Нормативный правовой акт и его судебное толкование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уголовный кодекс Российской Федерации (ч. 2 ст. 6, ст. 16—18, 63, 68—70).

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об усло­виях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым пре­ступлениям».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

Уголовная ответственность

Вопросы

1. Понятие уголовной ответственности, ее содержание и формы реализации. Соотношение уголовной ответственности и наказания.

2. Момент возникновения и прекращения уголовной ответствен­ности. Привлечение к уголовной ответственности.

3. Уголовная ответственность и уголовное правоотношение.

4. Основание уголовной ответственности.

5. Принципы уголовной ответственности.

Рекомендации к изучению темы

Вопрос об уголовной ответственности — один из самых сложных и дискуссионных вопросов теории уголовного права. Его целесооб­разно рассматривать, сравнивая основные концепции уголовной от­ветственности, предложенные в науке.

Принципы уголовной ответственности должны быть рассмотре­ны в практическом преломлении и в системе.

Задача 1

Согласно ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» «депутаты Государственной Ду­мы ФС РФ без согласия Государственной Думы ФС РФ не могут быть... привлечены к уголовной... ответственности».

Какие именно процессуальные действия не могут быть соверше­ны в отношении депутата без согласия палаты?

Задача 2

Маказову было предъявлено обвинение в изнасиловании его малолетней падчерицы, он был взят под стражу, после чего заболел психическим расстройством. Дело направлено в суд без обвинитель­ного заключения для применения к Маказову принудительных мер медицинского характера. Суд освободил Маказова от наказания по болезни, применив к нему принудительные меры медицинского ха­рактера. После излечения производство по делу было возобновлено и затем прекращено в связи с отсутствием события преступления.

Входят ли примененные к Маказову содержание под стражей и принудительные меры медицинского характера в содержание уголовной ответственности?

Задача 3

Следователь, сославшись на ч. 3 ст. 20 УК, постановил освобо­дить несовершеннолетнего А. от уголовной ответственности по при­чине его отставания в психическом развитии, не связанного с пси­хическим расстройством, в силу которого он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фак­тический характер и общественную опасность своих действий.

Соответствует ли постановление закону?

Задача 4

Прокурор прекратил уголовное дело в отношении А. в связи с тем, что тот действовал в состоянии необходимой обороны и не пре­высил ее пределов (ст. 37 УК). В отношении Б. уголовное дело было прекращено в связи с его добровольным отказом от преступления (ст. 31 УК).

Имеет ли место в этих случаях освобождение от уголовной ответ­ственности? Обоснуйте свое решение.

Задача 5

Следователь прекратил уголовное преследование в отношении лица на основании Примечания 1 к ст. 228 УК РФ.

Можно ли это рассматривать в качестве освобождения от уголо­вной ответственности? Какая статья УПК РФ регламентирует поря­док применения этой нормы?

Задача 6

Группа депутатов Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ обратилась к министру юстиции РФ с просьбой издать при­каз об освобождении в порядке правового эксперимента из мест ли­шения свободы мужчин, имеющих малолетних детей, на основании ст. 82 УК РФ.

Вправе ли министр издать такой приказ? Соответствует ли он принципам уголовной ответственности?

Задача 7

Финансируемое из-за рубежа общественное объединение, дея­тельность которого направлена на гуманизацию уголовного права и процесса, с целью более эффективного применения ст. 76 УК РФ подготовила медиаторов (посредников), которые призваны на про­фессиональном уровне урегулировать конфликты, добиваясь при­мирения подозреваемых и обвиняемых с потерпевшими. Генераль­ный прокурор РФ запретил своим приказом сотрудникам правоох­ранительных органов сотрудничать с медиаторами.

Соответствует ли это закону и принципам уголовного права?

Задача 8

Президент РФ издал указ, которым установлены иммунитеты от уголовного преследования для отдельных категорий граждан.

Соответствует ли этот указ принципам уголовной ответственности?

Задача 9

При назначении наказания в виде штрафа суд учел имуществен­ное положение подсудимого.

Был ли нарушен принцип равенства всех перед законом, закреп­ленный в ст. 4 УК? Почему?

Задача 10

Прокурор области устным распоряжением на совещании пред­писал нижестоящим прокурорам бороться против применения условного осуждения к лицам, не имеющим регистрации по месту постоянного жительства в пределах области.

Соответствует ли это принципам уголовного права?

Задача 11

Маркелов и Никонов совершили кражу. Маркелову, организо­вавшему совершение кражи и лично участвовавшему в ее соверше­нии, суд назначил наказание в виде штрафа. Роль Никонова в совер­шении преступления была менее значительной. Однако суд устано­вил, что доходы и имущество подсудимого Никонова не позволяют ему уплатить штраф, предусмотренный законом за совершенное им преступление. Исходя из этого, суд назначил Никонову наказание в виде лишения свободы (условно).

Соответствует ли назначенное наказание принципам уголовного права?

Задача 12

Говорук в результате судебной ошибки был осужден за убийство Токаева к 10 годам лишения свободы. В дальнейшем было уста­новлено, что убит другой человек и к его убийству Говорук непри­частен. Отбыв наказание, Говорук разыскал Токаева и из мести за свое незаконное осуждение убил его. На суде Говорук в свою защи­ту ссылался на принцип справедливости в части правила non bis in idem, просил зачесть ему ранее отбытое наказание.

Подлежит ли Говорук ответственности за убийство Токаева? Подлежит ли зачету ранее отбытое наказание?

Задача 13

Несовершеннолетний Ковылов освобожден от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Определите момент прекращения уголовной ответственности Ковылова во времени.

Задача 14

Художник Гвоздодеров изготавливал каменные топоры и дубин­ки, которые продавал в качестве художественных произведений. С помощью экспертизы суд пришел к выводу, что дубинки являют­ся холодным оружием. Суд осудил Гвоздодерова по ч. 4 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК. То обстоятельство, что Гвоздодеров не знал о том, что изготовленные им дубинки являются оружием, суд не принял во внимание, исходя из того, что любой преступник может сослаться на подобные обстоятельства в оправдание своих незаконных действий.

Соответствует ли приговор принципам уголовной ответствен­ности?

Задача 15

Волякин был осужден по ч. 2 ст. 142 УК за фальсификацию под­писей граждан в подписном листе для выдвижения кандидата на президентских выборах. Волякин действовал без соучастников, он не использовал подкупа, принуждения, не применял насилия или угроз, не уничтожал имущества. Содеянное не причинило никому существенного вреда. Однако суд счел, что указанные обстоятельст­ва сами по себе не влияют на общественную опасность содеянного и вынес обвинительный приговор.

Соблюдены ли принципы уголовной ответственности?

Задача 16

Суд назначил несовершеннолетнему Стефаняну наказание в ви­де штрафа в размере 50 тыс. руб., несмотря на то, что у него не бы­ло ни самостоятельных доходов, ни имущества, на которое может быть обращено взыскание. Суд исходил из того, что имущественное положение родителей Стефаняна позволяет им уплатить штраф за своего сына. Родители не возражали против этого.

Соблюдены ли принципы уголовной ответственности?

Задача 17

Суд назначил за изнасилование, соединенное с угрозой убийст­ва потерпевшей (п. «в» ч. 2 ст. 131 УК), наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет условно с испытательным сроком 2 года. По­терпевшая просила назначить наказание в виде длительного лише­ния свободы, опасаясь мести со стороны обвиняемого за ее заявле­ние о совершенном преступлении, однако суд решил иначе.

Соблюдены ли принципы уголовной ответственности?

Задача 18

Учитывая, что Бердюков, обвиняемый в краже, угрожал в по­следнем слове прокурору изнасилованием его дочери после освобо­ждения, суд назначил ему максимальный срок наказания в виде ли­шения свободы.

Соблюдены ли принципы уголовной ответственности?

Задача 19

Учитывая, что подсудимый не признал своей вины, не раскаял­ся, во время судебного разбирательства вел себя дерзко, выказывал неуважение к суду, суд назначил ему максимальное наказание, пре­дусмотренное законом.

Соблюдены ли принципы уголовной ответственности?

Задача 20

Сомневаясь в факте совершения подсудимым преступления, суд принял компромиссное решение, освободив его от уголовной ответ­ственности.

Правильно ли применен закон?

Литература

Брайнин A . M . Уголовная ответственность и ее основание в советском уголо­вном праве. М., 1963.

Карпушин М.П., Курляндский В. И. Уголовная ответственность и состав пре­ступления. М., 1974.

Козаченко И.Я. Уголовный закон. Преступление. Уголовная ответственность. Екатеринбург, 1992.

Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. М., 2002.

Шишов О.Ф. Проблемы уголовной ответственности в истории советского уголовного права. М., 1982.

Чистяков А.А. Уголовная ответственность и механизм формирования ее ос­нования. М., 2002.

Чистяков А.А., Павлухин А.Н. Уголовная ответственность как научная кате­гория российской правовой доктрины. Генезис, состояние, перспективы. М., 2003.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (ст. 54).

Уголовный кодекс Российской Федерации (ч. 2 ст. 2, ст. 3—8).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (п. 55 ст. 5, ст. 20, 21, 23, 24, 28, 171).

 

Состав преступления

Вопросы

1. Состав преступления: понятие и значение.

2. Соотношение преступления, его понятия и его состава.

3. Структура состава преступления, его элементы и признаки.

4. Виды составов.

Рекомендации к изучению темы

Тема только на первый взгляд кажется очень простой, на самом деле она сложна для понимания. Правильно понять проблематику учения о составе преступления можно только с учетом историческо­го развития правовой доктрины.

Наличие в рамках учения о преступлении общего учения о со­ставе преступления составляет специфическую особенность россий­ского права (германская доктрина «состава деяния» ( Tatbestand ) имеет лишь отдаленное отношение к нашему учению о составе пре­ступления). Понятие преступления, как и всякое понятие, представ­ляет собою определенную систему признаков. Состав преступле­ния — также система признаков. Однако признаки преступления в общем понятии преступления и признаки состава преступления не тождественны. Общее понятие преступления, данное в ст. 14 УК, определяет любое преступление. Общего же состава преступления не существует. Состав преступления всегда конкретен, существуют составы убийства, изнасилования, мошенничества и др., но не суще­ствует никакого общего состава. Изучая учение о преступлении в рамках общей части уголовного права, студенты изучают не общий состав преступления, а общее в разных составах преступлений. Со­став преступления — это юридическое понятие конкретного пре­ступления, установленное нормой уголовного права.

Основное значение состава:

1) он является основанием уголовной ответственности (ст. 8 УК), при отсутствии состава преступления уголовное преследование ис­ключается (дело не может быть возбуждено, возбужденное подлежит прекращению, а суд должен вынести оправдательный приговор);

2) он является юридическим основанием квалификации пре­ступления (т.е. позволяет не только отличить преступление от не­преступного поведения, но и отграничить одно преступление от дру­гого).

Корни научной дискуссии о составе преступления уходят глубо­ко в историю советского уголовного права. В 30—40-е гг. XX в. про­фессор А.Н. Трайнин разработал основы концепции состава преступления, использовав германскую доктрину «состава деяния». Со­став преступления он определил как совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление, при этом он выделил в числе необходи­мых признаков состава преступления причинную связь и виновную связь (объект и субъект преступления под влиянием германской доктрины остались за рамками состава, так как они характеризуют не преступление как деяние, а деятеля и охраняемое благо). Прин­цип законности в его традиционной трактовке « nullum crimen , nulla роепа sine lege » он заменил новым принципом « nullum crimen , nulla роепа sine lege , sine culpa , sine causa ». В конечном счете это подрыва­ло принцип законности. По мнению А.Н. Трайнина, состав пре­ступления — это вовсе не его законодательное определение. А.Н. Трайнин утверждал, что признаки состава содержатся не в за­коне, а в деянии. Он полагал, что существует «общий состав пре­ступления». Если лицо виновно причинит вред обществу — имеют­ся признаки состава преступления и основание уголовной ответственности. Эта концепция отражала реальную практику того времени применения закона по аналогии, репрессий за «контрреволюцион­ную троцкистскую деятельность», а затем и преследование нацист­ских преступников Нюрнбергским трибуналом, в работе которого А.Н. Трайнин принимал участие. Учение А.Н. Трайнина было под­вергнуто критике в правоведении (особенно жесткой после смерти И.В. Сталина, когда доминантой правового сознания стала идея за­конности, легализм). В каждом новом издании своего труда о соста­ве преступления А.Н. Трайнин вынужден был сдавать одну позицию за другой. Вместе с тем концепция А.Н. Трайнина оказала значи­тельное влияние на правоведение, в ней имеются ценные идеи. Например, из этого учения вытекает, что простое нарушение закона не должно влечь уголовной ответственности. Если деяние не причи­нило вреда и не создало угрозу причинения вреда — состав преступ­ления отсутствует. Именно по отношению к этому вреду (а не к слу­чайно выбранным законодателем последствиям) и определяется ви­на как субъективное отношение (поэтому субъективное отношение и превращается в «вину», которая в естественном языке понимается как упречность поведения). В свете учения А.Н. Трайнина наличие признаков состава преступления автоматически обеспечивает мо­ральную упречность содеянного. По мнению А.Н. Трайнина и его последователей, формальных составов преступлений не существу­ет — существуют лишь некоторые особенности описания уголовно-правовых норм в законе. Любое преступление причиняет вред или создает угрозу его причинения.

Сегодня концепцию А.Н. Трайнина, уже согласованную с требованиями законности, развивают его ученики и последователи (Н.Ф. Кузнецова и др.)- Научным центром, последовательно разви­вающим эту доктрину, традиционно считается кафедра уголовного права МГУ им. М.В. Ломоносова.

Рассматривая виды составов преступлений, необходимо отме­тить специфику «усеченных составов» и «составов опасности». Усе­ченные составы происходят от материальных (не исторически, но феноменологически существенным признаком данного деяния яв­ляется его направленность на причинение конкретного вреда) и об­разуются путем вынесения момента окончания преступления на ста­дию приготовления или покушения, преступный вред в них субъек­тивируется в виде цели или направленности умысла, т.е. он сохраня­ется, но не как объективный, а как субъективный признак. В «соста­вах опасности» преступление окончено в момент создания реальной угрозы наступления последствий. Все усеченные составы, в которых момент окончания преступления вынесен на стадию покушения, можно отнести также и к «составам опасности», так как для покуше­ния необходимо создание реальной угрозы объекту.

Задача 1

Указывает ли ч. 2 ст. 105 УК на самостоятельный состав преступ­ления? Если указывает, то охарактеризуйте этот состав (определите его вид по структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности, укажите объективные и субъективные признаки этого состава).

Задача 2

Определите виды составов преступлений, предусмотренных ст.107 УК, по их структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъек­тивные признаки этих составов.

Задача 3

Определите вид состава преступления, предусмотренного ст.110УК, по его структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъективные признаки этого состава.

Задача 4

Определите виды составов преступлений, предусмотренных ст.116 УК, по их структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъек­тивные признаки этих составов.

Задача 5

Определите виды составов преступлений, предусмотренных ст.122 УК, по их структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъек­тивные признаки этих составов.

Задача 6

Определите виды составов преступлений, предусмотренных ст.123 УК, по их структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъек­тивные признаки этих составов.

Задача 7

Определите виды составов преступлений, предусмотренных ст.130 УК, по их структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъек­тивные признаки этих составов.

Задача 8

Определите виды составов преступлений, предусмотренных ст.131 УК, по их структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъек­тивные признаки этих составов.

Задача 9

Определите виды составов преступлений, предусмотренных ст.151 УК, по их структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъек­тивные признаки этих составов.

Задача 10

Определите виды составов преступлений, предусмотренных ст.158 УК, по их структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъек­тивные признаки этих составов.

Задача 11

Определите виды составов преступлений, предусмотренных ст.162 УК, по их структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъек­тивные признаки этих составов.

Задача 12

Определите виды составов преступлений, предусмотренных ст.198 УК, по их структуре, конструкции объективной стороны и степени общественной опасности. Укажите объективные и субъек­тивные признаки этих составов.

Задача 13

Охарактеризуйте на материале Особенной части УК РФ возмож­ные значения корыстной цели.

Задача 14

Где закреплены признаки состава преступления, предусмотрен­ного ч. 1 ст. 126 УК?

Задача 15

Охарактеризуйте общий состав преступления, если он существу­ет. Аргументируйте свою позицию.

Задача 16

Существует ли состав хищения как состав преступления (см. примечания к ст. 158 УК)?

Задача 17

Гражданка Незнамова, заменив паспорта гражданки СССР на российский, через некоторое время обнаружила, что в новом па­спорте неправильно указан год ее рождения. Вместо 1946 г. ошибоч­но указан 1976 г. Опасаясь, что эта описка может серьезно услож­нить реализацию ее права на пенсию, и не желая платить деньги за повторную замену паспорта, Незнамова, использовав ластик, самос­тоятельно исправила дату на правильную.

Имеется ли в действиях Незнамовой состав преступления, предусмотренный ст. 327 УК?

Задача 18

Пенсионер Кихотов позвонил в местную администрацию и со­общил, что в случае, если ему не выплатят задолженность по пен­сии, он взорвет здание местной администрации. В действительнос­ти Кихотов не имел намерения произвести взрыв, взрывного ус­тройства и возможности его изготовить не имел. Его угроза не вос­принималась как реальная.

Имеется ли в действиях Кихотова состав преступления, и если имеется, то какого преступления (см. ст. 205 и по 207 УК)?

Литература

Гаухман Л.Б. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2003.

Карпушин М.П., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав пре­ступления. М., 1974.

Кузнецова Н.Ф. Состав преступления: спорные вопросы // Вестник Москов­ского университета. 1987. № 4.

Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1999.

Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., 1984.

Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957.

Нормативные правовые акты

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.8). Уголовно- процессуальный кодекс РФ (ст. 24).

 

Объект преступления

Вопросы

1. Объект преступления: понятие, содержание и значение.

2. Классификация объектов.

3. Предмет преступления и потерпевший.

Рекомендации к изучению темы

В течение последнего десятилетия обострилась научная дискус­сия по вопросу об объекте преступления. Наряду с традиционным пониманием объекта в качестве охраняемых законом общественных отношений предложено его более абстрактное понимание как пра­вового блага (от немецкого «rechtsgut») и, напротив, более конкрет­ное — как охраняемых законом интересов личности, общества и го­сударства. Существуют и иные подходы, так, некоторые ученые счи­тают объектом любого преступления человека (людей) как необхо­димых участников общественных отношений.

Изучая объект преступления как общественное отношение, не­обходимо уяснить его структуру (субъект, объект, содержание) и его тип (ценностный характер). Именно такое отношение можно назы­вать правовым благом (объектом правовой охраны) и охраняемым законом интересом (объективно существующим субъективным бла­гом, а не интересом в психологическом понимании). Необходимо также уяснить, что же является объектом преступления, обществен­ное отношение как таковое или же правоотношение (общественное отношение, урегулированное нормой права, т.е. «норма права в ее реальном бытии» по Н.С. Таганцеву).

Рассматривая виды объектов, нужно обратить внимание на то, что основной объект отличается от дополнительного не своей осо­бой значимостью, а отношением к видовому объекту.

Необходимо отметить, что предмет и потерпевший являются факультативными признаками объекта, они имеются только в некото­рых составах преступлений.

При изучении предмета преступления необходимо уяснить его связь с объектом, его место в структуре объекта. Следует отметить тенденцию в науке к распространению понятия предмета на инфор­мацию (вопрос о «материальности» которой остается дискуссион­ным), символы и т.п.

Характеризуя потерпевшего, следует отметить отличие в пони­мании потерпевшего в материальном и процессуальном праве. Например, в процессуальном праве потерпевшим может быть приз­нан родственник убитого. В материальном праве потерпевший понимается как факультативный признак объекта преступления, который содержится в составах только тех преступлений, в которых ква­лификация содеянного зависит от наличия или отсутствия тех или иных признаков, характеризующих лицо, которому непосредствен­но причиняется вред этим преступлением.

Задача 1

Укажите объекты (общий родовой, видовой, непосредственный, основной и дополнительный, если имеется), а также предмет и по­терпевшего в составах преступлений, предусмотренных ст. 105, ч. 1 ст. 111, ч. 4 ст. 111, ч. 1 ст. 123, ч. 2 ст. 143, ст. 149 УК. Если объект, предмет, потерпевший являются альтернативными — укажите это.

Задача 2

Прилепский явился с работы домой в нетрезвом состоянии. Же­на, сделав ему замечание, просила его не скандалить и лечь спать. В ответ Прилепский избил жену, причинив ей вред здоровью средней тяжести (ст. 115 УК).

Определите родовой, видовой и непосредственный объект преступления, совершенного Прилепским.

Задача 3

Зубарев был задержан сотрудниками милиции за незаконное хранение огнестрельного оружия (автомат) (ст. 222 УК).

Определите родовой, видовой, непосредственный объект и пред­мет преступления, совершенного Зубаревым.

Задача 4

Михайлов С. во время ссоры со своим братом Михайловым М. из чувства мести топором нанес ему удар по голове, от чего тот, не приходя в сознание, скончался в больнице (ст. 105 УК).

Проанализируйте объект совершенного преступления. Кто в данном случае является потерпевшим?

Задача 5

Егоров и Щукин, предварительно сговорившись, проникли в загородный дом Виноградова и, похитив телевизор, два магнитофона и норковую шубу, всего на сумму 140 тыс. руб., скрылись (ст. 158 УК).

Определите непосредственный объект и предмет данного преступления. Кто является потерпевшим от этого преступления?

Задача 6

Голышев, ворвавшись во время обеденного перерыва в магазин бытовой химии, приставил нож к лицу продавщицы Цаплиной и потребовал от нее передачи всех денежных средств, находящихся в помещении (ст. 162 УК). Испугавшись угроз, Цаплина отдала всю выручку магазина в общей сумме 25 тыс. руб.

Определите видовой, а также основной и дополнительный непосредственный объект преступления, совершенного Голышевым. Укажите его предмет и орудие совершения.

Задача 7

Андреев в течение одного года занимался изготовлением и сбы­том фальшивых 50-долларовых купюр (ст. 186 УК).

Определите родовой, видовой, непосредственный объект и пред­мет преступления, совершенного Андреевым.

Задача 8

Степанов на рынке приобрел в крупном размере наркотическое вещество — кокаин (ст. 228 УК). После этого по пути домой он был задержан сотрудниками милиции.

Определите родовой, видовой, непосредственный объект и пред­мет преступления, совершенного Степановым.

Задача 9

Мастер производственного цеха Захаров, выступая на собрании трудового коллектива, в неприличной форме унизил честь и досто­инство заместителя генерального директора Панина (ст. 130 УК).

Определите родовой, видовой и непосредственный объект преступления, совершенного Захаровым. Существует ли предмет в дан­ном преступлении?

Задача 10

Шилкин и Пастухов, предварительно сговорившись и вооружив­шись пистолетом «ПМ», совершили с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, нападение на оружейную комнату частного охранного предприятия «Сумарай», похитив 6 пистолетов «ПМ» и 55 патронов к нему (ст. 226 УК).

Определите родовой, видовой, основной и дополнительный непосредственный объект, предмет преступления. В чем разница меж­ду предметом преступления и орудием совершения преступления?

Задача 11

Баранов был осужден по ст. 159 УК за то, что, предложив Шара­пову по хорошему курсу обменять на рубли принадлежащие ему 1 тыс. долларов США, получил последние и скрылся.

Определите объекты совершенного Барановым преступления по «горизонтали» и «вертикали».

Задача 12

Сотрудниками таможни аэропорта «Домодедово» был задержан Панкратов, пытавшийся контрабандным путем вывезти за пределы РФ икону, представляющую историческую и культурную ценность (ст. 188 УК).

Определите родовой, видовой, непосредственный объект и пред­мет преступления.

Задача 13

Семенов, достоверно зная о несовершеннолетнем возрасте Мед­ведевой, с целью изнасилования привез ее на свою дачу. Преодолев сопротивление потерпевшей, Семенов избил Медведеву, причинив побои, а затем изнасиловал (ст. 131 УК).

На какие объекты преступления посягнул Семенов? Раскройте содержание каждого из них, определив при этом его вид. Существу­ет ли предмет в данном преступлении?

Задача 14

Несовершеннолетние Кузнецов и Лопатин поздно вечером, на­ходясь в состоянии алкогольного опьянения, на неохраняемой сто­янке металлическими прутьями разбили стекла 7 машинам и повре­дили еще у 3 машин двери и капоты (ст. 167 УК). Общий ущерб со­ставил 60 тыс. руб.

Определите родовой, видовой, непосредственный объект и пред­мет преступления.

Литература

Глистин В.К. Проблема уголовно-правовой охраны общественных отноше­ний (объект и квалификация преступлений). Л., 1979.

Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М., 1980.

Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., I960.

Новоселов Г.П. Учение об объекте преступления. М., 2001.

Таций В.Я. Объект и предмет преступления в советском уголовном праве. Харьков, 1988.

Нормативный правовой акт

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 2, 8).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 830.