Диагностика и прогнозирование оптимальной личности руководителя - проблема, не решенная с точки зрения психологии до сих пор. В ходе многочисленных психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководителей разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позволяющих смоделировать основные качества руководителя. У различных авторов наиболее часто встречаются следующие:
· интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных абстрактных проблем;
· инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;
· уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
· так называемый «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.
Существует множество научно-практических подходов к определению профессионально-важных качеств руководителя. Рассмотрим более подробно отечественные модели профессиограмм руководителя (профессиограмма - система требований, предъявляемых определенной деятельностью, в данном случае управленческой, к человеку).
В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, рассматриваются три блока качеств руководителя: общие, конкретные и специфические личностно-деловые. Первый блок объединяет следующие общие качества:
· незаурядный интеллект,
· фундаментальные знания,
· достаточный опыт.
Второй блок включает следующие конкретные качества:
· идейно-нравственные, которые выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;
· научно-профессиональные качества включают знания, опыт, характеризующие технико-экономическую и управленческую компетентность, теоретический и практический уровень компетентности;
· организационные качества включают все, что связано с умением подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;
· психофизические качества включают соматические и психические данные, которые необходимы работнику управленческой профессии (хорошее здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).
К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества:
· коммуникабельность — умение быстро устанавливать контакт с людьми;
· эмпатичность — умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;
· способность к психоанализу, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;
· стрессоустойчивость, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
· красноречивость — умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;
· визуальность — внешняя привлекательность личности.
Наличие специфических личностно-деловых качеств и создает неповторимый имидж руководителя, эффект его личного обаяния.
Системно-факторный подход лежит в основе профессиограммы, разработанной Л.В. Фаткиным. Он сформулировал пять специфических интегральных факторов, объединяющих ряд дифференциальных качеств. К ним относятся:
· адаптационная мобильность — фактор, определяющий роль и место личности в динамике межличностных взаимодействий в малых социальных группах — ее социометрический статус и позицию в функциональной структуре деловых отношений. Другими словами, адаптационная мобильность — это умение быстро находить свое место в том или ином коллективе, в той или иной ситуации, в той или иной системе взаимоотношений;
· эмоциональное и деловое лидерство, как по «вертикали», так и по «горизонтали» в неформальных группах внутриорганизационной структуры и в неформальной группе своего подразделения при решении большинства проблемных ситуаций;
· способность к интеграции социальных ролей — фактор, определяющий приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта. Условием успешного руководства является всесторонний учет руководителем ролевых ожиданий подчиненных;
· контактность — способность к установлению позитивных социальных контактов. Этот интегральный фактор обусловлен такими социально-психологическими свойствами личности, как «открытый» характер в общении; стремление к информированности; высокий уровень притязаний; способность устанавливать деловые связи, располагать людей к себе; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами конфликтующих сторон; способность выслушивать и убеждать;
· стрессоустойчивость в широком смысле слова, то есть интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость.
Когда управленческая ситуация расходится с привычной, стереотипной, оптимальное решение достигается путем творческой мыслительной деятельности. Для этого необходимы существенные волевые усилия. Но при каждом волевом напряжении происходят эмоциональные перенапряжения. Аккумуляция негативных эмоциональных стрессов приводит, с одной стороны, к срывам, неврозам и прочим заболеваниям, а с другой — как компенсаторная реакция у человека возникает отказ от творческих попыток, появляется стремление принимать решения по выработанным заранее алгоритмам.
По мнению Урбановича А.А. при явных преимуществах изложенных подходов, наиболее удачен подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:
· высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности. В этом — основа формирования и поддержания авторитета руководителя, от этого зависит качество выполнения порученных заданий;
· ответственность и надежность;
· уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Колеблющийся, мечущийся, неуверенный в себе руководитель не может вызвать доверие, достойно представить и защитить интересы своей организации. При влиянии на подчиненных недостаточно опираться властные, должностные полномочия. Влияние должно обязательно подпитываться эмоциональным, психологическим компонентом, находить внутренний отклик у подчиненных;
· самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных;
· способность к творческому решению задач, стремление к достижениям;
· эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими, независимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые отношения. Доказано, что в большинстве случаев эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах, а тем самым и его управленческую активность. Важно уметь сбрасывать эмоциональное напряжение. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их часто ведет к неврозам и к различным психосоматическим заболеваниям.
· коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. По данным ряда авторов, управленец тратит на общение более 3/4 своего рабочего времени. Большинство руководителей считают, что главная причина, по которой способному управленцу не удается хорошая карьера, кроется в том, что он плохо взаимодействует со своими коллегами и подчиненными. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, активно взаимодействует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе коммуникабельности, общительности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 323.