Внедрение системы качества представляет собой комплекс работ, который затрагивает различные аспекты деятельности организации и ее подсистемы - подсистему стратегического управления, производственную подсистему, подсистему логистики, управление персоналом, внутренние коммуникации, документооборот и др. В связи с этим, внедрение системы качества является достаточно трудной, длительной и трудоемкой задачей. Решение этой задачи, как правило, происходит в несколько этапов.
Основные этапы внедрения СМК следующие:
Первый этап - анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала;
Второй этап - разработка документации и изменение работы сотрудников;
Третий этап - проведение внутреннего аудита системы качества.
Каждый из этих этапов состоит из определенного, достаточно большого набора работ. Наиболее сложным и трудоемким этапом является второй этап работ, а вот наиболее критическим для всего проекта внедрения СМК является первый. Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы разработать и внедрить систему качества.
Создание и внедрение СМК на предприятии необходимо рассматривать как Проект, реализация которого основана на методологии управления проектами. В общем случае весь комплекс работ по созданию, внедрению и обеспечению успешного функционирования СМК состоит из 6 этапов:
Этап 1. Подготовка к созданию СМК.
На этом этапе решаются следующие задачи:
- определяется политика и цели предприятия в области качества;
- формируется организационная структура СМК: назначается ответственный со стороны руководства (зам. руководителя организации по качеству); создается отдел управления качеством (на начальном этапе – ведущий специалист); создается команда проекта; - проводится обучение персонала: сотрудники отдела качества и команда проекта, лучше в специализированных организациях (1 – 2 чел.);
- разрабатывается план проведения работ по созданию СМК, определяются виды, сроки и стоимость работ, ответственные исполнители; - привлекаются профессиональные консультанты.
Этап 2. Проведение комплексного анализа действующей системы управления качеством и определение действующих процессов на предприятии.
На этом этапе:
- проводится анализ организационной структуры предприятия, системы управления качеством, сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества, используемых методов контроля качества работ или продукции;
- выделяются существующие бизнес-процессы на предприятии (процессы добавляющие стоимость) и лица, ответственные за эти процессы, устанавливается перечень процессов, схема их взаимодействия, методы оценивания результатов;
- разрабатываются предложения по совершенствованию системы управления качеством.
Этап 3. Разработка документов СМК.
На этом этапе разрабатываются:
- Руководство по качеству, в котором приводится политика и цели организации в области качества, структура процессов системы, дается описание порядка реализации всех требований стандарта ИСО 9001 к СМК предприятия;
- документированные процедуры, предназначенные для координации различных видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование СМК;
- записи по качеству – документы по доказательству качества продукции, работ, услуг, в которых содержатся зарегистрированные значения контролируемых показателей и параметров. После этого приводятся в соответствие все регламентирующие документы (положения о функциональных подразделениях предприятия, должностные инструкции сотрудников, рабочие инструкции). Все вышеназванные документы СМК согласовываются с исполнителями и утверждаются руководством предприятия.
Этап 4. Внедрение СМК.
На этом этапе решаются следующие задачи:
- ознакомление всего персонала предприятия с документацией СМК, которая должна быть размножена в необходимом количестве экземпляров и передана на рабочие места всех исполнителей;
- обучение всего персонала организации работе в условиях функционирования СМК;
- подготовка и издание приказа руководителя организации о внедрении СМК;
- разработка плана мероприятий по внедрению СМК с указанием видов работ, сроков исполнения, ответственных исполнителей. Весь персонал предприятия в этот период должен работать по документированным процедурам и вести записи о качестве. Отдел управления качеством контролирует ход выполнения мероприятий и проводит необходимые проверки.
Этап 5. Функционирование СМК.
На этом этапе:
- проводятся внутренние аудиты СМК (для этого отдел управления качеством разрабатывает и составляет планы проведения внутренних аудитов, формирует комиссии, оформляет и представляет руководству результаты внутренних аудитов);
- проводится анализ функционирования СМК со стороны руководства предприятия (анализ проводится на основании: результатов аудитов, обратной связи с потребителями, данных об уровне качества продукции, о функционировании процессов, действий, предпринятых по предыдущему анализу и т.д.);
- проводится постоянное улучшение СМК – это обязательное условие ее функционирования (здесь по результатам внутренних аудитов и анализа со стороны руководства разрабатываются мероприятия по улучшению СМК и осуществляется их реализация; организует и проводит эту работу отдел управления качеством).
Этап 6. Сертификация СМК по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001.
На этом этапе решаются следующие задачи:
- выбор сертифицирующего органа;
- подготовка и передача заявки на сертификацию и пакета документов; - участие во внешнем аудите;
- работа по устранению несоответствий.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.