Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На фоне увеличения общего числа че­ловеческих жертв наблюдается опасная тенденция к росту потерь сре­ди гражданского населения. Если в годы франко-прусской войны (1870-1871) удельный вес потерь среди гражданского населения был 2%, то во второй мировой войне эти потери возросли до 48%. Тенденция к росту потерь среди гражданского населения в вооруженных конфликтах, происходивших в последние 50 лет, продолжал; развиваться еще более быстрыми тем­пами. Так, в период войны в Корее удельный вес потерь среди граж­данского населения достиг уже 84%, в Индокитае — превысил 90%, а в ходе боевых действий в 1982 г. в Ливане составил, по некоторым дан­ным, 95%.

С середины XIX столетия становится общепризнанным разгра­ничение комбатантов и некомбатантов и вытекающее отсюда право неприкосновенности мирного населения в войне.

В настоящее время нормы, предусматривающие защиту граждан­ского населения, содержатся в Гаагской конвенции о законах и обыча­ях сухопутной войны 1907 г., Женевской конвенции 1949 г. «О защи­те гражданского населения во время войны», Дополнительных протоколах 1977 г., Конвенции о запрещении или ограничении приме­нения конкретных видов обычного оружия и четырех протоколах к ней.

Закрепленная в международ­но-правовых нормах обязанность воюющих сторон проводить различие между теми, кто принимает непосредственное участие в вооруженном конфликте, и теми, кто не принимает такого участия, составляет ос­новное содержание, суть современного международного права, приме­няемого в период вооруженных конфликтов.

Необходимо выяснить суть понятий «граждан­ское население» и «гражданское лицо». Согласно статье 4 четвертой Женевской конвенции под защитой этой Конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти сто­роны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, граж­данами которой они не являются.

Согласно Дополнительному протоколу I гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опаснос­тей, возникающих в связи с военными операциями (ст. 51). При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц яв­ляющихся гражданскими лицами. Гражданским же является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 1, 2, 3 и 6 пункта А статьи 4 третьей Женевской конвен­ции 1949 г. и в статье 43 Дополнительного протокола I. Кроме того, в случае сомнения относительно того, является ли лицо гражданским оно считается таковым. Эти нормы касаются как граждан государств, участвующих в кон­фликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных госу­дарств на территории стороны в конфликте, а также граждан госу­дарств, не подписавших Женевские конвенции и Дополнительный протокол I, которые оказались на этой территории.

Гражданское население лишается своего статуса и права на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные под­разделения и формирования.

Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, пре­дусмотренной нормами международного права, «за исключением слу­чаев и на такой период, пока они принимают непосредственное учас­тие в военных действиях» (п. 3 ст. 51 ДП I)

Общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам независи­мо от их возраста, пола, расовой и национальной принадлежности, по­литических или религиозных убеждений.

Предоставление же режима специальной защиты связано либо с повышенной уязвимостью определенных категорий покровительствуемых лиц (дети, женщины и т.д.) в условиях вооруженного конфликта, либо объясняется их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания в ходе боевых действий (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны.

Общая зашита гражданского населения и отдельных гражданских лиц предполагает, что эти лица при любых обстоятельствах имеют право на гуманное обращение, на уважение к их личности, чести, се­мейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям (ст. 27 IV ЖК). Стороны в конфликте должны исходить из недопустимости принятия каких-либо мер, которые могут причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительству­емых лиц, находящихся в их власти. В связи с этим запрещаются убийства, пытки, телесные наказания, увечья; медицинские или на­учные Опыты, не связанные с необходимостью лечения покровитель­ствуемых лип (ст. 32 IV ЖК). Кроме того, в статьях 33, 34 Женевской конвенции содержится ряд правил, согласно которым воспрещаются: коллективные наказания; террор; ограбление; репрессалии; взятие заложников. Ст. 38 четвертой Женевской конвенции 1949 г. содержит положения о покровительствуемых лицах из числа иностранцев.

Согласно статье 51 Дополнительного протокола I в целях осущес­твления общей защиты мирного населения от опасностей, возникаю­щих в связи с военными операциями, гражданское население как та­ковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Кроме этого, при всех обстоятельствах запреща­ются: акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью
терроризировать гражданское население; нападения неизбирательного характера; нападения на гражданское население или отдельных граждан­ских лиц в порядке репрессалий; использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты опреде­ленных пунктов или районов от военных действий, в частности в попытках защитить военные объекты от нападения или прик­рыть военные действия, содействовать или препятствовать им.
Стороны, находящиеся в конфликте, не должны направлять пе­редвижения гражданского населения или отдельных граждан­ских лиц с целью попытаться защитить военные объекты от на­падения или прикрыть военные операции.

Любое нарушение этих запрещений, говорится в заключительном положении статьи 51, не освобождает стороны, находящиеся в кон­фликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства прини­мать меры предосторожности, предусмотренные в статье 57. Абсолют­но запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54 ДП I).

Статья 57 Дополнительного протокола I предусматривает меры предосторожности, которые должны прини­маться как нападающей, так и обороняющейся сторонами при плани­ровании или осуществлении нападения.

    В соответствии со статьей 58 Дополнительного протокола I сторо­ны, находящиеся в конфликте, в максимальной практически возмож­ной степени должны стремиться без ущерба для соблюдения предпи­саний статьи 49 четвертой Женевской конвенции 1949 г. удалить гражданское население, отдельных гражданских лиц и гражданские объекты, находящиеся под их контролем, из районов, расположенных вблизи от военных объектов, а также избегать размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них.

Запрещается при любых обстоятель­ствах использовать против гражданского населения разного рода мины, мины-ловушки, а также зажигательное оружие. Также запреща­ется применение любого оружия, основное действие которого заклю­чается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаружива­ются в теле человека с помощью рентгеновских лучей.

    Специальная за­ щита в сущности аналогична режиму общей защиты. Отличительная особенность норм, определяющих режим специальной защиты, состо­ит в том, что они устанавливают, в частности, дополнительные меры, направленные на обеспечение защиты гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта, и, как правило, подробно регламентирует порядок предоставления такой защиты и условия, при которых она перестает действовать . Например, ст. 77 Дополнительного прото­кола I устанавливается специальный режим защиты для детей, воюющие стороны обязаны предпринимать всевоз­можные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. Специальная защита для детей во время конфликтов немеждуна­родного характера предоставляется пунктом 3 статьи 4 Дополнитель­ного протокола II. Четвертая Женевская конвенция предусматривает, что «раненые и больные, а также инвалиды и беременные женщины будут пользоваться особым покровительством и защитой» (ст. 16, 17.)

Предусматривается возмож­ность воюющим сторонам обращаться друг к другу с предложением о создании в районах, где идут бои, нейтрализованных зон, предназна­ченных для защиты от связанных с боями опасностей (ст. 14 IV ЖК), В четвертой Женевской конвенции предусматриваются особые пра­вила, которые должны применяться к интернированным лицам (ст. 79—135)..

В период вооруженных конфликтов немеждуна­родного характера гражданское население и отдельные гражданские лица согласно статье 13 ДП II пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, в силу чего они не должны являться объектом нападения и в отношении них запрещают­ся акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население. В соответствии со статьей 17 запрещается принудительное перемещение гражданских лиц, если не­обходимость в этом не вызывается требованиями обеспечения их бе­зопасности или настоятельными причинами военного характера. Согласно Дополнительному протоколу II защите подлежат: объекты, необходимые для выживания гражданского населения; установки и сооружения, содержащие опасные силы; культурные ценности и места отправления культа.

 



Дата: 2019-04-23, просмотров: 359.