В комментариях к Дополнительному протоколу II под защитой понимается «принятие мер, направленных на то, чтобы вынести, если это возможно, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из зоны военных действий, поместить их в укрытие и действительно обеспечить им уважение, т.е. убедиться, что никто не воспользуется их слабостью с тем, чтобы жестоко обойтись с ними, не украдет принадлежащие им вещи или каким-либо другим образом не нанесет им ущерба».
В пункте «а» статьи 8 Дополнительного протокола I содержатся понятия «раненые» и «больные», которые «означают лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти слова также относятся к роженицам, новорожденным детям и другим людям, которые
могут нуждаться в медицинской помощи или уходе, например беременные женщины или немощные, и которые воздерживаются от любых враждебных действий». Как видно из этого определения раненых и больных, они основываются на двух критериях — потребности в медицинском уходе и воздержании от любых враждебных действий. Критерий воздержания от враждебных действий был сохранен также при формулировании определения «лиц, потерпевших кораблекрушение», которым в соответствии с пунктом «Ь» вышеуказанной статьи «означают лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий».
22 августа 1864 г. в Женеве на дипломатической конференции была принята Конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны. В Конвенции закреплялось, что в условиях сухопутной войны санитарные транспорты и полевые госпитали «признавались нейтральными и, пока давали убежище раненым и больным, подлежали как таковые защите и покровительству со стороны всех участников конфликта»; медицинский персонал не только не мог быть захвачен в плен или обстрелян, но и получал «возможность сохранять нейтральный статус, пока выполнял свои обязанности, а также до тех пор, пока на поле боя оставались раненые, которых надлежало подобрать или которым необходимо было оказать помощь»; «раненых и больных комбатантов, к какой бы стороне они ни принадлежали, следовало подбирать и обеспечивать необходимым уходом», а также, что «госпитали, санитарные транспорты и личный состав подразделений, занятых подбором и эвакуацией раненых» получат отличительный знак в виде флага или нарукавной повязки единого образца с изображением «Красного Креста на белом фоне».
Дальнейшее развитие международно-правовая защита раненых и больных получила в IV Гаагской конвенции 1907 г., первой, второй и третьей Женевских конвенциях 1949 г., а также в Дополнительных протоколах к ним 1977 г.
В соответствии с Женевскими конвенциями их положения применяются по-разному, в зависимости от того, является раненый, больной или потерпевший кораблекрушение лицом из состава вооруженных сил или гражданским лицом. Дополнительный протокол I покончил с таким разграничением, поскольку в статье 8 государства-участники дали более широкую трактовку терминам «раненые», «больные» и «лица, потерпевшие кораблекрушение», «медицинские формирования». Теперь понятием «раненый» или «больной» обозначают как военнослужащих, так и гражданских лиц, а «медицинские формирования» — как принадлежащие военному ведомству, так и гражданскому. Защита распространяется теперь и на человека, и на учреждение и не связывается с их военным или гражданским статусом. Так, статья 10 Дополнительного протокола I гласит: «1. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. 2. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится ни какого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских». Аналогичные по смыслу и почти совпадающие по форме нормы содержатся в статье 7 Дополнительного протокола II.
Уважительное отношение к раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение предполагает, что с беззащитными людьми всегда следует обращаться так, как этого требует их состояние, и всегда гуманно. Гуманное обращение является общим принципом, который применяется всегда и везде; оно вытекает из уважения и защиты.
С учетом этих аспектов рассмотрим более подробно основные положения данного института международного гуманитарного права.
Предоставление медицинской помощи предполагает, что раненым больным и потерпевшим кораблекрушение необходимо оказывать медицинскую помощь, их нельзя оставлять на произвол судьбы на том основании, что они принадлежат к стороне противника. При этом нет необходимости обращаться с ними лучше, чем это возможно: за ранеными и больными стороны противника не нужно ухаживать лучше чем за своими собственными комбатантами в такой же ситуации. Однако это положение не в коей мере не может служить, во-первых, основанием для отказа в их защите, а, во-вторых, запрет проводить какое-либо неблагоприятное различие не означает, что необходимо обращаться со всеми ранеными и больными одинаково. Особое внимание может быть уделено более уязвимым категориям: старикам, детям и беременным женщинам.
Принцип предоставления медицинской помощи без какой-либо дискриминации проистекает как из медицинской этики, так и одного из основополагающих принципов движения Красного Креста — принципа беспристрастности. Он означает недопустимость различий в обращении, обусловленных такими факторами, как раса, политические взгляды, вероисповедание, пол, происхождение, язык, национальность, социальное или имущественное положение или какими-либо сходными критериями. Таким образом, единственными факторами, которые могут учитываться при определении очередности предоставления медицинской помощи и ухода, является необходимая срочность помощи и медицинская этика.
Больные и раненые, а также санитарный и духовный персонал ни в коем случае не могут отказываться, полностью или частично, от прав, которые им обеспечивают Женевские конвенции и специальные соглашения, если таковые имеются (ст. 7 I ЖК). Данное положение о неотчуждаемости прав покровительствуемых лиц призвано уберечь их от давления, которое может оказываться на них с целью принудить отказаться от своих прав. В конечном счете, не отчуждаемость прав покровительствуемых лиц служит главной цели международного гуманитарного права — защите жертв вооруженных конфликтов. В целях обеспечения реализации общего положения о защите раненых, больных и потерпевших кораблекрушение запрещается:
- посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в
частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение,
пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий (ст.З общая для всех Женевских конвенций); добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить
над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их
без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать
условия для их заражения. При этом преимущество в очередности оказания медицинской помощи допускается только по
медицинским причинам неотложного характера. К женщинам
необходимо относиться со всем полагающимся их полу особым
уважением (ст. 12 1 ЖК); применять репрессалии к раненым и больным (ст. 46 I ЖК).
Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут всевозможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. Каждый раз, когда это позволят обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими. Равным образом, между сторонами, находящимися в конфликте, могут быть заключены местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества (ст. 15 I ЖК).
Воюющие должны, как это только будет возможно, зарегистрировать все данные, способствующие установлению личности раненых, больных и умерших неприятельской стороны, попавших в их руки. Эти сведения должны по возможности включать следующие данные: государство, гражданином которого является это лицо; войсковой или личный номер, фамилию, имя (или имена), дату рождения, все другие сведения, содержащиеся в его удостоверении личности или опознавательном медальоне; дату и место взятия в плен или смерти; сведения, касающиеся ранений, болезни или причины смерти. Все эти данные должны быть незамедлительно переданы в Справочное бюро по делам военнопленных, образованное в воюющем государстве, а последнее передает эти сведения в Центральное Справочное Агентство по делам военнопленных, учрежденное в нейтральном государстве (в Швейцарии).
Военные власти могут обращаться с призывом к человеколюбию местных жителей, добровольно подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя этим жителям необходимое покровительство и льготы. Стороны, находящиеся в конфликте, могут обращаться с призывом к человеколюбию капитанов нейтральных торговых судов, яхт и мелких судов принять на борт раненых, больных и потерпевших кораблекрушение и ухаживать за ними, а также подбирать умерших.
Суда всех видов, которые ответят на этот призыв, а также те, которые по собственному почину подберут раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, будут пользоваться специальным покровительством и содействием для выполнения их миссии по оказанию этой помощи (ст. 21 II ЖК)
Защита медицинского и духовного персонала. Защите подлежат как отдельные лица так и медицинские формирования. В ст. 8 ДП1 содержится следующее определение: Медицинский персонал означает лиц, которые назначены стороной, находящейся в конфликте, исключительно для медицинских целей, перечисленных в п. «е», для административно-хозяйственного обеспечения медицинских формирований или для работы на санитарно-транспортных средствах и для их административно-технического обеспечения.
Медицинские цели – розыск, подбирание, транспортировка, установление диагноза или лечение, профилактика заболеваний.
Медицинский персонал может быть военный и гражданский. Гражданский персонал пользуется защитой, если он получил назначение от находящейся в конфликте стороны, к которой он принадлежит. Услуги может предоставлять мед. Персонал иностранных государств либо МККК.
Защита предоставляется медицинскому персоналу, с тем чтобы облегчить ему выполнение гуманных задач по оказанию помощи раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение и только при том условии, что он занимается исключительно их выполнением, и только на время их выполнения. При выполнении этих задач медицинский персонал должен воздерживаться от каких-либо враждебных действий, т.е. он должен быть нейтральным в вооруженном конфликте. Если медицинский персонал принимает участие в боевых действиях, то он теряет право на защиту.
Медицинскому персоналу разрешено иметь только личное оружие и использовать его только для самообороны и защиты своих раненых и больных (ст. 22 I ЖК, ст. 35 II ЖК, ст.ст. 13, 28, 63, 65, 67 ДП I). Ношение личного оружия и его использование медицинским персоналом в целях самозащиты от недозволенных насильственных действий, совершаемых против него или раненых и больных, находящихся на его попечении, не рассматривается как участие в вооруженной борьбе. Медицинский персонал, предоставляющий свои услуги во время вооруженного конфликта, обязан, как и в мирное время, соблюдать принципы медицинской этики. Эти требования содержатся в статье 16 Дополнительного протокола I и статье 10 Дополнительного протокола II. Принципы медицинской этики, т.е. профессиональные обязанности врача, первоначально изложенные в «клятве Гиппократа» (460—380 гг. до н.э.), остаются непреложными правилами для медицинских работников как в мирное, так и военное время.
К медицинским формированиям относятся стационарные и подвижные госпитали, полевые госпитали или другие учреждения, созданные для медицинских целей, как, например, фармацевтические склады. При этом не важно, являются они мобильными или стационарными, действуют на временной или постоянной основе. Эти формирования могут быть как военными, так и гражданскими. Единственное условие для гражданских медицинских формирований, принадлежащих сторонам в конфликте, состоит в том, что они должны быть признаны и уполномочены компетентными властями одной из сторон в конфликте.
Наземные санитарно-транспортные средства (санитарные машины) должны пользоваться таким же уважением и защитой, как подвижные медицинские формирования. Военные санитарные автомашины, попав в руки неприятеля, попадают под действие законов войны при том условии, что захватившая их сторона, участвующая в конфликте, принимает на себя обязательство позаботиться о находящихся на них раненых и больных (ст.35 I ЖК, ст.21 ДП I).
Конвенциями определено, что постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования медицинской службы, санитарные летательные аппараты, военные госпитальные суда, госпитальные суда воюющих сторон, нейтральных государств, благотворительных обществ и частных лиц ни при каких обстоятельствах не могут быть подвергнуты нападению или захвачены. Наоборот, они во всякое время должны пользоваться уважением и защитой.
Сторона, находящаяся в конфликте, вынужденная оставить неприятелю раненых или больных, должна оставить вместе с ними, насколько это позволят военные требования, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними. В таких случаях медицинский персонал несет особую ответственность. Он должен позаботится о том, чтобы его было легко опознать, а также по возможности быстро связаться со стороной, во власть которой они попадают, с тем, чтобы добиться наиболее благоприятного решения судьбы раненых и больных, вверенных его попечению. Этот персонал, попавший во власть противной стороны, должен задерживаться лишь в той мере, в какой этого будет требовать санитарное состояние, духовные потребности и количество военнопленных. Лица, принадлежащие к этому персоналу и задержанные таким образом, не считаются военнопленными. Однако они будут пользоваться, по меньшей мере, преимуществами всех положений Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными». В рамках военных законов и распоряжений задержавшей их державы и под руководством ее компетентной службы, а также в соответствии с их профессиональной этикой они будут продолжать осуществлять свои медицинские и духовные обязанности на пользу военнопленных предпочтительно из состава тех вооруженных сил, к которым они сами принадлежат.
Имущество подвижных санитарных формирований вооруженных сил, которые попадут в руки противника, должно оставляться им для ухода за ранеными и больными. Право реквизиции, признанное за воюющими по законам и обычаям войны, будет осуществляться лишь в случае крайней необходимости, после того как судьба раненых и больных будет обеспечена.
Эмблемы Красного Креста и Красного полумесяца являются символами защиты и нейтральности во время вооруженного конфликта. Эмблемы могут использоваться только в качестве защитного или отличительного знака. Ст. 19, 27, 40, 41, 43 I ЖК; ст. 9, 12, 18 ДП I; ст. 9, 12 ДП II определяют объекты, которые находятся под защитой эмблемы. Незаконное использование эмблемы преследуется (ст. 54 ЖК I). В декабре 2005 г. был принят ДП III, касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы в виде красного ромба на белом фоне с целью укрепления доверия к основополагающему принципу универсальности движения Красного Креста, а также нейтральности и беспристрастности. В символике Красного Креста содержится национальный символ Швейцарии; в полумесяце – религиозная символика мусульманских стран (с 1929г.); красный лев и солнце (1929 г.) – национальные символы Турции и Ирана.
Духовный персонал - означает лиц, как военных, так и гражданских, как, например, священников, которые заняты исключительно выполнением своих духовных функций» и приданы вооруженным силам, медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам, организациям гражданской обороны сторон, находящихся в конфликте, а также медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам третьих стран, не участвующих в конфликте, обществ помощи таких государств или беспристрастных международных организаций (ст. 8 Дополнительного протокола I )
Режим уважения и защиты духовного персонала такой же, как и для медицинского персонала, предполагает, что пользующийся им духовный персонал должен воздерживаться от враждебных действий и в этом случае не окажется объектом нападения. Духовный персонал также может пользоваться отличительной эмблемой.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 541.