Продолжительность камеральной проверки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В течение этого срока собирать доказательства, а если после срока будут проводиться мероприятия налогового контроля, то такие доказательства являются недопустимыми. 3 месяца со дня предоставления декларации срок камеральной проверки, этот срок не подлежит приостановлению или восстановлению, то есть носит пресекательный характер. Есть исключения, для ндс 2 месяца, почему так? Базы налоговой службы позволяют быстрее это сделать для ндс. Бывают возмещения НДС, то есть неплательщик платит в бюджет, а из бюджета должна быть выплачена сумма налога. Нулевая ставка ндс плюс налоговый вычет при экспорте . Экспортеры очень сильное лобби. Сейчас экспортеры сумели обосновать сокращение срока проверки, чтобы быстрее получить возмещение. 2 месячный срок можно продлить, когда имеются признаки нарушения НК, это прежде всего нестыковка деклараций. Последствия пропуска срока не мешают принять решение налоговому органу. ПП ВАС 57 по общему правилу сроки не являются пресекательными, такая же логика и к налогоплательщику применяется. Пропуск срока не исключает возможность реализации полномочий. Судебная практика допускает такие доказательства, когда доква были истребованы до конца срока, а предоставлены после, такие доказательства являются надлежащими. Налоговый орган может истребовать у третьих лиц в последний день срока камеральной проверки, отправили всем контрагентам, искусственно продлили срок проверки. Формально они уложились в срок, это конечно похоже на злоупотребление правом.

Если нарушений в ходе камеральной проверки не выявляется, а это стандартная ситуация. Потому что по каждой декларации, не в каждой декларации же нарушение. Если нарушение выявлено, то составляется акт, а если нет, то никакого акта не составляется. Никаких процессуальных документов об окончании налоговой проверки не предусмотрено. Это порождает неопределенность, вы предоставили декларацию, прошло 3 месяца и 10 дней и ни слуху, ни духу, чем закончилось, то? Закон здесь не обязывает инспекция даже справку выдать, потому что это массовое мероприятия, пока налоговый орган не опроверг презумпцию добросовестности, сведения считаются достоверными.

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ПРОВОДИТСЯ ПО КАЖДОЙ ДЕКЛАРАЦИИ. Были такие дела, когда налоговый орган говорил, что мы не проводили никаких проверок. А суд посчитал, что то, что, если налоговый орган не совершал никаких процессуальных действий, то это не значит, что проверки не было. В силу закона камеральная проверка автоматически осуществляется после подачи декларации. Правовой режим камеральной проверки он возник. Сейчас это автоматизированный вариант проверки, все сведения соединяются автоматически.

Налогоплательщик никогда не утрачивает право представить уточненную налоговую декларацию, даже после решения суда можно. Не может быть одновременно, что и пояснения и уточнения даются налогоплательщиком. Но бывает, что сначала пояснения, но потом уточнения. Закон запрещает не принимать декларацию, если она в надлежащей форме.

Налоговый орган может проглотить пояснения, и не будет акта проверки, либо не согласиться, тогда будет акт проверки. Налоговый Орган должен отреагировать и обосновать свое несогласие с налогоплательщиком.

Следующая форма проверки - это выездная проверка. Как видно из самого названия, выездная проверка связана с выходом или с нахождением должностных лиц налогового органа на территории проверяемого налогоплательщика. Но на самом деле далеко не всегда выездная проверка заключается в том, что сотрудники налоговой инспекции приходят к налогоплательщику, потому что не всегда у налогоплательщика есть возможность предоставить налоговому органу особые помещения, либо налогоплательщик вообще не находится по месту своей регистрации.

С одной стороны это обременение для налогоплательщика, приходят к тебе, чай пьют и т.д. Но с другой стороны много документов копировать не надо. Налогоплательщик составляет опись представленных документов. Если подпись есть, то налоговому органу сложно будет доказать, что ему что-то не предоставили. Презумпция того, что все предоставили.

Иногда выездная проверка на территории налогового органа, если иностранное юр лицо или ип, у которого нет помещения, либо обычное физ лицо.

Важно не столько место проверки, а объем контрольных мероприятий. Максимальное использование контрольных механизмов. Иногда фирмы сложно найти. Это распространенное явление, когда налогоплательщик как юридическое лицо существует, действует, но конкретного фактического местонахождения у него нет, а есть только юридический адрес для почтовой корреспонденции. В этих случаях закон позволяет проводить выездную налоговую проверку в помещении налогового органа. То есть если отсутствует возможность провести проверку на территории самого налогоплательщика, то должностные лица составляют специальный акт о невозможности проведения выездной проверки на территории налогоплательщика и проводят эту проверку на своей территории.

При назначении выездной проверки требуется решение с указанием конкретным перечнем сотрудников. Его надо предъявить налогоплательщику. Решение определяет очень многие детали проверки. А как налоговый орган отбирает того счастливца, у кого будет выездная проверка. Нет обязанности проверять раз в 3 года, раньше такая обязанность была. Сейчас это регламентировано актами ФНС, методическими, но это не НПА. Были попытки обжаловать решение о проведении проверки на предмет несоответствия ведомственным актам. А в актах открытый перечень признаков лиц для проверки.

Проверяют тех, кто в зоне риска. Рискоориентированный подход. Проверяем тех, нарушения которых могут принести наибольший ущерб бюджету. Должна сработать лампочка, что здесь наиболее возможны нарушения. Уже на этапе предпроверочного анализа, в законе это не регламентировано, налогоплательщик в этом не участвует, ну могут предупредить и сказать, что предоставь уточненную декларацию, тогда не будем выездную проверку проводить. В предпроверочной анализ могут налогоплательщика не допустить. Какие же риски выступают основаниям для выездной проверки? Стабильный убыток ( 2 года и более) Например, у налогоплательщика на протяжении двух или более лет стабильный убыток, отсутствует прибыль. Это ещё не доказательство нарушений, сокрытия базы, выручки. Очевидно, что убыток может быть экономически оправдан, это неотъемлемый спутник предпринимательской деятельности. Но предполагается, что два года - это уже подозрительно, есть основания для проверки. Или, предположим, рентабельность ниже средней рентабельности по отрасли. Налоговые органы на основе декларации, бухгалтерских данных, отчетов налогоплательщиков по отраслям определяют средние показатели рентабельности, предполагая, что этот показатель должен быть примерно одинаковым. Это тоже вероятностное предположение, естественно, рентабельность может зависеть от чрезвычайно широкого круга факторов, но если рентабельность у налогоплательщика ниже средней по отрасли, то это тоже подозрительно. Или, скажем, уровень заработных плат у налогоплательщика ниже среднего уровня по отрасли. Это тоже подозрительно, значит, в конверте дает серую зарплату. Или, скажем, налогоплательщик, у которого есть прибыль, присоединил к себе другую организацию путем реорганизации, у которой имеется убыток. Для чего это делается? Это, конечно, может делаться по экономическим причинам, а может быть это сделано нарочно с тем, чтобы прибыль одного налогоплательщика погасить убытком другого налогоплательщика и таким образом уменьшить сумму налоговых выплат. Соответственно, это всё дает налоговому органу основания предполагать некие риски и необходимость назначения выездной налоговой проверки.

Выездная проверка – это комплексная проверка, можно все мероприятия налогового контроля применять в ходе нее. Может ли налоговый орган назначить выездную проверку после решения суда по камеральной проверке. Налоговый орган проиграл. А потом налоговый орган назначает выездную проверку по этому же делу, КС в Опрд 08.04.2010 441-О сказал, что это не будет способом опровержения законной силы судебного решения. КС сказал, что это более глубокая проверка, поэтому можно. Так что можно выездную после камеральной.

Законом установлен минимальный срок хранения документов налогоплательщиком - 4 года, после чего налогоплательщик может от документов избавиться. Может, конечно, хранить дольше, но это уже не его обязанность. А значит спустя такой срок утрачивается доказательственная база. В этой связи важно отметить, что статья 88 НК РФ устанавливает предельный срок проверки - 3 календарных года, предшествующих тому году, когда проверка назначается, то есть принимается решение о выездной проверке. То есть 3 года могут быть охвачены выездной налоговой проверкой.

Если сейчас бы была назначена проверка, то максимум с 1 января 2015 года, нельзя вырвать период другой более ранний.

Срок проведения выездной проверки - 2 месяца с момента вынесения решения о назначении проверки, но в отличие от камеральной проверки, срок выездной проверки может быть продлен до 6 месяцев. Подробности в 89 статье НК РФ. Решение о продлении принимает вышестоящий налоговый орган. Закон говорит об исключительных случаях (для продления), но есть порядок, установленный ФНС как осуществляется это продление, круг этих исключительных обстоятельств достаточно широк и даже не ограничен. Скажем, наличие филиалов уже позволяет продлевать налоговую проверку, так как это требует больше трудозатрат. Исчерпр перечня оснований для продления нет. Решение о продлении принимает вышестоящий налоговый орган. Например, основание, что у организации есть обособленные подразделения, где тоже есть документы. Вспомним, что обособ подразделение – это часть одного большого налогплательщика. Но НК сказал, что можно обособ подраз проверять отдельно, но только по региональным и местным налогом, например, только налог на имущество. Федеральные налоги – это налоги глобальные. По ним нельзя вырвать филиал, например, он продает, тот товар, который в другом филиале производится, у одного филиала одни затраты, у второго только одна прибыль, поэтому нельзя по фед налогу на прибыль филиалы проверять. Еще основания большая численность работников и т.д.

Решение о приостановлении проверки. Выездная проверка может быть приостановлена. Например, назначали экспертизу, это долго может быть. Сейчас очень часто назначаются экспертизу, к заключению эксперта суды относятся более положительно, вроде, как профессионалы. Эксперт написал цена завышены и все мы доказали. Происходит перекладывание компетенции налогового органа (вот в примере по цене) на эксперта, а налогоплательщики на заключение специалиста ссылаются. Еще пример, налоговая служба запросила информацию от иностранных налоговых органов. Это тоже долго, у нас есть соглашения с другими юрисдикциями. У нас сейчас даже в офшорную юрисдикцию можно обратиться. Можно выявить взаимозависимость.

Что означает приостановление проверки? Это означает, что налоговый орган не может совершать никаких действий, по крайней мере, на территории налогоплательщика, но другие действия могут совершать.

Какие еще гарантии прав налогоплательщика содержит НК? Недопустимость по тем же периодам по тем же налогам повторной проверки. Налогоплательщик заинтересован в этой гарантии. В решении должно быть указано, что проверяли и за какой период. Но я напоминаю, что у нас есть следственные органы, которые сами могут проверять. НК тоже предусматривает исключения для повторной проверки. Пример, после проверки, налогоплательщик заявил уточненную в сторону уменьшения декларацию. Сначала заявил 100 млн, после проверки 50 млн. Раньше это было проблемой. Теперь НК допустил повторную проверку. Но есть ограничение повторной проверки, только в той части, в которой сведения уточняются( здесь не действует давность проверки и глубина , можно и 2010 год проверить, если предоставили уточнен декларацию за этот год). Второе основание – это ликвидация юрлица. Третье – проверка вышестоящего налогового органа в порядке контроля нижестоящего органа. Здесь случай, когда вышестоящий орган может вступить в отношения с налогоплательщиком. Эта проверка может повлечь для налогоплательщика штраф ??? Или это только ведомственная проверка, то есть тут два объекта контроля: проверяем и налогоплательщика, и качество первой проверки. В рамках этой проверки можно все механизмы контроля.

Постан КС 12.03.2009 5П

В 2009 году было принято постановление от 17 марта №5-П (ознакомьтесь с ним). Оно достаточно важное с точки зрения выявления сути повторной проверки и вообще налогового контроля как такового, сам КС РФ любит на него ссылаться. ВС РФ недавно в определении по полномочиям ФНС (Дело «Аквамарин») также сослался на это постановление КС РФ. Тезис, если сжато изложить его суть, такой: КС РФ в целом согласился с тем, что повторные проверки могут проводиться (то есть признак норму соответствующей Конституции РФ), исходя из того, что государство в лице налоговой администрации вправе исправлять ошибки налогового контроля. Цель повторной проверки - исправление недостатков первоначальной проверки. Не обязательно должен быть сговор какой-то, коррупционная составляющая, просто первоначальная проверка могла по каким-то причинам проведена некачественно, у нижестоящего органа могла отсутствовать какая-то важная информация, которая появилась потом. На практике бывает так: провели первоначальную проверку, но не собрали достаточно доказательств налогового нарушения, материалы передали в следствие (следствие может параллельно вести дело) и в рамках следственных действий появляются новые важные доказательства и на основании этих сведений вышестоящий налоговый орган начинает и проводит повторную выездную налоговую проверку. В общем КС РФ допустил эту повторную проверку как способ устранения недостатков. Но при этом КС РФ указал, что эта повторная проверка не должна полностью дублировать первоначальную проверку, основываться на тех же доказательствах и сведениях, полученных в ходе первой проверки и не должна быть способом преодоления обязательной законной силы судебного акта. Ситуация, которая возникла и была поводом для обращения в КС РФ заключалась в следующем. Налогоплательщика проверили, он обжаловал решение налоговой инспекции в суд, выиграл дело, а вышестоящий налоговый орган провел повторную проверку и пришел к тем же выводам, что и при первоначальной проверке, опрокинув решение суда, преодолев его обязательную силу. Такую практику КС РФ признал недопустимой с позиций принципов правосудия и т.д. Нельзя проводить повторную проверку с целью преодоления обязательной силы судебного акта, но если в ходе повторной проверки выявляются новые доказательства, которые не было предметом первоначальной проверки и, соответственно, не исследовались судом, то такие новые факты могут быть основанием для выводов уже в рамках повторной налоговой проверки. КС РФ сказал, что повторные проверки могут проводится после вынесения судебного акта, но повторная проверка не должна проводится специально для опровержения законной силы судебного решения. Если хотите пересмотреть судебное решение, то нужно по новым обстоятельствам пересмотреть.

Если в ходе повторной проверки новое нарушение выявили, то так можно. А если нарушения те же, а появились новые доказательства. Из решения КС непонятно. СВ считает, что это альтернативная форма пересмотра по вновь открыв обстоятельствам. А новое доказательство не может быть новым обстоятельством.

По результатам проверки сначала составляется справка, но это формальный документ (там содержатся процессуальные сведения вроде даты начала и конца проверки), содержание, то есть результаты проверки как выводы проверяющего фиксируются не в справке, а в специальном акте - «акт выездной налоговой проверки». Для его составления установлен срок - 2 месяца после окончания налоговой проверки. Акты выездных проверок это масштабные большие многостраничные документы, содержащие подробные сведения о доказательствах, применяемых нормах права и т.д. Акт проверки составляется во всяком случае, всегда, независимо от того обнаружено нарушение или нет. Но чтобы нарушения не были обнаружены - это редкий случай, потому что акт без нарушения говорит о том, что сама налоговая служба зря провела выездную проверку, это значит, что она плохо провела предпроверочный анализ, плохо исследовала предварительную информацию, отвлекла ресурсы, а результат нулевой. Такое вообще - это редчайший случай, в акте какие-то нарушения всё равно фиксируются. Акт проверки вручается

налогоплательщику, а дальше все то же самое, что и с камеральной проверкой. Акт – это сводное доказательство, протокол нарушений. Иными словами, составление акта проверки открывает производство по делу о налоговом правонарушении. Это начальный момент производства о налоговом правонаруше

 

Лекция № 14

Мы на прошлом занятии вели речь о налоговых проверках в том числе о выездной налоговой проверке, которая представляет собой особые углубленные мероприятия налогового контроля связанные с использованием различных механизмов получения доказательств, различных форм контроля то есть максимально углубленное, максимально комплексное исследование финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика которая проводится в особых случаях, по решению налогового органа и завершается составлением акта выездной налоговой проверки в котором фиксируются документально подтвержденные нарушения допущенные налогоплательщикам.

И вот мы с вами подошли к следующему этапу взаимодействия налогового органа (НО) и налогоплательщика (НП), который следует за налоговым контролем, то есть если в ходе налогового контроля выявляются нарушения, то уже по фактам обнаруженных нарушений необходимо осуществлять производство по делу о налоговом правонарушении.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 176.