Биполярная оценка способностей к лидерству
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод биполярной оценки способностей к лидер­ству основывается на умении видеть положительные или отрицательные качества у людей, быть катего­ричным в своем решении и принципиальным в суж­дении о них. Если испытуемый склонен воспринимать даже плохих людей лучше, чем они есть на самом деле, или проявлять нерешительность в оценке лю­дей, то это может быть одним из признаков отсут­ствия у них лидерских качеств.

Испытуемому предлагается сделать мысленный отбор из числа своих знакомых двух человек: одного — наиболее положительного, подходящего для совмес­тной деятельности, а другого — наименее подходя­щего для совместной деятельности. Фамилии этих кандидатур нужно вписать в анкету, в которой слева  проставить положительные качества, а справа — от­рицательные.

Последовательно просматривая все десять качеств, испытуемый анализирует их применительно к каж­дой кандидатуре, выставляя слева оценки более под­ходящему, а справа — менее подходящему человеку. Причем оценки нужно выставлять по полной шкале: 5 — если качество имеет высокий уровень разви­тия; 4 — если качество хорошо развито; 3 — если качество неопределенно; 2 — если качество развито плохо и проявляется в отрицательном смысле; 1 — если качество постоянно проявляется как отрицательное.

После выставления оценок испытуемый подсчи­тывает сумму баллов более подходящей кандидатуре и отдельно сумму баллов менее подходящей канди­датуре. Затем из первой суммы вычитает вторую сум­му и отмечает в анкете показатель лидерства.

Впоследствии, просматривая заполненную анке­ту, необходимо проанализировать оценки и показа­тель лидерства. Чем выше его значение, тем вероят­нее у испытуемого наличие лидерских качеств. Кроме того, выставленные оценки позволяют судить о том, какие качества у испытуемого более развиты. Это объясняется тем, что человек приписывает другим людям те качества, которые свойственны ему само­му, и отрицает черты, которых у него нет. Объектив­ность методики биполярной оценки возрастает, если руководитель организует групповое обсуждение кан­дидатур, которых знают испытуемые.

Оценку лидерства можно проводить и при помо­щи сочинения на заданную тему. Испытуемым дают­ся задания написать кратко на листке бумаги свои ответы на вопросы: «Умеете ли вы руководить людь­ми?», «Можете ли завоевать в коллективе уважение и авторитет?", «Способны ли вы в трудную минуту быть впереди всех? Если да, то покажите это на примерах из своей жизни».

Затем сочинения анализируются и делается вывод о том, что думает о себе испытуемый, считает ли он себя лидером.

Анкета биполярной оценки

 

Оценки кандидатуре

 

1. Активен

2. Трудолюбив

3. Решителен

4. Уравновешен

5. Принципиален

6. Требователен

7. Исполнителен

8. Целеустремленный

9. Честный

10. Сильный

Более подхо­дящей Менее подходящей

1. Пассивен

2. Ленив

3. Робок

4.Беспокоен

5. Беспринципен

6. Нетребователен

7. Неисполнителен

8. Нецелеустремлённый

9. Бесчестный

10. Слабый

(фамилия) (фамилия)

Сумма баллов более подходящей кандидатуре

Сумма баллов менее подходящей кандидатуре

 

Рассмотренные методики психологического экс­перимента относительно просты, экономичны и удоб­ны для оценки личностных качеств подчиненного. К сожалению, эти методики не стандартизированы, не имеют достаточно точного количественного выраже­ния и поэтому в значительной мере субъективны. Это требует от руководителя глубокого понимания сути каждой методики и умения творчески ее применять, самостоятельно вырабатывать критерии оценки и ана­лизировать полученные данные.

Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.,1989.



Тестовая методика 5.2.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 318.