Положения Женевской конвенции 1949 г. «Об обращении с военнопленными», Дополнительного протокола I распространяются на всех законных участников международных вооруженных конфликтов, кроме медико-санитарного и духовного персонала, которые не считаются военнопленными, с момента, когда они попадут во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации. Согласно пункту А статьи 4 третьей Женевской конвенции кроме личного состава вооруженных сил (включая личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил, а также военнослужащих вооруженных сил, подчиненных правительству, которое не признает держащая в плену держава) на ряд других категорий лиц распространяется право на получение статуса военнопленных.
Во-первых, это участники движений сопротивления (партизаны), принадлежащие к стороне, находящейся в конфликте и которые отвечают условиям пункта 3 статьи 44 Дополнительного протокола I. При выполнении этих условий данные лица получают право на статус военнопленных.
Во-вторых, это ряд лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты (за исключением тех журналистов, с которыми в соответствии с положениями Дополнительного протокола I следует обращаться как с гражданскими лицами), поставщики, личный состав рабочих команд и служб, осуществляющих бытовое обслуживание вооруженных сил.
В-третьих, статус военнопленных распространяется на членов экипажей торговых судов и гражданской авиации, не пользующихся более льготным режимом в силу других положений международного права.
И, наконец, лица из числа населения не оккупированной территории, которое добровольно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятеля, не имея времени сформироваться в регулярные воинские подразделения, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны. Взятые в плен лица из числа медицинского персонала наделяются особым статусом: они либо должны осуществлять уход за военнопленными стороны, к которой они принадлежат, либо их должны возвратить этой стороне.
Следовательно эти лица, оказавшись во власти противника, могут претендовать на статус военнопленного, а сторона, к которой они принадлежат, может потребовать для него статуса путем направления соответствующего уведомления удерживающему государству1. Если возникает сомнение в том, имеет ли любое такое лицо статус военнопленного, оно продолжает сохранять такой статус и пользуется защитой международного гуманитарного права до тех пор, пока его статус не будет определен компетентным судебным органом (абзац второй ст.5 III ЖК, ст.45 ДП I).
Не пользуются «благоприятным обращением в соответствии с конвенциями или в соответствии с настоящим Протоколом» согласно статье 46 лица из состава вооруженных сил стороны, участвующей в конфликте, попадающие во власть противной стороны в то время, когда они занимаются шпионажем. Не имеют права на статус военнопленного наемники (ст. 47 ДП I). Но и в этих случаях данным лицам предоставляются гарантии, изложенные в статье 75 Дополнительного протокола I.
Военнопленные сохраняют свой правовой статус с момента пленения и до репатриации. Никакие меры удерживающих их властей или их собственные действия не могут привести к утрате ими этого статуса во время плена. Военнопленные ни в коем случае не смогут отказываться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечивают третья Женевская конвенция, Дополнительный протокол I, а также специальные соглашения. Право на плен в первую очередь есть право военнопленного на сохранение жизни.
Главное, что устанавливается в статье 12 третьей Женевской конвенции, так это то, что военнопленные находятся во власти воюющего государства, а не во власти отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен.
Военнопленным должна обеспечиваться защита, в частности от всяких актов насилия, запугивания, оскорблений. Не должно допускаться применение к военнопленным репрессалий. Они имеют право на уважение к их личности и чести. К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними должны во всех случаях не хуже, чем с мужчинами. Таким образом, в соответствии с этим положением статьи 14 третьей Женевской конвенции они обладают правом на такую же защиту, как и мужчины3. В этом смысле речь идет об общей защите, предоставляемой женщинам-военнопленным.
С военнопленными всегда следует обращаться гуманно, и при любых обстоятельствах они имеют право на уважение их чести и достоинства. Независимо от степени ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащее в плену государство несет полную ответственность за обращение с военнопленными, оно обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных и предоставление необходимой медицинской помощи (ст. 15 III ЖК). Держащая в плену держава должна со всеми военнопленными обращаться одинаково, без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. (ст. 16 III ЖК). Запрещается любой незаконный акт или бездействие со стороны государства, во власти которого находится военнопленный, влекущие смерть или серьезную угрозу его здоровью. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или какому-либо научному или медицинскому опыту, который не оправдывается соображениями лечения и его интересами. Такие действия рассматриваются как военные преступления. Допускается лишь ряд исключений, связанных со сдачей крови для переливания или кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно (ст. 11 ДП I).
Третья Женевская конвенция содержит четыре группы норм, регулирующих основные стороны жизни военнопленного: начало плена, условия интернирования, уголовные и дисциплинарные наказания, освобождение и возвращение на родину.
Положения статей 17—20 третьей Женевской конвенции содержат правовое регулирование начала плена. Причем общее положение абзаца первого статьи 14 об уважении к личности и чести военнопленного, на которое он имеет право, нашло отражение в этих нормах. Так, военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию. При частичном умалчивании этих сведений военнопленный может не получить преимуществ, предусмотренных для его истинных звания и положения.
Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений.
Статьи 21 — 108 третьей Женевской конвенции подробно регламентируют порядок обращения с военнопленными с момента пленения и до репатриации. За жизнь, условия проживания и здоровье военнопленных несет ответственность государство, держащее их в плену. Это требование статьи 12 третьей Женевской конвенции является исходным для всех положений, регулирующих обращение с военнопленными.
Держащая в плену держава может интернировать военнопленных в лагерях для военнопленных, которые должны находится на суше и предоставлять полную гарантию в отношении гигиены и здравоохранения. Держащая в плену держава должна снабжать военнопленных водой и пищей в достаточном количестве, а также предоставлять им необходимую одежду и медицинскую помощь. Жилищные условия военнопленных должны быть не менее благоприятными, чем соответствующие условия войск держащего их в плену государства. Эти условия должны учитывать привычки и обычаи военнопленных и ни в коем случае не должны быть вредными для их здоровья. Основной суточный рацион питания должен быть достаточен по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать в хорошем состоянии здоровье военнопленных. Любые коллективные дисциплинарные взыскания, затрагивающие питание, воспрещаются (ст. 26 III ЖК). Военнопленным должна выдаваться держащей их в плену державой в достаточном количестве одежда, белье и обувь (ст. 27 III ЖК).
Следует отметить, что третья Женевская конвенция касается не только физических условий содержания военнопленных. Многие статьи посвящены моральным и психологическим условиям содержания военнопленных. В статьях 34, 35, 38, 49, 50, 51, 57 регулируются не только религиозная, интеллектуальная деятельность и занятия спортом, но также и виды работ, которые считаются подходящими для того, чтобы военнопленные сохранили чувство собственного достоинства и психическое здоровье. Так, трудоспособные военнопленные с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей могут быть использованы в качестве рабочей силы. При этом офицеры и приравненные к ним лица ни в коем случае не могут присуждаться к работе.
Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных, если он не соглашается на это добровольно. Ни один военнопленный не будет использован на работах, расцениваемых как унизительные для военнослужащего держа- щей в плену державы (ст.52 III ЖК).
Значительное число норм третьей Женевской конвенции и Дополнительного протокола I регулирует вопросы, связанные с поддержанием дисциплины среди военнопленных. Так, в соответствии со статьей 39 третьей Женевской конвенции для обеспечения дисциплины, соответствующей положению военнослужащих, каждый лагерь военнопленных находится под непосредственным началом ответственного офицера, принадлежащего к регулярным вооруженным силам держащего в плену государства.
Статьей 79 предусматривается, что во всех местах содержания военнопленных, за исключением тех, где находятся офицеры, военнопленные имеют право путем тайного голосования каждые шесть месяцев, а также в случае открывшихся вакансий избирать доверенных лиц, которые должны представлять их перед военными властями, Державами-покровительницами, МККК и перед всякой другой организацией, которая оказывает им помощь. Кроме того, военнопленные должны иметь неограниченное право обращаться к представителям Державы-покровительницы либо через доверенное лицо или непосредственно, если они считают это необходимым для того, чтобы привлечь внимание к тем моментам режима плена, в отношении которых у них имеются жалобы (ст. 78 III ЖК).
Согласно статье 82 третьей Женевской конвенции военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену Державы.
Дисциплинарные взыскания могут быть наложены только начальником лагеря или офицером, назначаемым им, и ни в коем случае не военнопленным. Более того, к военнопленным, подвергнутым дисциплинарному взысканию, должно проявляться некоторое снисхождение: им разрешается ежедневно делать физические упражнения и пребывать на открытом воздухе не менее двух часов, разрешается читать и писать, а также отправлять и получать письма (ст. 98 III ЖК). Дисциплинарные взыскания ни в коем случае не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья и не могут налагаться на срок, превышающий более чем 30 суток.
В статьях 42, 91—93 третьей Женевской конвенции содержится ряд положений, касающихся побега и попыток к бегству военнопленных. Общепризнанно, что эти поступки не противоречат понятиям чести военнослужащего, любви к своему отечеству, и поэтому наказания за побег довольно ограничены. Применение оружия против военнопленных, в частности, против совершающих побег или попытку побега, является мерой чрезвычайного характера, которой всегда должны предшествовать предупреждения, соответствующие обстоятельствам. За неудавшийся побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному взысканию.
Ни один военнопленный не может быть предан суду или осужден за проступок, который не является наказуемым по законодательству держащей в плену державы или по международному праву, которое действует в момент совершения проступка.
Запрещаются коллективные наказания за индивидуальные проступки, телесные наказания, заключение в помещения, лишенные дневного света, какие-либо виды пыток или иное проявление жестокости (ст. 87 III ЖК).
Смертный приговор военнопленному в принципе может быть вынесен за совершение преступлений, карающихся смертной казнью в во- оружейных силах держащей в плену Державы, Но поскольку военнопленный не является гражданином этой Державы, не связан долгом верности по отношению к ней и находится в ее власти вследствие обстоятельств, не зависящих от его воли, суд должен принять это во внимание перед вынесением смертного приговора (ст.100 III ЖК). Кроме того, согласно статье 76 Дополнительного протокола I во всех случаях, когда это возможно, смертный приговор не должен выноситься беременным женщинам и матерям малолетних детей, от которых такие дети зависят. А если такой приговор вынесен, он не приводится в исполнение. То же самое относится и к пленным, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет (ст.77 ДП I).
Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий (ст. 118.III ЖК). Это правило с точки зрения международного гуманитарного права логично и понятно, однако существует опасность, что оно может быть не выполнено. Многие современные конфликты продолжаются очень долго, и военнопленные в таком случае проводят в лагерях для военнопленных многие годы: во время войны Ирана с Ираком военнопленных не освобождали в течение 8 лет (а некоторые из них до сих пор находятся в плену), солдаты, участвовавшие в марокканско-алжирском конфликте, находились в плену 11 лет и были репатриированы в 1987 г., военнослужащие, захваченные в плен во время конфликта между Эфиопией и Сомали, содержались в плену также 11 лет. Именно для того, чтобы предотвратить подобное отношение, статья 85 Дополнительного протокола I закрепляет, что неоправданная задержка в репатриации является серьезным нарушением международного гуманитарного права. Вместе с тем данное положение об освобождении и репатриации не распространяется на военнопленных, против которых возбуждено уголовное преследование за уголовные преступления, в том числе и за совершение до пленения военных преступлений или преступлений против человечности. Аналогичные нормы действуют в отношении военнопленных, осужденных за совершение уголовных преступлений (ст.119 III ЖК).
Принципиальное положение пункта 2 статьи 14 третьей Женевской конвенции о том, что «к женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением», нашло отражение в пункте 4 статьи 25 этого же акта, в соответствии с которым «в тех лагерях, в которых наряду с мужчинами находятся военнопленные-женщины, им должны быть обеспечены отдельные помещения для сна».
Женщины-военнопленные не должны приговариваться к более суровым наказаниям или подвергаться более суровому обращению во время отбывания наказания, чем женщины из состава вооруженных сил держащей в плену Державы, наказываемые за аналогичные правонарушения.
В настоящее время достигнуть полного исключения участия детей в вооруженных конфликтах не удается. Поэтому, если подростки в возрасте от 15 до 18 лет находятся на службе в вооруженных силах вопреки рекомендации международного гуманитарного права, то при вербовке на военную службу следует отдавать предпочтение более старшим возрастам. То же относится к детям, не достигшим 15 лет, которые, несмотря на запрет (пункте 2 статьи 77 Дополнительного протокола I), были призваны или поступили добровольно в вооруженные силы, имеют статус комбатанта и будут при захвате в плен иметь статус военнопленного. Режим специальной защиты детей-военных предусматривает привилегированное обращение (ст. 13, 49 III ЖК, ст.77 ДП I).
В немеждународных вооруженных конфликтах статуса комбатантов не существует и, следовательно не существует производного от него статуса военнопленного. В Дополнительном протоколе II для обозначения таких лиц используется термин «лица, свобода которых ограничена по причинам, связанным с вооруженным конфликтом» Положение этой категории лиц регулируется статьей 5 Дополнительного протокола II.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 553.