Несмотря на распространение основных положений законов и обычаев сухопутной войны, запрещение определенных видов оружия массового уничтожения и на войну на море, имеются определенные особенности в правилах ведения морской войны.
Начало регулированию боевых действий на море было положено Декларациями о праве морской войны 1856 и 1909 гг., восьмью Гаагскими конвенциями 1907 г.
Включение некоторых норм, содержащихся в документах второй Гаагской международной мирной конференции в тексты второй Женевской конвенции 1949 г. и Дополнительного протокола I, к сожалению, также не устранило отставания международного права, регулирующего использование силы в военно-морских операциях, от развития методов и средств морской войны, других отраслей международного права — воздушного, морского, экологического и т.д. В июне 1994 г. было принято Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море. Руководство Сан-Ремо, не являясь документом, обязательным к исполнению, позволяет определить области современного обычного международного права, применимого к военным действиям на море, по которым существует согласие государств.
Театр морской войны включает в себя территориальные и внутренние воды воюющих государств, открытое море и воздушное пространство над ними. При этом ведение войны в открытом море не должно нарушать свободы плавания судов государств, не участвующих в данной войне, включая суда нейтральных государств.
К дозволенным методам и средствам ведения войны на море относятся: морская блокада, бомбардировка военно-морскими силами, установление зон, ракеты и другие снаряды, торпеды и мины.
Морская блокада — это система временных насильственных действий военно-морских сил воюющего государства по закрытию мор ских пространств в целях воспрепятствования осуществления противником торговых и других сношений с внешним миром. Правовые основы режима морской блокады регулируются положениями Декларации о морской войне от 26 апреля 1856 г., Декларацией о праве морской войны от 16 февраля 1909 г., Уставом ООН и другими международно-правовыми актами.
В соответствии с положениями современного международного права военно-морская блокада должна отвечать таким принципам, как законность, гласность, эффективность. Принцип законности означает, что военно-морская блокада может устанавливаться только в определенных международным правом случаях и поддерживаться сочетанием законных методов и средств ведения морской войны. Военно-морская блокада будет признана законной, если она, во-первых, осуществляется государством в соответствии со статьей 51 Устава ООН как его неотъемлемое право на самооборону или, во-вторых, может предприниматься в мирное время по решению Совета Безопасности для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 42 Устава ООН).
Установление и поддержание блокады сочетанием законных методов и средств ведения морской войны должно обеспечивать ее проведение без нарушения определенных правил. Так, военно-морская блокада не должна преграждать доступ к портам и берегам нейтральных государств и применяться на равных основаниях к судам всех государств. О прекращении, временном снятии, восстановлении, продлении и иных изменениях должно объявляться, и сведения об этих изменениях должны направляться всем воюющим и нейтральным государствам. Блокирующая сторона должна разрешать пропуск продуктов питания, медикаментов для гражданского населения или раненых и больных из состава вооруженных сил.
Кроме того, объявление или установление военно-морской блокады запрещается, если:
а) ее единственная цель состоит в том, чтобы вызвать голод среди гражданского населения или лишить его других предметов, необходимых для его выживания;
б) ущерб, причиняемый гражданскому населению, чрезмерен или
ожидается, что он будет чрезмерен по сравнению с прямым военным преимуществом, которое предполагается получить в результате блокады.
Выполнение принципа гласности обеспечивается объявлением блокады, уведомление о которой направляется всем воюющим и нейтральным государствам. При объявлении военно-морской блокады должно быть определено ее начало, продолжительность, месторасположение, масштабы и период, в течение которого суда нейтральных государств могут покинуть блокированное побережье.
Принцип эффективности означает способность военно-морских сил блокирующего государства воспрепятствовать доступу к портам и побережью блокируемого государства судов нейтральных государств или государств, оказывающих помощь блокируемому государству. Блокада должна быть действительной, современным международным правом не признается так называемая фиктивная (кабинетная) блокада.
В связи с развитием военно-морской техники к средствам блокады в настоящее время, несмотря на отсутствие соответствующей регламентации в международных договорах, можно отнести подводные лодки, надводные корабли и военно-морскую авиацию.
Бомбардировки в морской войне урегулированы положениями Гаагской конвенции о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г., в соответствии с которыми запрещается бомбардировка морскими силами незащищенных портов, селений, жилищ, строений и других невоенных объектов. Вместе с тем следует отметить исключения из этих положений IX Гаагской конвенции. Так, могут подвергаться бомбардировке даже в незащищенном городе такие объекты, как военные или морские учреждения, склады оружия, мастерские и другие объекты, имеющие военное назначение. Перед бомбардировкой требуется производство специального оповещения. К дозволенным средствам ведения войны на море относятся ракеты и другие снаряды, торпеды, мины. Порядок использования этих средств ведения морской войны реализуется положениями Гаагской конвенции о постановке подводных, автоматических или взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г.
Признание этих средств ведения морской войны дозволенными не означает, что их использование является неограниченным. Участвующие в конфликте стороны, применяя эти средства, должны проводить разграничение между гражданскими и другими лицами, с одной стороны, и комбатантами — с другой, а также между гражданскими и военными объектами. Запрещается нанесение ущерба окружающей среде или ее уничтожению, не оправданное военной необходимостью и т.п.
Международное право допускает производство минных постановок как в своих прибрежных водах, так и в водах противника, а также в районах открытого моря. Вместе с тем мины, поставленные каждым из воюющих государств, должны по возможности находиться под контролем этих государств. Минные постановки не должны создавать опасности для мирного мореплавания нейтральных государств. Данным нейтральным государствам об установлении мин, приведенных в боевое положение, должно быть сделано уведомление. Воюющие стороны обязаны рассматривать места установки мин. Запрещается минирование воюющими сторонами нейтральных вод.
По окончании активных военных действий участвовавшие в конфликте государства обязаны снять или обезвредить установленные ими мины, а также сообщить другой стороне о минных постановках, сделанных в ее водах.
Начало широкого применения в ходе первой мировой войны воздушных средств ведения вооруженной борьбы показало необходимость урегулировать, хотя бы в минимальной мере, находившееся в хаотическом состоянии право воздушной войны. С этой целью Вашингтонская конференция по ограничению морских вооружений (1922 г.) назначила специальную комиссию, которая состояла из шести юристов-международников с признанным авторитетом. Данная комиссия подготовила в Гааге в декабре 1922 г. и феврале 1923 г. Гаагский кодекс правил ведения воздушной войны (больше известные под названием Гаагские правила (ведения) воздушной войны).
Хотя эти правила никогда не были приняты государствами, они пользуются большим моральным авторитетом, поскольку систематизировали обычные нормы по данной проблематике и наметили предложения по формированию договорных норм, призванных ограничить последствия ведения воздушной войны. Театром воздушной войны следует считать воздушное пространство над своей территорией и территорией противника, над собственными водами и водами противника и воздушное пространство над открытым морем.
Несмотря на отсутствие специальных договорных источников, регулирующих правила ведения вооруженной борьбы в воздухе, было бы неверным утверждать о полном отсутствии правового регулирования войны в воздухе. Очевидно, что на ведение воздушной войны распространяются «общие нормы обычного права и правила сухопутной войны»
Отдельные аспекты регламентации применения летательных аппаратов в военных целях содержатся в ряде международно-правовых документов.
Так, в Гаагской декларации о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров 1907 г. содержится международно-правовая норма о запрете бомбардирования гражданского населения с воздуха, которая согласно приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге является частью обычного международного права. К действиям военной авиации непосредственно применимы нормы статей XXV, XXVII Положения о законах и обычаях сухопутной войны, прилагаемого к IV Гаагской конвенции 1907 г., содержащие запрещения бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения, а также принимать необходимые меры к тому, чтобы щадить храмы, исторические памятники и т.п. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 г. и статья 53 Дополнительного протокола I запрещают нападения на памятники и другие культурные и исторические объекты, места отправления культов.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия «комбатант».
2. Кто признается комбатантом?
3. Какие лица не признаются законными участниками вооруженной борьбы?
4. Какие объекты в соответствии с международным гуманитарным правом признаются военными?
5. Какие средства и методы ведения войны являются незаконными и почему?
6. Дайте определения бактериологического (биологического) и токсинного оружия.
7. Применение каких видов обычного оружия запрещается или ограничивается международным правом?
8. Какие запрещенные методы ведения войны Вы знаете?
9. Дайте характеристику международно-правового регулирования ведения войны на море.
10. Раскройте особенности международно-правового регулирования воздушной войны.
Литература
Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М„ 1989.
Блищенко, И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.
Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
Кальсховен, Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. М., 1994.
Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003.
Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1988.
Паенсон, И. Руководство по терминологии права вооруженных конфликтов. Брюссель, 1989.
Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 870.