Правовой режим военной оккупации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под военной оккупацией по­нимается временное занятие вооруженными силами одного государ­ства территории другого государства (или ее части) и установление власти военной администрации на оккупированной территории.

Во­енная оккупация может быть правомерной или неправомерной, одна­ко в любом случае она не влечет передачи суверенитета над оккупиру­емой территорией оккупирующему государству. Это оз­начает, во-первых, что оккупация не влечет завоевания, т.е. полного подчинения побежденной стороны победителю, влекущего за собой конец войны и прекращение существования побежденного государ­ства. В случае завоевания страны побежденное государство перестает существовать, и со стороны его органов военные действия больше не ведутся. Для оккупации, наоборот, характерны сохранение властных структур (пусть даже в изгнании) побежденного государства и про­должение сопротивления и военных действий против государства-победителя. Во-вторых, оккупация не является аннексией, поскольку современное международное право запрещает любой захват территории, основанный на применении силы. В-третьих, оккупация не означает прекращение действия и приме­нения законодательства оккупированного государства, если оккупирующее государство не встретится с «непреодолимыми препятствиями. Безусловно, оккупанту принадлежит военная власть над оккупиро­ванной территорией, однако это не означает, что такая власть над насе­лением является неограниченной. Статья 51 четвертой Женевской кон­венции закрепляет запрет на принуждение покровительствуемых лиц к службе в вооруженных или вспомогательных силах оккупирующего го­сударства. Такие действия согласно статье 147 четвертой Женевской конвенции признаются военными преступлениями.

В отношении гражданских лиц, в частности, запрещается:

совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления
(ст. 27 IV ЖК);

насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-
либо другой форме покушаться на их честь и нравственность
(ст. 27 IV ЖК);

применять меры принуждения физического или морального по­рядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31 IV ЖК);

принятие каких-либо мер, могущих причинить покровительствуе­мым лицам физические страдания или привести к их смерти; это
запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным
наказаниям, увечьям, медицинским или научным опытам, которые
не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным
образом ко всякому другому грубому насилию со стороны пред­
ставителей гражданских или военных властей (ст. 32 IV ЖК);

наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало
(ст. 33 IV ЖК);

коллективные наказания (ст. 33 IV ЖК);

репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и имущес­тва (ст. 33 IVЖК);

взятие заложников (ст. 34 IV ЖК).

В целях создания и поддержа­ния нормальных условий жизни гражданского населения статья 55 четвертой Женевской конвенции 1949 г. налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в ее распоряже­нии средств осуществлять снабжение гражданского населения продо­вольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Статья 69 Дополнительного протокола I дополняет положения статьи 55 четвертой Женевской конвенции.

Согласно статье 64 четвертой Женевской конвенции уголовное законодательство оккупированной территории «остается в силе, за исключением случаев, когда оно может быть отме­нено или приостановлено оккупирующей Державой, если это законода­тельство представляет собой угрозу безопасности оккупирующей Дер­жавы или препятствует применению данной Конвенции» (например, когда национальный закон оккупируемой страны предусматривает уго­ловно наказуемым любую форму работ на оккупирующую державу). Существующие судебные органы продолжают в принципе «исполнять свои функции при всех правонарушениях, предусмотренных этим зако­нодательством». Оккупирующая держава не может изменить статус должностных лиц и судей на оккупированной территории, а также при­менять санкции к тем из них, кто отказывается от выполнения некото­рых функций по соображениям совести (абзац 1 статьи 54 IV ЖК).

Статьей 64 четвертой Женевской конвенции признает­ся право оккупирующей державы распространить на оккупируемую территорию действие собственных Постановлений. Статьи 67—77 четвертой Женевской конвенции содержат очень важную группу норм, которые должны соблюдаться компетентными органами оккупирующей державы при отправлении правосудия по уголовным делам.

По настоятельным соображениям безопасности оккупирующая держава может принудительно поселить лиц, находящихся под защи­той, в определенном месте или издать распоряжение о помещении их без суда в лагерь. Такое интернирование не является наказанием. Рас­поряжения об интернировании могут быть пересмотрены и должны периодически пересматриваться для подтверждения их обоснованнос­ти (ст. 78 IV ЖК).

Оккупирующей державе воспрещается депортировать граждан­ское население с оккупированной территории на территорию оккупи­рующей державы или любого другого государства. Запрещается также перемещать население оккупирующей державы на оккупированную территорию и создавать там какие бы то ни было поселения (ст. 49 IV ЖК).

В целях защиты детей в Дополнительный протокол I была включена статья 78, запрещающая стороне, находящейся в конфликте, эвакуировать детей (кроме как своих собственных граждан) в иностранное государство, за исключением случаев временной эвакуации, связанной с состоянием здоровья, лечением детей или их безопасностью.

 










Дата: 2019-04-23, просмотров: 306.