Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диагностика и прогнозирование оптимальной личности руководителя - проблема, не решенная с точки зрения психологии до сих пор. В ходе многочисленных пси­хологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководителей разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позво­ляющих смоделировать основные качества руководителя. У различных авторов наиболее часто встречаются следующие:

· интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является спо­собность к решению сложных абстрактных проблем;

· инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;

· уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;

· так называемый «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.

Существует множество научно-практических подходов к определению профессионально-важных качеств руководителя. Рассмотрим более подробно отечественные модели профессиограмм ру­ководителя (профессиограмма - система требований, предъявляемых определенной деятельностью, в данном случае управленческой, к человеку).

В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, рассматриваются три блока качеств руководителя: общие, конкретные и специфические личностно-деловые. Первый блок объединяет следующие общие качества:

· незаурядный интеллект,

· фундаментальные знания,

· достаточный опыт.        

Второй блок включает следующие конкретные качества:

· идейно-нравственные, которые выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;

· научно-профессиональные качества включают знания, опыт, характеризующие технико-экономическую и управленческую компетентность, теоретический и практический уровень компетентности;

· организационные качества включают все, что свя­зано с умением подбирать и расставлять кадры, пла­нировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;

· психофизические качества включают соматические и психические данные, которые необходимы работ­нику управленческой профессии (хорошее здоровье, склонность к системному мышлению, развитость во­ображения, тренированная память, волевая подго­товка).

К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества:

· коммуникабельность — умение быстро устанавливать контакт с людьми;

· эмпатичность — умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;

· способность к психоанализу, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;

· стрессоустойчивость, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

· красноречивость — умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;

· визуальность — внешняя привлекательность личности.

Наличие специфических личностно-деловых ка­честв и создает неповторимый имидж руководителя, эффект его личного обаяния.

Системно-фактор­ный подход лежит в основе профессиограммы, разработанной Л.В. Фаткиным. Он сформулировал пять специфических интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциальных качеств. К ним относятся:

· адаптационная мобильность — фактор, определяющий роль и место личности в динамике межличностных взаимодействий в малых социальных группах — ее социометрический статус и позицию в функциональной структуре деловых отношений. Другими словами, адаптационная мобильность — это умение быстро находить свое место в том или ином  коллективе, в той или иной ситуации, в той или иной системе взаимоотношений;

· эмоциональное и деловое лидерство, как по «вертикали», так и по «горизонтали» в неформальных груп­пах внутриорганизационной структуры и в неформальной группе своего подразделения при решении большинства проблем­ных ситуаций;

· способность к интеграции социальных ролей — фактор, определяющий приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта. Условием успешного руководства является всесторонний учет руководителем ролевых ожиданий подчиненных;

· контактность — способность к установлению позитивных социальных контактов. Этот интегральный фактор обусловлен такими социально-психологическими свойствами личности, как «открытый» характер в общении; стремление к информированности; высокий уровень притязаний; способность устанавливать деловые связи, располагать людей к себе; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами конфликтующих сторон; способность выслушивать и убеждать;

· стрессоустойчивость в широком смысле слова, то есть интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость.

Когда управленческая ситуация расходится с при­вычной, стереотипной, оптимальное решение дос­тигается путем творческой мыслительной деятельно­сти. Для этого необходимы существенные волевые усилия. Но при каждом волевом напряжении проис­ходят эмоциональные перенапряжения. Аккумуляция негативных эмоциональных стрессов приводит, с од­ной стороны, к срывам, неврозам и прочим заболе­ваниям, а с другой — как компенсаторная реакция у человека возникает отказ от творческих попыток,  появляется стремление принимать решения по выработанным заранее алгоритмам.

По мнению Урбановича А.А. при явных преимуществах изложенных подходов, наиболее удачен подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современ­ного руководителя:

· высокий профессиона­лизм, знание сути и особенностей своей специальности. В этом — основа формирования и поддержания авторитета руководи­теля, от этого зависит качество выполнения пору­ченных заданий;

· ответственность и надежность;

· уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Колеблющийся, мечущийся, неуверенный в себе руководитель не может вызвать доверие, достойно представить и защитить интересы своей организации. При влиянии на подчиненных недостаточно опираться властные, должностные полномочия. Влияние должно обязательно подпитываться эмоциональным, психологическим компонентом, находить внутренний отклик у подчиненных;

· самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных;

· способность к творческому решению задач, стремление к достижениям;

· эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими, неза­висимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые отношения. Дока­зано, что в большинстве случаев эмоциональная не­уравновешенность снижает уверенность человека в своих силах, а тем самым и его управленческую ак­тивность. Важно уметь сбрасывать эмоциональное напряже­ние. По­стоянное подавление негативных эмоциональных ре­акций, сдерживание их часто ведет к неврозам и к различным психосоматическим заболеваниям.

· коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. По данным ряда авторов, управленец тратит на общение более 3/4 своего рабочего време­ни. Большинство руководителей считают, что глав­ная причина, по которой способному управленцу не удается хорошая карьера, кроется в том, что он пло­хо взаимодействует со своими коллегами и подчи­ненными. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, активно взаимо­действует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе ком­муникабельности, общительности.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 287.