РЕЛИГИОЗНАЯ ПУТАНИЦА В ГЕРМАНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Начало ко­рен­ной лом­ки ка­то­ли­чест­ва по­ло­жи­ли так на­зы­ва­емые гу­ма­нис­ты, пря­мой про­ти­во­по­лож­ностью ко­то­рых яв­ля­лись так на­зы­ва­емые обс­ку­ран­ты.

Для яс­нос­ти поп­ро­бу­ем в двух-трех обык­но­вен­ных, по­нят­ных сло­вах оха­рак­те­ри­зо­вать тех и дру­гих, ру­ко­водст­ву­ясь при этом тем впе­чат­ле­ни­ем, ко­то­рое ос­та­лось у нас пос­ле тща­тельно­го шту­ди­ро­ва­ния эпо­хи Ре­фор­ма­ции.

Так на­зы­ва­емые гу­ма­нис­ты: по­ря­доч­ные, ум­ные, ин­тел­ли­гент­ные лю­ди, без кос­нос­ти и пред­рас­суд­ков.

Так на­зы­ва­емые обс­ку­ран­ты: не­ве­жест­вен­ные глуп­цы, тем­ные и злые ду­ра­ки.

Из этих ду­шев­ных свойств вы­те­ка­ли и пос­туп­ки тех и дру­гих.

Одни пи­са­ли ум­ные кни­ги, дру­гие сжи­га­ли их; од­ни го­во­ри­ли здра­вые че­ло­ве­чес­кие сло­ва, дру­гие, воз­ра­жая им, нес­ли не­воз­мож­ную чушь, так что, по сло­вам од­но­го ле­то­пис­ца то­го вре­ме­ни: «Уши вя­нут, ког­да слу­ша­ешь обс­ку­ран­та».

Правда, гу­ма­нис­ты то­же иног­да впа­да­ли в не­нуж­ную край­ность. Каж­дый гу­ма­нист ду­мал, что ум­нее его ни­ко­го и нет, и сей­час же вы­ду­мы­вал но­вое ре­ли­ги­оз­ное усо­вер­шенст­во­ва­ние, про­по­ве­до­вал но­вую, свою собст­вен­ную (осте­ре­гаться под­де­лок!) ве­ру.

Повторилась та же ис­то­рия, что с изоб­ре­те­ни­ями и отк­ры­ти­ями: по­яви­лась мо­да на изоб­ре­те­ния — все бро­си­лись изоб­ре­тать что по­па­ло: кни­го­пе­ча­та­ние, по­рох, маг­нит­ную стрел­ку… Эту мо­ду сме­ни­ла дру­гая: отк­ры­вать. Все ли­хо­ра­доч­но ри­ну­лись отк­ры­вать что под­вер­нет­ся под ру­ку, без вся­ко­го тол­ку и смыс­ла…

Понаоткрывали раз­ных зе­мель — мо­да ус­та­ре­ла. Уже счи­та­лось приз­на­ком дур­но­го то­на, ста­ро­мод­ным про­вин­ци­ализ­мом — отк­рыть ка­кую-ни­будь но­вую зем­лю. Про­ез­жая ми­мо не­отк­ры­тых еще зе­мель, мо­реп­ла­ва­те­ли де­ла­ли вид, что не за­ме­ча­ют их.

Образовалась в ду­шах пус­то­та — и пус­то­та эта ста­ла за­пол­няться раз­ны­ми ве­ро­уче­ни­ями.

Кажется, дос­та­точ­но бы­ло то­го, что один ум­ный ре­ли­ги­оз­ный че­ло­век, так называемый Мар­тин Лю­тер, исп­ра­вил ка­то­ли­чес­кую ре­ли­гию, до­вел ее до прос­то­ты, очис­тил от мно­гих оши­бок и заб­луж­де­нии. Нет! По­явил­ся еще ка­кой-то Цвинг­ли, ко­то­рый пе­ре­вер­нул вверх дном всю Швей­ца­рию, до­ка­зал, что Лю­тер — пос­те­пе­но­вец, об­ви­нил его чуть ли не в ок­тяб­риз­ме и стал уст­ра­ивать ре­ли­гию по-сво­ему: зап­ре­тил цер­ков­ное пе­ние, све­чи и да­же ве­лел вы­нес­ти из церк­вей все изоб­ра­же­ния свя­тых.

Отсюда и пош­ла из­вест­ная швей­царс­кая по­го­вор­ка: «Хоть свя­тых вон вы­но­си» (1531 г.).

Проповеднику по име­ни Кальвин не пон­ра­вил­ся ни Лю­тер, ни Цвинг­ли. Он по­тер се­бе лоб и вы­ду­мал но­вое ве­ро­уче­ние, сущ­ность ко­то­ро­го зак­лю­ча­лась в пре­доп­ре­де­ле­нии. Кальвин уве­рял, что лю­ди за­ра­нее наз­на­че­ны — од­ни к веч­но­му спа­се­нию, дру­гие к веч­ной ги­бе­ли. Ко­неч­но, про­по­ве­дуя это, Кальвин, по сво­ей те­ории, ни­чем уже и не рис­ко­вал в бу­ду­щей жиз­ни. Раз ему за­ра­нее бы­ло наз­на­че­но то или дру­гое, Кальвин де­лал в те­ку­щей жиз­ни что ему взду­ма­ет­ся.

По име­ни Кальви­на его пос­ле­до­ва­те­ли ста­ли на­зы­ваться гу­ге­но­та­ми, но да­же и этот псев­до­ним не спас их от ист­реб­ле­ния (см. опе­ру «Гу­ге­но­ты»).

Некоторое вре­мя гу­ге­но­ты под име­нем пу­ри­тан еще дер­жа­лись в Анг­лии (Шот­лан­дия), но и там они пос­те­пен­но вы­ве­лись. Те­перь сре­ди анг­ли­чан и днем с ог­нем не най­дешь пу­ри­та­ни­на — все едят кро­ва­вые рост­би­фы, хо­дят в ки­не­ма­тог­ра­фы и да­же из­ред­ка же­нят­ся друг на дру­ге.

Так, по сви­де­тельству бесп­рист­раст­ной ис­то­рии, все ре­ли­гии пос­те­пен­но вы­рож­да­ют­ся, мельча­ют и мерк­нут.

 

ЛИЧНОСТЬ МАРТИНА ЛЮТЕРА

 

Как и большинст­во лю­дей его сор­та. Мар­тин Лю­тер имел «вва­лив­ши­еся го­ря­щие гла­за, вдох­но­вен­ный вид и го­во­рил убе­ди­тельно, сме­ло, отк­ры­то и го­ря­чо».

 

—Сам-то ты хорош, — ответил ему Лютер.

 

Так. нап­ри­мер, ког­да про­фес­сор Эк выз­вал его на ре­ли­ги­оз­ный спор, Лю­тер стой­ко вы­дер­жал Эко­вы на­пад­ки и за­щи­щал­ся, как лев. Выс­лу­шав мне­ние Лю­те­ра об Иоган­не Гу­се, Эк ска­зал:

— С этих пор, дос­то­поч­тен­ный отец, будьте вы мне как языч­ник и мы­тарь.

— Сам-то ты хо­рош! — от­ве­тил ему Лю­тер (Шле­зенг. II ч., с. 143). чем этот ис­то­ри­чес­кий дис­пут и за­кон­чил­ся.

Спрашивается: ка­кая же при­чи­на по­бу­ди­ла Лю­те­ра при­нять лю­те­ранст­во? Ис­то­рия от­ве­ча­ет на это: папс­кие ин­дульген­ции!

Индульгенциями на­зы­ва­лись сви­де­тельства вро­де тех, ко­то­рые вы­да­ют­ся те­перь «о при­вив­ке ос­пы».

На пер­вый взгляд это бы­ли прос­тые про­дол­го­ва­тые бу­маж­ки, но в них зак­лю­ча­лась уди­ви­тельная си­ла: сто­ило только ку­пить та­кую бу­маж­ку — и по­ку­па­те­лю от­пус­ка­лись гре­хи, не только про­шед­шие, но и бу­ду­щие.

Перед тем как за­ре­зать и ог­ра­бить семью, раз­бой­ник шел к мо­на­ху и, по­тор­го­вав­шись до седьмо­го по­ту, по­ку­пал ин­дульген­цию.

Иногда, не имея де­нег, брал ее в кре­дит.

— Ничего, — го­во­рил обык­но­вен­но доб­ро­душ­ный мо­нах. — От­дашь пос­ле, ког­да за­ре­жешь. Вы на­ши пос­то­ян­ные по­ку­па­те­ли, как же-с!..

Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.