Применимость международного гуманитарного права в отношении отдельных лиц
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрение вопроса о применимости международного гуманитарного права в отношении отдельных лиц ( ratione personae ) требует определения понятия «жертва войны». В международном гуманитарном праве под жертвами вой­ ны понимаются находящиеся под покровительством Же­ невских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. лица как гражданские, так и комбатанты, прекратившие участие в военных действиях вследствие ране­ния, болезни, кораблекрушения или взятия в плен, реально или потенциально затронутые вооруженным конфликтом.

Каждая Женевская конвенция 1949 г. включает в себя пра­вила защиты какой-то одной из основных категорий жертв во­оруженных конфликтов, или, как еще их называют, — покрови­тельствуемых лиц. Так, в I Женевской конвенции регулируются вопросы защиты раненых и больных, во II Конвенции — защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, в III Конвенции речь идет о военнопленных, а в IV Конвенции — о гражданских лицах, ока­завшихся во власти противника.

Положения Женевских конвенций 1949 г. о защите отдельных категорий покровительствуемых лиц были допол­нены и развиты Дополнительными протоколами 1977 г., зна­чительно расширивших положения о защите, предоставляе­мой индивидуумам в период вооруженного конфликта немеждународного характера.

Следует отметить, что общими для всех международно-правовых документов о защите жертв войны являются сле­дующие требования:

- жертвы войны при всех обстоятельствах должны пользо­ваться гуманным обращением и защитой без какой бы то ни
было дискриминации и различия по расовому признаку, цвету
кожи, национальности, вероисповеданию, полу, религии, иму­щественному положению и другим аналогичным критериям;

- запрещаются преднамеренные убийства, пытки, истяза­ния, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, калечение, биологические опыты и эксперименты, преднаме­ренное причинение телесных повреждений и т.п.;

- запрещаются бессмысленные разрушения и террор;

- предоставление специальной защиты отдельным категориям лиц;

- виновные в серьезных нарушениях норм о защите
жертв войны являются военными преступниками, которые
должны нести уголовное наказание.

В международном гуманитарном праве общая система защиты покровительствуемых лиц построена на основе предоставления специальной, общей и минимальной защиты от последствии вооруженного конфликта различным категориям лиц. Так, правом на специальную защиту, т.е. на усиленную защиту по сравнению с предоставляемой основным категориям покровительствуемых лиц, обладают медицинский и духовный персонал, дети, женщины, а также беженцы и апатри­ды. В данной отрасли права также содержатся нормы, закреп­ляющие систему минимальной защиты, при которой отдельные категории лиц, не имеющие права на общую и специальную защиту, могут вместе с тем получить некоторые гарантии. Это касается шпионов и наемников, которые, не имея статуса во­еннопленных, тем не менее обладают, например, гарантиями на судебное разбирательство их дела.

 

3.5 Пространственная сфера применения норм международного гуманитарного права. Нейтралитет во время вооруженного конфликта.

Статья 29 Венской конвенции о праве международных до­говоров определяет, что: «Если иное намерение явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обяза­телен для каждого участника в отношении всей его террито­рии». Таким образом, нормы, содержащиеся в международных договорах, налагают на государство-участника определенные обязательства, осуществление которых оно, в свою очередь, должно обеспечить на всей своей территории. Вместе с тем, в силу специфики регулируемых отношений пространственная сфера применения международного гуманитарного права не может ограничиваться только территорией государства (это касается международных вооруженных конфликтов, в ходе которых вооруженные силы того или иного государства могут быть вынуждены вести боевые действия на территории друго­го государства или в открытом море). В случае признания иного налицо была бы абсурдная ситуация.

Ведение военных действий может происходить на определенных пространствах сухопутной, воздушной и морской территории. Для обозначения пространственных пре­делов ведения вооруженной борьбы используются понятия «театр войны» и «театр военных действий», между которыми следует проводить различие.

Театр войны — это вся территория воюющих госу­дарств (сухопутная, воздушная и морская), а также воды Ми­рового океана за пределами территориальных вод прибреж­ных государств и воздушное пространство над ними, на которых эти страны потенциально могут вести военные опера­ции.

Театр военных действий - террито­рия, на которой вооруженные силы воюющих сторон факти­чески ведут военные действия.

В театр войны может входить несколько театров военных действий. Театром военных дей­ствий может быть сухопутная, водная территория воюющих государств и воздушное пространство над ними. Однако эти различия в обозначении пространственных пределов воору­женного конфликта не оказывают влияния на действие норм международного гуманитарного права, применимость кото­рых связывается прежде всего с наличием признаков воору­женного конфликта, закрепленных в статьях 2 и 3, общих для всех Женевских конвенций, статье 1 Дополнительного прото­кола I, статье 1 Дополнительного протокола II, и необходи­мостью предоставления защиты покровительствуемым лицам. Кроме того, гуманитарные конвенции в силу статьи 29 Венской конвенции о праве международных договоров должны применяться в отношении всей территории воюющих сторон.

Согласно нормам международного права территория нейтральных государств не должна использоваться в качестве театра военных действий. Это относится к сухопутной, воздушной и водной территории нейтрального государства. В театр военных действий не могут быть превращены территории, статус которых определен специальными между­народными договорами. Так, в соответствии со статьей 23 Же­невской конвенции о защите гражданского населения 1949 г. во время войны не могут быть превращены в театр военных действий создаваемые воюющими сторонами санитарные зоны и местности. Не может включаться в соответствии с До­говором о Шпицбергене 1920 г. в театр военных действий архипелаг Шпицберген, охватывающий с Медвежьим остро­вом все острова, расположенные между 10 и 35° восточной долготы и между 74 и 81° северной широты. Аналогичный запрет распространяется на Антарктику — часть земной суши, расположенной южнее 60-й параллели южной широты (Договор об Антарктике 1959 г.).

Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. запрещается превра­щать в театр военных действий, а следовательно, и считать объектом нападения и уничтожения культурные ценности, здания и центры сосредоточения культурных ценностей, имею­щие большое национальное и общемировое значение, внесен­ные в Международный реестр культурных ценностей, находя­щихся под специальной защитой и обозначенные специальным знаком (ст.ст. 1, 8, 16). Аналогичные запреты содержатся в статье 53 Дополнительного протокола I.

Исходя из положений статьи 56 Дополнительного прото­кола I не должны включаться в театр военных действий уста­новки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные электростанции), разрушение которых чрева­то катастрофическими последствиями для гражданского насе­ления.

Не могут быть превращены в театр военных действий международные проливы и каналы. Так, например, Суэцкий канал не может быть превращен в театр военных действий в соответствии с Константинопольской конвенцией относитель­но обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г., зона Панамского канала — в соответствии с Договором относительно постоянного нейтралитета и эксплуатации Па­намского канала 1977 г.

Из театра военных действий также исключаются демили­таризованные территории. Например, по Мирному договору с Финляндией от 10 февраля 1947 г. (ратифицирован БССР 13 сентября 1947 г.) демилитаризованными объявлены Аландские острова.

Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического простран­ства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. (ратифицирован БССР 23 июня 1967 г.), Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах космическое пространство, Луна и другие небесные тела не могут быть превращены в театр военных действий

Нейтралитет является одним из старейших институтов права, регулирующего ведение военных действий. Под нейтралитетом понимается неучастие в вооруженном конфликте и неоказание помощи воюющим сторонам.

Правила нейтралитета подлежат применению с момента, когда вооруженный конфликт достигает такого уровня, при котором приобретает значение позиция третьих государств. Не существует нейтра­литета в отношении конфликтов немеждународного характе­ра, так как здесь действует принцип невмешательства во внутренние дела. При этом необходимо учитывать, что гума­нитарная помощь, уход за больными и ранеными никогда не являются вмешательством в конфликт. Именно данное поло­жение позволяет оказывать помощь гражданскому населению, страдающему от последствий вооруженного конфликта, облег­чает деятельность медицинского персонала, представителей МККК.

Статус нейтрального государства довольно точно опреде­лен Гаагскими конвенциями о правах и обязанностях нейтраль­ных держав в случае сухопутной и в случае морской войны 1907 г., а также Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г.

Основная обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания помощи любой из воюющих сто­рон и в соблюдении равного отношения к ним.

Нейтральная территория является неприкосновенной. Она не может быть театром военных действий или объектом нападения. Нейтральное государство имеет право отражать покушение на его нейтралитет вооруженными силами.

Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. Если на его территории окажутся войска воюющей державы, то оно обязано их интернировать. Однако оно может разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон.

Нейтральное государство не имеет права оказывать по­мощь воюющим сторонам оружием и другими военными ма­териалами. Тем не менее, оно не обязано прекращать торгов­лю с воюющими сторонами, в том числе и военными материалами.

Нейтральное государство обязано не допускать открытие вербовочных пунктов на своей территории, но граждане нейтрального государства могут вступать в ряды добровольцев на стороне воюющей стороны, но при этом они теряют нейтральность.

В территориальных водах нейтрального государства нельзя вести военные действия, захват торговых судов другой воюющей стороны, но допускается мирный проход военных судов через территориальные воды.

Запрет пролетов воздушных судов воюющих сторон, приземлившиеся задерживаются и экипажи интернируются.

Гуманитарная сфера – нейтральное государство может госпитализировать раненых и больных, принимаются дети, эвакуированные из зоны военных действия и др. (ст. 109, 111 ЖК 3, ст. 24 ЖК 4, ст. 70, 78 ДП 1, ст. 23, 132 ЖК 4,).

Все нейтральные государства могут осуществлять функции державы – покровительницы.

 





Вопросы для самоконтроля

1. Влияют ли на применение международного гуманитарного права факторы, которые вызвали или оправдывают применение силы в международных отношениях?

2. В чем проявляются взаимосвязь и различия между международным гу­манитарным правом и правом прав человека?

3. Почему понятие «вооруженный конфликт» шире понятия «война»?

4. Какие ситуации подпадают под признаки международного воору­женного конфликта, сформулированные в международном гуманитарном праве?

5. Назовите типы вооруженных конфликтов немеждународного характера. Охарактеризуйте их признаки.

6. Как определяется момент прекращения вооруженного конфликта в соответствии с нормами международного гуманитарного права?

7. Дайте определение жертв войны. Какие категории лиц признаются ими в соответствии с международным гуманитарным правом?

8. Как строится система защиты покровительствуемых лиц в международном гуманитарном праве?

9. Какие территории и объекты не могут использоваться для ведения во­енных действий в соответствии с положениями международного права?

10. Дайте определение нейтралитета и охарактеризуйте особенности его регулирования в международном гуманитарном праве.

 

 

Литература

Апраксин, П. Международное гуманитарное право и право прав человека: сходства, различия, взаимодополняемость // Белорус, журн. междунар. права и междунар. отношений. 1999. № 1.

Арцибасов, И.Н., Егоров, С,А. Вооруженный конфликт: право, полити­ка, дипломатия. М., 1989.

Давид, Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.

Калугин, В.Ю., Павлова, Л.В., Фисенко, И.В. Международное гумани­тарное право: учеб. пособие / под общ. ред. В.Ю. Калугина. Мн ., 1999.

Полторак, А.И., Савинский, Л.И. Вооруженные конфликты и междуна­родное право. М., 1976.

Свинарски, К. Основные понятия и институты международного гумани­тарного права как система защиты человека. М., 1997.

Шиндлер, Д. Международный Комитет Красного Креста и права челове­ка. М, 1994.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 652.