Рассмотрение вопроса о применимости международного гуманитарного права в отношении отдельных лиц ( ratione personae ) требует определения понятия «жертва войны». В международном гуманитарном праве под жертвами вой ны понимаются находящиеся под покровительством Же невских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. лица как гражданские, так и комбатанты, прекратившие участие в военных действиях вследствие ранения, болезни, кораблекрушения или взятия в плен, реально или потенциально затронутые вооруженным конфликтом.
Каждая Женевская конвенция 1949 г. включает в себя правила защиты какой-то одной из основных категорий жертв вооруженных конфликтов, или, как еще их называют, — покровительствуемых лиц. Так, в I Женевской конвенции регулируются вопросы защиты раненых и больных, во II Конвенции — защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, в III Конвенции речь идет о военнопленных, а в IV Конвенции — о гражданских лицах, оказавшихся во власти противника.
Положения Женевских конвенций 1949 г. о защите отдельных категорий покровительствуемых лиц были дополнены и развиты Дополнительными протоколами 1977 г., значительно расширивших положения о защите, предоставляемой индивидуумам в период вооруженного конфликта немеждународного характера.
Следует отметить, что общими для всех международно-правовых документов о защите жертв войны являются следующие требования:
- жертвы войны при всех обстоятельствах должны пользоваться гуманным обращением и защитой без какой бы то ни
было дискриминации и различия по расовому признаку, цвету
кожи, национальности, вероисповеданию, полу, религии, имущественному положению и другим аналогичным критериям;
- запрещаются преднамеренные убийства, пытки, истязания, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, калечение, биологические опыты и эксперименты, преднамеренное причинение телесных повреждений и т.п.;
- запрещаются бессмысленные разрушения и террор;
- предоставление специальной защиты отдельным категориям лиц;
- виновные в серьезных нарушениях норм о защите
жертв войны являются военными преступниками, которые
должны нести уголовное наказание.
В международном гуманитарном праве общая система защиты покровительствуемых лиц построена на основе предоставления специальной, общей и минимальной защиты от последствии вооруженного конфликта различным категориям лиц. Так, правом на специальную защиту, т.е. на усиленную защиту по сравнению с предоставляемой основным категориям покровительствуемых лиц, обладают медицинский и духовный персонал, дети, женщины, а также беженцы и апатриды. В данной отрасли права также содержатся нормы, закрепляющие систему минимальной защиты, при которой отдельные категории лиц, не имеющие права на общую и специальную защиту, могут вместе с тем получить некоторые гарантии. Это касается шпионов и наемников, которые, не имея статуса военнопленных, тем не менее обладают, например, гарантиями на судебное разбирательство их дела.
3.5 Пространственная сфера применения норм международного гуманитарного права. Нейтралитет во время вооруженного конфликта.
Статья 29 Венской конвенции о праве международных договоров определяет, что: «Если иное намерение явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории». Таким образом, нормы, содержащиеся в международных договорах, налагают на государство-участника определенные обязательства, осуществление которых оно, в свою очередь, должно обеспечить на всей своей территории. Вместе с тем, в силу специфики регулируемых отношений пространственная сфера применения международного гуманитарного права не может ограничиваться только территорией государства (это касается международных вооруженных конфликтов, в ходе которых вооруженные силы того или иного государства могут быть вынуждены вести боевые действия на территории другого государства или в открытом море). В случае признания иного налицо была бы абсурдная ситуация.
Ведение военных действий может происходить на определенных пространствах сухопутной, воздушной и морской территории. Для обозначения пространственных пределов ведения вооруженной борьбы используются понятия «театр войны» и «театр военных действий», между которыми следует проводить различие.
Театр войны — это вся территория воюющих государств (сухопутная, воздушная и морская), а также воды Мирового океана за пределами территориальных вод прибрежных государств и воздушное пространство над ними, на которых эти страны потенциально могут вести военные операции.
Театр военных действий - территория, на которой вооруженные силы воюющих сторон фактически ведут военные действия.
В театр войны может входить несколько театров военных действий. Театром военных действий может быть сухопутная, водная территория воюющих государств и воздушное пространство над ними. Однако эти различия в обозначении пространственных пределов вооруженного конфликта не оказывают влияния на действие норм международного гуманитарного права, применимость которых связывается прежде всего с наличием признаков вооруженного конфликта, закрепленных в статьях 2 и 3, общих для всех Женевских конвенций, статье 1 Дополнительного протокола I, статье 1 Дополнительного протокола II, и необходимостью предоставления защиты покровительствуемым лицам. Кроме того, гуманитарные конвенции в силу статьи 29 Венской конвенции о праве международных договоров должны применяться в отношении всей территории воюющих сторон.
Согласно нормам международного права территория нейтральных государств не должна использоваться в качестве театра военных действий. Это относится к сухопутной, воздушной и водной территории нейтрального государства. В театр военных действий не могут быть превращены территории, статус которых определен специальными международными договорами. Так, в соответствии со статьей 23 Женевской конвенции о защите гражданского населения 1949 г. во время войны не могут быть превращены в театр военных действий создаваемые воюющими сторонами санитарные зоны и местности. Не может включаться в соответствии с Договором о Шпицбергене 1920 г. в театр военных действий архипелаг Шпицберген, охватывающий с Медвежьим островом все острова, расположенные между 10 и 35° восточной долготы и между 74 и 81° северной широты. Аналогичный запрет распространяется на Антарктику — часть земной суши, расположенной южнее 60-й параллели южной широты (Договор об Антарктике 1959 г.).
Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. запрещается превращать в театр военных действий, а следовательно, и считать объектом нападения и уничтожения культурные ценности, здания и центры сосредоточения культурных ценностей, имеющие большое национальное и общемировое значение, внесенные в Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой и обозначенные специальным знаком (ст.ст. 1, 8, 16). Аналогичные запреты содержатся в статье 53 Дополнительного протокола I.
Исходя из положений статьи 56 Дополнительного протокола I не должны включаться в театр военных действий установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные электростанции), разрушение которых чревато катастрофическими последствиями для гражданского населения.
Не могут быть превращены в театр военных действий международные проливы и каналы. Так, например, Суэцкий канал не может быть превращен в театр военных действий в соответствии с Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г., зона Панамского канала — в соответствии с Договором относительно постоянного нейтралитета и эксплуатации Панамского канала 1977 г.
Из театра военных действий также исключаются демилитаризованные территории. Например, по Мирному договору с Финляндией от 10 февраля 1947 г. (ратифицирован БССР 13 сентября 1947 г.) демилитаризованными объявлены Аландские острова.
Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. (ратифицирован БССР 23 июня 1967 г.), Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах космическое пространство, Луна и другие небесные тела не могут быть превращены в театр военных действий
Нейтралитет является одним из старейших институтов права, регулирующего ведение военных действий. Под нейтралитетом понимается неучастие в вооруженном конфликте и неоказание помощи воюющим сторонам.
Правила нейтралитета подлежат применению с момента, когда вооруженный конфликт достигает такого уровня, при котором приобретает значение позиция третьих государств. Не существует нейтралитета в отношении конфликтов немеждународного характера, так как здесь действует принцип невмешательства во внутренние дела. При этом необходимо учитывать, что гуманитарная помощь, уход за больными и ранеными никогда не являются вмешательством в конфликт. Именно данное положение позволяет оказывать помощь гражданскому населению, страдающему от последствий вооруженного конфликта, облегчает деятельность медицинского персонала, представителей МККК.
Статус нейтрального государства довольно точно определен Гаагскими конвенциями о правах и обязанностях нейтральных держав в случае сухопутной и в случае морской войны 1907 г., а также Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г.
Основная обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания помощи любой из воюющих сторон и в соблюдении равного отношения к ним.
Нейтральная территория является неприкосновенной. Она не может быть театром военных действий или объектом нападения. Нейтральное государство имеет право отражать покушение на его нейтралитет вооруженными силами.
Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. Если на его территории окажутся войска воюющей державы, то оно обязано их интернировать. Однако оно может разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон.
Нейтральное государство не имеет права оказывать помощь воюющим сторонам оружием и другими военными материалами. Тем не менее, оно не обязано прекращать торговлю с воюющими сторонами, в том числе и военными материалами.
Нейтральное государство обязано не допускать открытие вербовочных пунктов на своей территории, но граждане нейтрального государства могут вступать в ряды добровольцев на стороне воюющей стороны, но при этом они теряют нейтральность.
В территориальных водах нейтрального государства нельзя вести военные действия, захват торговых судов другой воюющей стороны, но допускается мирный проход военных судов через территориальные воды.
Запрет пролетов воздушных судов воюющих сторон, приземлившиеся задерживаются и экипажи интернируются.
Гуманитарная сфера – нейтральное государство может госпитализировать раненых и больных, принимаются дети, эвакуированные из зоны военных действия и др. (ст. 109, 111 ЖК 3, ст. 24 ЖК 4, ст. 70, 78 ДП 1, ст. 23, 132 ЖК 4,).
Все нейтральные государства могут осуществлять функции державы – покровительницы.
Вопросы для самоконтроля
1. Влияют ли на применение международного гуманитарного права факторы, которые вызвали или оправдывают применение силы в международных отношениях?
2. В чем проявляются взаимосвязь и различия между международным гуманитарным правом и правом прав человека?
3. Почему понятие «вооруженный конфликт» шире понятия «война»?
4. Какие ситуации подпадают под признаки международного вооруженного конфликта, сформулированные в международном гуманитарном праве?
5. Назовите типы вооруженных конфликтов немеждународного характера. Охарактеризуйте их признаки.
6. Как определяется момент прекращения вооруженного конфликта в соответствии с нормами международного гуманитарного права?
7. Дайте определение жертв войны. Какие категории лиц признаются ими в соответствии с международным гуманитарным правом?
8. Как строится система защиты покровительствуемых лиц в международном гуманитарном праве?
9. Какие территории и объекты не могут использоваться для ведения военных действий в соответствии с положениями международного права?
10. Дайте определение нейтралитета и охарактеризуйте особенности его регулирования в международном гуманитарном праве.
Литература
Апраксин, П. Международное гуманитарное право и право прав человека: сходства, различия, взаимодополняемость // Белорус, журн. междунар. права и междунар. отношений. 1999. № 1.
Арцибасов, И.Н., Егоров, С,А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
Калугин, В.Ю., Павлова, Л.В., Фисенко, И.В. Международное гуманитарное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн ., 1999.
Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
Свинарски, К. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека. М., 1997.
Шиндлер, Д. Международный Комитет Красного Креста и права человека. М, 1994.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 652.