Соотношение международного гуманитарного права с правом международной безопасности и правом прав человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во время вооруженного конфликта в действие вступают нормы гуманитарного права и продолжают действовать другие отрасли МПП, в частности, право международной безопасности, международная система защиты прав человека (право прав человека), действует и национальное законодательство. Нормы этих отраслей переплетаются между собой, происходит взаимопроникновение норм, но ряд отличий продолжает существовать.

Определенное сходство существует между «гаагским правом» и правом международной безопасности. Право Гааги рассматривает вопросы применения оружия в военных конфликтах, право международной безопасности стремится ограничивать, контролировать, устанавливать порядок производства, накопления и уничтожения оружия. Право международной безопасности регулирует вопросы проведения миротворческих операций, а МГП определяет порядок обращения с лицами участвующими и не принимающими участия в вооруженном конфликте. К вопросам обеспечения коллективной безопасности относятся резолюции и решения ООН по вопросам агрессии, национально-освободительной войны, индивидуальной и коллективной самообороны. Поведение, права и обязанности конфликтующих сторон, национально-освободительных движений в ситуации вооруженного конфликта определяет МГП.

В ситуации вооруженного конфликта воюющие стороны продолжают быть связанными нормами права прав человека. Право прав человека регламентирует основные, фундаментальные права, необходимые для жизнедеятельности человека, независимо от того, находится он в условиях мирного времени либо вооруженного конфликта. Именно данное положение позволяет утверждать, что МГП и Право прав человека – две подотрасли единой отрасли «Международная система защиты прав человека». В период вооруженного конфликта государство может вводить ограничения основных прав, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., но в праве прав человека существует группа фундаментальных прав, от которых нельзя отступать ни при каких обстоятельствах – это право на жизнь, недопустимость дискриминации, недопустимость пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство обращений и наказаний; недопустимость рабства или иного подневольного состояния; право на процессуальные гарантии во время судебного разбирательства.

Надо сказать, что в период вооруженного конфликта некоторые из перечисленных прав имеют иную регламентацию. Так право на жизнь по праву прав человека имеет абсолютный характер, а МГП ограничительно трактует право на жизнь, это право распространяется только на раненых, больных, военнопленных и гражданское население (т.е. покравительствуемые лица), но не на комбатантов. И наоборот, усиленная защита предоставляется детям, женщинам, семьям. Более детально МГП регулирует вопросы уважения религиозных убеждений, процессуальных гарантий в период судебного разбирательства. Право прав человека не предусматривает обеспечения соблюдения норм права путем наказания преступников, что предусмотрено МГП.

Во время вооруженного конфликта не перестает действовать национальное право, в частности в ЖК IV закреплено, что на оккупированной территории продолжает действовать законодательство этого государства с учетом военного времени.

 

Ситуационная сфера применения норм МГП

Нормы МГП регулируют отношения между сторонами вооруженного конфликта, следовательно нормы МГП могут применяться только в период вооруженного конфликта или во время войны. Понятие «вооруженный конфликт» шире, чем понятие «война». В случае объявления войны предполагаются широкомасштабные действия с применением различных видов вооружения и с всеобщей мобилизацией. Вооруженный конфликт включает в себя собственно войну и ситуации на грани войны как то: пограничные инциденты, рейды вооруженных банд, массовые мятежи без контроля определенной территории.

    МГП может применяться как в ситуации международного вооруженного конфликта, так и вооруженного конфликта немеждународного характера.

Под международным вооруженным конфликтом понимается любой спор между двумя или более государствами, повлекший введение в действие вооруженных сил. Кроме того, согласно ДП I, определение межгосударственной войны распространяется на ряд конфликтов, не выходящих за пределы территории одного государства, но по своей природе имеющих международный характер:

- народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации;

- борьба против расистского режима в осуществлении своего права на самоопределение.

В случае международного вооруженного конфликта применяются все четыре Женевские конвенции 1949 г. и ДП I, что вытекает из ст. 2 ЖК. Данные конвенции будут применяться во всех случаях оккупации всей или части территории государства, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления и даже если одна из сторон оспаривает наличие войны. Если обе стороны не признают состояние войны, тем не менее, ЖК должны применяться, так как они заключены в интересах жертв, а не в интересах государств, это нормы jus cogens.

    Существуют разные типы вооруженных конфликтов немеждународного характера в зависимости от степени их интенсивности: 1) вооруженный конфликты, которые подпадают под действие ДП II и ст. 3 ЖК ;        

2) вооруженный конфликты, которые подпадают под действие только ст. 3 ЖК.

    К первым относятся конфликты, которые происходят на территории одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными силами или другими вооруженными группировками, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения ДП II . (п.1 ст. 1)

    Фактически это гражданская война, когда повстанцы обладают частью территории и эффективно осуществляют на ней квазигосударственную власть (есть элементы государственности), в том числе планирование и осуществление согласованных военных действий.

    Отдельные спорадические антиправительственные действия, внутренние беспорядки не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера.

    К вооруженным конфликтам, которые подпадают под действие только ст. 3 ЖК. – ситуации при которых враждебные действия направлены против законного правительства, носят коллективный характер и отличаются минимумом организованности.     

    Вооруженный конфликт немеждународного характера может перерасти в международный вооруженный конфликт в результате:

- военной интервенции других государств;

- интервенция иностранного государства в поддержку одной стороны может вынудить другую сторону конфликта прибегнуть к такой же внешней поддержке;

- оказание иностранным государством военной помощи правительству воюющего государства на основе договора;

- введение международных вооруженных сил.

Таким обоазом, любое военное вмешательство иностранных государств в вооруженный конфликт немеждународного характера интерна­циона­лизи­рует­ его и влечет за собой применение всей совокупности норм МГП, т.е. все четыре ЖК, ДП I и ДП II. 

 

 

3.3 Применимость международного гуманитарного права во времени ( ratione temporis )

Рассматривая применимость международного гумани­тарного права во времени { ratione temporis ), можно выделить случаи, которым соответствуют различные группы норм, со­держащиеся в договорных источниках, регулирующих веде­ние вооруженной борьбы и защиту жертв вооруженных конфликтов.

Во-первых — группа норм, начало применения которых соответствует началу военных действий между сторонами в конфликте, а окончание — прекращению активных военных действий. Большинство положений гуманитарных договоров относится к этой категории. Также следует отметить объек­тивный характер применимости во времени Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. Независимо от квалификации сторонами конфликта возникающих ситуаций сам факт военных действий обязыва­ет противников применять нормы международного гумани­тарного права до их окончания в активной форме.

Во-вторых — положения, которые независимо от воли го­сударств, участвовавших в подготовке договоров, не имеют временных ограничений. Имеются в виду нормы, которые применяются постоянно с момента вступления в силу догово­ров. Примером таких положений могут служить нормы, пре­дусматривающие обязательства государств-участников «как в мирное, так и в военное время распространять возможно шире текст настоящей конвенции в своих странах и, в частности, включить ее изучение в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования» (ст. 47 I, ст. 48 II, ст. 127 III, ст. 144 IV Женевских конвенций; ст. 83 I, ст. 19 II Дополнительных протоколов).

В-третьих — группа норм, которые в силу свое­го юридического предназначения действуют до тех пор, пока не будет выполнена соответствующая задача. К такой категории положений относятся, например, нормы, регулирую­щие деятельность Центрального справочного агентства, целью которого является сохранение или восстановление семейных и общественных связей жертв вооруженных конфликтов (ст.ст. 122, 123 III, ст. 140 IV Женевских конвенций и ст.ст. 33, 34 Дополнительного протокола I).

Как видим большинство норм (первая и третья группы) вышеперечисленных норм (составляющих в своей совокупности собственно jus in bello начинают применяться в полном объеме  или частично в какой-то определенный момент, когда возникает вооруженный конфликт, и прекращают в основном свое действие после решения вопроса об юридическом оформлении окончания вооруженной борьбы.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 308.