На фоне увеличения общего числа человеческих жертв наблюдается опасная тенденция к росту потерь среди гражданского населения. Если в годы франко-прусской войны (1870-1871) удельный вес потерь среди гражданского населения был 2%, то во второй мировой войне эти потери возросли до 48%. Тенденция к росту потерь среди гражданского населения в вооруженных конфликтах, происходивших в последние 50 лет, продолжал; развиваться еще более быстрыми темпами. Так, в период войны в Корее удельный вес потерь среди гражданского населения достиг уже 84%, в Индокитае — превысил 90%, а в ходе боевых действий в 1982 г. в Ливане составил, по некоторым данным, 95%.
С середины XIX столетия становится общепризнанным разграничение комбатантов и некомбатантов и вытекающее отсюда право неприкосновенности мирного населения в войне.
В настоящее время нормы, предусматривающие защиту гражданского населения, содержатся в Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Женевской конвенции 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны», Дополнительных протоколах 1977 г., Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия и четырех протоколах к ней.
Закрепленная в международно-правовых нормах обязанность воюющих сторон проводить различие между теми, кто принимает непосредственное участие в вооруженном конфликте, и теми, кто не принимает такого участия, составляет основное содержание, суть современного международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов.
Необходимо выяснить суть понятий «гражданское население» и «гражданское лицо». Согласно статье 4 четвертой Женевской конвенции под защитой этой Конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.
Согласно Дополнительному протоколу I гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (ст. 51). При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц являющихся гражданскими лицами. Гражданским же является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 1, 2, 3 и 6 пункта А статьи 4 третьей Женевской конвенции 1949 г. и в статье 43 Дополнительного протокола I. Кроме того, в случае сомнения относительно того, является ли лицо гражданским оно считается таковым. Эти нормы касаются как граждан государств, участвующих в конфликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных государств на территории стороны в конфликте, а также граждан государств, не подписавших Женевские конвенции и Дополнительный протокол I, которые оказались на этой территории.
Гражданское население лишается своего статуса и права на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования.
Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, «за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях» (п. 3 ст. 51 ДП I)
Общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам независимо от их возраста, пола, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений.
Предоставление же режима специальной защиты связано либо с повышенной уязвимостью определенных категорий покровительствуемых лиц (дети, женщины и т.д.) в условиях вооруженного конфликта, либо объясняется их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания в ходе боевых действий (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны.
Общая зашита гражданского населения и отдельных гражданских лиц предполагает, что эти лица при любых обстоятельствах имеют право на гуманное обращение, на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям (ст. 27 IV ЖК). Стороны в конфликте должны исходить из недопустимости принятия каких-либо мер, которые могут причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых лиц, находящихся в их власти. В связи с этим запрещаются убийства, пытки, телесные наказания, увечья; медицинские или научные Опыты, не связанные с необходимостью лечения покровительствуемых лип (ст. 32 IV ЖК). Кроме того, в статьях 33, 34 Женевской конвенции содержится ряд правил, согласно которым воспрещаются: коллективные наказания; террор; ограбление; репрессалии; взятие заложников. Ст. 38 четвертой Женевской конвенции 1949 г. содержит положения о покровительствуемых лицах из числа иностранцев.
Согласно статье 51 Дополнительного протокола I в целях осуществления общей защиты мирного населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются: акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью
терроризировать гражданское население; нападения неизбирательного характера; нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий; использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им.
Стороны, находящиеся в конфликте, не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц с целью попытаться защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные операции.
Любое нарушение этих запрещений, говорится в заключительном положении статьи 51, не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в статье 57. Абсолютно запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54 ДП I).
Статья 57 Дополнительного протокола I предусматривает меры предосторожности, которые должны приниматься как нападающей, так и обороняющейся сторонами при планировании или осуществлении нападения.
В соответствии со статьей 58 Дополнительного протокола I стороны, находящиеся в конфликте, в максимальной практически возможной степени должны стремиться без ущерба для соблюдения предписаний статьи 49 четвертой Женевской конвенции 1949 г. удалить гражданское население, отдельных гражданских лиц и гражданские объекты, находящиеся под их контролем, из районов, расположенных вблизи от военных объектов, а также избегать размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них.
Запрещается при любых обстоятельствах использовать против гражданского населения разного рода мины, мины-ловушки, а также зажигательное оружие. Также запрещается применение любого оружия, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в теле человека с помощью рентгеновских лучей.
Специальная за щита в сущности аналогична режиму общей защиты. Отличительная особенность норм, определяющих режим специальной защиты, состоит в том, что они устанавливают, в частности, дополнительные меры, направленные на обеспечение защиты гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта, и, как правило, подробно регламентирует порядок предоставления такой защиты и условия, при которых она перестает действовать . Например, ст. 77 Дополнительного протокола I устанавливается специальный режим защиты для детей, воюющие стороны обязаны предпринимать всевозможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. Специальная защита для детей во время конфликтов немеждународного характера предоставляется пунктом 3 статьи 4 Дополнительного протокола II. Четвертая Женевская конвенция предусматривает, что «раненые и больные, а также инвалиды и беременные женщины будут пользоваться особым покровительством и защитой» (ст. 16, 17.)
Предусматривается возможность воюющим сторонам обращаться друг к другу с предложением о создании в районах, где идут бои, нейтрализованных зон, предназначенных для защиты от связанных с боями опасностей (ст. 14 IV ЖК), В четвертой Женевской конвенции предусматриваются особые правила, которые должны применяться к интернированным лицам (ст. 79—135)..
В период вооруженных конфликтов немеждународного характера гражданское население и отдельные гражданские лица согласно статье 13 ДП II пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, в силу чего они не должны являться объектом нападения и в отношении них запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население. В соответствии со статьей 17 запрещается принудительное перемещение гражданских лиц, если необходимость в этом не вызывается требованиями обеспечения их безопасности или настоятельными причинами военного характера. Согласно Дополнительному протоколу II защите подлежат: объекты, необходимые для выживания гражданского населения; установки и сооружения, содержащие опасные силы; культурные ценности и места отправления культа.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 359.