Лекция 4 Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Участники военных действий

Гражданские и военные объекты

Запрещенные средства и методы ведения военных действий

Международно - правовая регламентация ведения вооруженной борьбы на море и в воздушном пространстве

Война в отличие от мира не является нормальным состоянием че­ловеческого общества. Вооруженные конфликты продолжают оста­ваться суровой действительностью нашего времени, но они не должны быть самоцелью. Будучи вынужденной трагической необходимостью, крайним средством достижения определенных целей, вооруженные конфликты с их стремлением к достижению военного превосходства над противником для того, чтобы не превратится в варварство, дол­жны ограничиваться правом — международным гуманитарным пра­вом. Ж. Пикте в книге «Развитие и принципы международного гума­нитарного права» пишет о том, что главным принципом при ведении военных действий должно стать положение, предусматривающее, что «воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмеримый с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника». Любое насилие, не веду­щее к достижению этой цели, является излишним, поскольку не несет реальной стратегической выгоды совершившей его стороне и противо­речит принципу гуманности. Именно под этим углом зрения будет рассматриваться содержание основных положений, регламентирую­щих ведение вооруженной борьбы.

Участники военных действий

Значительное количество положений международного гуманитар­ного права строится вокруг норм, регулирующих отношения, связан­ные с участием в военных действиях. Термин «комбатант» является одним из ключевых в международном гуманитарном праве. Несмотря на то, что право войны существует много веков, понятие «комбатант» было определено лишь в Дополнительном протоколе I 1977 г. Согласно смыслу пункта 2 статьи 43 Дополнительного протокола I комбатанты (от франц.combattant — воин, боец) — это «лица, входя­щие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях». Таким об­разом, из Дополнительного протокола I вытекают следующие основные признаки комбатанта:

во-первых, лицо должно входить в состав признанных воору­женных сил государства, за исключением медицинского и ду­ховного персонала. Данные лица не обладают статусом комбатантов, даже если и входят в состав вооруженных сил;

 во-вторых, наличие права принимать непосредственное участиев военных действиях.

Как видим, одним из составляющих термина «комбатант» являет­ся понятие «вооруженные силы». Пункт 1 статьи 43 Дополнительного протокола I определяет эту категорию следующим образом:

«Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов».

Значение статуса комбатанта состоит в том, что только такие лица «имеют право принимать непосредственное участие в военных дей­ствиях». Наличие данного права указывает, что комбатант может при­менять силу и даже убивать, и при этом он не несет персональной правовой ответственности за свои действия, как это имело бы место, если бы совершил те же действия будучи обычным гражданином. Иначе говоря, комбатант имеет право применять так называемое «дозволенное насилие». И в случае взятия в плен комбатант не будет преследоваться за это «дозволенное насилие». Он получит статус во­еннопленного и будет содержаться в лагере военнопленных до оконча­ния военных действий. Безусловно, свобода применения «дозволенного насилия» не является полной, она ограничивается международным правом, регулирующим защиту жертв вооруженных конфликтов, запре­щение либо существенное ограничение использования, применения оп­ределенных средств и методов ведения войны. Следовательно, даже комбатанты, законно уполномоченные применять насилие, могут быть признаны военными преступниками в случае нарушения ими между­народного гуманитарного права.

С 1949 г. комбатантами признаются партизаны. Признание членов «организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на собственной террито­рии или вне ее, даже если эта территория оккупирована» (п. 2 ст. 13 I и II ЖК, п. 2 ст. 4 III ЖК) комбатантами наконец позволило сохра­нять жизнь бойцам сопротивления и предотвращать жестокие наказа­ния за участие в партизанском движении. Согласно Женевским конвенциям партизаны признаются комба­тантами, если они: имеют во главе лицо, ответственное за своих под­чиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличи­тельный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (п. 2 ст. 13 I и II ЖК, п. 2 ст. 4 III ЖК).

В целях усиления защиты гражданского населения основной нор­мой осталась обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. Лица, входящие в состав вооруженных сил, освобождаются от этой обязанности только в таких ситуациях, «когда вследствие ха­рактера военных действий вооруженный комбатант не может отли­чать себя от гражданского населения». Но и в таких ситуациях комбатанты должны открыто носить свое оружие:

а) во время каждого военного столкновения;

б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе
развертывания в боевые порядки, предшествующие началу нападения,
в котором они должны принять участие (п. 3 ст. 44 ДП I).

Высказывается опасение, что послабления в отношении обязанности комбатантов быть всегда отличимыми от гражданского населения могут способ­ствовать терроризму. Однако следует учитывать, что данные положе­ния касаются только международных вооруженных конфликтов и со­ответственно террористы не принадлежат к каким-либо признанным вооруженным силам. И наконец, самое главное, данная норма, относя­щаяся к правам и обязанностям комбатантов в исключительных ситу­ациях, ни при каких обстоятельствах не освобождает этих лиц от обя­занности соблюдать международное гуманитарное право, которое запрещает терроризм во всех без исключения случаях

Важность статуса комбатанта заключается в том, что, с одной сто­роны, его нормативное закрепление позволяет проводить разграниче­ние между лицами, правомерно принимающими участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., а, с другой стороны, при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ранения, кораблекрушения или пленения позволяет автоматически получать статус покровительствуемого лица и защиту, предусматрива­емую «женевским правом».

Комбатанты сохраняют свой статус, даже если они допустили нару­шения международного гуманитарного права, в том числе и серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоко­лов к ним 1977 г. В этих случаях комбатанты должны привлекаться к уголовной ответственности как военные преступники, а их дела рас­сматриваться судом.

Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие помощь этим вооруженным силам, но сами непосредствен­но в боевых действиях не участвующие. Это — медицинский персонал и духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых дей­ствиях они становятся комбатантами. При захвате неприятелем как ком­батанты, так и некомбатанты пользуются правом военного плена

В период вооруженного конфликта часто возникает потребность в разграничении таких понятий, как военный шпион и военный развед­ чик, доброволец и наемник.

Военный шпион, согласно статье XXIX Приложения к IV Га­агской конвенции 1907 г. — это «такое лицо, которое, действуя тай­ным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». В пункте 1 статьи 46 Дополнительного протокола I уточняется статус военного шпиона, согласно которому лицо из состава воору­женных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военноп­ленного, и с ним могут обращаться как со шпионом». Вместе с тем в пунктах 2, 3 статьи 46 указанного документа содер­жатся уточнения этого общего правила, в соответствии с которыми если комбатант собирает сведения на территории, контролируемой противником, и носит при этом «форменную одежду своих вооружен­ных сил» или «не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам», то он не считается шпионом.

Пункт 3 статьи 46 Дополнительного протокола I регулирует преж­де всего положение партизан и позволяет бойцам сопротивления сох­ранять статус комбатанта. Шпион же наказывается в случае его по­имки при совершении действий в расположении противника и не подлежит наказанию за прошлую свою деятельность.

В соответствии со статьей XXX IV Гаагской конвенции шпион, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда. Шпион, возвратившийся в свою воинскую часть и уже после этого попавший в руки неприятеля, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия (ст. XXXI IV Гаагской конвенции). Таким образом, военным шпион нака­зывается только в случае его поимки при совершении действий в рас­положении противника и не подлежит наказанию за свою прежнюю деятельность. Данной Конвенцией была запрещена внесудебная рас­права над военными шпионами.

Нормы, предусматривающие минимальную защиту в отношении шпионов, получили дальнейшее развитие в Дополнительном протоко­ле I. Так, пункт 3 статьи 45 Дополнительного протокола I закрепляет положение о том, что лицо, принимавшее участие в военных действи­ях, которое не имеет право на статус военнопленного и не пользуется более благоприятным обращением в соответствии с четвертой Женев­ской конвенцией, имеет право во всех случаях на защиту, предусмот­ренную статьей 75 Дополнительного протокола I.

В статье 75 Дополнительного протокола закрепляются основные гарантии, которые могут получить отдельные категории лиц (в том числе и шпионы), не обладающие правом на общую и специальную за­щиту. С такими лицами необходимо обращаться при всех обстоятель­ствах гуманно, и предоставление гарантий, предусматриваемых данной статьей, должно осуществляться без какого-либо различия, основанно­го на «признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероиспо­ведания, политических или иных убеждений, социального происхожде­ния, имущественного положения, рождения или иного статуса».

Таким образом, исходя из вышесказанного, под военным разведчи­ ком понимается лицо, собирающее сведения в районе действия против­ника в форме своих вооруженных сил, т.е. не скрывая своего подлинно­ го положения. В случае, если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.

Доброволец — это лицо, которое добровольно поступило в дей­ствующую армию одной из воюющих сторон. В соответствии со стать­ей VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных дер­жав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. отдельные лица могут переходить границу, «чтобы поступить на службу одного из воюю­щих». Кроме того, в пункте «б» статьи XVII данной Конвенции уста­навливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства.

Понятие «наемник» содержится в статье 47 Дополнительного про­токола I 1977 г. Согласно ему наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Одновременно наемник — это любое лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, что­
бы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимает непосредственное участие в военных
действиях;

в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь глав­ным образом желанием получить личную выгоду, и которому в дей­ствительности обещано стороной или по поручению стороны, находя­щейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно
превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого ранга и функций, входящим в личный состав вооружен­ных сил данной стороны;

г)  не является ни гражданином стороны, находящейся в конфлик­те, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируе­мой стороной, находящейся в конфликте;

д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находя­щейся в конфликте;

е)  не послано государством, которое не является стороной, находя­щейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в ка­честве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Значительным шагом в борьбе с таким явлением, как наемничес­тво, стало подписание восьмью государствами, включая и Республику Беларусь (подписала 13 декабря 1990 г., ратифицировала в феврале 1997 г.), Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использо­ванием, финансированием и обучением наемников 1989 г. К сожале­нию, данная Международная конвенция еще не вступила в силу.

В положениях Международной конвенции 1989 г. содержится зап­рет на внесудебную расправу над наемниками и лицами, которые вер­буют, используют, финансируют или обучают их.

Особый правовой статус имеют парламентеры. Парламентером на­зывается лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. Как сам парламентер, так и сопровождаю­щие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и пере­водчик пользуются правом неприкасаемости. Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположения своих войск. Нарушение неприкосновенности парламентеров, их убийство являются видом военных преступлений, которое совершали в годы второй мировой войны немецко-фашистские войска (например, убий­ство советских парламентеров в районе Будапешта в 1944 г.).






Дата: 2019-04-23, просмотров: 489.