Основные этапы разработки и внедрения СМК предприятия?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внедрение системы качества представляет собой комплекс работ, который затрагивает различные аспекты деятельности организации и ее подсистемы - подсистему стратегического управления, производственную подсистему, подсистему логистики, управление персоналом, внутренние коммуникации, документооборот и др. В связи с этим, внедрение системы качества является достаточно трудной, длительной и трудоемкой задачей. Решение этой задачи, как правило, происходит в несколько этапов.

Основные этапы внедрения СМК следующие:

Первый этап - анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала;

Второй этап - разработка документации и изменение работы сотрудников;

Третий этап - проведение внутреннего аудита системы качества.

Каждый из этих этапов состоит из определенного, достаточно большого набора работ. Наиболее сложным и трудоемким этапом является второй этап работ, а вот наиболее критическим для всего проекта внедрения СМК является первый. Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы разработать и внедрить систему качества.

Создание и внедрение СМК на предприятии необходимо рассматривать как Проект, реализация которого основана на методологии управления проектами. В общем случае весь комплекс работ по созданию, внедрению и обеспечению успешного функционирования СМК состоит из 6 этапов:

Этап 1. Подготовка к созданию СМК. 

На этом этапе решаются следующие задачи:

 - определяется политика и цели предприятия в области качества;

 - формируется организационная структура СМК: назначается ответственный со стороны руководства (зам. руководителя организации по качеству); создается отдел управления качеством (на начальном этапе – ведущий специалист); создается команда проекта; - проводится обучение персонала: сотрудники отдела качества и команда проекта, лучше в специализированных организациях (1 – 2 чел.);

- разрабатывается план проведения работ по созданию СМК, определяются виды, сроки и стоимость работ, ответственные исполнители; - привлекаются профессиональные консультанты.

Этап 2. Проведение комплексного анализа действующей системы управления качеством и определение действующих процессов на предприятии.

На этом этапе:

- проводится анализ организационной структуры предприятия, системы управления качеством, сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества, используемых методов контроля качества работ или продукции;

- выделяются существующие бизнес-процессы на предприятии (процессы добавляющие стоимость) и лица, ответственные за эти процессы, устанавливается перечень процессов, схема их взаимодействия, методы оценивания результатов;

- разрабатываются предложения по совершенствованию системы управления качеством.

Этап 3. Разработка документов СМК.

На этом этапе разрабатываются:

- Руководство по качеству, в котором приводится политика и цели организации в области качества, структура процессов системы, дается описание порядка реализации всех требований стандарта ИСО 9001 к СМК предприятия;

- документированные процедуры, предназначенные для координации различных видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование СМК;

- записи по качеству – документы по доказательству качества продукции, работ, услуг, в которых содержатся зарегистрированные значения контролируемых показателей и параметров. После этого приводятся в соответствие все регламентирующие документы (положения о функциональных подразделениях предприятия, должностные инструкции сотрудников, рабочие инструкции). Все вышеназванные документы СМК согласовываются с исполнителями и утверждаются руководством предприятия.

Этап 4. Внедрение СМК. 

На этом этапе решаются следующие задачи:

 - ознакомление всего персонала предприятия с документацией СМК, которая должна быть размножена в необходимом количестве экземпляров и передана на рабочие места всех исполнителей;

 - обучение всего персонала организации работе в условиях функционирования СМК;

- подготовка и издание приказа руководителя организации о внедрении СМК;

 - разработка плана мероприятий по внедрению СМК с указанием видов работ, сроков исполнения, ответственных исполнителей. Весь персонал предприятия в этот период должен работать по документированным процедурам и вести записи о качестве. Отдел управления качеством контролирует ход выполнения мероприятий и проводит необходимые проверки.

Этап 5. Функционирование СМК.

 На этом этапе:

- проводятся внутренние аудиты СМК (для этого отдел управления качеством разрабатывает и составляет планы проведения внутренних аудитов, формирует комиссии, оформляет и представляет руководству результаты внутренних аудитов);

 - проводится анализ функционирования СМК со стороны руководства предприятия (анализ проводится на основании: результатов аудитов, обратной связи с потребителями, данных об уровне качества продукции, о функционировании процессов, действий, предпринятых по предыдущему анализу и т.д.);

- проводится постоянное улучшение СМК – это обязательное условие ее функционирования (здесь по результатам внутренних аудитов и анализа со стороны руководства разрабатываются мероприятия по улучшению СМК и осуществляется их реализация; организует и проводит эту работу отдел управления качеством).

Этап 6. Сертификация СМК по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001.

 На этом этапе решаются следующие задачи:

- выбор сертифицирующего органа;

- подготовка и передача заявки на сертификацию и пакета документов; - участие во внешнем аудите;

- работа по устранению несоответствий.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.