Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Однако прежде чем претендовать на высокие руководящие должности, неплохо было бы проверить, есть ли для этого подходящие предпосылки. Ну а если вы уже являетесь руководителем (пусть даже небольшого коллектива), то все равно проверьте себя: предлагаемый тест — это дополнительная возможность оценить свои возможности и склонности, повод для серьезных размышлений.
Прочитав вопрос, на отдельном листе бумаги запишите его номер и рядом буквенное обозначение того варианта ответа, который соответствует вашим привычкам и характеру. Далее, пользуясь таблицей-ключом, подсчитайте сумму баллов, набранную вами в результате самооценки. В зависимости от полученного результата вы можете ответить на вопрос, способны ли вы стать руководителем и на сколько ярко эта способность выражена.
1. Представьте себе, что с завтрашнего дня вам предстоит руководить большой группой сотрудников, которые несколько старше вас по возрасту. В этом случае вы бы опасались:
а) что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они;
б) что вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые вами решения;
в) что не удастся выполнить работу на том уровне, как вам бы хотелось.
2. Если вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то вы:
а) постараетесь утешиться, пренебрегая ею, считая случившееся несущественным, и направитесь рассеяться, например, на концерт;
б) начнете лихорадочно раздумывать, нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или, в крайнем случае, на объективные обстоятельства;
в) проанализируете причины неудачи, оценивая, в чем был ваш собственный промах или как исправить дело;
г) испытаете отчаяние, впадете в депрессию, у вас «опустятся руки».
3. Какое из ниже перечисленных качеств или черт наиболее подходит вам:
а) скромный, общительный, снисходительный, впечатлительный, добродушный, медлительный, послушный;
б) приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный, решительный;
в) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старательный, исполнительный, логичный;
4. Считаете ли вы, что большинство людей:
а) любят работать хорошо и старательно;
б) добросовестно относятся к работе только тогда, когда их труд оплачивается должным образом;
в) считают работу необходимостью, не более.
5. Руководитель должен нести ответственность за:
а) поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот);
б) отличное и своевременное выполнение заданий (будут довольны начальники и подчиненные).
6. Представьте себе, что вы являетесь руководителем какого-либо коллектива и должны в течение недели представить вышестоящему начальству план определенных работ. Как вы поступите?
а) составите проект плана, доложите о нём начальству и попросите поправить, если что не так;
б) выслушаете мнение подчиненных, специалистов, после чего составите план, принимая только те из высказанных предложений, которые согласуются с вашей точкой зрения;
в) поручите составить проект плана подчинённым и не станете вносить в него никаких существенных поправок, послав для согласования в вышестоящую инстанцию своего заместителя или другого компетентного работника;
г) проект плана разработаете совместно со специалистами, после чего доложите о плане руководству, обосновывая и отстаивая его положения.
7. На ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который:
а) бдительно следит, чтобы все подчинённые точно выполняли свои функции и задания;
б) подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом: «Доверяй, но проверяй»;
в) заботится о работе, но за суматохой дел не забывает о тех, кто ее выполняет.
8. Работая в каком-либо коллективе, считаете ли вы ответственность за свою собственную работу равнозначной вашей ответственности за итоги работы всего коллектива в целом?
а) да;
б) нет.
9. Ваше мнение или поступок встречен критически другими. Как вы будете вести себя?
а) не поддадитесь мгновенной защитной реакции и не поспешите с возражениями, а сумеете трезво взвесить все «за» и «против»;
б) не спасуете, а постараетесь доказать преимущества своего воззрения;
в) в силу вспыльчивости характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно, обидитесь и разгневаетесь;
г) промолчите, но взгляда своего не измените, поступать будете по-прежнему.
10. Что лучше решает воспитательную задачу и приносит наибольший успех?
а) поощрение;
б) наказание.
11. Хотели бы вы:
а) чтобы другие видели в вас хорошего друга;
б) чтобы никто не усомнился в вашей честности и решимости оказать помощь в нужный момент;
в) вызвать у окружающих восхищение вашими качествами и достижениями.
12. Любите ли вы принимать самостоятельные решения?
а) да;
б) нет.
13. Если вы должны принять важное решение или дать заключение по тому или иному ответственному вопросу, то:
а) стараетесь сделать это безотлагательно и, сделав, не возвращаетесь снова и снова к этому делу;
б) делаете это быстро, но потом долго терзаетесь сомнениями: «а не лучше ли было сделать иначе»;
в) стараетесь не делать никаких шагов как можно дольше.
Оценка результатов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
а | 0 | 2 | 0 | 6 | 3 | 3 | 2 | 6 | 2 | 3 | 3 | 3 | 6 |
б | 2 | 0 | 3 | 2 | 5 | 0 | 6 | 0 | 6 | 0 | 5 | 0 | 3 |
в | 4 | 6 | 2 | 0 | - | 1 | 4 | - | 4 | - | - | - | - |
г | - | 0 | - | - | - | 6 | - | - | - | - | - | - |
По таблице определите набранное число очков. Объективный результат вы получите лишь в том случае, если на поставленные вопросы отвечали с предельной откровенностью.
Если вы набрали больше 40 очков: значит, у вас много задатков стать хорошим руководителем с современным стилем поведения. Вы верите в людей, их знания и добрые качества, требовательны к себе и своим коллегам. Не станете терпеть в своем коллективе лодырей, не будете стараться завоевать дешевый авторитет. Для добросовестных подчиненных будете не только начальником, но и хорошим товарищем, который в трудных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи словом и делом.
Если вы набрали от 10 до 40 очков, то вы: могли бы руководить определенными объектами и работами, но нередко сталкивались бы с трудностями (и тем чаще, чем меньше очков вы набрали). Старались бы быть для своих подчиненных опекуном, но иногда могли бы выместить на них свое дурное настроение и гнев; оказывали бы им помощь и давали разного рода советы, невзирая на то, есть ли в этом необходимость.
Если вы набрали менее 10 очков, то: скажем откровенно, что у вас мало шансов достичь успеха в качестве руководителя. Разве только если у вас хватит силы воли пересмотреть многие взгляды и отказаться от укоренившихся привычек. Прежде всего, нужно обрести веру в людей и самого себя.
Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 1994.
Тестовая методика 5.4.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 252.