Статус менеджера в организации имеет три аспекта: он должен определять, что сотрудники должны делать, как они должны это делать, и как побудить их к действию. Соответственно можно выделить основные роли менеджера:
· управление организацией или подразделением;
· роли специалиста;
· руководство людьми.
Рассмотрим эти роли подробнее.
1. Управление организацией или подразделением. Возможность играть решающую роль, определять, что люди должны делать, связана с должностной позицией менеджера, объемом делегированной ему власти и ответственности, т.е. статусом в организации как социальном порядке, системе регламентированных отношений. Статус и должностная позиция, уровень полномочий менеджера выражаются в объеме выполняемых им управленческих функций:
· принятия решений (выбор целей и альтернативных вариантов решений);
· планирования (план и последовательность реализации решения, распределения задач, распределения финансовых, материально-технических, человеческих ресурсов);
· контроля (соотнесение требуемого и достигнутого на каждом этапе реализации решений, обратная связь для сотрудников и подразделений, дисциплинарный контроль).
2. Менеджер как специалист участвует в определении способов предметной деятельности в рамках принятой в организации технологии. На низших уровнях системы управления (менеджер низшего ранга) на долю менеджера могут выпадать и чисто исполнительские функции (т.е. он сам выполняет какую-то часть трудовых действий). Однако в предметную деятельность менеджер включается все-таки как управленец, и это ограничивает его функции как специалиста – он включается в трудовую деятельность в критические моменты, когда подчиненные попадают в тупик. Менеджер как специалист соответственно выполняет следующие функции:
· помощь сотрудникам в решении проблем;
· обучение и консультирование сотрудников;
· квалифицированная оценка способов и результатов действий сотрудников (т.е. насколько рационально и эффективно сотрудником были решены его профессиональные задачи).
Основная задача менеджера при этом – не подменять собой подчиненных, лично выполняя ту часть работы, с которой они не справляются, а развивать персонал, обучая самостоятельному преодолению трудностей, т.е. оказывать помощь, организуя самопомощь.
3. Руководство людьми. Основные цели руководства – обеспечение эффективности, планомерности и непрерывности деятельности персонала. По затратам времени это наиболее существенная составляющая работы менеджера. Управление процессом производства товаров и услуг означает, прежде всего, руководство участвующими в этом процессе людьми. Менеджер как руководитель решает задачи подразделения не лично, а руками других людей, своих подчиненных. Эффективность менеджера – это, прежде всего эффективность взаимодействий, слаженность, кооперация и уровень мотивации руководимой им команды. При равных ресурсах и сходной организационной структуре в конкурентной борьбе выигрывают организации с более эффективно работающими командами.
Тема 6. Персонал организации как объект управления
Личность как объект управления. Психологическая
Структура личности
В отечественной и зарубежной психологической литературе существует большое количество определений личности, зависящее от уровня развития личности или методологической позиции автора.
Одним из наиболее удачных является определение, данное психологом А.В. Петровским. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других.
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств кон-кретного человека. Она проявляется в чертах темперамента, характера, в привычках, в преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.
В структуре личности выделяют следующие составные части:
1. Психические процессы как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на:
· познавательные, позволяющие ориентироваться в окружающем мире (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, речь, внимание);
· эмоциональные, выражающие отношение к окружающему миру;
· волевые, определяющие саморегуляцию деятельности;
· нервные.
2. Психические состояния как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующему влиянию на деятельность различают:
· положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.);
· отрицательные состояния, то есть затрудняющие решение задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.).
3. Психические образования как продукты психической активности человека. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт.
4. Психические свойства как самое важное в человеке, его системное качество. Выделяют следующие психические свойства:
· самосознание - осознание человеком самого себя и своего места в этом мире («Что такое «Я»?»);
· направленность - совокупность устойчивых мотивов, целей, потребностей, идеалов, установок, убеждений («Чего хочет человек? К чему он стремится?»);
· способности - особенности человека, позволяющие ему успешно справляться с тем или иным видом деятельности («Что может человек?»);
· характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в общении, поведении, деятельности («Как человек относится к себе, к окружающим и к делу?»);
· темперамент - природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов («Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?»).
Для успешного управления деятельностью подчиненных необходимо учитывать различные показатели. Одной из наиболее важных характеристик подчиненного является его темперамент. Есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам темперамента очень высокие требования, например, к выдержке, к самообладанию или быстроте реакций. Поэтому необходимым условием успеха становится отбор людей с тем типом темперамента, который пригоден для данной профессии. Наиболее распространенным подходом к пониманию сущности темперамента является выделение четырех основных типов: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Прежде чем дать характеристику каждому типу, выскажем ряд предварительных замечаний:
· во-первых, для каждого человека характерны проявления всех четырех типов темперамента, однако какой-то один из этих типов доминирует;
· во-вторых, темперамент как врожденное свойство малоизменчив на протяжении жизни человека. Об этом нужно всегда помнить и не пытаться изменить темперамент подчиненного. Лучше найти ему такую работу, с которой этот тип подчиненных справляется лучше всего;
· наконец, в-третьих, нет плохих или хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 278.