Под военной оккупацией понимается временное занятие вооруженными силами одного государства территории другого государства (или ее части) и установление власти военной администрации на оккупированной территории.
Военная оккупация может быть правомерной или неправомерной, однако в любом случае она не влечет передачи суверенитета над оккупируемой территорией оккупирующему государству. Это означает, во-первых, что оккупация не влечет завоевания, т.е. полного подчинения побежденной стороны победителю, влекущего за собой конец войны и прекращение существования побежденного государства. В случае завоевания страны побежденное государство перестает существовать, и со стороны его органов военные действия больше не ведутся. Для оккупации, наоборот, характерны сохранение властных структур (пусть даже в изгнании) побежденного государства и продолжение сопротивления и военных действий против государства-победителя. Во-вторых, оккупация не является аннексией, поскольку современное международное право запрещает любой захват территории, основанный на применении силы. В-третьих, оккупация не означает прекращение действия и применения законодательства оккупированного государства, если оккупирующее государство не встретится с «непреодолимыми препятствиями. Безусловно, оккупанту принадлежит военная власть над оккупированной территорией, однако это не означает, что такая власть над населением является неограниченной. Статья 51 четвертой Женевской конвенции закрепляет запрет на принуждение покровительствуемых лиц к службе в вооруженных или вспомогательных силах оккупирующего государства. Такие действия согласно статье 147 четвертой Женевской конвенции признаются военными преступлениями.
В отношении гражданских лиц, в частности, запрещается:
совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления
(ст. 27 IV ЖК);
насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-
либо другой форме покушаться на их честь и нравственность
(ст. 27 IV ЖК);
применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31 IV ЖК);
принятие каких-либо мер, могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти; это
запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным
наказаниям, увечьям, медицинским или научным опытам, которые
не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным
образом ко всякому другому грубому насилию со стороны пред
ставителей гражданских или военных властей (ст. 32 IV ЖК);
наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало
(ст. 33 IV ЖК);
коллективные наказания (ст. 33 IV ЖК);
репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и имущества (ст. 33 IVЖК);
взятие заложников (ст. 34 IV ЖК).
В целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения статья 55 четвертой Женевской конвенции 1949 г. налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в ее распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Статья 69 Дополнительного протокола I дополняет положения статьи 55 четвертой Женевской конвенции.
Согласно статье 64 четвертой Женевской конвенции уголовное законодательство оккупированной территории «остается в силе, за исключением случаев, когда оно может быть отменено или приостановлено оккупирующей Державой, если это законодательство представляет собой угрозу безопасности оккупирующей Державы или препятствует применению данной Конвенции» (например, когда национальный закон оккупируемой страны предусматривает уголовно наказуемым любую форму работ на оккупирующую державу). Существующие судебные органы продолжают в принципе «исполнять свои функции при всех правонарушениях, предусмотренных этим законодательством». Оккупирующая держава не может изменить статус должностных лиц и судей на оккупированной территории, а также применять санкции к тем из них, кто отказывается от выполнения некоторых функций по соображениям совести (абзац 1 статьи 54 IV ЖК).
Статьей 64 четвертой Женевской конвенции признается право оккупирующей державы распространить на оккупируемую территорию действие собственных Постановлений. Статьи 67—77 четвертой Женевской конвенции содержат очень важную группу норм, которые должны соблюдаться компетентными органами оккупирующей державы при отправлении правосудия по уголовным делам.
По настоятельным соображениям безопасности оккупирующая держава может принудительно поселить лиц, находящихся под защитой, в определенном месте или издать распоряжение о помещении их без суда в лагерь. Такое интернирование не является наказанием. Распоряжения об интернировании могут быть пересмотрены и должны периодически пересматриваться для подтверждения их обоснованности (ст. 78 IV ЖК).
Оккупирующей державе воспрещается депортировать гражданское население с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или любого другого государства. Запрещается также перемещать население оккупирующей державы на оккупированную территорию и создавать там какие бы то ни было поселения (ст. 49 IV ЖК).
В целях защиты детей в Дополнительный протокол I была включена статья 78, запрещающая стороне, находящейся в конфликте, эвакуировать детей (кроме как своих собственных граждан) в иностранное государство, за исключением случаев временной эвакуации, связанной с состоянием здоровья, лечением детей или их безопасностью.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 306.