Мотивация деятельности персонала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности лич­ности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Психологические закономерности мотивации рассматриваются в теории управления в связи с одной из функций управления – функцией мотивирования. Никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно различные причины, т. е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной.

Под мотивом понимают внут­реннее побуждение личности к тому или иному виду активно­сти (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлет­ворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но при этом за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии.

Исходя из современных психологических представлений по поводу категории «мотивация» (В. И. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов и др.), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность лич­ности.

Основные теории мотивации принято разделять на две группы – содержательные и процессуальные. В содержательных теориях акцент делается на выявлении и изучении тех внутренних побуждений, которые лежат в основе поведения людей, их профессиональной деятельности. В процессуальных теориях раскрывается то, по каким закономерностям организовано целостное мотивированное поведение с учетом взаимодействия мотивов с другими процессами – восприятием, познанием, коммуникацией. В первую группу входят такие известные концепции – теория А. Маслоу и Д. Мак Клеланда.

Известный американский психолог А. Маслоу сформули­ровал позитивную теорию мотивации, при построении кото­рой были учтены эмпирические данные, полученные как кли­ническим, так и экспериментальным путем. По мнению са­мого Маслоу, эта теория, продолжая функционалистскую традицию Джемса и Дьюи, вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера и Гольдштейна, а также динамического подхода Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Именно поэтому данная теория называ­ется еще и холистическо-динамической.

В рамках своей теории Маслоу выделяет пять базовых потребностей. Между ними устанавливается достаточно четкая иерархия.

Физиологические потребности (в еде, воде, отдыхе и т.д.) - самые мощные, самые насущные из всех потребностей, и до тех пор пока они не удов­летворены, потребности более высокого уровня, социальные потребности, как правило, не будут актуализированы.

Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности. Потребность в безопасности — это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в стабильности и защите; в структуре, порядке, законе.

Потребность в социальных связях. После того как удовлетворены по­требности двух предыдущих уровней, актуализируется потребность в принад­лежности, любви, привязанности. Она включает в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе, желание дружеских отношений и любви.

Потребность в самоуважении. Потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного «Я».

Потребность в познании и понимании. Данная группа включает, во-первых, потребности в уважении со стороны других – в признании ими личных достижений, компетентности, личностных качеств и достоинств; во-вторых, потребность в самоуважении.

Потребность в признании. Эта потребность включает в себя как желания и стремления, связанные с понятием «достижение» (рост личностной значимости, уверенности, самоуважения), так и достижение уважения других (завоевание статуса, признания, престижа). Удовлетворение этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, чувство собственной необходимости и полезности в этом мире. Неудовлетворение этой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности.

Потребности каждого вышестоящего уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех надлежащих уровней удовлетворены. Удовлетворение потребностей нижележащих уровней является обязательным условием и причиной актуализации потребностей вышестоящих уровней.

Концепция, мотивации Д. Мак Клелланда. Основное внимание уделяется высшим — специфическим личностным потребностям. Именно они, по его мнению, реша­ющим образом влияют на своеобразие человеческого поведения, на его сложность и противоречивость. Эта концепция также относит­ся к группе содержательных теорий мотивации, так как в ней рассматриваются три основные группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности (партисипативная потребность).

Данная концепция ввела в систему побудителей человеческой активности потребность во власти как таковую. Она рассматривается как синтетическая и производная от потребностей в уважении и самовыражении. Люди с разви­той потребностью во власти характеризуются личностным каче­ством доминантности; они, активны, энергичны, не боятся конфронтации, стремятся к отстаиванию своих позиций. Управленческая деятельность является благодатной почвой для людей такого типа, поскольку именно этот род заня­тий открывает наибольшие возможности для удовлетворения данной потребности.

Потребность в успехе (мотивация достижения) — вторая базовая потребность личности. Д. Мак Клелланд одним из первых показал, что челове­ку свойственно не просто «хотеть чего-то», но и определять для себя уровень овладения, достижения объектом своего жела­ния — вырабатывать для себя «планку» достижений.

Итак, оба рассмотренных типа потребностей (во власти, в успехе), которым уделяется основное внимание в концепции Д. Мак Клелланда, влияют и на склонность личности к управленче­ской деятельности, и на ее успешность. Наряду с третьей катего­рией потребностей — в причастности — они раскрывают важные мотивационные факторы поведения человека. Возникшее на основе этой концепции понятие мотивации достижения рассматривается сегодня как один из главных и наиболее специфических мотивов управленческой деятельности.

Что же касается  процессуальных теорий мотивации («Теория ожидания»  Е. Врума, теория «справедливости», теория  противодействия и др.), то во всех этих теориях признается значимость существования тех потребностей, которые раскрыты в содержательных концепциях, но показывается, что поведение человека определяется не только ими. Оно зависит также от восприятия и понимания человеком ситуации, от прогнозирования им последствий выбираемого типа поведения.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.