Влиятельные силы в правящих кругах Англии, учреждая свою военную администрацию в Эфиопии, рассчитывали установить колониальное господство над этой африканской страной. Как сообщал 16 мая 1941 г. советник посольства США в Лондоне Хэршель Джонсон, английское правительство хотело «использовать императора как инструмент власти в части Эфиопии», заявив к тому же, «что он должен действовать только через англичан и с их согласия» [50, с. 350].
В свою очередь, Хайле Селассие в условиях отсутствия на-национальных государственных институтов, ликвидированных итальянцами, и функционирования БВА старался утвердить собственную власть, добиться последовательного выполнения Англией заверений от 4 февраля 1941 г. о признании его законным государем, заручиться поддержкой партизанских руководителей, снискавших своим мужеством и беспримерным героизмом любовь и уважение широких масс, а также укрепить веру населения в незыблемость феодально-монархических устоев.
Он ревностно следил за попытками англичан наладить связи с «соломонидами», и особенно с расом Сыюмом, порвавшим с итальянцами и заявившим о своей лояльности императору. Вместе с тем Хайле Селассие нуждался в помощи БВА в создании государственных органов и в наведении порядка в стране, где царила разруха (общий ущерб, нанесенный захватчиками, оценивался в 132,5 млн. ф. ст.) и где находились десятки тысяч итальянских военнослужащих и гражданских лиц, ждавших репатриации и нарушавших порой процесс восстановления мирной жизни.
В Лондоне надеялись при достижении своих колониальных, целей воспользоваться этой заинтересованностью императора. Однако английские планы порабощения Эфиопии встретили известное противодействие со стороны феодальной верхушки, которая не могла не учитывать собственные классовые устремления, традиции независимого существования страны, тенденции общемирового [188] развития, подъем национальных, патриотических чувств населения, сумевшего в изнурительной многолетней войне одержать победу над итальянцами, а также рост недовольства среди широких масс засильем англичан, выразившийся, в частности, в мощных антибританских демонстрациях, в налетах на английские военные объекты. Правящая элита отстаивала право на суверенное существование возрождавшегося государства, отвергая колониальные домогательства Великобритании, хотя логика борьбы за власть толкала ее к сотрудничеству и даже заигрыванию с Лондоном. Вместе с тем она ловко использовала сам факт британского присутствия, попытки Лондона навязать свое господство и антианглийские настроения для утверждения абсолютной монархии.
Вот на таком фоне взаимодействия и противоборства британского империализма и феодальной верхушки происходили общественно-политические процессы в Эфиопии в рассматриваемые годы, формирование ее государственных структур, а также выход страны на международную арену. По сложении механизма абсолютной монархии и укреплении личных позиций Хайле Селассие Эфиопия повела более решительную борьбу с англичанами.
Нельзя не согласиться с В. А. Трофимовым, что итало-фашистская агрессия «послужила поводом монархии для раздувания националистических настроений в массах и возвеличивания собственной роли в деле сохранения национального суверенитета страны, который отождествлялся с фигурой императора и с существовавшим в Эфиопии феодальным строем» [233, с. 208].
Противодействие британскому империализму и полное его поражение в середине 50-х годов еще в большей степени позволили раздуть авторитет монарха, его заслуги. Преследуя своекорыстные цели и учитывая общую ситуацию в стране и на фронтах второй мировой войны, Хайле Селассие не раз пытался заверить народные массы в искренности намерений англичан в восстановлении независимости Эфиопии и в ее послевоенном экономическом и политическом переустройстве. Еще в листовке, сброшенной с британских самолетов над эфиопской территорией в июне 1940 г., специально указывалось от имени императора на то, что «британское правительство ничего не хочет от нашей страны, кроме как нанести поражение итальянским захватчикам и помочь восстановить независимость Эфиопии» [372, с. 2]. Наряду с подобными заявлениями сообщалось о предстоящих направлениях развития страны. В уже упоминавшейся листовке подчеркивалось: «С помощью союзников мы (Хайле Селассие) усовершенствуем деятельность нашего правительства. Управление страной будет осуществляться на современной основе. Наши отношения с другими народами позволят (расширить) общение с ними» [372, с. 2]. В этих словах сформулирован курс на модернизацию государственных структур [189] страны по западным образцам в сочетании с широким выходом на международную арену и созданием внешней опоры императорскому правлению.
По освобождении от ига фашистской Италии Хайле Селассие в интервью корреспонденту газеты «Тайме» 7 мая 1941 г. определил ближайшие цели внутренней и внешней политики [159, 09.05.1941]. Они включали создание правительства, в состав которого уже были отобраны кандидатуры, приглашение британских советников для организации административных служб, создание регулярной армии якобы для «уничтожения феодализма», обучение ее с помощью английских офицеров, изъятие национальных вооруженных сил из-под контроля британского командования, а также формирование полиции. В социально-экономической области предусматривалось прежде всего развитие образования, сельского хозяйства и достижение «социального благополучия», ибо, как указывалось, «если этого не будет сделано ... независимость Эфиопии станет номинальной». В интересах укрепления эфиопо-британских связей намечалось построить дороги в направлении Судана и наладить торговлю с ним. В планы феодальной верхушки входило также заполучить Джибути, если порт и прилегающая к нему территория французской колонии окажутся в руках итальянцев, и принять помощь американского Красного Креста для организации здравоохранения в стране. Принципиально важным явилось заявление о том, что Эфиопия готова объявить войну гитлеровской Германии, поскольку «враги Великобритании — это и враги Эфиопии».
Восторженные реверансы в адрес Великобритании, однако, не предотвратили негативной реакции Лондона, когда 11 мая 1941 г. в Аддис-Абебе объявили, без предварительного согласования с англичанами (как того требовало мартовское джентльменское соглашение 1941 г.), о сформировании правительства и назначении раса Аббэбэ Арэгая губернатором Шоа. Под давлением Англии эфиопской стороне пришлось отступить, согласившись, что министры будут выполнять роль советников при штаб-квартире БВА. Но в Эфиопии их продолжали считать министрами.
Указ императора о правительственных назначениях и британский демарш в связи с ним содействовали началу англо-зфиопских переговоров об урегулировании отношений между двумя странами. После многомесячных напряженных дискуссий они закончились подписанием 31 января 1942 г. соглашения и прилагаемой к нему военной конвенции.
Согласно этим документам, Эфиопии пришлось многим поступиться, что нередко дает основания предполагать высокую цену, заплаченную императором за восстановление на троне. Лондон добился приоритета своего посланника при императорском дворе по сравнению с дипломатами других держав, использования при эфиопском правительстве в качестве советников [190] только англичан, согласия Аддис-Абебы на обязательные консультации по финансовым вопросам, оккупации англичанами восточных районов страны и т. д. Однако сам факт подписания соглашения, документально зафиксированное признание независимости Эфиопии, уступки англичан по целому ряду вопросов (и прежде всего в ликвидации режима БВА на большей территории страны) означали успех эфиопской дипломатии. Эфиопия получила определенные возможности для восстановления государства, налаживания хозяйственной жизни, расширения внешнеполитических контактов и в конечном счете для создания прочной внутри- и внешнеполитической базы для укрепления своей независимости.
Некоторые уступки эфиопской стороны были обусловлены складывающейся ситуацией на полях второй мировой войны. Другое дело, что Англия постаралась извлечь из этого пользу для покорения Эфиопии. В ряде случаев эфиопы согласились с требованиями Лондона из-за ухудшившейся обстановки в стране вследствие роста антиимператорских выступлений населения отдельных районов, усиления центробежных тенденций у отдельных народов, происков самих англичан по разжиганию межэтнических противоречий, обострения межрегионалистских отношений, а также вооруженных нападений еще нерепатриированных итальянцев.
В начале октября 1941 г. в Западной Эфиопии, в районе Горе-Сайо, внебрачный сын Лиджа Иясу Теодрос Иясу Ремо провозгласил себя императором и поднял местное население, преимущественно оромо, против Аддис-Абебы. Только с помощью бельгийских подразделений к середине ноября удалось разбить отряды самозванца, а его самого арестовать.
Один из крупных предводителей оромо гразмач Сера, вокруг которого группировалось большинство населения Адолы и прилегающих областей, потребовал осенью 1941 г. предоставления местной автономии и ликвидации шоанско-амхарской гегемонии в стране. Он придерживался также пробританских взглядов, надеясь, вероятно, на поддержку англичан в достижении своих целей. Его убили в октябре недалеко от помещения, где размещался штаб британского политического офицера, с которым, как подозревалось, он вел переговоры [311, с. 273; 317, с. 227].
Антиимператорская позиция многих оромо находила немало сторонников в Англии, которые готовы были отторгнуть оромо-населенные районы от Эфиопии [320, с. 177] и, разумеется, распространить над ними британское господство.
В ноябре 1941 г. Хайле Селассие обратился к британскому командованию за помощью в разоружении оромских племен рая и азебо, которые не желали покориться власти императора. Англичане отказались, а военной силы у самого монарха не хватило, чтобы осуществить задуманную операцию. Азебо и рая впоследствии еще не раз с оружием в руках противодействовали [191] попыткам эфиопского правительства установить безраздельный контроль над ними.
Вероятно, в отдельных случаях оромо подгалкивали на антиимператорские выступления беглые итальянские офицеры, которые, играя на этнической, конфессиональной и политической неприязни части оромо к амхара, пытались возобновить боевые действия против союзнических и эфиопских войск. В одном из отчетов БВА за 1942 г. указывалось на то, что «офицеры разбитой армии пытаются поднять галла против императора» [371, с. 48].
Беглые итальянцы не ограничивались только происками среди оромо. В марте 1942 г. отряд из 600 человек под командованием некоего Бенедетто Франческо Антонио Баруссо нанес несколько сокрушительных ударов по эфиопским войскам в районе Адди-Угри. Племянник дэджазмача Хайле Сылласс Гуксы, находившегося в заточении за предательство в годы войны, Иммо Амлак Тэсфайе организовал отряд в 500 человек, включив в него несколько бывших итальянских офицеров; они нападали на правительственные части в Северном Тыграе. В Адди-Угри в октябре—ноябре 1942 г. вновь стало неспокойно: небольшая вооруженная группа во главе с лейтенантом Онорати терроризировала местное население.
Весной 1942 г. в Северной Эфиопии действовал крупный вооруженный отряд эфиопов, так называемых аскари, прежде служивших в итальянских колониальных войсках. Им командовал сицилиец Бельяр, пользовавшийся большой популярностью. Императору пришлось направить значительные силы, чтобы разбить Бельяра. Итальянцы принимали участие также в организации покушений на жизнь Хайле Селассие. Это случилось, например, в октябре 1941 г., когда два вооруженных итальянца, пытавшиеся убить монарха, были схвачены. В 1942 г. служба безопасности раскрыла еще один подготовленный ими заговор против императора и наследного принца Асфа Уосэна.
С большим трудом справлялись власти с ситуацией, когда в том или ином районе вспыхивали антиимператорские волнения местного населения, возникали крупные восстания, организовывались заговоры, направленные либо на свержение Хайле Селассие, либо на установление конституционной монархии. Все эти выступления преимущественно были антиабсолютистскими, отражали общественное противодействие утверждению в Эфиопии абсолютизма и свойственной ему этнической, языковой, социальной, конфессиональной и политической дискриминации, а также экономическим тяготам. Многие из них представляли собой неразвитые формы классовой борьбы, соответствовавшие достигнутой к тому времени (начало 40-х годов) стадии классового самосознания и развития производительных сил.
Были, разумеется, заговоры, где предводители преследовали личные, амбициозные планы захвата трона. Но что любопытно: в качестве идеологического обоснования готовившегося дворцового переворота они часто выдвигали возраставшее недовольство в обществе учреждавшейся абсолютной монархией. [192]
Случались и обычные феодальные мятежи, возглавлявшиеся крупными феодалами, которые не могли примириться с потерей своих прав территориальных владык, отчуждением от них прежде узурпированных ими публичных прав государя, а также ликвидацией системы «сюзеренитета—вассалитета».
Заметное сопротивление политике Хайле Селассие оказывали бывшие партизанские руководители, придерживавшиеся либеральных, антиимператорских, антимонархических и республиканских взглядов. Пытаясь нейтрализовать их или в лучшем случае привлечь на свою сторону, император дарил им земли, присваивал высокие феодальные титулы, награждал орденами и медалями, возвышал в должности, широко использовал традиционный прием «шум-шир», направленный отчасти на повышение их заинтересованности в монаршей благосклонности. Но усилия Хайле Селассие во многом были тщетны, ему пе удавалось сломить явное или тайное противодействие тех, кто в годы войны вел за собой народные массы. В отношении непокорных тогда во дворце применяли силу: немало бывших партизанских руководителей оказалось в тюрьмах, на самых низких должностях в очень удаленных от Аддис-Абебы районах или вовсе не у дел, десятки — погибли от рук императорских агентов. В брошюре, изданной в 1977 г. революционным правительством, задавался риторический вопрос: «Где Бэлай Зэллекэ, дэджазмач Нэгаш, Тадэмэ Зэллекэ, Таккэле Уольдэ Хавариат и многие другие патриоты, сражавшиеся за свободу и независимость своей страны? Не были ли некоторые из них повешены публично на городских площадях? Не были ли казнь и истязания наградой истинному патриоту?» [71, с. 5].
Некоторые из них безропотно не сдавали своих позиций. Уже в феврале—марте 1942 г. дэджазмач Таккэле Уольдэ Хавариат открыто и резко критиковал режим Хайле Селассие, а узнав о готовящемся своем смещении, начал создавать собственную гвардию в 500 человек. Его вскоре арестовали, выпустив из заточения лишь в 1945 г. Но Таккэле Уольдэ Хавариат, хотя и обласканный императором и назначенный на высокий пост заместителя председателя Верховного суда Эфиопии (афе ныгуса), вновь включился в политическую жизнь с антиимператорских и антимонархических позиций, за что опять не раз подвергался гонениям.
Антиимператорская деятельность многих бывших партизанских руководителей в 1941 —1945 гг., в том числе Таккэле Уольдэ Хавариата, фитаурари Хайлю Кибрета, дэджазмача Бэлай Зэллекэ, совпала по времени с массовыми антиналоговыми выступлениями крестьян в Годжаме, Бэгемдыре и Тыграе. Они нередко подключались к этим движениям и даже возглавляли некоторые крестьянские волнения. Крестьяне охотно шли за ними, ибо знали и верили им еще по военному лихолетью.
Антиналоговое недовольство крестьян севера поддерживалось и местными феодалами. Оно возникло в связи с тем, что [193] правительство объявило в 1941—1942 гг. о сборе оцененной десятины и поземельного налога в денежном выражении и об-изменении и регистрации всех земель. И хотя размеры этих налогов были невелики (поземельный налог, например, составлял 5—15 талеров Марии-Терезии с 1 гаша земли в зависимости от ее плодородия), их введение рассматривалось крестьянами севера как подготовка к распространению на эту часть страны аграрных отношений, сложившихся на юге. Им казалось, что они тем самым лишались своих личных и общинных рыстов, традиционных привилегий, которыми пользовались в сравнении с южанами, а также социально-психологических представлений о превосходстве над ними.
Первыми восстали крестьяне Годжама. К их антиналоговым настроениям добавились также ощущавшаяся все острее и острее ущемленность по сравнению с Шоа и сохранившаяся пока приверженность дому покойного ныгуса Тэкле Хайманота, чей прямой потомок рас Хайлю томился под надзором в Аддис-Абебе. Немало годжамцев неодобрительно относились к факту возвращения Хайле Селассие в страну в январе 1941 г. в сопровождении иностранцев.
Вооруженные крестьяне-годжамцы стекались в область Бичена, где местный губернатор дэджазмач Бэлай Зэллекэ, известный своей храбростью и отменными организаторскими способностями в годы войны, бросил открытый вызов императору. К нему присоединились внуки раса Хайлю дэджазмачи Маммо и Кэббэдэ Хайле Микаэль и некоторые другие его родственники, стремившиеся, в частности, облегчить участь еще совсем недавно могущественного повелителя Годжама и поднять политический вес в стране этой провинции. К годжамцам примкнуло также немало шоанских феодалов и простолюдинов, что свидетельствовало о перерастании узкорегиональных рамок восстания Бэлай Зэллекэ в обшестрановое движение. Бросив крупные силы, власти схватили всех предводителей и вскоре казнили их.
Однако антиналоговые волнения крестьян в Годжаме продолжались. Тем более что возросло в провинции недовольство императором из-за жестокой казни годжамского любимца Бэлай Зэллекэ и внуков раса Хайлю — своего «родного» правителя. Они продолжались до середины 1944 г., пока Хайле Селассие не посетил Годжам и не раздал большие денежные дары землевладельцам и 100 тыс. талеров Марии-Терезии беднякам, да к тому же к этому времени было объявлено об отмене измерения и регистрации годжамских земель и о сборе податей с провинции на прежних, традиционных основаниях, т. е, в виде дани со всей провинции, причем в половинном размере в сравнении с довоенным уровнем 1935 г.
Власти применили эти же самые меры и при подавлении выступления народных масс в Бэгемдыре, достигшего своего наибольшего размаха в 1944 г. Не обошлось, конечно, и здесь без военной силы. Жители этой провинции, как и в Годжаме, протестовали не только против новых налоговых обложений, но и против процесса усиления позиций центрального правительства, означавшего в их представлении установление шоан-ского контроля.
Аналогичные же причины вызвали волнения среди амхара Уаг и Ласты в провинции Уолло. Они особенно были недовольны потерей этими областями известной самостоятельности в [194] ходе реализации указа об учреждении представителей центральной администрации на местах. Аддис-Абебе удалось довольно быстро усмирить население Уаг и Ласты.
Наиболее серьезную угрозу правлению Хайле Селассие составило широкое восстание народных масс в Тыграе в 1942— 1943 гг., возглавленное блатта Хайле Мариам Рэдда.
В его основе — недовольство крестьян новым налоговым законодательством, непомерным ростом цен на импортные текстильные изделия, засильем в администрации амхара из Шоа, неумелым управлением провинцией, этнической и языковой дискриминацией, задержанием в Аддис-Абебе «своего» правителя раса Сыюма и пребыванием на посту генерал-губернатора в Мэкэле «чужака» — шоанца раса Аббэбэ Арэгая. Оно было таким мощным, что от его исхода зависела судьба всего правления Хайле Селассие. П. Джилкс называет его крестьянским восстанием, тесно связанным с извечным желанием тыграи: быть независимым от Шоа и амхара [309, с. 190].
Тот факт, что во главе восставших стояла местная знать, разочарованная сложившейся политической ситуацией в стране и отстранением ее от власти в результате абсолютистско-монархического курса Хайле Селассие, не противоречит тому, что восстание было по своему характеру народным. Слов нет, она в большинстве своем исходила из узкоклассовых и этношовинистических позиций, но народ руководствовался в этой борьбе иными причинами. Восстание охватило широкие слои и многие районы.
Важно обратить внимание и на то, что вместе с тыграйцами выступили оромо азебо и рая, населяющие южные районы Тыграя, т. е. оно не было узкоэтническим, но отражало межэтнические противоречия в стране, обусловленные отчасти сознательным насаждением дворцом амхарского господства. Кстати, волнения в Тыграе и начались-то с нескольких атак азебо и рая на правительственные войска.
Блатта Хайле Мариам Рэдда в целях дискредитации властей в Аддис-Абебе и в то же самое время для привлечения большего числа воинов в свои отряды, в том числе и за счет местных феодалов, широко оповестил население Тыграя об упразднении якобы правительством эфиопской церкви. Заметное место в его антиимператорской, антишоанской и антиамхарской пропаганде занимали обещания возродить славу Тыграя, добившись ее независимости.
Не исключал он и образования тыграйско-эритрейского государства. Это мнение блатты Хайле Мариама Рэдда не могло не заинтересовать англичан, рассчитывавших как на ослабление Эфиопии и ее порабощение, так и на увековечивание своего присутствия в Эритрее, находившейся тогда под их военным контролем. Блатта надеялся на британскую поддержку, в чем не раз заверял восставших. Как указывает журнал «Мэскэрэм», Англия «дала свою поддержку этому движению через распространение соответствующих пропагандистских материалов, печатавшихся [195] в газете, которую (она) издавала в Эритрее» [153, 1981, № 6, с. 107]. Об этом не могли не знать в Тыграе.
Ссылка на англичан и предложения, делавшиеся в надежде привлечь их внимание и помощь, не случайны: блатта Хайле Мариам Рэдда и его окружение пытались тем самым нейтрализовать выступление Лондона на стороне Хайле Селассие, ну и, разумеется, в лице Великобритании обрести существенную опору в достижении успеха. Англия выжидала, хотя к ней за военной помощью настоятельно обращался Хайле Селассие и гибли ее офицеры в составе эфиопских правительственных войск, брошенных на усмирение провинции и терпевших поражение за поражением от восставших тыграйцев и оромо. И только тогда, когда оттягивать решение стало уже невозможно и когда, как выяснилось, оказались под угрозой британские имперские интересы [317, с. 343], английское командование дало указание авиации, базировавшейся в Адене, бомбить боевые позиции блатты Хайле Мариама Рздда и города, захваченные им.
В середине октября 1943 г. восстание было подавлено; блатта Хайле Мариам Рэдда с ближайшими сообщниками бежал в Эритрею. Аддис-Абебе, несмотря на победу в Тыграе, пришлось, однако, уступить в ряде требований, выдвигавшихся восставшими, в том числе отменить введенные в 1941 —1942 гг. поземельный налог и налог вместо десятины, даровать жизнь сыну раса Сыюма дэджазмачу Мэнгэша, приговоренному к смерти за участие в восстании. Успех правительства в Тыграе позволил сохранить территориальную целостность Эфиопии. Это следует учитывать всегда при оценке действий центростремительных и центробежных сил в стране, и не только в ходе событий 1942—1943 гг. в Тыграе.
В апреле—мае 1942 г. неспокойно было в провинции Харэрге, где в районах Гурсум и Годжиар произошли столкновения местных сомалийцев и правительственных войск. Атаковав ряд поселений амхара, они сожгли их. Только после прибытия воинских подкреплений из Аддис-Абебы удалось разбить сомалийские отряды на берегу р. Эррэр [309, с. 220].
Год спустя жители Огадена поднялись с оружием в руках за изменение образа жизни, навязанного им еще в конце XIX — начале XX в. Потребовалось два батальона правительственных войск для подавления восстания.
Этнополитический фактор явился причиной брожения в: 1943—1944 гг. среди афаров (данакильцев), султан которых — Мохаммед Яу — водрузил даже собственное знамя над своей резиденцией. Власти сурово расправились с непокорным народом, а султана надолго заточили в тюрьму [150, 1954, № 1232, с. 496; 296, с. 157].
Все упомянутые движения отражали так или иначе сложный процесс утверждения абсолютной монархии. Формирование ее основных институтов завершилось к середине 1945 г., когда власти приняли и осуществили около 100 законов, касавшихся [196] всех сфер общественной, политической, социальной, экономической и культурной жизни. Майский (1945 г.) указ о введении новой денежной единицы — эфиопского доллара — и замене ею всех других ранее функционировавших в стране денежных знаков как бы венчал усилия по установлению самодержавия.
Хайле Селассие, став безраздельным повелителем, опирался в своем царствовании на созданный и постоянно укреплявшийся чиновничий аппарат, сильную регулярную армию, императорскую гвардию и полицию (в 1945 г. соответственно около 15 тыс., 3 тыс. и приблизительно 6 тыс. человек), численно увеличивавшиеся и составлявшие предмет особой заинтересованности монарха, эфиопскую церковь, превратившуюся в придаток государственной машины, а также государственные финансы и фискальные учреждения. Император установил жесткий контроль над деятельностью парламента, начавшего свою работу в 1942 г. на основе конституции 1931 г., центральной и местной администрации и судебных органов, сосредоточив всю полноту законодательной, исполнительной и юридической власти в своих руках. Важную роль в системе абсолютистско-монархического государства в 40-е годы (да и в первую половину 50-х годов) играло министерство внутренних дел, особенно с тех пор как в 1943 г. во главе его стал один из самых могущественнейших и влиятельнейших сановников империи Уольдэ Гийоргис Уольдэ Йоханныс. Он же долгое время руководил и министерством пера, в функции которого первоначально входил правительственный надзор за средствами массовой информации.
Используя созданный мощный пропагандистский аппарат, государство стремилось направить развитие духовной и интеллектуальной жизни общества в угодное абсолютистско-монархическому режиму русло, внушить лояльность и веру в руководство Хайле Селассие, которые основывались на некритическом восприятии его слов и лозунгов, организовать кампанию превознесения императора вплоть до его обожествления, признания непререкаемости и незыблемости его авторитета, а также подготовить в стране общественно-идеологические основы правления монарха. Вводя контроль над средствами массовой информации, оно тем самым приобретало важное средство борьбы с внутренней оппозицией.
Централизации государства на абсолютистско-монархической основе способствовали отказ от прошлой практики частого пе-рекраивания административно-территориальных границ и введение устойчивого административно-территориального деления страны с четкой иерархией образованных районов, округов, областей и провинций. Управление в них строилось на основе централитета власти государства, а не традиционно-вассальных, взаимоотношений, как прежде. Руководители местной администрации, назначавшиеся отныне сверху до низу императором, лишались права иметь собственное войско и самостоятельно передислоцировать крупные полицейские отряды; они превращались [197] в государственных чиновников, получавших за службу фиксированное жалованье; для них вводилась строгая подотчетность вышестоящим органам; им запрещалось вступать в какие-либо контакты с, иностранными державами; им не разрешалось выполнять, как в былые времена, фискальные и судебные функции; даже чыкка-шум (деревенский староста) потерял многие прерогативы своей власти.
Эффективность функционирования провозглашенной системы административного управления была ограничена условиями консервации феодальных отношений и сознательным сохранением традиционных взаимосвязей в обществе, которые использовал в своем царствовании Хайле Селассие. Вот почему не прекратилось полностью хозяйничанье генерал-губернаторов в провинциях и других руководителей местной администрации в низовых территориальных единицах; продолжались многочисленные поборы с крестьян, хотя и запрещенные законом; процветали коррупция, казнокрадство, фаворитизм, непотизм. Показательны в этой связи слова английского журналиста Л. Мосли о том, что рас Аббэбэ Арэгай сумел «показать, что он может эксплуатировать собственный народ с таким же рвением, с каким он сражался с врагом», и притеснять людей до тех пор, пока они не начнут стонать, а их «кости трещать» [352, с. 289]. Жесткая детерминированность решений и поступков чиновников на местах с постоянной оглядкой на верх, на Аддис-Абебу, обрекала их на бездеятельность, праздность.
Этническая и конфессиональная дискриминация при назначении на должность не могла не вызвать недовольства среди неамхарских народов. Власти в Аддис-Абебе продолжали, как и в довоенное время, формировать провинциальный, областной, окружной и районный аппарат на юге преимущественно из амхара Шоа и редко из местных народов, и лишь на севере во избежание новых волнений чаще использовались на административных постах местные уроженцы. Более того, в Годжаме, Бэгемдыре, Тыграе и некоторых бывших полуавтономных территориях генерал-губернаторами или губернаторами становились представители традиционных аристократических фамилий, а не «чужеродные» феодалы.
На всех уровнях государственной службы Хайле Селассие стремился создать соперничавшие друг с другом группы чиновников, рассчитывая тем самым добиться высокой степени лояльности, благонадежности, преклонения и повиновения трону. В провинциальной администрации, например, на второй по важности пост директора, выполнявшего своеобразную роль государева ока, назначались обычно выходцы из соперничавшей с генерал-губернатором феодальной семьи. На высших ступенях административной лестницы специально сталкивали даже друзей, которых отзывали со службы в разных ведомствах и назначали в одно какое-то учреждение.
Практиковалось также частое перемещение ответственных [198] чиновников, в результате которого они долгое время приспосабливались к новой ситуации, выясняя расстановку сил, связи-противоречия, характер интриг. Со временем в государственном аппарате развилась система взаимной слежки, доноса, недоверия и подозрительности. Кроме того, в правительственных, учреждениях процветали формализм, льстивое преклонение перед начальством, третирование подчиненных, пренебрежительное отношение к нуждам народа и раболепие перед интересами феодального класса. Все это лишало людей инициативы, активности, снижало эффективность действий центральных и местных органов власти, по существу, услуживавших императору, а не служивших стране.
Знать, хотя поредевшая за время войны и потерявшая немало за первые послевоенные годы в результате утверждения абсолютной монархии, тем не менее сохранила известное влияние при дворе и в стране в целом. Хайле Селассие, несмотря на открывшиеся в 1941 —1945 гг. возможности ее полного отстранения от политической жизни, не отважился на подобный шаг, да, судя по всему, и не хотел этого. В таком подходе сказались не только его приверженность традиционным ценностям и связям, но и опасения за судьбу трона, если бы аристократия, против которой применялись бы решительные меры, оказалась более сговорчивой с англичанами и заручилась их поддержкой.
Включив знать в структуру государственной власти в известной степени на подчиненных и подконтрольных началах, он использовал ее в качестве противовеса высшей бюрократии неродовитого происхождения. Со временем знать становилась все более реакционной, ее исключительный консерватизм, своекорыстие и коррумпированность «разъедали» государственные структуры абсолютной монархии, а самодержец, в свою очередь, все чаще и чаще обращал к ней взор, ища поддержки антинародной политике.
Для формирования бюрократии как составной части механизма абсолютной монархии власти уделили определенное внимание развитию светского образования, открыв в 1945 г. 120 государственных школ с 19 тыс. учеников. Оно было поставлено-на службу императорскому режиму и призвано содействовать обожествлению личности монарха, возвеличиванию методов его руководства, воспитанию преданности и повиновения ему. Светское образование развивалось в рамках, угодных самодержавию, и отнюдь не предусматривало просвещения широких народных масс. Создавая прослойку образованных людей, искусственно изолированную от неграмотного подавляющего большинства населения, во дворце рассчитывали, что они станут активными сторонниками и защитниками абсолютизма, верой и правдой будут служить императору. Наряду с идейно-политическим воспитанием в правительственных школах в соответствии с абсолютистско-монархическими ценностями учащаяся молодежь приобщалась к западной, буржуазной идеологии. [199] И это обстоятельство следует иметь в виду при оценке всей послевоенной политической жизни Эфиопии.
Император попытался поставить на службу себе и обучение в мусульманских школах, содержавшихся за счет мусульман страны. Его предложение в 1944 г. представителям мусульманской общины в Харэре об увеличении числа исламских школ при условии введения в них преподавания амхарского и английского языков было отвергнуто. Тогда по приказу монарха в 1945 г. стали принудительно набираться ученики из медресе Харэра и Дыре-Дауа для учебы в школе им. Тэфэри Мэконнына в Аддис-Абебе. Тем самым было положено начало формированию небольшой мусульманской прослойки в чиновничьем аппарате, занимавшей, как правило, невысокие должности в бюрократической иерархии. Но это заигрывание с мусульманами, а также некоторые другие жесты «доброй» воли в их адрес (например, строительство нескольких мечетей за государственный счет) не спасли, да и не могли спасти императорский режим •от критики за дискриминацию приверженцев ислама.
Недовольно было даже мусульманское купечество, которое наряду с другим по вероисповеданию торговым людом, казалось бы, должно было радоваться отмене многочисленных внутренних таможен в стране. Но на смену им пришли крупные поборы высокопоставленных сановников и даже членов императорской фамилии.
Ярким примером подобного вымогательства может служить деятельность в 1943—1949 гг. министра торговли Мэконнына Хабтэ Уольда, который обязал купцов (как мусульман, так и христиан) передавать ему 20—25% (а порой и до 100%) ввозимых товаров по контрольным (т. е. низким) ценам и продавал их затем, как правило, на черном рынке через компанию «Эфиопиэн сэсаити фор коммерс энд транспорт», созданную при участии его самого и ряда других членов правительства. Эти спекулятивные операции приносили высокие прибыли: ежемесячно они составляли 37 тыс. ф. ст. при сбыте пряжи и 212 тыс. ф. ст.— полотна. Английский советник А. Д. Бетелл писал, что министр торговли, когда было обращено его внимание на незаконность таких действий, лишь отмахнулся, высокомерно заявив, что «если один эфиоп грабит другого, то по крайней мере деньги остаются в стране» [285, с. 153].
Значительны оказались и доходы «Эфиопиэн нэшнэл корпорейшн», организованной в 1943 г. главным образом на средства того же Мэконнына Хабтэ Уольдэ, вице-министра финансов Иильмы Дэрэсы, императора и императрицы. Занимая монопольное положение во внешней торговле зерном, сахаром, хлопчатобумажными изделиями и распределением этих товаров на внутреннем рынке, компания только в 1943—1944 г. получила прибыль примерно в 200 тыс. ф. ст.
Приведенными двумя фактами, конечно, не ограничивается предпринимательская деятельность феодально-монархической верхушки, которая, используя государственные каналы, обогащалась за счет торгово-финансовых махинаций. Она направляла заработанные таким путем доходы на непроизводственное потребление, ухудшая тем самым возможности независимого экономического развития страны. Более того, немалые средства переправлялись в иностранные банки за границей, что еще больше обедняло финансовые ресурсы страны. [200]
С изгнанием оккупантов почти прекратилось формирование государственных доходов за счет поступлений от императорского домена (личных владений). После 1945 г. вседомениальные доходы императора шли только для его собственного обогащения. Содержание его дворца с 1941 г. осуществлялось за государственный счет. Хайле Селассие, располагая высшей фискальной властью в стране и неограниченно распоряжаясь государственными финансами, часто использовал их по своему усмотрению, в нарушение расходных статей государственного бюджета.
Доход страны в 1941—1945 гг. складывался из безвозмездной субсидии Англии в 2,5 млн. ф. ст., американской помощи по ленд-лизу, предоставляемой на основе подписанного в августе 1943 г. американо-эфиопского соглашения о многосторонней помощи, прибыли государственных приисков по добыче золота и платины в Юбдо и Адоле (в мае 1942 г.— октябре 1945 г. добыто, по официальным данным, 149 тыс. унций золота), часть которой присваивалась императорским домом, прибыли государственных промышленных предприятий, доставшихся отчасти от оккупантов, поземельного налогообложения, включая налог вместо десятины (в 1944 г. по новому указу устанавливались более высокие размеры налогов), экспортно-импортных пошлин, а также от вновь введенных государственных монополий на соль, табак и алкоголь.
В первой половине 40-х годов значительны были поступления от внешней торговли, имевшей тогда положительное сальдо. Так, в 1944—1945 гг. экспорт Эфиопии, в котором выделялись главным образом кофе, зерно, золото, превысил импорт на 380 тыс. ф. ст., а только за второе полугодие 1945 г.— на 500 тыс. ф. ст. Экспортные пошлины в то время составляли 5—10% стоимости товара, а импортные—10—75%.
Интересны данные за 1944 г. о поступлениях от земельных налогов в размере 590 тыс. ф. ст., таможенных пошлин — 650 тыс. и золотодобычи — 500 тыс. ф. ст.; всего же в том году доходы государства составили более 2,8 млн. ф. ст.
Расходы же шли в основном на содержание государственного аппарата, армии и полиции — этих трех китов самодержавия. По нашим подсчетам, на основе данных М. Перхэм [376, с. 204— 206], в 1943/1944 и 1944/1945 гг. только на министерство внутренних дел, военное министерство, военно-воздушные силы и императорскую гвардию отводилось более половины всех ежегодных государственных расходов. Велики были траты по так называемому цивильному листу (т. е. на императорский дворец, на самого монарха, его семью, придворный штат, резиденцию ычэге и т. д.): в 1943/44 гг. они составили свыше 2 млн. талеров Марии-Терезии из общей суммы расходов почти в 38 млн. талеров Марии-Терезии.
Первый государственный бюджет в полном смысле этого слова, как принято считать в литературе, появился в Эфиопии [201] в 1944 г. и охватывал период эфиопского календарного года в 1944/45 г. Однако, по мнению М. Перхэм, такой бюджет в стране был составлен годом раньше [376, с. 201, 205]. В предыдущие два года (1941/42 и 1942/43 гг.) не делалось подробных бюджетных разработок; имеющиеся данные лишь включают общие суммы доходов и расходов. Составление государственных бюджетов с 1943 г. свидетельствует об укреплении фискальных структур империи, ее абсолютистско-монархическом характере.
Хайле Селассие, как и в довоенное время, опирался на иностранных советников. В 1941 —1944 гг. это были, согласно договору 1942 г., британские подданные. Англичане, многие из которых прежде трудились в колониальном ведомстве, стремились управлять страной как владением Великобритании. На этой почве происходили постоянные трения между правительственными чиновниками, включая министров, и британскими советниками. Одновременно в Аддис-Абебе неоднократно выступали с заверениями в самых искренних отношениях с Англией, в неизменности двустороннего сотрудничества по всем вопросам, а также просили Лондон не доверяться ложным сообщениям печати о намерениях Эфиопии якобы выдворить англичан, избрав в качестве противовеса им США. Известны слова Хайле Селассие (май 1943 г.) о том, что, «по-видимому, наши друзья (англичане.— Авт.) не рады отношениям, какие мы имеем с Америкой... Вступая в более тесные связи с американцами, мы отнюдь не намерены отказаться от Англии».
Однако в Лондоне не доверяли всецело подобным успокоительным заявлениям. В распоряжении Форин офиса было немало доказательств тому, что эфиопские власти заняты интенсивными поисками возможностей для ослабления позиций Англии. Где могли, там англичане срывали эти попытки Аддис-Абебы, оказывая прямо или косвенным образом давление на ее внешнеполитических партнеров. Так, в 1943 г. США, опасаясь обострения противоречий с Лондоном, отказали Эфиопии в просьбе предоставить заем в 50 млн. долл. и направить в Аддис-Абебу на работу 400 специалистов.
Вот почему Аддис-Абебе не удалось также получить займы и привлечь советников из Швеции, с которой эфиопское правительство контактировало через свое посольство в Москве, открывшееся после установления дипломатических отношений с СССР в 1943 г. Показательно, что в августе 1944 г. оно ознакомило шведского посла в советской столице со своими предложениями Лондону по заключению нового соглашения взамен договора 1942 г. [313, с. 53, 173]. Этот шаг, предпринятый Аддис-Абебой вразрез требованиям англичан, можно расценить, видимо, как, во-первых, демонстрацию собственной внешнеполитической самостоятельности и, во-вторых, как стремление придать международный акцент двусторонним связям с Англией.
19 декабря 1944 г. в столице Эфиопии было подписано новое [202] соглашение с Великооританией, по которому отменялись многие дискриминационные положения, навязанные Эфиопии в 1942 г. Страна, окрепнув к осени 1944 г. и стабилизировав в целом внутреннюю обстановку, вела переговоры с английской делегацией во главе с графом де ля Уорром очень жестко, не поддаваясь открытому давлению, уговорам, посулам и даже шантажу. Англия в конце концов согласилась с тем, что за эфиопским государством признавалось право собственника недр в так называемой Резервной зоне и Огадене, где еще сохранялся британский оккупационный режим; ее дипломаты лишались преимущественных прав и привилегий в сравнении с дипломатами других стран; Аддис-Абеба могла отныне приглашать советников и специалистов из любой страны по своему усмотрению; вводилась подсудность британских подданных эфиопским органам юстиции; беспрепятственная транспортировка английских войск ограничивалась только дорогой Джиджига — Дыре-Дауа; эфиопским войскам предоставлялась свобода передвижения в оккупационной зоне и т. д.
Однако сохранение политического и военного контроля над восточными районами Эфиопии давало Лондону возможность оказывать на Аддис-Абебу постоянное давление, добиваясь тех или иных колониальных выгод.
Британская оккупация части эфиопских земель объективно содействовала сплочению населения, выступавшего единым фронтом против английского присутствия, и, следовательно, усилению центростремительных тенденций, а также формированию самодержавия. Несомненно и иное: многолетняя оккупация Восточной Эфиопии не могла не сказаться отрицательно на политико-территориальной консолидации империи, ибо в результате установления британского контроля эта территория на многие годы вышла из-под юрисдикции эфиопского государства. К тому же политика Англии, направленная на увековечение ее господства, привела к известному отчуждению части местных жителей от эфиопского государства; после ликвидации оккупации это создало немало трудностей в развитии страны.
Лондон в своей колониалистской политике в Эфиопии продолжал использовать британскую военную миссию, глава которой, по соглашению 1944 г., стал ответствен перед эфиопским военным министром. Форин офис неоднократно в 1945 г. срывал попытки Аддис-Абебы пригласить шведских офицеров для обучения эфиопских вооруженных сил. Преодолевая противодействие англичан, Эфиопия не только восстановила в тот год дипломатические отношения со Стокгольмом, но и сумела получить заем в 5 млн. швед, крон под 3,5% годовых для оплаты специалистов и закупок необходимого оборудования.
Установление официальных связей с Советским Союзом, США и Швецией и дипломатическое поражение Англии, серьезно подорвавшее ее надежды на колонизацию эфиопских земель, означали существенный сдвиг во внешнеполитической практике [203] освобожденной Эфиопии. Крупным событием в международной жизни Аддис-Абебы, оказавшим заметное влияние на последующее развитие страны, явилось вступление Эфиопии в ООН в 1945 г. Тем самым страна сделала решительный шаг по пути превращения в субъект международных отношений.
Правящая верхушка умело использовала внешнеполитическую активность для достижения своих внутренних целей, для создания внешних гарантий царствования Хайле Селассие. Особая роль здесь отводилась США, заручившись поддержкой которых император усилил свои позиции в стране.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 266.