Участники военных действий
Гражданские и военные объекты
Запрещенные средства и методы ведения военных действий
Международно - правовая регламентация ведения вооруженной борьбы на море и в воздушном пространстве
Война в отличие от мира не является нормальным состоянием человеческого общества. Вооруженные конфликты продолжают оставаться суровой действительностью нашего времени, но они не должны быть самоцелью. Будучи вынужденной трагической необходимостью, крайним средством достижения определенных целей, вооруженные конфликты с их стремлением к достижению военного превосходства над противником для того, чтобы не превратится в варварство, должны ограничиваться правом — международным гуманитарным правом. Ж. Пикте в книге «Развитие и принципы международного гуманитарного права» пишет о том, что главным принципом при ведении военных действий должно стать положение, предусматривающее, что «воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмеримый с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника». Любое насилие, не ведущее к достижению этой цели, является излишним, поскольку не несет реальной стратегической выгоды совершившей его стороне и противоречит принципу гуманности. Именно под этим углом зрения будет рассматриваться содержание основных положений, регламентирующих ведение вооруженной борьбы.
Участники военных действий
Значительное количество положений международного гуманитарного права строится вокруг норм, регулирующих отношения, связанные с участием в военных действиях. Термин «комбатант» является одним из ключевых в международном гуманитарном праве. Несмотря на то, что право войны существует много веков, понятие «комбатант» было определено лишь в Дополнительном протоколе I 1977 г. Согласно смыслу пункта 2 статьи 43 Дополнительного протокола I комбатанты (от франц.combattant — воин, боец) — это «лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях». Таким образом, из Дополнительного протокола I вытекают следующие основные признаки комбатанта:
во-первых, лицо должно входить в состав признанных вооруженных сил государства, за исключением медицинского и духовного персонала. Данные лица не обладают статусом комбатантов, даже если и входят в состав вооруженных сил;
во-вторых, наличие права принимать непосредственное участиев военных действиях.
Как видим, одним из составляющих термина «комбатант» является понятие «вооруженные силы». Пункт 1 статьи 43 Дополнительного протокола I определяет эту категорию следующим образом:
«Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов».
Значение статуса комбатанта состоит в том, что только такие лица «имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях». Наличие данного права указывает, что комбатант может применять силу и даже убивать, и при этом он не несет персональной правовой ответственности за свои действия, как это имело бы место, если бы совершил те же действия будучи обычным гражданином. Иначе говоря, комбатант имеет право применять так называемое «дозволенное насилие». И в случае взятия в плен комбатант не будет преследоваться за это «дозволенное насилие». Он получит статус военнопленного и будет содержаться в лагере военнопленных до окончания военных действий. Безусловно, свобода применения «дозволенного насилия» не является полной, она ограничивается международным правом, регулирующим защиту жертв вооруженных конфликтов, запрещение либо существенное ограничение использования, применения определенных средств и методов ведения войны. Следовательно, даже комбатанты, законно уполномоченные применять насилие, могут быть признаны военными преступниками в случае нарушения ими международного гуманитарного права.
С 1949 г. комбатантами признаются партизаны. Признание членов «организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована» (п. 2 ст. 13 I и II ЖК, п. 2 ст. 4 III ЖК) комбатантами наконец позволило сохранять жизнь бойцам сопротивления и предотвращать жестокие наказания за участие в партизанском движении. Согласно Женевским конвенциям партизаны признаются комбатантами, если они: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (п. 2 ст. 13 I и II ЖК, п. 2 ст. 4 III ЖК).
В целях усиления защиты гражданского населения основной нормой осталась обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. Лица, входящие в состав вооруженных сил, освобождаются от этой обязанности только в таких ситуациях, «когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения». Но и в таких ситуациях комбатанты должны открыто носить свое оружие:
а) во время каждого военного столкновения;
б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе
развертывания в боевые порядки, предшествующие началу нападения,
в котором они должны принять участие (п. 3 ст. 44 ДП I).
Высказывается опасение, что послабления в отношении обязанности комбатантов быть всегда отличимыми от гражданского населения могут способствовать терроризму. Однако следует учитывать, что данные положения касаются только международных вооруженных конфликтов и соответственно террористы не принадлежат к каким-либо признанным вооруженным силам. И наконец, самое главное, данная норма, относящаяся к правам и обязанностям комбатантов в исключительных ситуациях, ни при каких обстоятельствах не освобождает этих лиц от обязанности соблюдать международное гуманитарное право, которое запрещает терроризм во всех без исключения случаях
Важность статуса комбатанта заключается в том, что, с одной стороны, его нормативное закрепление позволяет проводить разграничение между лицами, правомерно принимающими участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г., а, с другой стороны, при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ранения, кораблекрушения или пленения позволяет автоматически получать статус покровительствуемого лица и защиту, предусматриваемую «женевским правом».
Комбатанты сохраняют свой статус, даже если они допустили нарушения международного гуманитарного права, в том числе и серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. В этих случаях комбатанты должны привлекаться к уголовной ответственности как военные преступники, а их дела рассматриваться судом.
Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие помощь этим вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это — медицинский персонал и духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами. При захвате неприятелем как комбатанты, так и некомбатанты пользуются правом военного плена
В период вооруженного конфликта часто возникает потребность в разграничении таких понятий, как военный шпион и военный развед чик, доброволец и наемник.
Военный шпион, согласно статье XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. — это «такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». В пункте 1 статьи 46 Дополнительного протокола I уточняется статус военного шпиона, согласно которому лицо из состава вооруженных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом». Вместе с тем в пунктах 2, 3 статьи 46 указанного документа содержатся уточнения этого общего правила, в соответствии с которыми если комбатант собирает сведения на территории, контролируемой противником, и носит при этом «форменную одежду своих вооруженных сил» или «не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам», то он не считается шпионом.
Пункт 3 статьи 46 Дополнительного протокола I регулирует прежде всего положение партизан и позволяет бойцам сопротивления сохранять статус комбатанта. Шпион же наказывается в случае его поимки при совершении действий в расположении противника и не подлежит наказанию за прошлую свою деятельность.
В соответствии со статьей XXX IV Гаагской конвенции шпион, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда. Шпион, возвратившийся в свою воинскую часть и уже после этого попавший в руки неприятеля, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия (ст. XXXI IV Гаагской конвенции). Таким образом, военным шпион наказывается только в случае его поимки при совершении действий в расположении противника и не подлежит наказанию за свою прежнюю деятельность. Данной Конвенцией была запрещена внесудебная расправа над военными шпионами.
Нормы, предусматривающие минимальную защиту в отношении шпионов, получили дальнейшее развитие в Дополнительном протоколе I. Так, пункт 3 статьи 45 Дополнительного протокола I закрепляет положение о том, что лицо, принимавшее участие в военных действиях, которое не имеет право на статус военнопленного и не пользуется более благоприятным обращением в соответствии с четвертой Женевской конвенцией, имеет право во всех случаях на защиту, предусмотренную статьей 75 Дополнительного протокола I.
В статье 75 Дополнительного протокола закрепляются основные гарантии, которые могут получить отдельные категории лиц (в том числе и шпионы), не обладающие правом на общую и специальную защиту. С такими лицами необходимо обращаться при всех обстоятельствах гуманно, и предоставление гарантий, предусматриваемых данной статьей, должно осуществляться без какого-либо различия, основанного на «признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного статуса».
Таким образом, исходя из вышесказанного, под военным разведчи ком понимается лицо, собирающее сведения в районе действия противника в форме своих вооруженных сил, т.е. не скрывая своего подлинно го положения. В случае, если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.
Доброволец — это лицо, которое добровольно поступило в действующую армию одной из воюющих сторон. В соответствии со статьей VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. отдельные лица могут переходить границу, «чтобы поступить на службу одного из воюющих». Кроме того, в пункте «б» статьи XVII данной Конвенции устанавливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства.
Понятие «наемник» содержится в статье 47 Дополнительного протокола I 1977 г. Согласно ему наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Одновременно наемник — это любое лицо, которое:
а) специально завербовано на месте или за границей для того, что
бы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимает непосредственное участие в военных
действиях;
в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно
превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Значительным шагом в борьбе с таким явлением, как наемничество, стало подписание восьмью государствами, включая и Республику Беларусь (подписала 13 декабря 1990 г., ратифицировала в феврале 1997 г.), Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. К сожалению, данная Международная конвенция еще не вступила в силу.
В положениях Международной конвенции 1989 г. содержится запрет на внесудебную расправу над наемниками и лицами, которые вербуют, используют, финансируют или обучают их.
Особый правовой статус имеют парламентеры. Парламентером называется лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкасаемости. Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположения своих войск. Нарушение неприкосновенности парламентеров, их убийство являются видом военных преступлений, которое совершали в годы второй мировой войны немецко-фашистские войска (например, убийство советских парламентеров в районе Будапешта в 1944 г.).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 597.