Лицо, совершившее деяние, признаваемое военным преступлением по национальному и международному праву, подлежит уголовной ответственности.
Принцип индивидуальной уголовной ответственности является центральным в системе общих принципов уголовного права и отражает фундаментальное достижение современной уголовно-правовой доктрины и правоприменительной практики, которое сочли необходимым отразить в Римском статуте государства-участники. Данный принцип закрепляется в пункте 2 статьи 25 Римского статута и устанавливает, что «лицо, которое совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию суда, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию в соответствии с настоящим Статутом». Кроме того, содержание принципа индивидуальной уголовной ответственности расширяется указанием в пункте 3 статьи 25; Римского статута на виды и формы соучастия в преступлении. Иными словами, данный принцип отражает то, что уголовная ответственность носит сугубо индивидуальный характер, т.е. может возлагаться только на лицо, которое совершило преступное деяние, предусмотренное Римским статутом, или соучаствовало в совершении подобного преступления.
Принцип недопустимости ссылки на должностное положение
В статье 27 Римского статута закреплен принцип недопустимости ссылки па должностное положение. Согласно данному принципу Римский статут применяется в равной мере ко всем лицам, без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. В пункте 1 названной статьи конкретизируются субъекты, которые не освобождаются в случае совершения преступления от уголовной ответственности согласно Римскому статуту, и их должностное положение само по себе не является основанием для смягчения приговора: главы государства или правительства, члены правительства или парламента, избранные представители или должностные лица правительства. Данный перечень не является исчерпывающим, о чем свидетельствует использование при формулировании нормы словосочетания «в частности».
Наряду с признаком должностного положения в содержание принципа включается и указание на то, что «иммунитеты или специальные процессуальные нормы, которые могут быть связаны с должностным положением, будь то согласно национальному или международному праву, не должны препятствовать осуществлению Судом его юрисдикции в отношении такого лица» (п. 2 ст. 27 Статута). При этом важно отметить, что Римский статут не обязывает государства-участников ликвидировать все виды иммунитета, предоставляемые национальными конституциями или иными законодательными актами либо международными договорами (например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 г. и т.п.) тем или иным категориям должностных лиц. В соответствии с этим международно-правовым актом речь идет об исключении возможности пользоваться иммунитетом для избежания привлечения к уголовной ответственности в случае совершения такими лицами преступлений, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.
Вопросы для самоконтроля
1. Каков характер системы пресечения и наказания за совершение серьезных нарушений международного гуманитарного права?
2. Какие принципы индивидуальной уголовной ответственности за военные преступления Вы знаете?
3.Охарактеризуйте содержание принципа неприменимости срока давности к военным преступлениям.
4.Какие основания освобождения от уголовной ответственности сформулированы в Римском статуте 1998 г.?
5.В чем проявляется взаимосвязь и взаимозависимость международных и
внутригосударственных элементов системы пресечения и наказания за совершение военных преступлений?
6.Какие деяния относятся к числу серьезных нарушений Женевских
конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г.?
7.Назовите серьезные нарушения, определяемые в статье 15 Протокола II
1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г.
8.Какие нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного
протокола I 1977 г., в отношении которых не имеется специального указания в этих международно-правовых актах, могут признаваться серьезными нарушениями в силу их характера и степени общественной опасности?
9.За какие нарушения международных договоров и международно-правовых обычаев в национальном законодательстве может быть установлена уголовная ответственность?
10.Дайте характеристику военных преступлений, определяемых статьей 8
Римского статута 1998 г.
Литература
Баччино-Астрада, А. Права и обязанности медицинского персонала в вооруженных конфликтах. М., 1995.
Давид, Э. Принципы нрава вооруженных конфликтов / МККК. М, 2000.
Костенко, Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002.
Международное уголовное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999.
Калугин, В.Ю., Акулов, Д.В. Пресечение нарушений в механизме имилементации международного гуманитарного права / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн., 2004.
Фисенко, И.В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. Мн., 2000.
Флорес, Х.Ф. Пресечение нарушений права войны, совершаемых отдельными лицами // Пресечение нарушений международного гуманитарного права/МККК. М., 1998.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 384.