Принцип индивидуальной уголовной ответственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лицо, совершившее деяние, признавае­мое военным пре­ступлением по национальному и меж­дународному пра­ву, подлежит уго­ловной ответст­венности.

Принцип индивидуальной уголовной ответственности является центральным в системе общих принципов уголовно­го права и отражает фундаментальное достижение современ­ной уголовно-правовой доктрины и правоприменительной практики, которое сочли необходимым отразить в Римском статуте государства-участники. Данный принцип закрепляется в пункте 2 статьи 25 Римского статута и устанавливает, что «лицо, которое совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию суда, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию в соответствии с настоящим Статутом». Кроме того, содержание принципа индивидуальной уголовной ответственности расширяется указанием в пункте 3 статьи 25; Римского статута на виды и формы соучастия в преступле­нии. Иными словами, данный принцип отражает то, что уго­ловная ответственность носит сугубо индивидуальный харак­тер, т.е. может возлагаться только на лицо, которое совершило преступное деяние, предусмотренное Римским статутом, или соучаствовало в совершении подобного преступления.

Принцип недопустимости ссылки на должностное поло­жение

В статье 27 Римского статута закреплен принцип недо­пустимости ссылки па должностное положение. Согласно данному принципу Римский статут применяется в равной мере ко всем лицам, без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. В пункте 1 названной статьи конкретизируются субъекты, которые не освобождают­ся в случае совершения преступления от уголовной ответ­ственности согласно Римскому статуту, и их должностное по­ложение само по себе не является основанием для смягчения приговора: главы государства или правительства, члены пра­вительства или парламента, избранные представители или должностные лица правительства. Данный перечень не явля­ется исчерпывающим, о чем свидетельствует использование при формулировании нормы словосочетания «в частности».

Наряду с признаком должностного положения в содержа­ние принципа включается и указание на то, что «иммунитеты или специальные процессуальные нормы, которые могут быть связаны с должностным положением, будь то согласно нацио­нальному или международному праву, не должны препятство­вать осуществлению Судом его юрисдикции в отношении тако­го лица» (п. 2 ст. 27 Статута). При этом важно отметить, что Римский статут не обязывает государства-участников ликвиди­ровать все виды иммунитета, предоставляемые национальными конституциями или иными законодательными актами либо международными договорами (например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 г. и т.п.) тем или иным категориям должностных лиц. В соответ­ствии с этим международно-правовым актом речь идет об исключении возможности пользоваться иммунитетом для избе­жания привлечения к уголовной ответственности в случае со­вершения такими лицами преступлений, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каков характер системы пресечения и наказания за совершение серьез­ных нарушений международного гуманитарного права?

2. Какие принципы индивидуальной уголовной ответственности за во­енные преступления Вы знаете?

3.Охарактеризуйте содержание принципа неприменимости срока давнос­ти к военным преступлениям.

4.Какие основания освобождения от уголовной ответственности сформу­лированы в Римском статуте 1998 г.?

5.В чем проявляется взаимосвязь и взаимозависимость международных и
внутригосударственных элементов системы пресечения и наказания за совер­шение военных преступлений?

6.Какие деяния относятся к числу серьезных нарушений Женевских
конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г.?

7.Назовите серьезные нарушения, определяемые в статье 15 Протокола II
1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г.

8.Какие нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного
протокола I 1977 г., в отношении которых не имеется специального указания в этих международно-правовых актах, могут признаваться серьезными наруше­ниями в силу их характера и степени общественной опасности?

9.За какие нарушения международных договоров и международно-право­вых обычаев в национальном законодательстве может быть установлена уго­ловная ответственность?

10.Дайте характеристику военных преступлений, определяемых статьей 8
Римского статута 1998 г.

 






Литература

Баччино-Астрада, А. Права и обязанности медицинского персонала в во­оруженных конфликтах. М., 1995.

Давид, Э. Принципы нрава вооруженных конфликтов / МККК. М, 2000.

Костенко, Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002.

Международное уголовное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999.

Калугин, В.Ю., Акулов, Д.В. Пресечение нарушений в механизме имилементации международного гуманитарного права / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн., 2004.

Фисенко, И.В. Борьба с международными преступлениями в междуна­родном уголовном праве. Мн., 2000.

Флорес, Х.Ф. Пресечение нарушений права войны, совершаемых отдель­ными лицами // Пресечение нарушений международного гуманитарного пра­ва/МККК. М., 1998.

 

 

 


 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 325.