приносить пользу, а монахи — только лишние рты».
По словам епископа Тюрпена, писавшего по горячим следам событий, в это время был предан суду и приговорен к смертной казни за аморальное поведение санкрат — глава буддийской церкви в Сиаме. Приближенным Пья Таксина с большим трудом удалось уговорить своего вождя не приводить приговор в исполнение.
Конфискованные у церкви богатства Пья Таксин использовал для помощи голодающему населению. Так как за золото в разоренной стране почти ничего нельзя было купить, Таксин стал закупать продовольствие за границей. Его флот принял активное участие в импорте продовольственных товаров. Несмотря на трудности военного времени, он уменьшил срок государственной повинности с шести до четырех месяцев. «Он нашел средство поддерживать бедняков. Он возвысился более благодаря щедрости, чем хитроумию» — так резюмирует Корре свой рассказ о внутренней политике Таксина.
Получив благодаря такой политике широкую социальную опору, Таксин сумел за несколько лет не только восстановить Сиам в прежних границах, но и увеличить его территорию почти вдвое. Начал он с похода против бывшего губернатора Питсанулока.
Король Руанг не признавал власти Бирмы, но и не хотел отступать от традиционной феодальной политики. Его государство держалось главным образом благодаря субъективному фактору — сильной личности правителя. Поэтому оно и рухнуло первым, однако не под ударами Таксина. В мае 1768 г. Руанг сумел отбить его нападение. Но после смерти Руанга, летом того же года, войска короля-монаха Рыана без труда захватило Питсанулок.
Наследник Руанга, его брат Пра Ин, был казнен повстанцами. Теперь государство Фанг получило общую границу с государством Таксина. В последующие полтора года оба эти государства придерживались политики взаимного невмешательства.
Прежде чем помериться силами с Рыаном, Таксин решил присоединить к своему государству юг и восток страны. Осенью 1768 г., отправив часть армии завоевывать Наконситамарат, Таксин с остальной частью обрушился на Корат. Сидевший в Корате последыш аютийской династии, известный своими авантюрами принц Тен Пипит опирался главным образом на поддержку бирманского гарнизона и видел будущее Сиама под эгидой Бирмы. Стремительным ударом Таксин разгромил войска принца и поддерживавших его бирманцев. Принц Тен Пипит был взят в плен и казнен.
Сразу же после этого Таксин организует поход в Камбоджу по просьбе короля Анг Нона, которого с помощью вьетнамских войск согнал с трона его брат Анг Тонг. В начале 1769 г. армия Таксина оккупировала часть Камбоджи, но полностью решить свою задачу не смогла.
Между тем военные действия на юге затянулись до весны 1769 г. Генералы Таксина никак не могли сломить сопротивление короля Мусики. В марте 1769 г. Таксин лично прибывает на полуостров и быстро кончает войну.
Мусика попадает в плен. По традиции он должен быть казнен. Но Таксин, как обычно, мало считается с традициями. Если он без колебаний казнил феодального правителя, принца-изменника Тен Пипита, то Мусику, который был прежде всего представителем малайского сепаратизма, он приглашает к себе в столицу, дает ему важный пост, а вскоре возвращает его на должность губернатора Наконситамарата. Благодаря такой гибкости Таксин не только укрепил свой авторитет на мятежном юге, но и подготовил почву для компромисса с другими феодалами, которые до сих пор были к нему враждебны.
К 1770 г. на территории Сиама осталось, таким образом, только два независимых государства — Фанг и Тонбури. Между тем международная обстановка изменилась в неблагоприятном для Сиама направлении. Бирма заключила мир с Китаем и сразу же приступила к подготовке нового вторжения в Сиам. Объединение страны для обороны от внешнего врата стала насущной необходимостью. Рыан и Таксин понимали это. Вопрос был в том, кто возглавит страну.
В начале 1770 г. войска Рыана двинулись вниз по Менаму и захватили г. Чайнат. Но победа осталась за лучшим военачальником. Таксин собрал все свои силы и выставил против Рыана три армии. В конечном счете, потеряв все свои крепости и города, король-монах бежал в джунгли, и никто его больше не видел.
В том же, 1770 г. Таксин отражает первое после 1767 г. бирманское вторжение — под Саванкалоком, В 1772 г. бирманцы пытаются захватить г. Пичай (недалеко от чиангмайской границы), но снова терпят поражение. Так же безрезультатно окончилось и вторжение бирманских войск с севера в 1773 г.
Чтобы окончательно обезопасить открытую северную границу, Таксин в конце 1774 г. переходит в ответное наступление на Чиангмай. Измученные бирманским гнетом,, тяжелыми податями и постоянными мобилизациями, чиангмайцы встретили воинов Таксина как освободителей. В январе 1775 г. Таксин торжественно въезжает в столицу Чианпмая, приветствуемый местными жителями. С этого времени Чиангмай уже окончательно становится неотъемлемой частью Сиамского королевства как вассальное княжество.
Чтобы взять реванш за ряд поражений, король Схинбьюшин организует в начале 1775 г. большое вторжение с запада (военные действия, собственно, начались здесь еще в 1774 г., когда бирманцы перешли границу, преследуя участников разгромленного восстания монов в Южной Бирме). В феврале 1775 г. бирманцам удается захватить Ратбури. Но уже в апреле Таксин отвоевывает его. В октябре 1775 г. Схинбьюшин предпринимает последнее, комбинированное, нападение — одновременно на Чиангмай и коренной Сиам — и опять не может добиться успеха.
В мае 1776 г., после смерти Схинбьюшина, на бирманский престол восходит Сингу Мин, противник политики военных авантюр. В августе 1776 г. он отзывает остатки бирманских войск из Сиама. После этого до конца правления Пья Таксина между Сиамом и Бирмой устанавливаются мирные (хотя и не дружественные) отношения.
Одновременно с обороной от бирманцев Пья Таксин вел агрессивное наступление на Камбоджу. В 1771 г. он возглавляет поход в Камбоджу и возвращает трон беглому королю Анг Нону. В 1772 г. Анг Тонгу с помощью вьетнамских войск удается изгнать сиамцев из своей страны. Но на следующий год Таксин снова возвращается в Камбоджу и снова сажает на трон Анг Нона, который продержался здесь еще шесть лет, исправно поставляя Таксину вспомогательные войска.
В 1777 г. Таксин, воспользовавшись подходящим предлогом, захватил южнолаосское княжество Чампассак. В 1778 г. он завоевывает королевства Вьентьян и Луангпрабанг. Таким образом, вся территория современного Лаоса более чем на 100 лет вошла в состав Сиама.
По мере того как росло военное могущество державы Таксина и укреплялась его власть в центре и на местах, его внутренняя политика начала претерпевать серьезные изменения. Прежде всего это стало заметно на внешних формах монархии Пья Таксина.
В первые годы его правления современники подчеркивали простоту и демократичность нового короля. «Ему чужда недоступность восточного короля. Он хочет все знать и слышать», — писал о нем Корре. В мае 1770 г. Пья Таксин посетил французского миссионера — случай, неслыханный в сиамской истории (по традиции король только принимает, но не наносит визитов).
Но с течением времени Таксин все более восстанавливает в своем быту черты восточной деспотии. Он окружает себя охраной из чужеземных наемников-христиан. Он решительно настаивает на периодическом принесении ему присяги даже теми, кто при прежних королях был освобожден от нее по религиозным соображениям. Наконец, он объявляет себя воплощением Будды и требует соответствующих почестей.
Одновременно с этим начинается наступление на права, завоеванные народом в крестьянской войне. Единственный дошедший до нас целиком указ Пья Таксина предписывает татуировать податное сословие знаками тех кромов, к которым они приписаны. Полностью возрождается бюрократический аппарат. Если раньше Таксин широко тратил государственные деньги на ввоз продовольствия для раздачи населению, то теперь он прежде всего заботится о нерушимости государственной монополии на внешнюю торговлю. При нем, по-видимому, она была всеобъемлющей (а не охватывала, как раньше, отдельные виды товаров). На ведение агрессивных войн постоянно требовались огромные суммы денег, и, чтобы легче было их добывать, он завел целую сеть доносчиков. Теперь для обвинения в нарушении закона достаточно было одного свидетеля, что, даже по юридическим нормам восточной деспотии, считалось беззаконием.
Крестьянство стало все больше охладевать к Пья Таксину, светские феодалы после укрепления государственного аппарата все меньше стали в нем нуждаться, а его враги — буддийские монахи — ждали лишь удобного момента, чтобы нанести ему решительный удар.
Благоприятная для переворота обстановка сложилась в начале 1782 г., когда большая часть армии во главе с генералом Чакри ушла в поход против восставшей Камбоджи. Сиамские источники глухо сообщают, что мятеж начался в Аютии, где велись раскопки погребенных сокровищ. Производитель раскопок Пра Вичит Наронг своими притеснениями довел работников до восстания. В марте 1782 г. они убили его и во главе с Май Буннаком двинулись на Тонбури. (Тут, видимо, многое недоговорено. Речь, вероятно, шла о дальнейшей экспроприации церковных богатств, замурованных в стенах пагод, и восстание было вызвано пропагандой монахов против короля-святотатца.) Генерал Пья Санкабури, посланный с войском против мятежников, перешел на их сторону. 30 марта 1782 г. повстанцы, не встретив сопротивления, вошли в Тонбури. В руках Таксина оставался только королевский дворец, охраняемый христианскими наемниками. Видя, что дальнейшее сопротивление бесполезно, утром 1 апреля Таксин объявил о том, что отрекается от трона и уходит в монахи. В тот же день Пья Санкабури приказал открыть тюрьмы и выпустить всех заключенных. За этим последовала массовая резня доносчиков.
На вакантный трон появилось сразу несколько претендентов, но большинство феодалов предпочло главнокомандующего Чао Пья Чакри, в руках которого находилась реальная сила — армия. 20 апреля 1782 г. Чао Пья Чакри прибыл с войском в Тонбури и был провозглашен королем. Пья Таксин был казнен, несмотря на свою монашескую рясу. Его судьбу разделили Пья Санкабури и другие политические противники Ча.кри, ставшего основателем династии, которая царствует и ныне.
ГЛАВА VIII
Дата: 2019-05-28, просмотров: 282.