Международно - правовая регламентация ведения вооруженной борьбы на море и в воздушном пространстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несмотря на распространение основных положений законов и обычаев сухопутной войны, запрещение определенных видов оружия массового уничтожения и на войну на море, имеются определенные особенности в правилах ведения морской войны.

Начало регулированию боевых действий на море было положено Декларациями о праве морской войны 1856 и 1909 гг., восьмью Га­агскими конвенциями 1907 г.

Включение некоторых норм, содержащихся в документах второй Гаагской международной мирной конференции в тексты второй Же­невской конвенции 1949 г. и Дополнительного протокола I, к сожале­нию, также не устранило отставания международного права, регулиру­ющего использование силы в военно-морских операциях, от развития методов и средств морской войны, других отраслей международного права — воздушного, морского, экологического и т.д. В июне 1994 г. было принято Ру­ководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к воо­руженным конфликтам на море. Руководство Сан-Ремо, не являясь документом, обязатель­ным к исполнению, позволяет определить области современного обычного международного права, применимого к военным действиям на море, по которым существует согласие государств.

Театр морской войны включает в себя территориальные и внут­ренние воды воюющих государств, открытое море и воздушное прос­транство над ними. При этом ведение войны в открытом море не дол­жно нарушать свободы плавания судов государств, не участвующих в данной войне, включая суда нейтральных государств.

К дозволенным методам и средствам ведения войны на море отно­сятся: морская блокада, бомбардировка военно-морскими силами, ус­тановление зон, ракеты и другие снаряды, торпеды и мины.

Морская блокада — это система временных насильственных дей­ствий военно-морских сил воюющего государства по закрытию мор ских пространств в целях воспрепятствования осуществления против­ником торговых и других сношений с внешним миром. Правовые основы режима морской блокады регулируются положениями Декла­рации о морской войне от 26 апреля 1856 г., Декларацией о праве мор­ской войны от 16 февраля 1909 г., Уставом ООН и другими между­народно-правовыми актами.

В соответствии с положениями современного международного права военно-морская блокада должна отвечать таким принципам, как законность, гласность, эффективность. Принцип законности означает, что военно-морская блокада может устанавливаться только в определенных международным правом слу­чаях и поддерживаться сочетанием законных методов и средств веде­ния морской войны. Военно-морская блокада будет признана закон­ной, если она, во-первых, осуществляется государством в соответствии со статьей 51 Устава ООН как его неотъемлемое право на самооборо­ну или, во-вторых, может предприниматься в мирное время по реше­нию Совета Безопасности для поддержания или восстановления меж­дународного мира и безопасности (ст. 42 Устава ООН).

Установление и поддержание блокады сочетанием законных мето­дов и средств ведения морской войны должно обеспечивать ее прове­дение без нарушения определенных правил. Так, военно-морская бло­када не должна преграждать доступ к портам и берегам нейтральных государств и применяться на равных основаниях к судам всех госу­дарств. О прекращении, временном снятии, восстановлении, продле­нии и иных изменениях должно объявляться, и сведения об этих из­менениях должны направляться всем воюющим и нейтральным государствам. Блокирующая сторона должна разрешать пропуск про­дуктов питания, медикаментов для гражданского населения или ране­ных и больных из состава вооруженных сил.

Кроме того, объявление или установление военно-морской блока­ды запрещается, если:

а) ее единственная цель состоит в том, чтобы вызвать голод среди гражданского населения или лишить его других предметов, необходи­мых для его выживания;

б) ущерб, причиняемый гражданскому населению, чрезмерен или
ожидается, что он будет чрезмерен по сравнению с прямым военным пре­имуществом, которое предполагается получить в результате блокады.

Выполнение принципа гласности обеспечивается объявлением блокады, уведомление о которой направляется всем воюющим и ней­тральным государствам. При объявлении военно-морской блокады должно быть определено ее начало, продолжительность, местораспо­ложение, масштабы и период, в течение которого суда нейтральных государств могут покинуть блокированное побережье.

Принцип эффективности означает способность военно-морских сил блокирующего государства воспрепятствовать доступу к портам и по­бережью блокируемого государства судов нейтральных государств или государств, оказывающих помощь блокируемому государству. Блокада должна быть действительной, современным международным правом не признается так называемая фиктивная (кабинетная) блокада.

В связи с развитием военно-морской техники к средствам блока­ды в настоящее время, несмотря на отсутствие соответствующей рег­ламентации в международных договорах, можно отнести подводные лодки, надводные корабли и военно-морскую авиацию.

Бомбардировки в морской войне урегулированы положениями Га­агской конвенции о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г., в соответствии с которыми запрещается бомбардировка морскими силами незащищенных портов, селений, жилищ, строений и других невоенных объектов. Вместе с тем следует отметить исключе­ния из этих положений IX Гаагской конвенции. Так, могут подвер­гаться бомбардировке даже в незащищенном городе такие объекты, как военные или морские учреждения, склады оружия, мастерские и другие объекты, имеющие военное назначение. Перед бомбардировкой требуется производство специального оповещения. К дозволенным средствам ведения войны на море относятся раке­ты и другие снаряды, торпеды, мины. Порядок использования этих средств ведения морской войны реализуется положениями Гаагской конвенции о постановке подводных, автоматических или взрываю­щихся от соприкосновения мин 1907 г.

Признание этих средств ведения морской войны дозволенными не означает, что их использование является неограниченным. Участвую­щие в конфликте стороны, применяя эти средства, должны проводить разграничение между гражданскими и другими лицами, с одной сторо­ны, и комбатантами — с другой, а также между гражданскими и во­енными объектами. Запрещается нанесение ущерба окружающей среде или ее уничтожению, не оправданное военной необходимостью и т.п.

Международное право допускает производство минных постано­вок как в своих прибрежных водах, так и в водах противника, а также в районах открытого моря. Вместе с тем мины, поставленные каждым из воюющих государств, должны по возможности находиться под кон­тролем этих государств. Минные постановки не должны создавать опасности для мирного мореплавания нейтральных государств. Дан­ным нейтральным государствам об установлении мин, приведенных в боевое положение, должно быть сделано уведомление. Воюющие сто­роны обязаны рассматривать места установки мин. Запрещается ми­нирование воюющими сторонами нейтральных вод.

По окончании активных военных действий участвовавшие в кон­фликте государства обязаны снять или обезвредить установленные ими мины, а также сообщить другой стороне о минных постановках, сделанных в ее водах.

Начало широкого применения в ходе первой мировой войны воз­душных средств ведения вооруженной борьбы показало необходимость урегулировать, хотя бы в минимальной мере, находившееся в хаотичес­ком состоянии право воздушной войны. С этой целью Вашингтонская конференция по ограничению морских вооружений (1922 г.) назначила специальную комиссию, которая состояла из шести юристов-между­народников с признанным авторитетом. Данная комиссия подготовила в Гааге в декабре 1922 г. и феврале 1923 г. Гаагский кодекс правил ве­дения воздушной войны (больше известные под названием Гаагские правила (ведения) воздушной войны).

Хотя эти правила никогда не были приняты государствами, они пользуются большим моральным авторитетом, поскольку систематизировали обычные нормы по данной проблематике и наметили предложения по формированию договорных норм, призванных ограничить последствия ведения воздушной войны. Театром воздушной войны следует считать воздушное простран­ство над своей территорией и территорией противника, над соб­ственными водами и водами противника и воздушное пространство над открытым морем.

Несмотря на отсутствие специальных договорных источников, регулирующих правила ведения вооруженной борьбы в воздухе, было бы неверным утверждать о полном отсутствии правового регулирования войны в воздухе. Очевидно, что на ведение воздушной войны распространяются «общие нормы обычного права и правила сухопутной войны»

Отдельные аспекты регламентации применения летательных аппаратов в военных целях содержатся в ряде международно-правовых документов.

Так, в Гаагской декларации о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров 1907 г. содержится между­народно-правовая норма о запрете бомбардирования гражданского населения с воздуха, которая согласно приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге является частью обычного между­народного права. К действиям военной авиации непосредственно применимы нормы статей XXV, XXVII Положения о законах и обычаях сухопутной войны, прилагаемого к IV Гаагской конвенции 1907 г., содержащие запрещения бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения, а также принимать необходимые меры к тому, чтобы щадить храмы, исторические памятники и т.п. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 г. и статья 53 Дополнительного протокола I запрещают нападения на памятники и другие культурные и исторические объекты, места отправления культов.

 


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «комбатант».

2. Кто признается комбатантом?

3. Какие лица не признаются законными участниками вооруженной борьбы?

4. Какие объекты в соответствии с международным гуманитарным правом признаются военными?

5. Какие средства и методы ведения войны являются незаконными и по­чему?

6. Дайте определения бактериологического (биологического) и токсинного оружия.

7. Применение каких видов обычного оружия запрещается или ограничи­вается международным правом?

8. Какие запрещенные методы ведения войны Вы знаете?

9. Дайте характеристику международно-правового регулирования веде­ния войны на море.

10.    Раскройте особенности международно-правового регулирования воздушной войны.

 

Литература

Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, полити­ка, дипломатия. М„ 1989.

Блищенко, И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.

Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.

Кальсховен, Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. М., 1994.

Котляров, И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003.

Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1988.

Паенсон, И. Руководство по терминологии права вооруженных конфлик­тов. Брюссель, 1989.

Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и междуна­родное право. М., 1976. 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 870.