Оценка эффективности деятельности руководителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предлагаемый тест дает возможность оценить целый ряд факто­ров, на основании которых экспертами может быть составлено мне­ние об эффективности работы конкретного руководителя. В боль­шей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления.

Инструкция: «Перед вами тест, составленный по типу полярных профилей. Он со­держит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя».

Факторы 7654321 Факторы
1. Наличие стратегического мышления 7654321 1. Отсутствие стратегического мышления
2. Наличие управленче­ских способностей 7654321 2. Недостаток управлен­ческих способностей
3. Четкое понимание и принятие организационных целей 7654321 3. Недостаточное понимание целей организации
4. Высокий уровень социальной ответственности за решаемые задачи 7654321 4. Низкий уровень осознания социальной ответственности за решаемые задачи
5. Умение принимать управленческие решения 7654321 5. Неумение принимать управленческие решения
6. Наличие креативности как творческого импульса 7654321 6. Отсутствие креативности как творческого импульса
7. Наличие самоконтроля 7 654321 7. Отсутствие самоконтроля
8. Умение правильно организовать деятельность подчиненных 7654321 8. Неумение организовать деятельность подчиненных  
9. Стремление к инновациям 7654321 9. Отсутствие стремления к инновациям
10. Высокий уровень профессионализма   11. Стремление к получению новой ин­формации 7654321   7654321 10. Недостаточно высокий уровень профессионализма     11. Отсутствие стремления к получению новой информации
12. Применение эффективных стратегий в решении управленческих задач 7654321 12. Применение недос­таточно эффективных стратегий в решении управленческих задач
13. Способность идти на риск 7654321 13. Неспособность идти на риск
14. Проявление внимания к исполнителям 7654321 14. Отсутствие внимания к исполнителям
15. Умение положительно мотивировать ра­ботников 7654321 15. Неумение положительно мотивировать работников
16. Наличие навыков делового общения 7654321 16. Отсутствие навыков делового общения
17. Умение создать нормальный психологический климат в малых группах 7654321 17. Неумение создавать нормальный психологический климат в группах
18. Учет мнений исполнителей 7654321 18. Неучет мнений исполнителей
19. Умение культурно вести себя 7654321 19. Неумение культурно вести себя
20. Умение правильно осуществлять контроль за действиями персонала 7654321 20. Неумение правильно осуществлять контроль за действиями персонала
21. Умение влиять на других людей 7654321 21. Неумение влиять на других людей
22. Наличие положительных социальных установок   23. Правильное отношение к критике в свой адрес 7654321   7654321 22. Отсутствие достаточного количества социальных положительных установок   23. Неправильное отношение к критике в свой адрес
24. Стремление к личностному росту 7654321 24. Отсутствие стремления заниматься своим личностным ростом
25. Применение эффек­тивных стилей руководства людьми 7654321 25. Применение неэф­фективных стилей руководства людьми
26. Последовательность в достижении целей 7654321 26. Непоследователь­ность в достижении целей
27. Гуманное отношение к работникам 7654321 27. Безразличное отно­шение к работникам
28. Наличие эмпатии 7654321 28. Отсутствие эмпатии
29. Умение управлять группой 7654321 29. Неумение управлять группой
30. Умение пользоваться авторитетом и властью 7654321 30. Отсутствие авторитета и неумение пользоваться властью

Оценка результатов:

30-48 баллов – руководитель не пригоден к управленческой деятельности;

49-60 баллов – руководитель имеет мало оснований быть полезным данной организации;

61-90 баллов - эффективность работы руководителя слиш­ком мала;

91-120 баллов – руководитель недостаточно эффективен;

121-150 баллов - эффективность руководителя еще не доста­точна;

151-179 баллов – есть все возможности повысить свою эф­фективность;

180-210 баллов - эффективный руководитель.

Розанова В.А. Психология управления: Учебн. пособие. – М.,2000.


Тестовая методика 4.1.

Какой вы руководитель?

Психологическое содержание общей способности управленческой деятельности непосредственно свя­зано с признаками руководителя, к которым можно отнести следующие:

· умение отличать главное от второстепенного;

· умение сконцентрировать силы на решающем направлении;

· личная воля, ответственность и требовательность;

· владение моделированием и оптимальная мобильность в выборе продуктивного варианта действий;

· рациональная технологичность в управлении;

· умение выйти за рамки непродуктивных стереотипов-блокираторов и др.

Компетентный и опытный руководитель не будет подменять свой персонал, но всегда окажет помощь своему сотруднику в нестандартных ситуациях. Предъявляя высокую требовательность к ним, руко­водитель оперативно осуществляет функциональный маневр кадрами.

Данные и другие аспекты управленческой деятельности руководителя заложены и использованы в содержании теста. Он апробирован, проверен на валидность и пригоден для проведения самооценки руководителями основных управленческих способностей. Для этого необходимо отрицательно или утвердительно («да» или «нет») ответить на следующие вопросы:

1. Охотно ли вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем решения?

2. Трудно ли вам было отказаться от тех приемов управления, которыми вы пользовались, работая на более низкой должности?

3. Долго ли вы оказывали предпочтение ранее возглавлявшемуся вами подразделению, уйдя на повышение?

4. Стремитесь ли вы к тому, чтобы выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций?

5. Умеете ли вы (в основном безошибочно) дать целостную оценку своим подчиненным (руководителям более низкого ранга), квалифицировав их как сильных или слабых руководителей?

6. Легко ли вам выйти за рамки личных симпатий и антипатий в кадровых назначениях?

7. Считаете ли вы, что универсального стиля управления нет и нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческих ситуаций?

8. Считаете ли вы, что вам легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными?

9. Хочется ли вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом вами подразделении?

10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах человека как руководителя?

11. Часто ли вам приходится объяснять неудачи в управлении объективными неблагоприятными факторами (нехваткой жилья, перебоями в материально-техническом снабжении и др.)?

12. Часто ли вы ощущаете, что для эффективной работы вам не хватает времени?

13. Считаете ли вы, что если бы имели возможность чаще бывать на объектах, то эффективность вашего руководства значительно повысилась бы?

14. Предоставляете ли вы подчиненным вам сильным руководителям значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной статус?

Оценка результатов:

Ответы «да» на вопросы 1,6,7,9,10 оцениваются в один балл, на вопросы 5,14 — в два балла.

Ответы «нет» на вопросы 2,3,12 оцени­ваются в один балл, на вопросы 4,8,11,13 — в два балла.

Все остальные ответы оцениваются как ноль баллов. Максимально возможное количество бал­лов — 20.

От 0 до 5. По складу вы больше специалист, чем руководитель, и если представится возможность пе­рейти на такую должность, как, например, главный специалист, главный инженер и др., — не надо ко­лебаться.

От 6 до 10. Нельзя сказать, что вы сильный линей­ный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпри­нимать коренных реорганизаций. Не нужно также со­глашаться перейти в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих ру­ководителей и к мнению коллектива, больше внима­ния уделять кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе.

От 11 до 15. Вы относитесь к типу руководителя-организатора, умеете сконцентрировать силы на наи­более важных проблемах. К ним вы причисляете про­блему эффективного подбора и расстановки кадров, проблему разработки и согласования оптимального (реально выполняемого) задания, проблему матери­ально-технического снабжения. Ваша сила в том, что вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отде­ляете главное от второстепенного, умеете во что бы то ни стало добиваться решения принципиальных проблем, не останавливаетесь перед взысканиями. Дела в возглавляемом вами подразделении, как пра­вило, идут успешно.

Вам можно дать один совет: не запускайте теку­щие дела. Перепоручая их заместителям и помощ­никам, время от времени контролируйте исполне­ние.

От 16 до 20. Вы можете вывести из прорыва под­разделение, но вам трудно работать в «текучке». Вы ищете острые ситуации, стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую ка­рьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, вы не всегда успешно адаптируе­тесь, так как вам мешает излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководи­телями.

Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практичес­кое пособие. — Киев, 1994.



Тестовая методика 4.3.

Способность к лидерству (автор Р.С. Немов)

Методика предназначена для оценки способности к лидерству. Испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по результативности ответов делается вывод, облада­ет ли он персональными психологическими качества­ми, необходимыми лидеру. По каждому вопросу воз­можны ответы либо «а», либо «б».

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да, б) нет

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

а) да, б) нет

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да, б) нет

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

а) да, б) нет

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?

а) да, б) нет

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да, б) нет

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

а) да, б) нет

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

а) да, б) нет

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

а) да, б) нет

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

а) да, б) нет

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

а) да, б) нет

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

а) да, б) нет

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да, б) нет

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

а) да, б) нет

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

а) да, б) нет

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. С каким из этих двух мнений вы согласны:

а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми;

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

а) да, б) нет

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да, б) нет

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

а) да, б) нет

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне; чем последним в городе». Справедлива ли она?

а) да, б) нет

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

а) да, б) нет

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

а) да, б) нет

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

а) да, б) нет

28.Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

а) коллегиальный;

б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

а) да, б) нет

32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

а) промолчу;

б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

а) да, б) нет

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

а) да, б) нет

36. Что бы вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека;

б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?

а) согласен;

б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

а) да, б) нет

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

а) да, б) нет

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) у меня опускаются руки;

б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?

а) да, б) нет

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

а) да, б) нет

43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?

а) введу нужные изменения немедленно;

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать болтливого собеседника, если это необходимо?

а) да, б) нет

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того, что бы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да, б) нет

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

а) да, б) нет

47. Кем вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым;

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную;

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

а) да, б) нет

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

а) да, б) нет.

Обработка результатов

В соответствии со следу­ющим ключом определяется сумма баллов, получен­ных испытуемым. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл.

Ключ

ответы «а» в вопросах 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 15, 17, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 31, 32, 34, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 48;

ответы «б» в вопросах 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 18, 19, 25, 27, 29, 30, 33, 35, 36, 38, 40, 45, 47, 49, 50.

Если сумма баллов оказалась до 25, то качество лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то каче­ства лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась в пределах от 36 до 40, то качества лидера выражены сильно. Если сумма баллов больше, чем 40, то данный че­ловек как лидер склонен к диктату.



Тестовая методика 4.4.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 260.