Важнейшим элементом пресечения военных преступлений является привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в их совершении, независимо от их гражданства и места совершения преступления. Это, в свою очередь, возможно при распространении на подобные деяния действия принципа универсальной юрисдикции, который вытекает из всеобщего осуждения определенного преступления[1].
Принцип универсальной юрисдикции распространяет уголовную юрисдикцию государства на деяния, признанные преступным международным правом, независимо от гражданства совершивших их лиц и места совершения
Универсальная юрисдикция означает распространение уголовной юрисдикции государства на деяния, признанные преступными международным правом, независимо от гражданства (подданства) совершивших их лиц и места совершения. Считается, что универсальная юрисдикция должна применяться к правонарушениям, пресечение которых всеми без исключения государствами оправдано или предписывается политикой международного сообщества. В прошлом данный принцип охватывал лишь пиратство и работорговлю, ныне распространяет свое действие на ряд международных преступлений и преступлений международного характера, включая военные преступления.
Основания для осуществления принципа универсальной юрисдикции присутствуют как в международном договорном, так и в обычном праве.
В статьях 49, 50, 129, 146 соответственно всех четырех Женевских конвенций 1949 г. закрепляется, что: «Каждая Высокая Договаривающаяся Сторона обязуется разыскивать лиц, обвиняемых в том, что они совершили или приказали совершить то или иное из упомянутых серьезных нарушений, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду. Она сможет также, если она этого пожелает, передать их, в соответствии с положениями своего законодательства, для суда другой заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороне в том случае, если эта Договаривающаяся Сторона имеет доказательства, дающие основание для обвинений этих лиц».
Как видно из приведенных положений, государства обязаны разыскивать лиц, которые, как предполагается, совершили такие нарушения, и предавать их своему суду либо выдавать их для предания суду другому государству-участнику независимо от их гражданской принадлежности. Хотя Женевские конвенции прямо и не предусматривали независимость юрисдикции от места совершения нарушения, однако их толкование, как правило, признавало именно универсальную юрисдикцию. Таким образом, как таковые, Женевские конвенции 1949 г. являли собой один из первых примеров универсальной юрисдикции в договорном нраве.
Вместе с тем, следует отметить, что Женевские конвенции 1949 г. и ст. 85 Дополнительного протокола I предусматривают обязательную универсальную юрисдикцию только в отношении серьезных нарушений, в отношении которых имеется специальное указание в этих международно-правовых актах.
К серьезным нарушениям относятся: преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение; биологические эксперименты; преднамеренное причинение тяжелых страданий; незаконное, произвольгное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоегние имущества, не вызываемое военной необходимостью, принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы; незаконное департирование покравительствуемого лица; взятие заложников; превращение гражданского населения в объект нападения; превращение демилитаризованной зоны в объект нападения; вероломное использование отличительной эмблемы Красного Креста и Красного полумесяца; лишение права покравительствуемых лиц на беспристрастное судопроизводство, а также преступления, предусмотренные ст.50 1 ЖК, 51 2ЖК; 130 3 ЖК; 147 4 ЖК; ст. 11 ДП 1; ст. 85 ДП 1 и др.
Универсальная юрисдикция в международном обычном праве распространяется на другие нарушения, в отношении которых не имеется специального указания в этих и других международных договорах, но которые в силу характера и степени общественной опасности могут признаваться серьезными нарушениями международного гуманитарного права. Это включает, в частности, некоторые грубые нарушения норм, касающихся применения средств и методов ведения войны, статьи 3, общей для четырех Конвенций, а также нарушения Дополнительного протокола II. В настоящее время точка зрения о том, что подобные нарушения также являются военными преступлениями, находит широкое признание и подтверждение в доктрине, национальном законотворчестве, судебной практике международных трибуналов и национальных судов. Такого рода нарушения подпадают под так называемую факультативную универсальную юрисдикцию. В качестве примера можно привести уголовное законодательство многих стран, в т.ч. Республики Беларусь, так ст. 136 УК РБ «Преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженного конфликта» помимо вышеуказанных преступлений также признает преступными следующие деяния: вербовка детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, в вооруженные силы.
В отношении подобных нарушений государства имеют право выбора в решении вопроса о распространении или нераспространении на них универсальной юрисдикции.
Также под универсальную юрисдикцию подпадают деяния, предусмотренные следующими соглашениями: Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. ; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия па природную среду 1976 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. и Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. . Эти конвенции содержат нормы, фиксирующие только в общем виде обязательства по принятию на внутригосударственном уровне мер по пресечению нарушений этих договоров.
Тенденция распространения принципа универсальной юрисдикции не только на серьезные нарушения нашла отражение при принятии Римского статута 1998 г. Так, пунктом 1 статьи 12 Римского статута устанавливается юрисдикция Международного уголовного суда, в том числе и в отношении военных преступлений. Перечень военных преступлений, определяемый статьей 8 Римского статута, гораздо шире перечня серьезных нарушений, содержащихся в статье 50 I, статье 51 II, статье 130 III и статье 147 IV Женевских конвенций, статье 11; 85 Дополнительного протокола I. В частности: ненадлежащее использование флага парламентера; заявление о том, что пощады не будет; уничтожение или захват имущества неприятеля без военной необходимости и многие др.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 302.