Международно - правовая защита культурных ценностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Первые наиболее весомые попытки урегулировать правовое поло­жение объектов, представляющих культурную ценность, были пред­приняты в Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной вой­ны 1899 г. и заменившей ее IV Гаагской конвенции 1907 г.

15 апреля 1935 г. был принят Вашингтонский договор о защите в военное и мирное время исторических памятников, музеев, учрежде­ний, служащих целям науки и искусства, который был первым международно-правовым документом, специально посвященным охра­не культурных ценностей. Этот договор был открыт для подписания странами Панамериканского союза, ныне Организации Американских Государств. Больше этот акт известен как Пакт Рериха, так как в нем нашли отражение идеи русского художника и гуманиста Н. Рериха о защите культурных ценностей во время войны.

14 мая 1954 г. была принята Гаагская конвенция о защите куль­турных ценностей в случае вооруженных конфликтов, также действует Конвенция о мерах, направ­ленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и переда­чи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г., Дополнительным протоколом I. Кроме того, с 17 мая 1999 г. по 31 де­кабря 1999 г. открыт для подписания, а с 1 января 2000 г. — для присо­единения Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.

В соответствии со статьей 1 Конвенции 1954 г. культурными цен­ ностями, независимо от их происхождения и владельца, являются:

а) ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памят­ники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художествен­ный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предме­ты художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных мате­риалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания, главным и действенным назначением которых является
сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей,
указанных в пункте «а», такие, как музеи, крупные библиотеки, хра­нилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в
случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей,
указанных в пункте «а»;

в) центры, в которых имеется значительное количество культур­ных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «цен­тры сосредоточения культурных ценностей».

Конвенция различает два уровня защиты — общую и специальную. Низший уровень, общая защита, состоит из двух элементов: охраны и уважения (ст. 2). В соответствии со статьей 3 государства обязуются еще в мирное время подготовить охрану культурных ценностей на их территории от возможных последствий вооруженного конфликта. Предусмотрен отличительный знак Конвенции ( ст. 16, 17). Исходя из анализа статьи 4 определение «уважение» означает обя­занность государств воздерживаться, с одной стороны, от «любого ис­пользования этих ценностей, сооружений для их защиты и непосред­ственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению и повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта», а с другой — «от какого-либо враждебного акта, направ­ленного против этих ценностей». В этих целях государства — участни­ки Конвенции должны запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Также следует от­метить, что в соответствии со статьей II Конвенции о мерах, направ­ленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и переда­чи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. считается незаконным «принудительный вывоз и передача права соб­ственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвен­ным результатом оккупации страны иностранной державой».

Согласно статье 8 «под специальную защиту может быть взято ограниченное число укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и других недвижимых культурных ценностей, имеющих большое значение». Включение того или иного памятника культуры в это число возможно лишь в случае, если он расположен на достаточном расстоянии от лю­бого важного объекта или если убежище построено таким образом, что бомбардировка не сможет нанести ему ущерба.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 предусматривается, что специальная защита предоставляется объекту путем включения его заранее в Международный реестр культурных ценностей, находящих­ся под специальной защитой в соответствии с положениями Исполни­тельного регламента к Конвенции 1954 г. (определяет порядок приме­нения Конвенции).

Культурные ценности, находящиеся под специальной зашитой, пользуются иммунитетом от конфискации, взятия в качестве приза или захвата (это не ограничивает право на осмотр и контроль), они могут быть вывезены с оккупированной территории.

Взятые под специальную защиту культурные ценности, имеющие очень большое значение, должны находиться на достаточном расстоя­нии от крупного индустриального центра или любого важного военно­го объекта, представляющего собой уязвимый пункт (аэродром, ради­останция, предприятие, работающее на национальную оборону, порт, значительная железнодорожная станция или важная линия коммуни­кации), и не должны использоваться в военных целях.

Центр сосредоточения культурных ценностей считается использу­емым в военных целях, если его используют для перемещения лично­го состава или материальной части войск, даже транзитом, если в нем осуществляется деятельность, имеющая прямое отношение к военным операциям, размещению личного состава войск или производству во­енных материалов.

Культурные ценности не считаются используемы­ми в военных целях, если они охраняются вооруженной стражей, спе­циально предназначенной для этой охраны, или если около них находятся полицейские силы, на которые обычно возлагается обеспе­чение общественного порядка.

Статьей 53 Дополнительного протокола I также устанавливаются определенные запреты.

 





Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение понятий: «раненые и больные», «лица, потерпевшие кораблекрушение», «медицинский персонал» и «духовный персонал».

2.Почему раненые и больные, медицинский и духовный персонал, другие категории покровительствуемых лиц ни в коем случае не могут отказываться, полностью или частично, от прав, которые им предоставляются в соответ­ствии с положениями международного гуманитарного права?

3.Для каких целей предоставляется усиленная защита медицинскому персоналу?

4.Какие категории лиц обладают нравом на получение статуса военно­пленного? Почему?

5.К каким видам работ могут быть принудительно привлечены военнопленные в соответствии с положениями III Женевской конвенции 1949 г.?

 

Литература

Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.

Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.

Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве: сб. ст. и док. М., 1999.

Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М, 2003.

Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М, 1988.

Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и междуна­родное право. М., 1976.

Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.

Фуркало, В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 261.