Первые наиболее весомые попытки урегулировать правовое положение объектов, представляющих культурную ценность, были предприняты в Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 г. и заменившей ее IV Гаагской конвенции 1907 г.
15 апреля 1935 г. был принят Вашингтонский договор о защите в военное и мирное время исторических памятников, музеев, учреждений, служащих целям науки и искусства, который был первым международно-правовым документом, специально посвященным охране культурных ценностей. Этот договор был открыт для подписания странами Панамериканского союза, ныне Организации Американских Государств. Больше этот акт известен как Пакт Рериха, так как в нем нашли отражение идеи русского художника и гуманиста Н. Рериха о защите культурных ценностей во время войны.
14 мая 1954 г. была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, также действует Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г., Дополнительным протоколом I. Кроме того, с 17 мая 1999 г. по 31 декабря 1999 г. открыт для подписания, а с 1 января 2000 г. — для присоединения Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.
В соответствии со статьей 1 Конвенции 1954 г. культурными цен ностями, независимо от их происхождения и владельца, являются:
а) ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
б) здания, главным и действенным назначением которых является
сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей,
указанных в пункте «а», такие, как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в
случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей,
указанных в пункте «а»;
в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».
Конвенция различает два уровня защиты — общую и специальную. Низший уровень, общая защита, состоит из двух элементов: охраны и уважения (ст. 2). В соответствии со статьей 3 государства обязуются еще в мирное время подготовить охрану культурных ценностей на их территории от возможных последствий вооруженного конфликта. Предусмотрен отличительный знак Конвенции ( ст. 16, 17). Исходя из анализа статьи 4 определение «уважение» означает обязанность государств воздерживаться, с одной стороны, от «любого использования этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению и повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта», а с другой — «от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей». В этих целях государства — участники Конвенции должны запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Также следует отметить, что в соответствии со статьей II Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. считается незаконным «принудительный вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой».
Согласно статье 8 «под специальную защиту может быть взято ограниченное число укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и других недвижимых культурных ценностей, имеющих большое значение». Включение того или иного памятника культуры в это число возможно лишь в случае, если он расположен на достаточном расстоянии от любого важного объекта или если убежище построено таким образом, что бомбардировка не сможет нанести ему ущерба.
Кроме того, в соответствии со статьей 8 предусматривается, что специальная защита предоставляется объекту путем включения его заранее в Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой в соответствии с положениями Исполнительного регламента к Конвенции 1954 г. (определяет порядок применения Конвенции).
Культурные ценности, находящиеся под специальной зашитой, пользуются иммунитетом от конфискации, взятия в качестве приза или захвата (это не ограничивает право на осмотр и контроль), они могут быть вывезены с оккупированной территории.
Взятые под специальную защиту культурные ценности, имеющие очень большое значение, должны находиться на достаточном расстоянии от крупного индустриального центра или любого важного военного объекта, представляющего собой уязвимый пункт (аэродром, радиостанция, предприятие, работающее на национальную оборону, порт, значительная железнодорожная станция или важная линия коммуникации), и не должны использоваться в военных целях.
Центр сосредоточения культурных ценностей считается используемым в военных целях, если его используют для перемещения личного состава или материальной части войск, даже транзитом, если в нем осуществляется деятельность, имеющая прямое отношение к военным операциям, размещению личного состава войск или производству военных материалов.
Культурные ценности не считаются используемыми в военных целях, если они охраняются вооруженной стражей, специально предназначенной для этой охраны, или если около них находятся полицейские силы, на которые обычно возлагается обеспечение общественного порядка.
Статьей 53 Дополнительного протокола I также устанавливаются определенные запреты.
Вопросы для самоконтроля
1.Дайте определение понятий: «раненые и больные», «лица, потерпевшие кораблекрушение», «медицинский персонал» и «духовный персонал».
2.Почему раненые и больные, медицинский и духовный персонал, другие категории покровительствуемых лиц ни в коем случае не могут отказываться, полностью или частично, от прав, которые им предоставляются в соответствии с положениями международного гуманитарного права?
3.Для каких целей предоставляется усиленная защита медицинскому персоналу?
4.Какие категории лиц обладают нравом на получение статуса военнопленного? Почему?
5.К каким видам работ могут быть принудительно привлечены военнопленные в соответствии с положениями III Женевской конвенции 1949 г.?
Литература
Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве: сб. ст. и док. М., 1999.
Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М, 2003.
Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М, 1988.
Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.
Фуркало, В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 300.